Фонокорректор iFi Audio Zen Phono
iFi Audio всегда славилась способностью создавать сложнейшие устройства в компактных корпусах, качеством звучания не уступающие полноразмерному хай-фаю.
Поэтому пусть вас не сбивают с толку массогабаритные показатели корректора Zen Phono — на самом деле это совершенно взрослый предусилитель с широкими возможностями и впечатляющими техническими параметрами.
Здесь всё дело в менталитете и опыте разработчиков: кто-то идёт проторенными путями, совершенствуя лишь элементную базу и добавляя новые опции, а другие для решения той же задачи ищут новые, более эффективные подходы. И британская iFi Audio как раз из таких новаторов.
Компания позиционирует корректор Zen Phono как «ультрадоступный компонент», поэтому я поначалу отнёсся к нему с некоторой прохладцей. Но заглянул в спецификации и был капитально заинтригован: отношение сигнал/шум по ММ-входу -94 дБА, четыре значения гейна, и три из них — для МС-головок с разной отдачей. Плюс наличие хитрого сабсоник-фильтра и балансного выхода… Как это удалось реализовать при габаритах корпуса 158 x 117 x 35 мм? Чтобы разобраться, откручиваем четыре винта и извлекаем печатную плату.
Первым делом рассмотрим цепи энергоснабжения. Постоянное напряжение 5 В от стенного адаптера поступает на преобразователь, вырабатывающий двухполярное питание +/-12 вольт. Как сообщает производитель, схема работает на частоте 1,2 МГц, поэтому помех в аудио диапазоне не наводит. Потребляемый от адаптера ток довольно большой, 0,5 ампера.
Главная её особенность — применение в звуковом тракте уникальных операционных усилителей Texas Instruments OVA2637.
Над схемой Zen Phono разработала команда инженеров во главе с Торстеном Лёшем (Thorsten Loesch) при участии Джона Кёрла (John Curl) — культового специалиста в сфере аудио. Главная её особенность — применение в звуковом тракте уникальных операционных усилителей Texas Instruments OVA2637, о которых мне не удалось найти в Сети никакой информации. Не исключено, что это какая-то заказная разработка, поскольку по ней имеется лишь краткое описание, выложенное на сайте iFi Audio. В нём упоминается чрезвычайно низкая плотность шума, искажения порядка 0,0001%, высокое быстродействие и коэффициент подавления синфазного сигнала 100 дБ. В каждом канале всего по одному сдвоенному ОУ, т.е. путь сигнала здесь предельно короткий, и с умощняющими транзисторными буферами на выходе. Несмотря на лаконичность схемы, в ней можно задать четыре коэффициента усиления для головок с разной отдачей — MM, MC High, MC Low и MC Very Low. В децибелах значения будут соответственно 36, 48, 60 и 72, т.е. в последнем случае входной сигнал усиливается в 3980 раз, а соотношение сигнал/шум не превышает -79 дБА. Это действительно уникальный показатель, особенно если учесть цену корректора. Уровень сигнала на выходах RCA при искажениях менее 1% может достигать 20 вольт, т.е. перегрузочная способность схемы гораздо выше рекомендуемых 20 дБ. Значит, Zen Phono способен воспроизводить без хрипа резкие пики сигнала на ВЧ, а щелчки пластинок не будут сопровождаться шумовыми шлейфами.
В цепях коррекции задействованы многослойные конденсаторы TDK C0G, которые, как сообщается в описании, по своим параметрам не уступают тефлоновым. Питание развязывается SMD-электролитами Panasonic. Внутренняя коммутация осуществляется микросхемой HCT4053, причём при переключении типа головки «на лету» хлопков в колонках нет, заданные параметры меняются плавно. Отклонения от стандартной кривой RIAA не превышают 0, 15 дБ.
Фильтр инфранизких частот включается кнопкой на лицевой панели. Схема его та же, что в более дорогих моделях iPhono2 и iPhono2 — она отсекает механический рокот проигрывателя, не внося в сигнал фазовых искажений.
Балансный сигнал снимается с гнезда под штекер Pentaconn 4,4 мм.
Несмотря на лаконичность схемы, в ней можно задать четыре коэффициента усиления для головок с разной отдачей — MM, MC High, MC Low и MC Very Low.
