Усилительная система Naim NAC 252/NAP 300 DR
В предыдущем прослушивании с усилителями Naim NAC 282/NAP 250 DR мы установили, как сильно влияет на характер звучания всего лишь одна замена блока питания преда на более продвинутый. Продолжим эксперимент — посмотрим, какой эффект даст системный апгрейд при помощи других компонентов.
Линейка усилителей Naim, которой мы посвящали отдельный большой обзор, выглядит обширной и весьма запутанной из-за разных конфигураций и системных дополнений, но, по большому счету, у пользователя не так уж и много вариантов для апгрейда звукоусилительной части своей аудиосистемы. Если разобраться, то это вообще простое пошаговое «роад-шоу» в одном направлении, не подразумевающее каких-либо отступлений и раздвоений.
Смотрите сами: пару из «стартовых» NAC 202/NAP 200 (единственную, которая изначально не требует покупки дополнительных компонентов питания) можно улучшить только при помощи блока NAPSC-2, обеспечивающего изолированное питание вспомогательных цепей.
И мы уже убедились в том, какой крутой результат дает столь простой шаг, когда готовили материал «Первая Смена».
Но в таком случае логичнее уже сразу сменить NAC 202 на более продвинутый NAC 252(282), у которого вспомогательный блок NAPSC-2 идет в комплекте. И на этом этапе можно обойтись без других блоков — основное питание для нового преда можно по-прежнему брать от NAP 200.
Внешний блок из Cap-серии потребуется, как только вы решите сменить «двухсотку» на более мощный NAP 250 DR или на любой другой оконечник, который не сможет служить источником энергии для преда. В теории для дополнения системы подойдет любой «Кэп», хотя экономически целесообразен только соответствующий по классу Hi-Cap.
Думаете, следующий шаг — переход на похожий внешне, но еще более аудифильский предварительный NAC 252 (напомню, что он отличается комплектующими самого высокого грейда и иной реализация питания с несколькими отдельными линиями)? Нет, такое улучшение получится слишком затратным. Поэтому сначала имеет смысл заменить в своей системе Hi-Cap на SuperCap. И мы уже убедились в том, какой крутой результат дает столь простой шаг, когда готовили материал «Первая Смена».
Лишь после этого резонно переходить на следующие в иерархии усилители, в том числе и на двухблочный оконечник NAP 300 DR. Последний поставляется со своим отделенным питанием NAP 300 PS, имеет выходные транзисторы, идентичные тем, что используются во флагманском мостовом NAP 500 и схемотехнику — как у Statement. Этот аппарат мы также опробуем в нынешнем тесте.
Выше этого уровня тема с постепенным апгрейдом попросту закрывается. Далее — только полная замена системы на стоящие особняком топовые «пятисотые».
Но приобщившись к Naim, вы фактически вступаете в сообщество фанатов, где всегда найдутся и те, кто купит у вас бывшую в употреблении технику этой марки.
Догадываюсь, о чем вы уже подумали, читая все вышеизложенное: по такому пути отправиться могут только безумцы, которым деньги жмут карманы. Да, это недешево, если исходить из стоимости новых компонентов. Но приобщившись к Naim, вы фактически вступаете в сообщество фанатов, где всегда найдутся и те, кто купит у вас бывшую в употреблении технику этой марки, и те, кто уступит по остаточной цене какой-нибудь компонент для апгрейда. Если не будет времени искать самому — обращайтесь к дилеру Naim, который профессионально решит все вопросы с трейд-ин. В отличие от компонентов других брендов, техника Naim не только уникальна, но и ликвидна. И если начать именно с б/у, а далее следовать описанным путем, то восхождение к вершинам станет не таким разорительным, как кажется поначалу, и практически исключит ошибку в выборе, которая обычно приводит к серьезным денежным потерям.
Однако вернемся к нашей системе. У нас сетевой источник Naim NDX 2 c внешним питанием XPS DR, а также оставшиеся от прошлого теста NAC 282 c продвинутым питанием SuperCAP DR и оконечник NAP 250 DR. Звучание такого сетапа с акустикой Totem Elemet Earth я подробно описал в прошлом обзоре, но напомню ключевые позиции: система предельно живая, но не суетливая, по-нэймовски отлично артикулированная и лишь немного закрытая, если судить по пространству.
Для начала попробуем заменить только оконечник. С NAP 300 DR звук меняется скорее внешне, чем внутренне. Это можно сравнить с пересадкой из восьмого ряда партера в третий-четвертый — вы просто чуть ближе к исполнителям. Эмоциональный настрой тот же, но «выдача» ударного баса и нижней середины иная. Динамические контрасты сильнее, тутти еще мощнее и чище, при этом басовые линии еще тверже и хорошо читаются даже в очень плотном спектре… В трактове NAP 250 DR они тоже были весьма выпуклыми, ясными и быстрыми, но «трехсотый» мощнее и основательнее в подаче самого низкого баса.
Это можно сравнить с пересадкой из восьмого ряда партера в третий-четвертый — вы просто чуть ближе к исполнителям.
