Цифроаналоговый конвертер Tchernov Audio Apollo
Это уже вторая версия преобразователя Apollo от российской компании Tchernov Audio, на создание которой потребовалось почти два года. И если дебютный вариант произвёл на нас столь сильное впечатление, на что же тогда способен серийный аппарат? Чтобы ответить на этот вопрос, мы провели серьёзные испытания – несколько экспертов слушали ЦАП независимо друг от друга в двух разных системах. Некоторые секреты раскроет и автор этого проекта.
При знакомстве с концепт-версией Apollo я был буквально сражён серьёзностью подхода к её проектированию – все схемы, комплектующие и элементы конструкции подбирались экспериментально из нескольких вариантов. Не была упущена ни одна мелочь, точнее, главная установка была такова, что мелочей при создании техники подобного класса вообще не бывает. Поэтому и времени на усовершенствование Apollo потребовалось немало – улучшить бескомпромиссный во всех отношениях аппарат было непросто. Да и сам факт запуска Apollo в серийное производство говорит о том, что компания Tchernov Audio в итоге решила поставленную изначально задачу: приблизиться к идеалу достоверности звуковоспроизведения настолько близко, насколько это вообще возможно в данной ценовой категории. Нынешняя версия ЦАПа – окончательная и, как сказал Пётр Чернов на пресс-конференции, прошедшей в рамках выставке MHES 2019, ничего в ней меняться уже не будет. В этом же форм-факторе мы скоро увидим и другие компоненты этой марки – уже в первом квартале 2020-го пойдёт в серию интегральный усилитель «Титан», а к концу года – транспорт цифровых файлов «Эфир». Разработкой новинок также занимался Дмитрий Андронников, известный специалист в области конструирования различной аудиотехники.
Новую версию Apollo я впервые увидел и услышал на MHES 2019, и там же выяснил у Дмитрия некоторые технические подробности.
— Каковы главные отличия новой версии от старой? Кроме того, что ЦАП теперь выглядит иначе.
— Внешний вид – лишь одно из направлений проделанной работы. Первый вариант, разработанный итальянским дизайнерском бюро, нас не слишком устроил — были минусы, не позволявшие считать модель полностью законченной. Нынешние дизайн и конструкция станут базовой платформой для построения всей линейки компонентов – усилителей, ЦАПов, транспортов для воспроизведения файлов. Все они будут выпускаться в таком имидж факторе.
Конструкция корпуса полностью изменилась – её перерассчитывали, создавали новые математические модели поведения при сильных звуковых колебаниях и внешних вибрациях. В результате получилась конструкция с четырьмя несущими «колоннами» по углам корпуса и пазо-клиновыми панелям большой толщины. Да, четыре опоры использовались и в старых моделях Wadia, но у них трубы пустотелые, а у нас цельно фрезерованные из алюминия. Элементы скрепляются на клиновых соединениях, и тяжёлый корпус ведёт себя как монолитный брусок металла.
— Почему вы отказались от дисплея?
— Буквы и цифры, конечно, красиво, но от них идут помехи, как ни синхронизируй. И хотя их уровень совсем невелик, да и в прототипах они были полностью синхронными с частотой дискретизации, тем не менее… Сейчас в Apollo только светодиоды. Пользователю не обязательно знать, что происходит внутри аппарата, он для него лишь источник звука.
— И он даже разрядность входного сигнала не показывает?
— Нет, и вот почему: разрядность – вещь очень относительная. Смотрите, интерфейс USB Audio может передавать пакеты с максимальной разрядностью до 64 бит. А сигнал, считанный с CD – 16-разрядный, остальные 48 просто нули. Вот как считать разрядность в таком случае? А если исходный файл имеет 20 разрядов, а плеер внес в него дизеринг (например, Signalyst)? Для аппарата все разряды, даже нулевые, значащие. Поэтому мы пришли к выводу, что эта информация бесполезна. ЦАП принимает 32-разрядные слова, а уж что в них заложено, зависит только от исходной фонограммы. Показывается базовая частота дискретизации, её кратность и тип потока – PCM или DSD.
— Вы как-то упоминали про сложности с декодированием DSD. В чём они заключаются и как вы с ними справились?
