Активный сабвуфер MartinLogan Dynamo 600Х
Чтобы бас радовал глубиной и чёткостью, не вызывая неприятных ощущений, приходится тратить много времени на настройку сабвуфера. Хорошо, если они есть в AV-ресивере, а если нужно построить простую конфигурацию 2.1?
В старших сабвуферах MartinLogan Dynamo есть одна грамотная опция, позволяющая адаптировать их к любым условиям. Слушаем модель 600Х в музыкальной системе.
Американская MartinLogan завоевала мировое признание благодаря своим электростатическим системам, а то, что компания имеет огромный опыт в создании активных сабвуферов, известно не так широко. Между тем, только в актуальной линейке Dynamo у неё пять моделей – 400, 600Х, 800Х, 1100Х и 1600Х с драйверами разного калибра и усилителями разной мощности. Так что подходящую бас-машину можно подобрать под любые задачи и условия.
Как видите, начиная с 600-й модели, которую мы собираемся слушать, к номеру добавляется литера «Х», и она на самом деле очень важна, поскольку указывает на наличие крайне полезных дополнительных возможностей. Но об этом чуть позже.
Встроенный усилитель класса D имеет мощность 120 Вт RMS, а в пике она может достигать вдвое больших значений. Этого, как правило, вполне достаточно для озвучивания комнаты площадью 30 – 35 метров.
В Dynamo 600Х установлен 10-дюймовый драйвер, а нижняя рабочая граница заявлена на 27 Гц. Полипропиленовый диффузор направлен вниз, рядом с ним врезан щелевой порт фазоинвертора (в старших моделях, начиная с 800Х, можно переставить ножки корпуса и направить излучение вперёд). Благодаря усиленной стальной корзине и подвесу с инвертированным профилем подвижная система динамика сохраняет симметричные смещения на больших уровнях, при минимальных нелинейных искажениях. Встроенный усилитель класса D имеет мощность 120 Вт RMS, а в пике она может достигать вдвое больших значений. Такого потенциала, как правило, вполне достаточно для озвучивания комнаты площадью 30 – 35 метров.
При первом же взгляде на заднюю панель возникает вопрос: а где всё? Кроме регулятора громкости и пары миниатюрных тумблеров – никаких органов управления. А дело тут вот в чём: понимая, что при такой мощности и глубине баса обычных настроек для борьбы с комнатными резонансами может быть недостаточно, американские специалисты разработали приложение MartinLogan Sub Control App для iOS и Android, позволяющее идеально адаптировать сабвуфер к конкретным условиям работы.
Поставив на мобильный гаджет простенький софт, владелец любой модели Dynamo с индексом «Х» получает массу возможностей: помимо уровня регулировать полосу среза фильтра в диапазоне 35 – 120 Гц, задавать его крутизну (3-й или 4-й порядок) или пускать сигнал в обход, плавно менять фазу в пределах 0 – 180 град. и инвертировать её, а также выбирать один из пресетов Music, Night или Movie. Предусмотрена также отдельная коррекция на участке 20 – 30 Гц для устранения резонансов помещения. Для их обнаружения имеется встроенный свип-генератор, выдающий скользящи тон от 20 до 120 Гц.
Поставив на мобильный гаджет простенький софт, владелец любой модели Dynamo с индексом «Х» получает массу возможностей.
Но и это ещё не всё. На контрольной панели обнаружился порт micro USB, через которое можно не только обновлять прошивку, но и подключить микрофон для системы ARC – Anthem Room Correction. Этот инструмент инсталлятора в комплект не входит.
Приобретается отдельно и ресивер SWT-X для беспроводной передачи сигнала на сабвуфер. Приёмная его часть вставляется в слот на задней панели, а к передатчику по входам RCA подключается источник. Связь между модулями устанавливается моментально после включения питания.
Сигнал также можно подавать по линейным входам RCA или через разъёмы высокого уровня, рассчитанные на акустические наконечники типа «банан».
Мы слушали Dynamo 600Х во всех трёх вариантах включения. Источником служил сетевой аудиоплеер Aurender N100SC с конвертером Mytek Brooklyn DAC+, сигнал с которого подавался на усилитель мощности Mytek Brooklyn Amp, а с него – на напольную акустику MartinLogan Motion 20i.
