Тест системы беспроводного кинотеатра в наушниках JVC XP-EXT1. Кинотеатра — и в наушниках!
Казалось бы, совсем недавно у нас вышел текст о том, что смотреть кино в наушниках — это моветон и неправильно. Но если подумать, наушники-то в первую очередь разрабатываются для музыки. Часть из них подстроена под игры, где многоканальному и объемному звуку уделяется уже заметно больше внимания. А наушников, созданных с прицелом на просмотр фильмов, не так уж и много. Тем и интересны эти JVC.
Во время пандемии наушники стали очень популярными — с их помощью удается отгородиться от внешнего мира и, наоборот, оградить внешний мир от тех звуков, в которые хочется погрузиться. И если с музыкой, записанной в стерео, все более-менее просто, то что же делать с фильмами, дополненными многоканальными дорожками?
Для них тоже есть подходящие наушники, хоть этот сегмент развивается и не очень активно. Именно что нацеленных на воспроизведение многоканального кинотеатрального звука наушников не более пяти моделей на весь мир, и самая новая из них — это JVC XP-EXT1.
Правда, просто назвать их наушниками неправильно, потому что помимо самих ушей в комплект входит еще и специальный хаб-ресивер, который как раз обрабатывает поступающий аудиосигнал и в правильном варианте отправляет его беспроводным образом на наушники. Так что перед нами действительно полноценная система кинотеатрального звучания.
Тяжелый люкс
На фотографиях вы видите чемодан — именно в нем мне привезли всю систему на тест, хотя обычно она поставляется в традиционной упаковке из плотного картона. Но кейс выглядел так круто, что мы решили его использовать в качестве реквизита.
И наушники, и ресивер изготовлены из пластика — качественного, жесткого, приятно-матового с парой глянцевых вставок. В оформлении нет китча или какой-то излишней фактурности, разве что кронштейны чашек капельку пошло сияют — но в целом система выглядит очень сдержанно. Здесь нет гуляющих с огромным люфтом кнопок, кривых строчек, скрипов, хрипов и заусенец — все гладенько, ровненько и аккуратненько.
Обычно у беспроводных наушников внешняя часть чашки — это сенсорная панель, а тут — логотип
И есть параметр, который убивает на корню все сомнения в премиальности системы — масса. Потому что наушники даже будучи пластиковыми получились тяжелыми, а с металлическими элементами стали бы совсем неподъемными.
Наушники весят 330 граммов — не очень много по аудиофильским меркам, но сразу предупреждаю: смотреть кино в этих JVC нужно откинувшись на спинку дивана, иначе где-то через два-три часа шея начнет уставать. На один фильм хватит, а вот сериальные марафоны без правильной поддержки шеи устраивать не стоит.
У наушников огромные овальные чашки с глубочайшими амбушюрами, в которых, кажется, можно спрятать госдолг США. Думаю, глубина амбушюров продиктована в первую очередь конфигурацией начинки в чашках, но и о комфорте слушателей инженеры JVC явно задумывались.
Динамик один — 40 мм. Но если взглянуть на чашку, будет видно, что в прорези амбушюров что-то торчит. В этом выступе как раз находится измерительный калибровочный микрофон, с помощью которого звучание наушников подстраивается под особенности конкретных ушей.
Зато вот здесь есть мелкая сенсорная панелька регулировки громкости
Измерения помогают системе достойно эмулировать звучание формата 7.1.4. В свое время я разбиралась с многоканальными наушниками и сначала из-за этого выступа в чашках думала, что в JVC используется конфигурация с несколькими динамиками. Однако это не так: эффект объема достигается здесь за счет умного фирменного алгоритма Exofield, использующего данные калибровки.
Далекий японский эксклюзив
Работа над этим алгоритмом велась несколько лет, и впервые его использовали не для кино, а для музыки: на домашнем японском рынке в 2017 году JVC под брендом Victor выпустила несколько комплектов наушниковых аудиосистем объемного звучания WiZMUSIC.
