Сетевой аудио проигрыватель Cocktailaudio X45
Хотя под классификацию all-in-one этот компонент и не попадает, поскольку не имеет встроенных усилителей мощности, его все равно следует считать одним из самых продвинутых сетевых аудиокомбайнов, возможности которых выходят далеко за привычные рамки цифрового проигрывания. Изучаем функционал, слушаем и удивляемся…
В новостях все еще мелькают заголовки типа «Компания N выпустила свой первый стример», но технологиям передачи аудио по сети на самом деле уже несколько десятков лет. Я до сих пор помню ту сложную гамму чувств восхищения и недоумения, оставшуюся от прослушивания первого сетевого транспорта Linn Klimax DS в начале 2008-го. Тогда казалось невозможным, чтобы какой-то странный аппарат, не имеющий даже признаков проигрывателя, воспроизводил аудиофайлы (которые вдобавок получал по витой паре с внешнего накопителя, а не хранил в себе) с более высоким качеством, чем серьезный CD-проигрыватель High End класса при воспроизведении компакт-дисков. Это выглядело полной мистикой, а технология считалась сложной для понимания даже на базовом уровне.
Я начал с этого экскурса потому, что многие меломаны до сих пор думают, что сетевое аудио ― это нечто непонятное, чрезвычайно навороченное и вдобавок бессмысленное с точки зрения музыкального коллекционирования. Конечно, стриминг не подразумевает привычного собирательства записей в виде какого-то личного файлового массива и дает вместо этого прямое подключение к огромным музыкальным базам, где по подписке можно найти и слушать что угодно. Это вообще иной способ получения удовольствия от музыки, который, кстати, никак не вытесняет коллекционирование редких музыкальных изданий на оригинальных физических носителях (или в виде файлов, аутентичных мастер-записи).
За все процессы отвечает высокопроизводительный Dual Core ARM Cortex A9, работающий на частоте 1 ГГц, а операционная система этого микрокомпьютера загружается с 8-гигабайтного хранилища NAND.
А еще стриминг на пользовательской стороне не требует какого-то сверхсложного оборудования. Достаточно домашней сети с доступом к интернету и обычного смартфона, чтобы подключиться к потоковым вещателям. Еще лучше вместо смарта добавить в систему так называемый аудиорендер, который по сути ненамного сложнее обычной сетевой LAN- или WLAN-карты. Ставим приложение для управления проигрыванием с него ― и готово!
Едва ли не самым показательным примером такой подключенности стал недавно испытанный нами Cocktailaudio N15D корейской компании Novatron. Инженеры взяли компактный USB-ЦАП c качественным усилителем для наушников и дополнили компонент блоком потокового воспроизведения, софтом для связи к внешними стриминговыми сервисами и слотом для внутреннего HDD/SSD-накопителя. В итоге получился недорогой, лаконичный, но полноценный стример с собственным хранилищем и управлением через смартфон, который по-прежнему можно использовать и для Head-Fi ― как USB-ЦАП.
Аппарат, который мы рассмотрим сегодня, намного серьезнее и служит примером противоположного подхода ― когда устройство с таким же базовыми сетевыми возможностями получает практически исчерпывающий функционал. Короче, в Novatron сделали этакий стриминговый мега источник/рекордер, заменяющий собой в системе массу других компонентов, что и делает его особо привлекательным.
Цифроаналоговое преобразование выполняется двумя 32-разрядными ЦАПами Sabre ES9018K2M.
Итак, здесь нам предлагают компонент в полном размере с прочным шасси из металлических пластин. Сетевая часть точно такая же, как и у N15D — современная гигабитная плата LAN (если необходимо беспроводное подключение, оно делается при помощи USB-донгла WiFi). За все процессы отвечает высокопроизводительный Dual Core ARM Cortex A9, работающий на частоте 1 ГГц, а операционная система этого микрокомпьютера загружается с интегрированного 8-гигабайтного хранилища NAND.
На задней панели находим слот под установку 3,5-дюймового HDD (куда, разумеется, можно вставить любые диски и в меньшем формате). Это и делает X45 функционально похожим на медиа сервер. Объем доступного дискового пространства зависит от того, какими винчестерами вы его укомплектуете ― в случае с 2,5-дюймовыми или SSD вы, скорее всего, будете ограничены двумя терабайтами, но при использовании HDD серверного класса можно получить и 8 ТБ. Мало? Дополнительные накопители подключаем с лицевой панели по USB или через пару высокоскоростных портов 3.0 на задней. Как и в N15D, «дисковый» интерфейс в X45 распознает накопители и флешки с файловыми системами FAT32.