Второе заметное улучшение — пространство. Оно перестало быть камерным. А еще в общей подаче появилась какая-то свобода и естественность. Вокальные интонации — не просто как на ладошке, а будто исходят от исполнителя, находящегося здесь же в комнате. Запомнилась, наконец, потрясающая пространственная и тональная разборчивость в середине — можно даже считать количество смычков в оркестре.
У прослушанного варианта не находишь каких-либо явных минусов. Да, исполнение музыки с «трехсотым» кажется немного ускоренным по сравнению с NAP 250 DR, и многие это тоже сочтут достоинством (хотя я бы поспорил). Но на сочетании NAC 282 + SuperCAP DR + NAP 300 DR действительно можно остановиться как на оптимальном, потому что менее затратный вариант апгрейда, подразумевающий замену преда, а не оконечника (т. е. конфигурация NAC 252 + SuperCAP DR + NAP 250 DR) такого мощного вовлечения и сопереживания не дает — она лучше только в некоторых «технических» аспектах (выше острота локализации виртуальных образов, еще более чистые и изысканные высокие…).
Проявляются какие-то незаметные отражения и другие тонкие пространственные моменты, которые позволяют лучше представить местоположение всех источников звука.
Теперь включим самую дорогую конфигурацию, заменив и пред, и оконечник. Не скажу, что это тот случай, когда глаза сами округляются от удивления, но перемены в звучании очень заметны. Во-первых, саунд мощно прибавляет в информативности. Жанрам с «электрической» или драйвовой агрессивной музыкой это не очень идет — появляется не слишком гармоничная и отвлекающая «перегруженность» (кавычки не случайны — речь не о динамической перегрузке). Зато к классике и акустической музыке это самая лучшая приправа — исполнение возвращается к своему естественному темпу без суеты и спешки, воцаряется полная ясность, исчезают любые невнятности. Виолончельная секция, например, чуть теряет в яркости и не пытается делать акцент на вибрациях, зато «деревянные» оттенки звучания этого инструмента воспроизводятся на порядок естественнее.
Во-вторых, становится более «читаемыми» на слух и сами залы, где записывалась музыка. Проявляются какие-то незаметные отражения и другие тонкие пространственные моменты, которые позволяют лучше представить местоположение всех источников звука. Это проявление затрагивает также и трудно локализуемые басовые ноты, поэтому и большие оркестры, и органные залы раскрываются во своем масштабе, хотя тестируемым усилителям не свойственно как-то выделять бас. Они просто его материализуют.
В-третьих, немного падает градус «игривости». По общему характеру воспроизведения это самая академичная система, но в ней наконец-то появляется та самая визуальная четкость и стабильность, которая бывает только при живом исполнении.
С чем это можно сравнить? Обычно приводят в пример окно — чем чище и прозрачнее стекло в нем, тем лучше видны детали и краски внешнего мира. Но усилительную технику более логично уподоблять зеркалу, а не окну. И там, где зеркало попросту дрожит (читай: не идеально питание усилительных каскадов), вы никогда не увидите четкого отражения, каким бы ни были совершенными остальные компоненты. Вот почему в Naim над всем этим так сильно заморачиваются.
СИСТЕМА
-
Сетевой проигрыватель Naim NDX 2 c блоком питания Naim XPC DR
-
Предварительный усилитель Naim NAC 282 и NAC 252 c SuperCap DR
-
Усилитель мощности Naim NAP 250 DR и NAP 300 DR/PS
-
Акустические системы Totem Elemet Earth
-
Кабели
-
межблочные — штатные из комплектации компонентов Naim
-
акустические Atlas Ascent 3.5
Naim
Производитель: Vervent Audio Group
naimaudio.com
Naim SuperCap DR
Входное гнездо Burndy 13 х 24 В, 2 входных DIN 5 pin (SNAIC) с линией 2 x 24 В, три выхода DIN 4 pin, вспомогательный выход питания DIN 5 pin 2 x 12 В || Потребляемая мощность: до 40 ВА|| Габариты: 432 х 87 х 314 мм || Масса: 11,6 кг
Naim NAC 252
Входы: 2 пары RCA, 6 DIN, вспомогательный вход питания DIN 5 pin 2 x 12 В || Выходы: 3 DIN, гнездо Burndy 13 x 24 В, || Чувствительность по входам: 75 мВ || Напряжение на основных выходах: 0,775 В || Габариты: 432 х 87 х 314 мм || Масса: 7 кг
Naim NAP 300 DR
Тип усилителя: транзисторный, двухтактный, класс AB || Номинальная выходная мощность (на нагрузке 8 Ом): 2 х 90 Вт || Пиковая выходная мощность: 500 Вт || Диапазон воспроизводимых частот (-3 дБ): 3 — 70000 Гц || Усиление по напряжению: 29 дБ || Минимальное сопротивление нагрузки: 2 Ома || Входное сопротивление: 18 кОм || Потребляемая мощность в режиме молчания: 25 Вт || Габариты: 432 х 87 х 314 мм || Масса: 12,6 кг (без учета массы блока питания NAP 300 PS)
Источник: salonav.com