В этот комплект входили проводные наушники Victor HA-WM90-B с деревянными чашками (и стоимостью под 4 000 долларов), усилитель для наушников, всякие приятные плюшки вроде кейсов и тряпочек для протирки устройств от пыли, а также приложение-плеер для мобильных устройств, в котором можно было включать или выключать Exofield, и поддерживающий эту функцию плагин для foobar2000.
Однако самым важным элементом комплектации WiZMUSIC были калибровочные данные, которые снимались специалистами JVC для каждого покупателя индивидуально (в топовом наборе — еще и для четырех членов семьи) в студии Victor Studios. В этих данных и кроется вся магия наушников: с их помощью HA-WM90-B могли звучать, как мониторы PMC MB2, установленные в студии.
Осенью 2019 года серию WiZMUSIC выпускать перестали, а уже в январе на CES 2020 объявили о скором выходе кинотеатральной системы с Exofield. Есть страничка на портале JVC с подробным описанием Exofield, где говорится, что алгоритм позволяет расположить источники звука «вне головы» с реалистичной глубиной, создавая ощущение того, что звук идет не из наушников, а из полноразмерной аудиосистемы — сначала стерео, а теперь и многоканальной, поддерживающей в том числе Dolby Atmos и DTS:X.
К счастью, с XP-EXT1 не нужно ехать к представителям JVC для калибровки — здесь этим занимается встроенный микрофон, максимально приближенный к внутриканальному расположению.
Процесс калибровки прост: нужно подключить наушники идущим в комплекте кабелем к ресиверу, включить наушники и ресивер, запустить приложение на телефоне, подружить его с ресивером по Bluetooth и запустить процесс измерения, стараясь не шевелиться. В приложении сохраняются несколько измерений: это могут быть как данные одного и того же слушателя, так и нескольких.
Настроек в приложении хватает
Ресивер генерирует тестовые сигналы — импульсы и свипы, — а микрофоны записывают отклик ушей. В инструкции рекомендуют провести калибровку несколько раз, максимально плотно посадив наушники на голову — чтобы не мешали ни волосы, ни какие-либо серьги.
Я калибровалась трижды и в процессе просмотра фильмов выбрала наиболее устраивающее меня по звучанию измерение. Результат калибровки очень сильно зависит от того, насколько шумно в помещении и насколько хорошо наушники прилегают к ушам, так что этому моменту действительно стоит уделить внимание.
Работу алгоритма Exofield можно запустить либо в приложении, либо напрямую с наушников — для этого предусмотрена отдельная кнопка. Кроме нее у наушников есть кнопка включения, а также сенсорная панель регулировки громкости.
Я всегда с опаской и недоверием отношусь к нестандартно реализованному сенсорному управлению, но в JVC с ним справились неплохо. Также с самих наушников можно переключаться между входами.
Батареи им хватит примерно на 10–12 часов просмотра. Обидно, что в JVC решили использовать уже устаревший разъем Micro-USB — с Type-C система была бы актуальнее.
Почти взрослый ресивер
Входящий в комплект XP-EXT1 ресивер, по сути, представляет собой мини-версию классического AV-ресивера. У него есть три HDMI-входа, выход с поддержкой eARC, оптические входы и выходы, а также аналоговый аудиовход. Это легкая пластиковая коробочка, очень-очень тонкая и изящная. Ближе к фронтальной панели на верхней крышке есть глянцевая полоса, на которой расположены такие же тонкие и изящные кнопки.
Кнопок не так уж и много. Одна включает устройство, другой выбираются источники, третьей — режим звучания и запускается режим сопряжения с телефоном, а четвертой выбирается профиль персональной калибровки. На самой фронтальной панели находится разъем для подключения наушников кабелем — только для калибровки. На дне ресивера рядом с резиновой ножкой есть два рычажка-переключателя: одним регулируется уровень аналогового аудиосигнала, вторым включается поддержка HDMI CEC.
Этот ресивер можно подружить с полноценным AV-ресивером — нужно будет лишь подключить все источники сначала к ресиверу JVC, а уже сам ресивер JVC соединить с AV-ресивером. В таком случае ресивер JVC придется держать включенным во время работы источников даже в том случае, если вы не планируете пользоваться наушниками.
