Активная беспроводная акустика DALI Rubicon 2 C
Есть все основания считать эти небольшие активные мониторы самыми продвинутыми беспроводными системами в компактном формате. Их класс наверняка удовлетворит самых требовательных меломанов. И цена при этом, если судить по трезвому расчету, а не эмоционально, выходит вовсе не запредельной.
Обычно все электронные новшества, призванные дать новые пользовательские удобства, начинают свой путь снизу – с недорогой массовой аппаратуры. Тот же Bluetooth в аудио «зашел» именно так: сначала появились телефонные гарнитуры без проводов, затем на арену вышли блютус-колоночки и BT-саундбары… Только после этого производители Hi-Fi стали внедрять технологию в ресиверы, продвинутые наушники и акустику. Многие компании, выпускающие технику аудиофильского уровня, и сегодня стараются держаться в стороне от тех технологий, что не вызывают доверия у консервативной части аудиофилов. Удобства – это, конечно, хорошо, но своя репутация – дороже.
Фактически перед нами чуть измененные двухполоски Rubicon 2 с их продвинутыми головками: 16,5-см басовиком и текстильным 29-мм твитером.
Однако в DALI решили рискнуть и два года назад произвели беспроводную акустику Callisto, из осторожности обособленную от основной гаммы. Ее прелесть состояла в том, что передача сигнала от источников сначала осуществлялась на специальный хаб (в любом виде – в цифровом или аналоговом), а «раздача» непосредственно на колонки производилась по специальному цифровому протоколу с качеством 24 бит/96 кГц без психоакустического сжатия и прочих канальных потерь. И продвинутый радиоинтерфейс Callisto мы уже оценили по достоинству: системы получили награду «Выбор эксперта».
Ту же технологию теперь мы видим в системах более высокого уровня – в «Рубиконах». Высокий класс этой серии сомнений не вызывает. Она отличается богатой отделкой, (выпускается в трех вариантах: натуральный орех, черный или белый лак), несет в себе целый ряд фирменных ноу-хау и сделана с безупречным вниманием к каждой детали.
Остается открытым лишь вопрос цены. Не каждый морально готов выложить за пару небольших колонок сумму в несколько сотен тысяч рублей. Что ж, давайте и начнем с самого банального – с калькуляции.
Головки в активной версии подключены к оконечникам напрямую, то есть деление полос, фазовое согласование и выравнивание уровней осуществляется еще в аудиопроцессоре.
Фактически перед нами чуть измененные двухполоски Rubicon 2 с их продвинутыми головками: 16,5-см басовиком и текстильным 29-мм твитером. Первый, напомним, примечателен своим диффузором из пропитанной целлюлозы с добавлением деревянных волокон и, главное, магнитной системой, сделанной из компаунда SMC, и дополненной медным магнитным колпачком (оба решения позволили инженерам DALI в разы снизить негативное влияние вихревых токов в драйвере и вносимые в звучание искажения). Вторая головка имеет ультралегкий купол, который нагружен на компактную обратную камеру, а «движком» является облегченная омедненная алюминиевая катушка, помещенная в поле весьма внушительного по размерам феррита.
Итак, пассивный вариант Rubicon 2 предлагается за 143 тысячи рублей. А пара с активной «надбавкой» стоит уже 276, и она дороже активных аналогов Callisto 2 на 86 тысяч. Если заказывать Rubicon 2 C в комплекте с хабом и модулем BluOS (о нем – позже), то готовый сетап обойдется в триста, и таким образом разница с пассивной версией составит уже 157 тысяч. Дорого? Давайте подсчитаем, во сколько обойдется готовая система со сравнимым функционалом на базе обычных компонентов с «рубиконами-двойками». Нам потребуется интегральник, а это сразу плюс сотка минимум, если подбирать адекватный по классу усилитель, акустические кабели (еще плюс 15 — 20 тысяч) и стример/DAC с BluOS (которых, считай, нет – нужный функционал имеется пока только у NAD C658 за 140 тысяч). Итого: под 400 тысяч. Есть разница?