Для начала я решил замерить реальный уровень шумов у Zen Phono, задействовав специальный прибор Keenwood VT-172. По стандарту DIN Noise (взвешивающий фильтр А) по отношению к выходному уровню 1 вольт заявленные отношения сигнал/шум подтвердились с точностью до 1 — 2 дБ.
Для испытаний на музыке я по очереди устанавливал на проигрыватель две головки — MC Denon DL103 с выходным напряжением 0,3 мВ и ММ Goldring 2400 с выходом 6,5 мВ. Соответственно, усиление корректора задавалось 40 и 60 дБ.
В обоих вариантах индивидуальный характер звучания Zen Phono можно было отследить без труда. Сразу же замечаешь чистый, буквально отмытый верхний диапазон. В звучании тарелок много обертонов, чувствуется настоящий удар по металлу, вибрации кажутся вполне натуральными. Середина тоже хороша — она информативна и открыта, тембры инструментов и певческих голосов живые, с практически без упрощений. Здесь уже можно по достоинству оценить преимущества винила как носителя: приятное звучание с пластичным и свободным течением музыки.
В звучании тарелок много обертонов, чувствуется настоящий удар по металлу, вибрации кажутся вполне натуральными.
Несмотря на простоту схемы, свою задачу, т.е. формирование стандартной характеристики RIAA, корректор выполняет аккуратно. Тональный баланс у него ровный, атака резких звуков не затянута. Единственно, чем Zen Phono отличается от более дорогих предусилителей — чуть менее телесной нижней серединой и не столь энергичным басом. Тем не менее, он способен показать эмоциональное содержание музыкального произведения, а через это и повлиять на настроение слушателя. Важно и то, что корректор показывает характерные отличия MM и MC головок, т.е. его звуковое разрешение достаточно высокое.
Работу фильтра инфранизких частот на слух оценить сложно, поскольку ему отведён диапазон, не доступный для большинства акустических систем. Если слушать в качественных наушниках, можно заметить отсутствие некоторой напряжённости в самом нижнем регистре. А вот то, что фильтр не влияет на построение звуковой сцены, очевидно.
По разделению каналов, передаче пространственных эффектов, ни за что не скажешь, что имеешь дело с корректором начального уровня.
К созданию стерео картины здесь вообще трудно придраться. По разделению каналов, передаче пространственных эффектов, ни за что не скажешь, что имеешь дело с корректором начального уровня. Конечно, здесь многое зависит от класса головки, сам же предусилитель воспринимается достаточно прозрачным. Важно, что по характеру звучания он совершенно не похож на типовую бюджетную модель с тусклым, невыразительным звучанием. Таких сейчас на рынке не счесть, а вот Zen Phono способен показать и живость, и точность, а там, где нужно, и праздничную яркость.
МУЗЫКА
-
Gerry Mulligan Meets Ben Webster. Atlantic, 1959
-
Supermax, «World of Today». WEA Musik GmbH, 1977
-
Tchaikovsky, «Symphonie Nr.6 Op.7». Deutsche Grammophon, 1973
-
B52’s, «Whammy!». Island, 1983
СИСТЕМА
-
Проигрыватель винила PL-50, тонарм с жидкостным демпфированием.
-
Головки Goldring 2400, Denon DL103
-
Интегральные усилители TEAC BX-550 DC High Speed, CR Developments Calypso
-
Акустические системы Dynaudio Contour 1.3
iFi Zen Phono
Производитель: iFi Audio (Великобритания)
ifi-audio.com
Частотная характеристика: RIAA ±0,15 дБ || Отношение сигнал/шум MM/MC (Uвых. 1 В: -94)/-90/-84/-79 дБА || Коэффициент нелинейных искажений + шум MM/MC: 0,0003/0,0005 % || Усиление MM/MC: 40/48,60,72 дБ || Входное сопротивление MM/MC: 47 кОм/47 кОм, 1400, 110 Ом || Максимальное выходное напряжение: 20 В || Выходное сопротивление: 100/200 Ом || Входы: стерео RCA || Выходы: стерео RCA, Pentacon || Питание: 220/240 В || Масса нетто: 0,515 кг || Габариты: 158 x 117 x 35 мм
Источник: salonav.com