Теперь отстранимся от «айтишной» составляющей и посмотрим, как выстроен аудиотракт. Сигнал может быть снят в цифровой форме: через выход AES/EBU, коаксиальный, оптический или USB Type-A (Audio Class 2.0). В последнем случае снимаются типичные для обычных протоколов ограничения на разрядность ― можно выводить и однобитовый DSD256 в «нативе», и PCM до 32 бит/384 кГц. Есть также и порт HDMI, на который выводится не только аудиосигнал, но и графическая оболочка управления.
Цифроаналоговое преобразование выполняется двумя 32-разрядными ЦАПами Sabre ES9018K2M. Выходы представлены как стереопарой RCA, так и балансными XLR. Заодно задействован и универсальный регулятор громкости в конверторах, поэтому любой из выходов можно переключить с режима Fix на Variable. Само собой, предусмотрены и цифровые входы, чтобы аппарат можно было использовать с другими источниками. Таком образом еще получаем достаточно продвинутый ЦАП с функцией преда.
Это еще не все. Встроенный привод с щелевым загрузчиком позволяет выполнять копирование компакт-дисков во внутренне хранилище, а заодно — и запись копий на CD-ROM. Также на X45 мы находим линейный вход, PHONO для винила (ММ) и даже гнездо под антенну для FM/DAB-тюнера. Возможности последнего мы сможем использовать лишь наполовину (в нашей стране нет вещания DAB), но все остальное, как вы, наверное, уже догадались, превращает X45 едва ли не в профессиональную звукозаписывающую машину, способную оцифровать винил, сигнал с аналогового входа или радиотрансляции из эфира. Производитель не называет марку АЦП, но в системном меню качество оцифровки можно задать вплоть до 192 кГц/24 бит. Не слабо?
И, к слову, все сделано по аудиофильским стандартам. Питается компонент от мощной системы с изолированными контурами для аналоговой и цифровой секций. За внутреннее тактирование отвечает термостабилизированный генератор. В плане форматов X45 практически всеяден ― поддерживает все распространенное lossy- и lossless-аудио, MQA, DSD, WAV/AIFF. Также он может работы в среде Roon с его удобным каталогизатором и специальными аудиопротоколами.
Источник, подключенный напрямую к оконечникам по балансным линиям, практически не добавляет ничего своего ― в его почерке очень трудно обнаружить какие-то «цифровые» следы.
Наконец, прибавляем встроенный аудиоредактор, штатное средство по поиску тэгов и альбомной графики из внешних баз, крупный дисплей на лицевой панели и энкодер для оперативного управления, традиционный пульт ДУ и, конечно, же мобильное приложение MusicX Neo, с помощью которого можно не только управлять проигрыванием, но также получить доступ ко всем хранилищам и проникнуть вглубь всех системных настроек. В итоге имеем единый сетевой центр для любых музыкальных экспериментов. И, в принципе, его остается дополнить лишь усилителями мощности.
Отдельно стоит отметить и разнообразные возможности для стриминговых подписок. Причем, в случае с Qobuz (как и некоторыми другими поставщиками контента) управлять воспроизведением, плей-листами и поиском можно и с их собственного приложения (первый скриншот), и через единый интерфейс MusicX Neo. В последнем случае лучше подходит планшет (второй ряд скриншотов). Хотя стартовая страница в текущей версии приложения и выглядит как-то пусто и не слишком стильно, зато названия композиций и альбомная графика на ней отображаются во всей полноте, что сильно упрощает работу с музыкальными базами.
Для прослушивания X45 была собрана система из моноблочных транзисторных усилителей класса А от Xindak XA8800MNE и акустических систем от Aurum Cantus V7F почти топового уровня. Да, оба названных производителя базируются в КНР, но среди «китайцев» это одни из самых продвинутых представителей в аудиоиндустрии. В частности, Xindak использует такую элементную базу и схемотехнические решения, что их компоненты вполне можно отнести к классу High End. Что касается Aurum Cantus, то эта компания стала известна еще в конце того века как производитель совершенно уникальных ленточных пищалок, выполненных из тончайшей алюминиевой фольги и способных передавать широкий диапазон частот с минимальными искажениями и без окрашивания.
Кстати, ясная, а где-то даже показательная нейтральность и есть ключевая особенность всей системы. Источник, подключенный напрямую к оконечникам по балансным линиям, практически не добавляет ничего своего ― в его почерке очень трудно обнаружить какие-то «цифровые» следы в среднем диапазоне или на ВЧ.
