Акустические системы MartinLogan ElectroMotion ESL X
Хотя это и старшая модель в линейке ElectroMotion, но она не покажется громоздкой даже в относительно небольшом помещении. И что важно, это полноценные системы с электростатической панелью и пуш-пулльной басовой секцией в отдельном боксе. Значит, высокое разрешение в СЧ и ВЧ диапазонах должно органично сочетаться с глубоким басом. А как получается на самом деле?
Выбирая акустические системы, всегда хочется и бас мощный получить, и середину, богатую информацией, и высокое разрешение в верхней полосе. И особенно это актуально сейчас, когда мы вовсю слушаем HD-файлам с их широчайшим частотным спектром. И здесь же сталкиваемся с ограничениями, характерными для традиционной корпусной акустики. Чтобы линейно воспроизвести диапазон 40 – 22 000 Гц, понадобится его сначала электрически разделить, как минимум, на три полосы, а затем свести их вместе по звуковому давлению. Значит, имеем лишние потери энергии и искажения – как нелинейные, так и фазовые, влияющие на пространственные характеристики.
Причём басовое звено здесь сдвоенное – на передней и задней панелях установлено по 8-дюймовому драйверу с диффузорами из пропитанной целлюлозы.
Но выход есть, и он находится на стыке технологий – это сочетание динамических и планарных, в нашем случае, электростатических излучателей. Такой симбиоз освоила американская MartinLogan и успешно применяет во многих своих моделях серии ESL.
Модель ESL X может служить классическим примером, как решается упомянутая выше задача на практике. Это классические полутораметровые электростаты с динамической НЧ-секцией. Причём басовое звено здесь сдвоенное – на передней и задней панелях установлено по 8-дюймовому драйверу с диффузорами из пропитанной целлюлозы.
Подвижная система этих головок чрезвычайно лёгкая, и магнитная система усиленная, за счёт чего они моментально откликаются на приходящий сигнал. Тандем работает синфазно, и за счёт такой пуш-пулльной конструкции удалось радикально снизить вибрации корпуса. Любопытно, что передний драйвер фильтруется на 400 Гц, а задний – на 100 Гц, чтобы усилить отдачу в самом нижнем регистре. НЧ-оформление — фазоинвертор, порт невероятно большого сечения выведен на нижнюю плоскость корпуса. Ножки с шипами достаточно высокие, и зазор достаточно велик, чтобы не препятствовать свободному распространению акустической энергии. Нижняя рабочая граница ESL X заявлена на 41 Гц (+/- 3 дБ), для сабвуфера таких габаритов глубина баса вполне адекватная.
Выпуклая форма панели обеспечивает расширенную диаграмму направленности на высоких частотах.
Что очень полезно для натурального воспроизведения, весь остальной диапазон, вплоть до 22 кГц воспроизводится одним излучателем – электростатической панелью. Это усовершенствованный преобразователь XStat, работающий по принципу линейного источника, с фирменным названием Curvilinear Line Source (CLS). Выпуклая форма панели обеспечивает расширенную диаграмму направленности на высоких частотах. При высоте 102 см и ширине 23 см площадь излучения получается 2244 кв. сантиметров, поэтому даже при мизерном смещении плёнки объём перемещаемого воздуха достаточен, чтобы создать ощутимое звуковое давление. Для оптимального временного согласования полос панель слегка наклонена назад.
Конструкция электростатического излучателя достаточна сложна, поскольку (как часто бывает в технике) должна удовлетворять взаимоисключающим требованиям. Рама, на которой крепится мембрана, одновременно должна быть жёсткой во избежание деформации излучающей поверхности и при этом прозрачной для прохождения звуковых волн. Специалистами MartinLogan была создана собственная конструкция AirFrame Blade – она лёгкая и прозрачная, но не деформируется при высокой громкости и стабильно держит форму при перепадах температуры. При своих габаритах ElectroMotion ESL X не выглядят громоздкими, наоборот, они вносят в дизайн интерьера некоторую нотку футуристичности. Единственно, что нужно учитывать – системы дипольные, т.е. с одинаковой интенсивностью излучают и вперед, и назад, поэтому близко к задней стене системы лучше не придвигать во избежание вредных отражений.