Сначала – по воздуху через трансмиттер SWT-X. Музыку я подобрал заряженную, с ударным и глубоким басом. Даже на таком жёстком материале, как Sepultura, сабвуфер не замылил разборчивость в нижнем регистре – а именно там сосредоточено более половины всей полезной информации. И дело даже не в том, как передаётся работа ударной установки, для Dynamo 600Х это вообще не проблема. Сложное нагромождение гитарных риффов и работа ритм-секции приобретает некую даже гармоничность и уж точно не производит впечатления хаотического нагромождения звуков. Главное здесь – не переборщить с уровнем, сабвуфер должен скорее угадываться, чем явственно ощущаться на слух.
Даже на таком жёстком материале, как Sepultura, сабвуфер не замылил разборчивость в нижнем регистре – а именно там сосредоточено более половины всей полезной информации.
И классическая музыка при такой настройке воспринимается иначе. Патетическая соната No. 8 in C minor Бетховена, играет Вильгельм Бакхаус. С сабвуфером рояль приобретает почти реальный размер, и это при том, что акустика у нас очень компактная, звуковая сцена раздаётся в объёме, на записи во всей красе появляется концертный зал. Сабвуфер работает точно в ритме, поэтому каждый отдельный звук передаётся системой чётко и слитно.
Перехожу на проводное подключение, соединив входные клеммы колонок с «высокими» входами сабвуфера. Никогда бы не подумал, что беспроводный канал может так влиять на низкие частоты – с кабелями звук реально открылся, сцена получилась шире, а в самой нижней области появилась прозрачность, причём без потери глубины. Запускаю свежий альбом Леди Гага – вот где реальная красота современной звукозаписи! Нижний регистр потрясающ, в нём и глубина, и мощнейшая энергетика, и полифония, и разделение звуковых планов, причём всё настолько синхронизировано ритмически, настолько уплотнено, что саунд воспринимается абсолютно монолитным. Так что к демпфированию достаточно тяжёлого 10-дюймового диффузора придраться сложно.
При включении Dynamo 600X мы получили выигрыш сразу по нескольким позициям: расширился не только рабочий диапазон, но и масштаб звуковой сцены.
При подключении сабвуфера по линейным RCA картина абсолютно та же, по всей видимости, аппаратные входы через выравнивающие делители запараллелены.
Так что для хорошей системы 2.1 лучше использовать проводное соединение, причём благодаря низкому входному сопротивлению Dynamo 600Х длина кабеля не имеет большого значения. А удобная приставка SWT-X пригодится в комплекте с саундбаром или в домашнем кинотеатре – в этих случаях влияние «воздушного» канала передачи будет абсолютно незаметным.
СИСТЕМА:
-
Сетевой аудиоплеер Aurender N100SC
-
Цифроаналоговый конвертер Mytek Brooklyn DAC+
-
Усилитель мощности Mytek Brooklyn Amp
-
Акустические системы MartinLogan Motion 20i
-
Кабели: Hi Fidelity Cables, DAXX
МУЗЫКА
-
Sepultura, “Minisserie Dupla Identidade”, 2014
-
Wilhelm Backhaus. L.V. Beethoven, “Piano Sonata No. 8 in C minor («Pathétique»), Op. 13”, 1964
-
Drake, “Dark Lane Demo Tapes”, 2019
-
Lady Gaga, “Chromatica”, 2020
-
Kehlani, “It Was Good Until It Wasn’t”, 2020
MartinLogan Dynamo 600X
Производитель: MartinLogan, Ltd (США)
Акустическое оформление: фазоинвертор || Калибр драйвера: 10 дюймов || Диапазон воспроизводимых частот (+/-3 дБ): 27 – 200 Гц || Мощность встроенного усилителя (RMS/пиковая): 120/240 Вт || Линейные входы: 2 х RCA, микро USB || Высокоуровневые входы: да || Входное сопротивление RCA/Speaker: 8,3/2 кОм || Auto Power: да || Отделка: чёрная матовая || Габариты: 348 х 315 х 333 мм || Масса: 16,1 кг
Источник: salonav.com