— При декодировании DSD очень трудно избежать щелчков и других помех при переключении, т.к. в передаваемом потоке нет явной информации, сигнал это или пауза. Идет непрерывная последовательность импульсов, и достоверно выбрать момент, когда останавливать преобразование, практически невозможно. Нужен достаточно сложный адаптивный алгоритм анализа сигнала. Мы сейчас определяем и блокируем примерно 98 — 99% коммутационных помех, но больше, без дополнительного канала, передающего информацию о наличии полезного сигнала, почти нереально.
— Какие в новом Apollo схемотехнические отличия?
— Принципиальных отличий три. Первое: теперь мы применяем отечественные заказные генераторы тактовых импульсов, и специально для нас режут кварцевые пластины. Т.е. сейчас в ЦАПе полностью кастомизированный тактовый генератор с джиттером порядка 45 – 50 фемтосекунд в диапазоне до 10 кГц. Кристаллы получаются очень дорогими, но овчинка стоит выделки — прибавка в качестве звучания реальная. Мы долго к этому шли, перепробовали массу наших и импортных генераторов. В итоге сделали свой собственный. Второе: пересмотрели схемотехнику выходных каскадов для балансного выхода. Сейчас это сверхскоростные дифференциальные усилители с соблюдением фазовых соотношений 0,5 град. в диапазоне до нескольких мегагерц.
— Почему бы для баланса не использовать дифференциальный выход дельта-сигма ЦАПа?
— Принципиально так не делаем. В этом сигнале очень много синфазных помех, их нужно вычитать. Дифференциальные выходы дельта-сигма ЦАП и делаются в первую очередь для того, чтобы имелась возможность эффективного подавления помех работы модуляторов разностным методом. Мы используем трёхступенчатое вычитание с выходов ЦАПа.
— А третий момент?
— Отказались от многоплатной конструкции. Весь ЦАП, включая питание, собран на единой плате. Вынесены только блок индикации с дешифратором и экранированный модуль USB приёмника Amanero.
— Какой чип конвертера вы выбрали для новой разработки и почему?
— AK4493, разработка Asahi Kaisei третьего поколения. Мы много экспериментировали с AK4497, но с ними были проблемы – нестабильность в работе. Новый AK4499 сделали в пику ESS Sabre, с такими же низкими искажениями. Но та же беда — он то работает, то нет, плюс 5-я, 7-я, 9-я гармоники относительно высокие и не убираются. Чип сырой, его будут «допиливать» пару-тройку лет как минимум, а AK4493 – отлично проработан и полностью надежен. Если конвертер соответствует заданным параметрам, то остальное зависит от обвязки, питания, механики и усиления.
— Кстати, что-то изменилось в системе питания?
— Уменьшена индукция трансформаторов, теперь она не выше 7000 гаусс. Они проектируются и изготавливаются как выходные для ламповых усилителей, т.е. передают чистую синусоиду без искажений.
— Но ведь обмотки при этом имеют большое активное сопротивление.
— Это же не усилитель мощности, где нужно выдать большой пиковый ток. Здесь большое сопротивление даже плюс, оно демпфирует процесс заряда конденсаторов, устраняет острые пики тока зарядки.
— Сколько всего в Apollo источников питания?
— Много. Всего в нём 13 выпрямителей на истинных диодах Шоттки Cree из карбида кремния, общая ёмкость конденсаторов порядка 120 000 мкФ. Стабилизаторы на каждый участок схемы — пять раздельных на каждый чип ЦАПа, независимые поканальные для аналоговых питаний. Отдельно – для генераторов, цифровой части, интерфейса, управления. На аналог, цифру и систему управления – раздельные трансформаторы. Тактовые генераторы питаются от собственных стабилизаторов с малым шумом и высокой стабильностью, причём они помещены в алюминиевый корпус и заливаются компаундом, проводящим тепло, а регулирующий транзистор и адаптивная балластная нагрузка внутри экрана задают температурный режим. Так осуществляется термостабилизация генераторов.