После калибровки наушники связываются с ресивером по Wi-Fi, работая на 2,4/5 ГГц — ресивер автоматически выбирает наименее загруженную полосу. К сожалению, почему-то радиус работы наушников оказался недостаточно большим — 10 с хвостиком метров через две стены пробивает с трудом.
Детский восторг
Система ориентирована как на работу со стриминговыми сервисами, запущенными напрямую на телевизоре, так и с внешними источниками. В случае с воспроизведением контента напрямую с телевизора, как ни странно, необходимо правильно настроить телевизор — сказать ему, что отдавать аудиосигнал нужно в многоканальном формате. Я сначала забыла об этом, поэтому, например, фильм «Тайлер Рейк» смотрела со стереодорожкой, которую уже сами наушники пытались преобразовать в 7.1.4.
И у них неплохо получалось — выстрелы были сочные, могучие и объемные. Особенно замечательно наушникам удавалось имитировать массивный рокот сабвуфера — действительно крупный, плотный, мощный, но при этом без лишнего гула, от которого начинает болеть голова. Сцена со взрывом автобуса в тоннеле в этих наушниках звучала попросту изумительно — масштабно, громко и со всех сторон.
Высотная составляющая микса, конечно, вызывала вопросы — по сравнению с настоящим Atmos не было четкой локализации, скорее звук был размазан по верхней плоскости. Но он там был.
Фильм скучный и вторичный до невозможности, но интересные операторские решения и действительно захватывающий звук заставили досмотреть его до конца. У JVC получилось создать именно тот самый масштабный кинотеатральный саунд — но был один момент, который помешал раствориться в этом ощущении кинотеатральности.
Наушники очень тугие. Они крепко и далеко не нежно обнимают голову, и я их постоянно на себе ощущала. Возможно, причина в том, что у меня были новые наушники, и со временем они разработаются и будут давить на голову меньше.
В чашке торчит измерительный микрофон
После просмотра ролика о продуманной работе со звуком в фильмах Майкла Бэя я решила, что первые «Трансформеры» с дорожкой формата 5.1 станут идеальным тестовым материалом для XP-EXT1 — и не прогадала. Лучшее, что можно смотреть в этих ушах — это вот такие спинномозговые блокбастеры.
«Трансформеры» в их исполнении — попросту какой-то детский восторг с этим булькающе-скрежещущим в самых разных точках саунд-дизайном, позволяющим как-то заземлить несуществующих на самом деле огроменных роботов и сделать их реальными.
Локализация шумов отличная, вертолеты явственно пролетают сверху вниз, экшен подробно раскидан по сцене и не смешивается в кучу. Каждый взрыв, каждую пробитую стену, каждое отлетевшее колесо можно отследить. Автоботы разлетаются на отдельные винтики не в голове — они действительно грохочут вокруг.
Пожалуй, у JVC есть проблема с голосами, причем проявляется она именно в изначально многоканальных миксах — в апмиксе из стерео этого не чувствовалось.
Голоса людей бывают несколько пустовато-плосковатыми, плюс локализация немного страдает: центральный канал, эмулируемый наушниками, звучит именно что внутри головы, а не перед ней, в то время как тыловые, фронтальные и сурраунд-каналы звучат именно там, где надо, с правильным чувством расстояния.
Из-за этого эффект от сцен с диалогами в «V значит Вендетта» в Atmos был очень странный, да и в тех же «Трансформерах» сами трансформеры звучали более реалистично, чем люди (видимо, причина как раз в том, насколько сильно их голоса обработаны и далеки от человеческих).
Возможно, в моем случае калибровка прошла как-то не так — я почитала форумы и некоторым слушателям избавиться от этого эффекта помогала повторная калибровка.
Инопланетный хруст
Систему можно использовать не только для фильмов — на это намекают аж четыре режима звучания: «Cinema», «Music», «Game» и пользовательский с настраиваемым параметрическим эквалайзером. Так что подключаем по HDMI ноутбук — и запускаем игры.