Некоторые Hi-Res вещички с того же Qobuz вообще зазвучали нисколько не хуже, чем c собственного носителя-флешки.
Нет также и какой-то невнятности или потери скорости на низких частотах. Все подается мощно и рельефно, с наполненной атакой и отличной пространственной определенностью. На мой вкус, саунд оказался даже более натуральным и пластичным, чем я ожидал услышать от ЦАПа с чипами ESS (обычно они вносят некоторый «глянец»). Возможно, прибавку органичности и обеспечила сама тестовая система ― сочетание бескомпромиссного класса А с качественными фильтрами и передовыми драйверами в АС порой способны творить чудеса.
Тем не менее, при всей фундаментальности и техническом совершенстве в подаче не было того, что мгновенно переключает интерес слушателя на саму музыку. Все равно сидишь и анализируешь работу системы: вот тут она хорошо собрала все детали, а там ― правильно выстроила задний план, здесь красиво показала весь шлейф гармоник какого-то инструмента, а затем смогла мощно и реалистично «выстрелить» ударными… При этом «аудифильность» зашкаливает, а исполнительское наполнение остается не слишком эмоциональным.
Я уже готов был переключиться эксперименты с цифровыми выходами и проигрывание через внешний ЦАП, но тут возникла мысль включить по аналогу X45 не напрямую, а через предварительный усилитель Xindak CA, отключив в источнике регулирование громкости. И это сработало! Усилилась телесность в середине, строгая структурность в басах дополнилась живой и теплой плотностью, заиграли самыми тонкими оттенками высокие. Если до этого переключение с одного стримингового сервиса проявлялось только в виде некоторой (и довольно формальной) разницы в техническом качестве контента, то теперь стали проступать не только различия по артефактам сжатия, но и тонкие артикуляционные нюансы. Некоторые Hi-Res вещички с того же Qobuz вообще зазвучали нисколько не хуже, чем c собственного носителя-флешки. И я уже который раз сталкиваюсь с подобным. Источник, который берет контент, возможно, вообще с другого континента и подключенный к домашней системе по более длинному, но видимо лучше согласованному аналоговому тракту (через пред с традиционным регулятором громкости), вдруг раскрывается намного лучше.
А еще этот результат подводит к заключению, что аудиотракт X45 сделан грамотно, что называется, «с носа и до хвоста». По этой причине мы стали проверять ни все промежуточные варианты коммутации аппарата, ни его дополнительный функционал, ни рекордерные возможности. Это все равно, что пытаться объять необъятное. Понятно одно: он может звучать классно и даже переиграть некоторые другие стримеры в этой ценовой категории.
КОМПОНЕНТЫ
-
Источники
-
ноутбук Apple MacBook Air A1465
-
планшет iPad Air
-
cмартфон Vivo X50 Pro
-
Предварительный усилитель Xindak CA
-
Моноблоки Xindak XA8800MNE
-
Акустические системы Aurum Cantus V7F
-
Наушники Audio-Technica ATH-MSR7b
-
Кабели:
-
межблочные RCA Xindak SF-Cu, XLR Xindak BF-Cu
-
USB InAkustik Referenz High Speed USB 2.0
-
акустический Xindak SC-01B
-
силовые Xindak PC-03
-
Кондиционер питания Xindak XF-2000ES
Cocktail X45
Производитель: Novatron Co. Ltd (Южная Корея)
Поддерживаемые форматы: WAV, FLAC, AIFF, AAC, ALAC, APE/CUE, MP3, M4A, WMA, OGG, MQA, DSD 2,8/5,6/11,3 МГц || Входы: 3,5 мм, RCA, Phono, AES/EBU, коаксиальный, оптический TOSLink, LAN, USB Type-B, USB Type-A 2.0, 2 USB Type-A 3.0 (Host) || Чувствительность аналоговых входов: настраиваемая в пределах 1-4 В RMS (7,5 мВ для Phono) || Слот под накопитель: SATA II, 3,5»/2,5» || Сетевые протоколы: UPnP, Samba, FTP и др. || Беспроводные протоколы: опция с USB-донглом WiFi || Выходы (регулируемые): RCA, XLR, Coax, TOSLink, HDMI, USB Type-A, Phones 6,3 мм || Максимальный уровень на аналоговом/балансном выходе: 2/4,5 В RMS || Динамический диапазон: до 130 дБ || Уровень гармонических искажений: 0,0004 % || Мощность на выходе для наушников: 100 мВт на 600 Ом || Отделка: черная или серебристая || Габариты: 441 х 111 х 330 мм || Масса: н.д.
Источник: salonav.com