Наушники T+A Solitaire P c усилителем T+A HA 200
Они наверняка стали бы звездами High End Munich, если бы не отмена главной аудиофильской выставки из-за пандемии. Ведь в разработку первых «изостатических» наушников и универсального телефонного усилителя/ЦАПа с беспрецедентно широким функционалом немецкая компания T+A направила всю свою инженерную мощь.
ПЕРВАЯ ВЕЛИЧИНАВ начале двухтысячных, когда стали значительно расти продажи наушников, многим казалось, что явление носит временный характер. Но спрос так и не обвалился. А вскоре последовал и «большой взрыв» всего сегмента персонального аудио, причем его расширение за счёт изделий самого высокого класса, к которым, безусловно, относится и рассматриваемый здесь комплект, продолжается до сих пор.
Многие фирмы, выпускающие Hi-Fi, примыкают к модному тренду и добавляют в свои каталоги похожие товары. Некоторые их них решают эту задачу бэдж-инжинирингом, для чего даже не надо выделять ресурсы на разработку – у стороннего производителя наушников заказывается готовая конструкция в слегка измененном дизайне и на нее ставится нужный логотип. Однако такой способ не подходит для High End Audio. При всем кажущемся рыночном изобилии моделей топ-класса, доступных для «клонирования» под разными марками, изделий почти нет – мало кто из разработчиков захочет делиться с конкурентом эксклюзивными техническими решениями. Да и таким авторитетам, как T+A, чужие разработки ни к чему – компания сама взялась за конструирование, используя собственный инженерный потенциал и инновационные идеи. И только так появляются по-настоящему оригинальные вещи, соответствующие самым высоким стандартам.
Инженерам T+A удалось получить вполне приличную чувствительность при довольно высоком для магнитопланаров электрическом сопротивлении.
Я не случайно акцентирую внимание на этом, потому что слышал, как люди, в том числе и сами продавцы, не вникнув в детали, уже называли первые в истории T+A наушники «похожими на Зеннхайзеры», а новейший телефонный усилитель – продолжением линейки компактного аудио. Но сейчас вы увидите, что все гораздо серьезнее, а сходство – скорее внешнее.
Особый расклад
Те, кто в теме, знают, что – название топовой акустической линейки Т+А, и присвоив его своим дебютным наушникам, компания прозрачно намекнула на высокий уровень разработки. Принцип преобразования в Solitaire P – магнитостатический, по всем признакам и техданным аналогичный магнитопланарному. Сами наушники по форме чашек и системе подвеса и в самом деле напоминают культовые электростатические «Орфеи» HE90, которые многие аудиофилы до сих пор считают лучшими открытыми наушникам в мире.
Впрочем, общий дизайн у T+A другой – он строже, современнее, надежнее. Основные детали – эллипсовидные корпуса, поворотные коромысла и элементы шарниров-креплений – отфрезерованы из легкого высокопрочного алюминиевого сплава и прослужат бесконечно долго. Внешние сетки кажутся тонкими и невесомыми, но они весьма прочны за счет глубокой прессованной формы – и не чувствительны к внешним воздействиям, устойчивы к царапинам. Продуманность, исключительная точность подгонки и высокое качество материалов наблюдается и во всех мягких частях, обшитых искусственной гипоаллергенной кожей и алькантарой (эти материалы отличаются также и большей стойкостью к износу в сравнении с натуральной кожей и замшей). Кстати, наушники можно будет заказать в разных вариантах – производитель планирует выпуск сменных чашек с открытым и полуоткрытым дизайном.
Теперь разберемся с классификацией. Инженеры T+A назвали свою конструкцию магнитостатической, т.к. созданный ими изодинамический излучатель размером 110 x 80 мм помещен в уникальную обвязку. С внешней стороны на специальной рамке закреплено 19 неодимовых магнитов-лезвий. Образуемое ими «жалюзи» не препятствует прохождению звуковых волн, а нужное акустическое демпфирование задается пассивной мембраной, помещенной в узкий зазор между внешней магнитной системой и основной пленкой с токопроводящими дорожками. А со стороны, обращенной к голове слушателя, магнитов нет вообще. Там – только акустически прозрачная перфорированная решетка и защитная текстильная вставка. То есть по конструктиву Solitaire P в самом деле напоминают электростатические наушники!
Саунд в лучших фирменных традициях T+A: академичный, элегантный и бесконечно точный, словно на технику вообще не распространяются какие-либо ограничения.