От себя добавлю, что при проектировании Apollo было проведено много практических исследований, в результате которых была создана фирменная платформа FDAP (Functional Digital & Analog Platform), которая и положена в основу ЦАПа. Была также разработана фирменная топология INIMOL (Intrinsic Noise Immunity Module Layout) для оптимизации сигнального тракта. Она определяет взаимное расположение основных узлов Apollo для минимизации наводимых помех и обеспечения защиты от внешних наводок и вибраций. Многослойные печатные платы отличаются повышенной толщиной медных дорожек (70 мкм), антистатической маской и золочением контактных площадок.
Как и в первой версии, ради качества звучания было решено отказаться от дистанционного управления, приложений для гаджетов и поддержки сетевых протоколов. Предусмотрена лишь коммутация входов и выбор желаемой характеристики цифрового фильтра. Входных интерфейсов четыре: балансный AES/EBU, коаксиальный на разъёмах RCA (S/PDIF) и пара асинхронных USB 2.0 с гальванической развязкой. В новой версии добавлен выход с тактового генератора Wordclock/Masterclock (BNC) и пара тумблеров для его коммутации. Максимальное поддерживаемое разрешение 384 кГц/32 бита (по AES/EBU и коаксиалу до 192/24) и DSD 512.
Частота дискретизации индицируется светодиодами в виде множителей х1, х2, х4 и х8, так что придётся cчитать в уме, перемножая на них частоту 44,1 кГц или 48 кГц.
Количество цифровых фильтров сокращено до четырёх:
Filter1: Крутой спад характеристики ЦФ. Стандартная цифровая фильтрация с максимальным подавлением ВЧ помех;
Filter2: Уменьшенное время групповой задержки и высокая крутизна спада;
Filter3: Уменьшенная крутизна спада АЧХ, SD (большая крутизна и малое ГВЗ);
Filter4: Уменьшенные групповая задержка и крутизна спада АЧХ.
По словам Дмитрия, цифровая фильтрация с различными характеристиками – «вещь в себе», априорно назвать какой тип будет наилучшим, невозможно. Она не меняет, как таковые, базовые характеристики получаемого аналогового сигнала на выходе ЦАП, а лишь в той или иной мере формирует «ближний» к звуковым частотам участок спектра помех преобразования. С точки зрения пользователя – это некий не особо существенный, но изредка бывающий полезным инструмент тонкой настройки характера звучания.
Внушительный корпус служит радиочастотным экраном и поглощает вибрации, все его элементы изготовлены в России. Масса аппарата 19,4 кг, для ЦАПа это рекордное значение.
Испытывали мы Apollo так: сначала наши эксперты слушали его в одной из домашних систем с хорошо знакомым звучанием, а затем я в салоне с подбором компонентов премиального уровня.
Виген Амамчян:
СИСТЕМА
-
CD-плеер Linn Ikemi
-
Предварительный усилитель Linn Klimax Kontrol
-
Усилитель мощности Linn Klimax 500 Twin Chakra
-
Акустические системы Dynaudio Special 25
-
Кабели:
-
межблочные Accuphase Super Refined Cable ASLC-10
-
акустические Furutech Alpha S-25
-
сетевые Furutech Power Reference, Furutech FP-α3
ЦАП Apollo способен доставить истинное удовольствие. Я бы даже сказал музыкальное пиршество! Если в концепт-варианте годичной давности мне не хватало некой рафинированности. Звук был очень аккуратный, цельный. Но небольшое «но» периодически возникало… Хотелось большей утонченности… Теперь с этим полный порядок. Apollo великолепен. Как Аполлон. Он статен, пропорционален и совершенен. Теперь он взрослый и самодостаточный. От юношеских диспропорций не осталось и следа…
Звук «из коробки» порадовал предельной аккуратностью и бережным отношением к деталям. Немного сдержан, суховат… После прогрева будто бы расслабился, распустился, запел, но при этом не потерял в аккуратности и точности. Музыка стала удовольствием. Поскольку мы сейчас говорим об устройстве солидной стоимости, нет необходимости упоминать формальные стороны звучания. По этой части вопросов нет. Мы находимся на территории, где это достигнуто и пройдено. Здесь уже уместно обсуждать то, как аппарат доносит замысел композитора, упрощает ли нам восприятие сложных музыкальных структур. Даёт ли нам целостное восприятие музыкальных событий и не в ущерб ли подробностям. Насколько выразительно он доносит до нас смысл музыки и не переусердствовал ли в этом. Сохранил ли чувство меры…
На все вопросы мой ответ: да, да, да… все радует. Хорошо знакомые записи, отслушанные много-много раз во время тестов на самых разных системах, вдруг обрели удивительную чистоту и завершенность, не оставив сомнений в материальности действа. Собранно, предельно аккуратно, предельно разборчиво… невероятно разборчиво. Аппарат обескураживает способностью аналитически разложить по полочкам самые сложные музыкальные замесы. Единственное «но» что у меня осталось за две недели прослушивания так это то, что есть некая сдержанность в проявлении чисто брутальных эмоций. Не достаточно агрессивно там, где эту агрессию ожидаешь. Ждёшь, когда на тебя обрушится весь мир, а этого не происходит… По крайней мере не в той степени, что ожидаешь. Но может быть это отражение характера создателя Apollo?