Четыре «восьмёрки» в нижнем регистре – это убедительно. И гораздо интереснее, чем в системе с выносным сабвуфером.
Кроссоверы – традиционные для систем MartinLogan. Это фирменные схемы Vojtko с малыми фазовыми искажениями, собранные из качественных комплектующих. Возможность раздельного подключения сабвуфера и ESL панели может пригодиться в реальной жизни, поскольку импеданс системы на 20 кГц падает до 1,6 Ом. Здесь схема bi-wiring или даже bi-amping может очень пригодиться, если у вас большая комната и вы любите слушать музыку на высокой громкости.
Как у и всех систем класса ESL, для создания поляризующего напряжения здесь требуется внешнее питание, которое подаётся от стенного адаптера. Потребляемый ток всего несколько миллиампер, так что за лишний расход электроэнергии переживать не стоит.
Внешняя отделка возможна в двух вариантах: рояльный лак либо шпон тёмной вишни с чёрной электростатической панелью.
Колонки подключались к усилителю Mytek Brooklyn Amp – он хоть и скромный по габаритам, но в предыдущих тестах продемонстрировал незаурядный потенциал.
Четыре «восьмёрки» в нижнем регистре – это убедительно. И гораздо интереснее, чем в системе с выносным сабвуфером. Легкие бумажные диффузоры передают не только глубину баса, но и его структуру, оттенки и малейшие подробности. Билли Кобэм, Drum Solo – своего рода симфония, сыгранная на ударной установке. На записи каждый барабан, каждый удар отличается по тембру, атаке и реверберациям. И на нашей системе всё это различимо вполне отчётливо. ESL X реагируют быстро, не затягивают басовые ноты и время от времени выдают инфранизкие субтоны.
Вообще, если говорить о форме и содержании, то ElectroMotion ESL X прекрасно раскрывают и то, и другое.
Остальная часть диапазона – традиционная для ESL панелей. Как всегда, очень хорош контраст между басом и прозрачным верхним диапазоном. Возможно, чуть не хватает «воздуха» на самом верхнем краю, зато драйв гармонично сочетается с легкостью и информативностью середины, и это очень эффектно. Даже такая несложная электронная музыка, как Airwave (The Wrath Of Tambora), приобретает какой-то смысл – исключительно за счёт красоты и аккуратности подачи. Вообще, если говорить о форме и содержании, то ElectroMotion ESL X прекрасно раскрывают и то, и другое. Да и к динамике придраться сложно – органные произведения Terje Winge (Organism) звучат впечатляюще, совсем близко к тому, что можно услышать в реальной жизни.
Ширина пространственной картины ограничена лишь размерами комнаты. Даже если разнести акустику метров на пять, провала в звуковой сцене не будет. Диаграмма у панелей ESL действительно широкая и, несмотря на их габариты, привязка мнимых источников ощущается лишь там, где это задумано при сведении фонограммы. Был удивлён, насколько внушительная панорама получилась на известном треке Oasis (It’s Good) To Be Free – с плотным саундом и чётко прорисованными нюансами.
Да, чтобы развернуться этим колонкам по-настоящему, понадобится свободное пространство, но даже в относительно небольшой комнате результат будет намного интереснее, чем с традиционной корпусной акустикой.
СИСТЕМА:
-
Сетевой аудиоплеер Aurender A10
-
Цифроаналоговый конвертер Mytek Brooklyn DAC+
-
Усилитель мощности Mytek Brooklyn Amp
-
Кабели: звуковые Hi Fidelity Cables, сетевые DAXX
MartinLogan ElectroMotion ESL X
Производитель: MartinLogan, Ltd, (США)
Конфигурация: 3 излучателя, 2 полосы || Низкочастотное оформление: фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот: 41 – 22 000 Гц (+/- 3 дБ) || Чувствительность: 91 дБ (2,83 В@ 1 м) || Частота разделения полос: 400 Гц || Сопротивление номинальное/минимальное: 6/1,6 (20 кГц) Ом || Рекомендуемая мощность усилителя: 20 – 400 Вт || Горизонтальная/вертикальная дисперсия: 30/40 град. || Потребляемая мощность: менее 2 ВА || Отделка: чёрный глянец, тёмная вишня || Габариты: 1503 x 238 х 526 мм || Масса: 23,6 кг (каждой)
Источник: salonav.com