Конечно, односторонние магнитопланары не являются абсолютно уникальными. Этот принцип позволяет снизить массу наушников, избавиться от нежелательных эффектов, которые могут возникать при прохождении акустических колебаний через «забор» из магнитов, но не способствует повышению чувствительности. А инженерам T+A удалось получить вполне приличную чувствительность при довольно высоком для магнитопланаров электрическом сопротивлении. Кстати, обратите внимание, что в характеристиках она указана относительно входного напряжения, а не мощности.
Именно поэтому Solitaire P вполне подходят и для работы напрямую от портативной техники. Правда, не от всякой. Наличие аудиофильской начинки и даже балансного выхода у плеера, как выяснилось, еще не дает гарантий. Мы попробовали подключиться к Cayin N8 и к Sony NW-WM1Z – первый выдал на наушники T+A бомбическую динамику, а второй – не смог. Чтобы проникнуться чистотой и точностью его звучания, пришлось слушать в полной окружающей тишине.
С родным усилителем/ЦАП T+A HA 200 получилось предсказуемо интересно. Это саунд в лучших фирменных традициях T+A: академичный, элегантный и бесконечно точный, словно на технику вообще не распространяются какие-либо ограничения по диапазону или динамике. На ничтожные 0,015% гармоник (заявлены для излучателей, а не для усилителя!) я смотрел с недоверием, но теперь готов поверить, что это реальные значения – как бы ни была насыщена или контрастна эта часть спектра, но в Solitaire P она всегда воспроизводится ясно. Уловить там какие-то искажения на слух невозможно даже на повышенной громкости.
Бас – слегка подчеркнутый и более наполненный, чем у прочих пленочных наушников, вдобавок в нижней полосе имеется приличный запас по абсолютной динамике. К верхнему диапазону тоже не придраться – подкраски нет, все звонкие с металлическим спектром приятно-резкие, а шумовые – не «пересушены».
Простите, но я снова не удержусь от упоминания «Орфеев». В свое время они обескуражили меня способностью «причесывать» все детали и раскладывать звуковую атмосферу буквально на молекулы. Solitaire P выдают очень похожую микродетальность, но облекают её в более силовую и динамичную форму.
T+A Solitaire P
Производитель: T+A elektroakustik GmbH & Co. KG (Германия)
Сопротивление: 80 Ом || Акустическое оформление: открытое || Воспроизводимый диапазон: 5 — 54 000 Гц || Коэффициент гармонических искажений: не более 0,015% (на 100 дБ) || Чувствительность: 101 дБ/В || Масса: 530 г
Главное действующее лицо
Такой результат вряд ли был возможен без идеального усилителя. Я даже так скажу: первые наушники у T+A без сомнений получились крутыми, но HA 200, как далее выяснилось, – это вообще нечто. И вовсе не из-за дизайна, в котором стрелочные VU-метры так стильно дополняют современный OLED-дисплей. В лиге «персональщиков» это чемпион по функционалу и универсальности. Он не входит ни в одну из существующих линеек T+A и стоит на особом месте. По габаритам лишь немного крупнее компонентов «малой» серии 8, но по концепции это такая же бескомпромиссная штука, как и все флагманские HV.
Преобразователь – фирменный T+A True с переключаемым набором фильтров (среди которых теперь есть NOS – без фильтрации) и сдвоенной архитектурой. Работа с однобитовыми потоками (вплоть до DSD1024!) и конвертация PCM (до 32 бит/768 кГц) осуществляется в нем отдельными оптимизированными ЦАПами.
Усилительная секция реализована на полевых транзисторах и не содержит ни одного операционника в сигнальном тракте.
Усилительная секция реализована на полевых транзисторах и не содержит ни одного операционника в сигнальном тракте, а регулировка громкости построена на матрице из резисторов, переключаемых герметичными реле с золотыми контактами так, что звук всегда следует по кратчайшему пути. Питание у аналоговой секции свое – от пары 50-ваттных трансформаторов с отдельными схемами стабилизации и буферными емкостями. Входы представлены парой RCA и XLR. Выходов на другие компоненты не предусмотрено, зато гнезд для подключения наушников целых три – два подразумевают балансный вывод сигнала, а третий сделан под стандартный четвертьдюймовый джек. Производитель не указывает выходную мощность HA 200, но по моим подсчетам она может достигать 3 — 4 ватта на нагрузке 8 Ом (в классе А).