Руслан Тарасов, та же система:
Считается, что качество звучания преобразователя лишь на треть зависит от типа примененного в нем ИМС ЦАП – остальное задается «обвязкой», системой питания, точностью тактового генератора, выбранными алгоритмами фильтрации и т.д. Но после знакомства с концепом Apollo два года назад я стал подозревать, что выбор конвертирующей микросхемы (среди чипов топового грейда) на итоговый результат влияет вообще лишь процентов 15 — 20. То, что выдавал российский аппарат по сравнению со всеми мне известными моделями на AK4490, ломало все шаблоны и вызывало изумление.
У новой модели за конвертацию отвечает AK4493 – чип со схожей архитектурой и вроде бы не слишком значительными улучшениями в характеристиках. В конце концов, это все та же нелюбимая многими аудиофилами-ортодоксами дельта-сигма. Но я слушаю и в голове зреет тупейший вопрос: а что, так можно было?
Откровенность музыкальных нюансов просто невероятная. Нет смысла говорить о микродинамике, потому что аппарат воссоздает звук на уровне уже каких-то пико- и наноструктур. При этом не улавливаешь ни малейшего техницизма – музыка остается музыкой! Сильнее всего это проявлялось при прослушивании через электростатические наушники. На результат, конечно, влиял выбор входного интерфейса в Apollo (я отдал предпочтение подключению по USB, причем именно первому гнезду, поскольку со второго звучание выходило не настолько идеальным), но с выбором аналоговых выходов можно было и не заморачиваться – оба оказались хороши. С XLR чувствовалась небольшая прибавка в динамике баса и чистоте высшего регистра, но и по линейному выходу музыка буквально изливалась живым прозрачным потоком.
Нет смысла говорить о микродинамике, потому что аппарат воссоздает звук на уровне уже каких-то пико- и наноструктур.
В наушниках была хорошо различима и разница между режимами цифровой фильтрации. Первая установка – темпераментная и открытая, с чуть выпуклой серединой. Вторая дает самый прозрачный и взвешенный звук. Третья – сглаженную динамику и шелковистый верх, зато делает более комфортной середину и лучше проявляет микрофактуру в басе. Последняя чуть выхолащивает верхнюю середину, обостряет звонкие, добавляет воздуха.
Но ни один из вариантов я не назову «жанровым», подходящим под какую-то определенную музыку. Дело в том, что смена фильтрации практически не влияет на эмоциональность и содержательность подачи. Столь ненавязчивую обработку стоит использовать для другого. В частности, я заметил, что для многих альбомов, оцифрованных или записанных еще в начале эпохи CD, лучше подходил четвертый алгоритм, а для современных – третий. Для хай-резов чаще всего был оптимален второй, а для DSD – первый. Во всяком случае так это выглядело в нашей системе. Селектор фильтров также может служить тонким инструментом подстройки тракта не только под форматы, но даже под специфику оборудования, которое использовались еще при записи! Если в звучании оригинального трека вы уловите какой-то аппаратный «след» или намек на едкую, сухую, черствую или холодную подкраску явно не системного, а студийного происхождения (которая, кстати, часто остается даже на ремастированных изданиях), то попробуйте просто изменить режим – наверняка, найдется тот, который сделает звучание более естественным. В результат не надо вслушиваться изо всех сил. Наоборот, расслабьтесь. Правильный режим определяется, когда появляется ощущение, будто вы присутствуете непосредственно при записи, а не слушаете ее.