Наверное, это звучит странно, но в «Doom», помимо мощного, четкого гула эмулированного сабвуфера, чувствующегося и в выстрелах двустволки, и в самом саундтреке, меня поразила детальность: в голосе совершенно компьютеризированного персонажа — Веги — кажется, можно было расслышать вздохи, которые не до конца почистили на записи. К локализации противников вопросов вообще никаких нет — ясно, где кто находится и в какую сторону крутиться, чтобы выжить.
В «No Man's Sky» JVC дополнили ощущение бесконечного космоса, действительно расширив сцену до каких-то совершенно неприличных габаритов. Мелкие щелчки интерфейса космического корабля, стрекот и цокот инопланетных животных, детали в саундтреке от 65daysofstatic — все эти небольшие звуки, аккуратно раскиданные наушниками в трехмерном пространстве, как и в случае с «Трансформерами», позволили заземлить ощущения от игры и сделать ее намного более реальной.
А вот музыка, запущенная из Deezer, впечатлила не так сильно. По ощущениям, мелодии стали масштабнее и воздушнее, но к этому добавилось и отчетливое доминирование баса, которое далеко не в каждой ситуации было в тему. Правда, стоит отметить, что XP-EXT1 готовы играть на огромной громкости без искажений. С отключенной функцией Exofield наушники с любым типом контента звучат попросту скучно и пусто — именно на контрасте.
Не без нюансов
Это поразительная аудиосистема. Во-первых, настолько достоверного звучания хорошего сабвуфера в наушниках я раньше не встречала — это именно ощущение плотного удара в грудь, которое идет сразу в мозг, не раздражая при этом лишним гулом.
Алгоритм Exofield работает так, как обещано — он выводит звуковые образы далеко за пределы головы, располагает их в точно очерченных местах (за исключением высотной составляющей в апмиксах из стерео) и дает им массу воздуха и деталей. Однако он сильно зависит от исходного контента.
Лучше всего XP-EXT1 справляются со стерео, а вот 5.1, 7.1 и Atmos-версии страдают от нетипичной локализации центрального канала, из-за чего диалоги между людьми звучат чуть проще в сравнении с остальными звуками. В экшене это чувствуется не так сильно.
В этих амбушюрах можно утонуть
Я не могу сказать, что у системы есть минусы — скорее, нюансы. То, что наушники ощущаются на голове — это особенность их формата, моей головы и того, что у меня был достаточно новый, неразношенный экземпляр. Но все же стоит отметить пару моментов: у XP-EXT1 очень заметный фоновый шум, и при запуске воспроизведения с паузы первые две-три секунды в них ничего не слышно — фильм идет, а звука нет.
Но то, что достаточно классически выглядящие наушники в паре с пластиковой коробочкой способны сэмулировать ощущение кинотеатра — это возмутительно хорошо. Я бы рекомендовала их использовать, в первую очередь, для блокбастеров, поскольку в богатых разговорами и диалогами драмах особенность эмулирования центрального канала не удастся скрыть за взрывами.
Даже жаль, что я не успела глянуть в них «Довод».
Достоинства: поразительно объемная, воздушная эмуляция многоканального звучания, реалистичный и комфортный эффект сабвуфера, огромные мягкие амбушюры, в которые влезет любое ухо, функциональная система персональной калибровки.
Недостатки: центральный канал в многоканальных миксах уходит вглубь головы, наушники ощущаются на голове, при отсутствии сигнала есть фоновый шум.
Официальный сайт: https://ru.jvc.com/headphones/exofield/XP-EXT1/
Паспортные данные
Наушники
Динамик: 40 мм
Батарея: 3,7 В, до 12 часов работы
Масса: 330 г
Ресивер
Поддерживаемые форматы: Dolby Atmos, DTS:X, апмикс из 2.0 и 5.1 в 7.1.4
Входы: 3 x HDMI, 1 х оптический аудиовход, 1 x аналоговый аудиовход
Выходы: 1 х HDMI (с поддержкой eARC), 1 x оптический аудиовыход
Габариты: 26,6х15,4х3 см
Масса: 530 г (без учета внешнего блока питания)
Источник: stereo.ru