HA 200 идеально заточен под все виды цифровых источников. Его интерфейс подготовлен под SPDIF и AES/EBU, работает с USB и HDMI, дополнен продвинутым Bluetooth aptX HD, а в перспективе получит еще и сетевое расширение (не случайно на нем аж три гнезда RJ45 – два диагностических E2 Link и один Sys In).
Также HA 200 обладает широчайшими регулировками. У него есть темброблок, отключаемая тонкомпенсация, функция перекрестного смешения каналов для получения иллюзии реалистичной сцены при прослушивании в наушниках, селектор выходного импеданса (от 8 до 80 Ом) и, наконец, упомянутые фильтры ЦАП.
Вот с них и начнем. Это самый тонкий инструмент подстройки. FIR 1 и FIR 2 в разной степени слегка смягчают динамический рисунок и добавляют пластичности в среднечастотную полосу. Установки Bezier 1 и 2 дают больше «воздуха» и при этом могут немного ослаблять жестковатость на ВЧ в особо «злых» или нарочито «цифровых» записях. Самая натуральная середина и самый реалистичный бас – в NOS, когда цифровой сигнал вообще конвертируется как есть.
FIR 1 и FIR 2 в разной степени слегка смягчают динамический рисунок и добавляют пластичности в среднечастотную полосу.
Но этот режим, на мой взгляд, подходит не для всякого источника и тем более не для всяких наушников. При воспроизведении файлов Hi-Res с ноутбука программой Vox (бета-версия с ресемплером), подключенного по асинхронному протоколу USB, и при прослушивании через Solitaire P он покорял музыкальной информативностью, а для сетевого рендера, соединенного по S/PDIF, более оптимальным показался Bezier 1 или 2. Другой пример: “нефильтрованный” режим тракта идеально подходил к наушникам Meze Empyrean, а c Audeze LCD-4, отличающихся весьма акцентированной подачей деталей на краях диапазона, эффект максимально реализма включался лишь в некоторых режимах FIR.
В завершение добавлю, что реализованная в HA 200 подстройка сопротивления на выходе для наушников – очень толковая вещь. С усилителем T+A я перепробовал массу других наушников, не указанных в перечне компонентов, и должен сказать, что эта настройка лишь частично заменяет привычный Gain, задающую, как правило, общий коэффициент усиления тракта (например ослабляет его для работы с высокочувствительными наушниками). Зато она позволяет добиться не «количественного», а именно «качественного» соответствия нагрузки усилителю, что и делает HA 200 по-настоящему универсальной и незаменимой машиной, способной раскрыть потенциал всех серьезных наушников.
Не исключаю, что перед нами вообще новый эталон в своем классе. Во всяком случае еще ни один усилитель/ЦАП для наушников не вызывал большего доверия, чем этот.
T+A HA 200
Входы: стереопары RCA и XLR, AES/EBU, BNC, 2 коаксиальных S/PDIF, 2 оптических TosLink (PCM до 192 кГц/32 бита), 2 USB Type B (PCM до 768 кГц/32 бита, DSD1024), 2 HDMI || Выходы: “джек” 6,3 мм, Pentacon 4,4 мм, XLR 4-pin, HDMI ARC I2C – опция || Bluetooth: A2DP/AVRCP 1.4, кодеки aptX HD, aptX, SBC, AAC || Аналоговые выходы: стереопара RCA, стереопара XLR, пара балансных TRS, 6,3 мм на наушники || Сопротивление аналоговых входов: 10/20 кОм (RCA/XLR) || Разделение каналов: 108/110 дБ || Максимальный выходной ток в классе А: 700 мА || Воспроизводимый диапазон: 0,1 – 200 000 Гц || Отношение сигнал/шум: 110/114 дБ || Гармонические и интермодуляционные искажения: менее 0,001% || Потребляемая мощность: до 100 Вт || Габариты (В х Ш х Г): 100 x 320 x 340 мм || Масса: 6,5 кг
КОМПОНЕНТЫ
-
Сетевой проигрыватель Aurender N100SС
-
Ноутбук Apple MacBook Air A1465
-
ЦАП Schiit Modi Multibit
-
Цифровые плееры Sony NW-WM1Z, Cayin N8
-
Наушники Audeze LCD-4, Meze Empyrean
-
Кабели
-
межблочные In-Akustik Referenz NF-204 Micro-Air
-
цифровые In-Akustik Referenz High Speed USB 2.0 и AudioQuest VDM-3 (75 Ом)
-
силовые In-Akustik AС-1502
Источник: salonav.com