Правильный режим определяется, когда появляется ощущение, будто вы присутствуете непосредственно при записи, а не слушаете ее.
В «большой» системе влияние фильтров не так заметно. Здесь больше обращаешь внимание на какие-то общие качества: на супер локализацию главных образов в сцене и тонкий звуковой узор бэкграунда, на полнокровную динамику и полную свободу от шумов и искажений, на оживленные и подробные, но не «передержанные» тембры… Все приведено к оптимальному балансу настолько хорошо, что его даже нет смысла оценивать – аппарат оставляет ощущение технически безупречной вещи. Главное, что при всей своей информативности, честности и педантичности, он может звучать так, что уже после первой секунды проигрывания начинаешь упиваться именно музыкой, а не тем, как она воспроизводится.
Конечно, я сейчас немного идеализирую итог (не будем забывать, что окончательный класс в большой степени определяют и внешние факторы – кабели, подвод питания и т. д.). Но если вдруг кто-то предложит мне собрать музыкальную «систему мечты» без каких-либо ограничений, то за точку отсчета я возьму не какие-то абсолютизированные, ультрадорогие и навороченные компоненты, а ЦАП Чернова. Ему – верю.
Игорь Калабухов, та же система:
Волею судеб, а на самом деле благодаря старым друзьям, удалось послушать крайне неординарные цифровые конверторы Apollo от «Чернов аудио» концепт-версию и уже серийный аппарат. Надо сказать, я отношусь спокойно к файлам высокого разрешения по многим причинам, и основная — достаточно сложная система, необходимая для более или менее качественной реализации потенциала подобных релизов. На звук влияет абсолютно все: программы проигрывания, кабели всех видов, тип дисковых массивов для хранения и, главное, чем цифра конвертируются в аналог. Поэтому подобный опыт был интересен. Люди, более профессиональные, чем я, подробно опишут что и как звучит, мне бы хотелось рассказать о более обобщенных вещах.
Чем отличается концепт Apollo от серийного аппарата, естественно, это мое сугубо личное мнение. Если первый — это дирижер с мировым именем, с четким пониманием, что и как делать и, главное, с уникальным творческим почерком, но дирижирует он один концерт; то второй — дирижер, который получил в полное распоряжение большой симфонический оркестр, где все музыканты виртуозы! Это для понимания открывающихся возможностей!
Что это обещает потенциальному владельцу? Больше нюансов и деталей в проработке тембров?
Что это обещает потенциальному владельцу? Больше нюансов и деталей в проработке тембров? Лучше микро- и макродинамика, детальней и шире музыкальная сцена — безусловно! Но, как ни странно, это не самое главное!
В конце 90-х годов прошлого века, когда на прилавках книжных киосков теснились многочисленные аудио- журналы, в описании звучания аппаратуры проскакивало словечко «вовлеченность», ныне полностью вышедшее из употребления. Пережившие эту самую «вовлеченность» рассказывали о некоем, почти мистическом, опыте полного слияния с музыкой, когда переставали иметь значение и линейность АЧХ, и тембральная верность, и прорисовка сцены! Попробую, в силу своего понимания, внести ясность в этот вопрос.
Музыка, как и любое произведение искусства, имеет форму и содержание, — привет школьной программе по литературе! Для музыки «внешняя» оболочка это та самая «красивость» или эстетическая составляющая. Именно ее потребляют владельцы плееров для форматов типа mp3, слушая музыку через наушники, надетые поверх шерстяных шапок. С содержанием немного сложнее. Это некая проекция творческого «я» художника, его внутреннего мира, его творческой вселенной, да простят мне высокопарный слог. Но в этом и есть смысл, именно для того, чтобы рассказать о себе, и создает художник любое произведение. Когда форма и содержание станут единым целым, произойдет та самая вовлеченность.
