Родом из 90-х, или Как я полюбил бюджетный CD-плеер TEAC CD-P4500
Говорить что-либо про сидюки-бюджетники столь же неинтересно, сколь и писать про автомобили-бюджетники. По крайней мере, так я думал в середине 90-х, когда этот плеер попал в мой дом. Спрашивается, что с него взять, кроме усредненного набора качеств, безликого дизайна и нехитрой технической начинки, подытоженных нищебродским ценником? Однако вот, все же пишу...
Удел подобных плееров — вечное прозябание в компании «дровяных» акустики и усилителя и пережевывание всякой попсы на пиратских дисках или болванках. Как бюджетному автомобилю не видать в своей жизни просторного обогреваемого гаража, так и бюджетному CD-плееру самой жизнью предназначено обитать в стандартных малогабаритных квартирах.
Собственно, TEAC CD-P4500 как раз из этой категории — гулко хлопающий загрузочным лотком бюджетник с несерьезным оранжевым дисплеем, скучнейшим пультом и экстерьером, который вряд ли можно записать в актив дизайнеру. Если таковой вообще имелся.
В 2021 году XXI века про этот аппарат давно и благополучно забыли даже меломаны со стажем, а аудиофилы о нем не знали как в 90-е — когда он появился на свет (официальный год релиза — 1993) — так не знают до сих пор, и вряд ли когда-то узнают. Не их это уровень: ведь это даже не топовый Hi-Fi, а всего лишь бюджетный ширпотреб.
Однако мое первое знакомство с этим аппаратом произошло не в магазине и не на горбушечно-митинских радиорынках, а в комнате прослушивания одной фирмы, специализирующейся на продажах аппаратуры High End. Ну или той, что в середине 90-х годов претендовала на это звание. Причем продавцом-консультантом был не кто иной, как Александр Клячин — впоследствии известный разработчик серьезной аппаратуры.
Система, в которой источником выступал TEAC CD-P4500, всех без исключения аудиофилов привела бы не то что в изумление, а вызвала бы самую настоящую оторопь: акустика Natural, монофонические оконечники Restek с предусилителем той же конторы, какие-то невыносимо дорогие кабели и весело голосящий TEAC CD-P4500 ценой в 400 долларов.
От такого чудовищного мезальянса любой аудиофил переполнился бы праведным гневом, но только не Александр Клячин. Тоном гуру, не привыкшего к глупым и пустым возражениям, он пояснил, что данный сидюк вполне неплох, музыкален и способен переиграть многих оппонентов с совсем другим ценником.
Действительно, в составе той системы TEAC CD-P4500 играл великолепно. Во всяком случае, придраться к каким-либо огрехам было невозможно — и не потому, что их не было, а потому что ничего подобного слышать мне в жизни не приходилось. Кстати, редко приходилось и впоследствии, когда аппаратура High End уже не выглядела как нечто фантастическое.
Все кончилось тем, что мои 400 долларов перекочевали к Клячину, проигрыватель был быстро упакован, и я отправился домой, раздумывая, где бы еще разжиться деньгами для покупки кабелей из бескислородной меди, что сватал мне будущий «доктор» Клячин.
Сами по себе бюджетники — будь то автомобили или аппаратура — это далеко не приговор. Среди них встречаются весьма интересные конструкции, благодаря которым можно совершенно определенно сказать, что это делали люди для людей. TEAC CD-P4500 — вне всякого сомнения, из этой категории.
Несмотря на достаточно распространенный однобитный ЦАП SAA7350 от Philips, сопряженный с 20-битным цифровым фильтром SM5840AP, аппарат действительно звучал. Как и прочие ЦАПы от Philips, SAA7350 устанавливался в огромное множество проигрывателей — от недорогих до весьма серьезных. Например, им оснащался Meridian 606 DAC, который не запишешь в простачки при всем желании.
То же самое касается и привода Sony KSS-210A — огромное число проигрывателей имело «на вооружении» этот механизм. Можно вспомнить и ментальную сестру TEAC CD-P4500 — Aiwa XC-950, практически полностью копирующую его по электронной части, приводу и ценнику. А можно вспомнить серьезный проигрыватель Audio Note CD2, разработчики которого из огромного разнообразия механизмов выбрали именно KSS-210A.