Есть еще один системный вариант: в пару к обычным Rubicon 2 ставится какой-нибудь сетевой усилитель или ресивер с BluOS. Но здесь мы еще жестче ограничиваем себя в выборе (сегодня такие компоненты выпускает только NAD) и… снова либо ничего не экономим, либо немного теряем в классе. Как ни крути, но конфигурация на базе Rubicon 2 C выходит все-таки выгоднее уже хотя бы потому, что она попросту включает в себя все. Ее не нужно дополнять дорогостоящими компонентами и аксессуарами.
Что собой представляет активная «надбавка»? Ее выдает в каждой колонке светодиодная полоска индикатора громкости. На месте привычной терминальной панели – кнопка подключения «Link&Connect» по радио интерфейсу, индикатор выбора позиции АС (к хабу можно «приконнектить» не одну стереопару, а две – параллельно), сервисное гнездо USB и аналоговый RCA-вход, позволяющий при необходимости использовать колонки и в проводном варианте. Внутри каждой АС тракт начинается с цифрового приемника и АЦП, проходит через высокопроизводительный DSP, преобразуется в аналог чипами Burr-Brown PCM1796, а уже с него сигнал в дифференциальном виде поступает на усилители класса D, выполненные по самой современной схемотехнике – с коррекцией погрешностей модуляции. Хочу обратить внимание, что головки в активной версии подключены к оконечникам напрямую, то есть деление полос, фазовое согласование и выравнивание уровней осуществляется еще в аудиопроцессоре. А регулирование громкости, наоборот, производится не в начале тракта, а уже после всех преобразований и это означает, что реальное разрешение сигнала нигде не опускается ниже 24 бит. Как видите, все очень грамотно.
Файлы стандартного качества с внешнего носителя или сервера звучат чуть лучше, чем с любого цифрового входа, и настолько музыкально, что даже непривычно.
Заслуживает отдельного упоминания и Sound HUB, ведь он и наделяет наши активные колонки функционалом завершенной системы. Питается он от внешнего адаптера и дополнен пультом ДУ. Выглядит эта коробочка как стильный пред с регулятором громкости и с простейшим кнопочным селектором, но функция у него не столько «регулировочная», сколько «дистрибьюторская» – он готовит любой поступивший на него сигнал для беспроводной выдачи, а заодно – синхронизирует и все управление системой. У аппарата есть два линейных входа (RCA и тонкий «джек») и три цифровых – коаксиальный и два оптических. Имеется возможность отвести сигнал на сабвуфер или внешний усилитель.
Дополняют коммутационные возможности встроенный модуль Bluetooth с aptX HD, гнездо USB Type-A (к нему можно присоединить Chromecast) и два слота расширения, в один из которых в нашей систему уже вставлен блок NPM-1 BluOS. Он и превращает хаб в мощнейшее сетевое устройство на стриминговой платформе Bluesound. Это значит, что вам будет доступно не два-три популярных потоковых сервиса вроде Tidal или Deezer, а 20. Система сможет управляться в многозональном режиме, воспроизводить по домашней сетке едва ли не все файлы в Hi-Res и MQA Studio Master Quality. И таких композиций, хранящихся в вашей локальной цифровой коллекции, она сможет проиндексировать до 250 000.
Вот почему в этом обзоре мы физически не сможем описать качество звучания для всех вариантов использования и со всех источников – их слишком много. Оставим это на будущее, когда будем знакомиться с напольными Rubicon 6 C, а сегодня сосредоточимся на основе: на платформе BluOS, на качестве ее реализации в беспроводных АС и на аудиофильских способностях самих мониторов.
Система не предполагает углубленных настроек и в общем-то не нуждается в них – в приложении BluOS на качество звучания влиять может только установка нормализации громкости (все остальные пункты Setup – чисто сервисные). Уже это создает правильную ауру невмешательства в оригинальный звук.
Если бы вот так сразу зазвучала какая-нибудь традиционная система с отдельным усилителем и обычной акустикой, мы были бы счастливы.
Беспроводный протокол, сколько мы не вслушивались в самые заученные треки, пытаясь отловить хотя бы какие-то неточности в их подаче, пропускает чисто. Ни джиттерной «едкости» или расфокусировки кажущихся образов, ни характерных для PCM «поджаренных» оттенков или цифровой гранулированности в звуке нет. Наоборот, воспроизводится музыка мягко, с тактом, с отменным балансом, без каких-то назойливых тонов или выпавших тембров.