Ну тот самый холст в каморке, а за ним заветная дверь в чудесный мир, форма и содержание. Нужен только ключик! Теперь я точно знаю, что и для файлов высокого разрешения этот ключик есть, а то, что он золотой — так он и в сказке золотой…
Николай Ефремов:
СИСТЕМА
- CD-проигрыватель Ayon CD-10 II
-
Стримеры Roon Nucleus, Melco N10-P H-30У
-
Ноутбук Apple Powerbook G4
-
Предварительный усилитель Ayre KX-R Twenty
-
Усилители мощности Esoteric Grandioso M1
-
Акустические системы Quad ESL 2912
-
Кабели:
-
межблочные Atlas Asimi
-
акустические Atlas Asimi
- силовые Fisch Performance-7
Для меня было принципиальным моментом испытать Apollo именно с электростатической акустикой. Звучание Quad ESL 2912 мне хорошо знакомо, причём с разными источниками, и способность планаров показывать черты характера остальных компонентов и стала решающим фактором. Усиление соответствовало Apollo по классу и принадлежности к ценовому сегменту. Правда, быстро выяснилось, до сего момента я не имел реального представления о том, как, например, могут звучать Esoteric Grandioso M1 – прежние отслушанные варианты всё время оставляли что-то «за кадром». Это важное свойство я заметил ещё у ранней версии ЦАПа – он, как бы самоустраняясь, позволял остальным компонентам без помех (в прямом и переносном смысле) продемонстрировать свой характер, что явно шло на пользу звучанию.
Серийный Apollo ведёт себя примерно так же, но при этом не то, чтобы стимулирует систему звучать лучше, а словно вообще убирает её из восприятия слушателя. В связке, соответствующей ему по классу, ЦАП не даёт возможности анализировать формальные аспекты звучания. Если это HD-файл или хорошо записанный CD, полное впечатление, что музыка появляется сама по себе каким-то волшебным образом. И звучание конечно, не аналоговое (столь совершенных носителей просто не существует в природе), но уже и не «цифра» в привычном понимании. Даже при подключении к не самому дорогому стримеру Apollo пытается отвлечь внимание слушателя на чисто музыкальные моменты. Слышишь все минусы, присущие онлайновой трансляции, особенно пространственные ограничения, но всё звучит настолько гармонично, что артефакты быстро перестаёшь замечать.
Apollo не бездушный регистратор зафиксированных в записи событий, а деликатный посредник, передающий слушателю настроение исполнителей, их эмоции.
Общее впечатление, как обычно, складывается из отдельных факторов. Главный из них, пожалуй – способность ЦАПа выдать слушателю всё, что есть в записи, вплоть до невероятно тонких нюансов, не теряя натуральности происходящего на сцене и плавности течения музыки. Apollo не бездушный регистратор зафиксированных в записи событий, а деликатный посредник, передающий слушателю настроение исполнителей, их эмоции.
Характеристику цифрового фильтра имеет смысл выбирать в зависимости от источника цифровых данных. При воспроизведении файлов с жёсткого диска мне больше понравился FILTER2, при стриминге – FILTER3. В первом случае получаются абсолютно «чёрные» паузы между нотами и внушительная перспектива в глубину сцены, во втором смягчаются самые верхние составляющие и, соответственно, приходящие из Сети помехи.
Это, пожалуй, единственная аппаратная составляющая воспроизведения, которую имеет смысл обсуждать. Техническое совершенство переводит Apollo на такой уровень, где можно лишь описывать впечатления от музыки, какие-то реминисценции и оставшееся послевкусие. Создаваемая картина апеллирует к твоему внутреннему миру, который может открыться и с неожиданной стороны.
Tchernov Audio Apollo
Производитель: Tchernov Audio (Россия)
Аналоговые выходы: XLR стерео, RCA стерео || Цифровые входы: XLR AES/EBU, SPDIF (Coax), 2 x USB B 2.0 || Поддерживаемая разрядность и частоты дискретизации: XLR и Coax до 24 бит/192 кГц, USB до 32 бит/384 кГц и DSD64/128/256 || Отношение сигнал/шум: -119 дБ || Выходное напряжение: 2,1 В RMS || Выходное сопротивление RCA/XLR: 50 Ом || Диапазон частот: 0 — 52000 Гц (352,8/384 кГц) || Динамический диапазон: ≥ 147 дБ (уровень -60 dBFS) || Питание: сеть переменного тока 100/110/120/220 /230 /240 В, 50/60/400 Гц || Потребляемая мощность в рабочем режиме: не более 50 ВА || Габариты (Ш х В х Г): н/д || Масса: 20 кг
Источник: salonav.com