К несомненным плюсам привода стоит отнести его феноменальную живучесть и не менее феноменальную дешевизну линзы, замена которой даже сейчас, с хилым рублем, обойдется не более чем в 500 рублей. Это если обратиться к Интернет-магазинам Поднебесной.
Вот и получается, что TEAC CD-P4500, несмотря на ярко выраженную бюджетность, был собран из достаточно неплохих компонентов, которые встречались у проигрывателей в разы большей стоимости. Так что когда Клячин утверждал, что проигрыватель звучит, и звучит неплохо, делал он это не только из коммерческих соображений.
Разумеется, звучание не поражало тогда — и тем более не поражает сейчас. Не стоит искать у данного CD-плеера высочайшую детальность и широчайший диапазон, но при этом не скажешь, что TEAC CD-P4500 — дрова. Это на удивление честный проигрыватель, напоминающий трудолюбивого, полного энтузиазма японца, который с одинаковой исполнительностью и прилежностью готов хоть подметать улицы, хоть конструировать многорычажную подвеску.
Какой диск не скорми аппарату — японский Arch Enemy, лицензионный Whitesnake, пиратский U2 или аудиофильский, из каталога Chesky Records, — проигрыватель, оптимистично хлопнув загрузочным лотком, примется честно обрабатывать биты, выдавая бескомпромиссное звучание и стараясь ничего не упустить. И пусть не всегда ему удается петь во всю мощь своих цифро-аналоговых легких, но это не его вина. Видно, что он старается изо всех сил, не халтуря и не отлынивая от своих обязанностей.
Судя по всему, разработчики аппарата остались им довольны, потому что не махнули на него рукой и не сняли с производства после выпуска запланированного тиража, а вдогонку выкинули на рынок «старшего брата» — гламурный TEAC CD-5. Он не только получил неординарный дизайн с претензией на High End, но также и ряд доработок.
Транспорт у «пятерки» заработал более сдержанно, избавившись от сельской разухабистости младшего брата. Несмотря на практически одинаковую начинку, некоторые детали у TEAC CD-5 получили медную экранировку, а стальная пластина на внутренней стороне крышки стала еще более массивной и тяжелой. При этом блок питания по-прежнему не вписывался в пределы корпуса и снаружи был прикрыт выпуклой накладкой. Если вскрыть оба аппарата, то можно сыграть в игру «найди 10 отличий».
В свое время Кен Ишивата превратил неплохой бюджетный проигрыватель Marantz CD-63 в доработанную, именную версию — Marantz CD-63 KI, ставшую легендой. Практически по такому же пути пошли в TEAC — правда, помимо тюнинга электронной начинки, аппарат получил еще и полностью новый корпус, хотя, по сути, TEAC CD-5 остался тем же TEAC CD-P4500. Что говорит о том, что разработчики верили в его потенциал, раз решили превратить бюджетник в почти что премиальный аппарат.
В разные годы TEAC CD-P4500 соседствовал в одной системе с такими проигрывателями как Marantz CD-17 KI, TEAC VRDS-25 и Marantz SA-7001 KI, поэтому была возможность сравнить его звучание с представителями совсем другого ценового сегмента. Разумеется, все вышеназванные аппараты звучали лучше нашего героя, но вот сказать, что их превосходство было подавляющим, значит — соврать.
Они подавляли TEAC CD-P4500 только своими ценниками, но никак не звучанием. Если быть точнее, звучание TEAC CD-P4500 было не настолько ущербным, чтобы, ничтоже сумняшеся, выкидывать его на помойку, заодно с пачками условных единиц на покупку любого из вышеназванных проигрывателей.
За свою долгую жизнь TEAC CD-P4500 переиграл во многих системах, сменил нескольких хозяев, но затем опять вернулся ко мне. Вернулся потому, что это был аппарат с историей и честным характером. Не удивлюсь, если мне известна только часть его истории, ведь судя по серийному номеру, он мог быть одним из первых проигрывателей этой модели, которые добрались до России, что делает его еще более ценным.
К тому же, он был и остается представителем той прекрасной эпохи, когда компании выпускали бюджетные проигрыватели с неплохим звучанием, а сейчас таких днем с огнем не сыскать. Несмотря на то, что на вторичном рынке TEAC CD-P4500 стоит копейки, ценность этого проигрывателя не измеряется в рублевом эквиваленте. А данного аппарата тем более, потому что у него есть то, чего нет у большинства его собратьев — своя история.
Может, и не самая интересная, но она есть.
Источник: stereo.ru