Классно, что при любой установке громкости сцена показательно трехмерна. Файлы стандартного качества с внешнего носителя или сервера звучат чуть лучше, чем с любого цифрового входа, и настолько музыкально, что даже непривычно. MQA-контент удивляет скорее пространственной точностью, чем благозвучием. Прочий контент в «хай-резах» воспроизводится по-разному – часть треков захватывает великолепной визуализацией сцены и живыми тембрами, а часть выигрывает только в информативности (похоже, система обладает настолько высоким разрешением, что позволяет отличить не только ремастеры от исходников, но еще и файлы, которые подвергались конвертированию из других форматов Hi-Res). Но в любом случае уже на комфортном уровне громкости ты получаешь богатейший микродинамический бэкграунд, а на повышенном – и адекватную полновесную динамику. Она лишь слегка формализована (контрасты четкие, но тонкая исполнительская артикуляция все-таки чуть зажата), зато даже на мощнейших уровнях звук не становится примитивным, ярким или «лысым» – сохраняется мощь, тональная насыщенность, сильные детали.
Если бы вот так сразу зазвучала какая-нибудь традиционная система с отдельным усилителем и обычной акустикой, мы были бы счастливы – не надо подбирать кабели, решать вечную дилемму совместимости оконечника и нагрузки, искать компромиссы между трехмерностью и музыкальным балансом. Это тот случай, когда технику достаточно лишь правильно поставить и включить – она выдаст то, что надо.
Но самое удивительное, что в звучании активных версий нет ничего, что можно было бы приписать нелюбимому многими аудиофилами импульсному усилению. Ни жесткости на верхах, ни излишней статичности на низах, ни холодка в середине. Конечно, это не тот звук, что похож на «темплый ламповый», но в открытости, цельности и пластичности ему не откажешь. И в нем безусловно есть то, за что и ценят «Рубиконы».
У нас не было возможности напрямую сравнить Rubicon 2 C с их пассивными аналогами. Но если бы такая дуэль состоялась, то активные модели наверняка выиграли бы в как минимум в трех аспектах: в точности трактовки низких частот, в фактурности и задемпфированности мидбасах, в точности и «материализации» отрисованных образов.
Кстати, активная версия отлично подходит для установки недалеко от стен – даже в неблагоприятной зоне мы не заметили возникновения гудящих призвуков, запаздывающего баса или потери глубины в сцене. Для аудиофилов, проживающих в не слишком-то больших квартирах, это может стать самым ценным достоинством новой акустики.
СИСТЕМА
-
Источники
-
смартфон OPPO Reno, Apple iPhone 8
-
ноутбук Apple MacBook Air A1465
-
cетевой ресивер Naim Uniti Nova
-
музыкальный сервер Naim Uniti Star
-
Кабели
-
цифровые 75 Ом Audioquest VDM-3
-
межблочные Atlas Mavros Ultra RCA
Производитель: DALI A/S (Дания)
Конфигурация: 2 излучателя, 2 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Вход: RCA || Входная чувствительность: 1,4 В (сопротивление 5 кОм) || Беспроводной протокол: 2,4/5,8 ГГц (24 бит/96 кГц) || Диапазон воспроизводимых частот: 46 — 26000 Гц (+/-3 дБ) || Частота активного разделения полос: 2600 Гц || Мощность встроенных усилителей: 250 Вт || Уровень максимального звукового давления: 108 дБ || Потребляемая мощность в режиме ожидания/максимальная: 1,2/325 Вт || Отделка: белая или черная || Габариты (ШхВхГ): 195 x 353 x 335 мм || Масса 1 шт.: 8,4 кг
DALI Sound HUB
Входы: стереопара RCA, «джек» 3,5 мм, 2 TOSLink, Coax, два отсека для подключаемых модулей || Входная чувствительность RCA/«джек»: 2,3/1,2 В (сопротивление 10 кОм) || Выходы: стереопара RCA, SUB, USB Type A || Выходное напражение RCA/SUB: 1,9/0,9 В (сопротивление 10 кОм) || Беспроводные протоколы: Bluetooth 4.2 AAC/aptX/aptX HD, 2,4/5,8 ГГц (24 бит/96 кГц) || Потребляемая мощность в режиме ожидания/максимальная: 2,5/4,5 Вт || Отделка: черная || Габариты: 300 x 76 x 213 мм || Масса 1 шт.: 1,6 кг
Источник: salonav.com