Интегральный усилитель Naim Supernait 3
Самый серьезный интегральный усилитель у Naim обычно так пугал аудиофилов своим могучим ценником, что нередко подталкивал фанатов бренда к выбору… еще более внушительной и дорогой раздельной альтернативы из преда и оконечника. Изменилась ли миссия третьего поколения Supernait, который, как нам известно, получил целую обойму важных обновлений?
Мы уже давно не удивляемся шестизначным ценникам на аудиокомпоненты, но когда называют сумму, которой вполне бы хватило на покупку небольшого автомобиля, сразу возникает желание убедиться в том, что предлагаемый аппарат выглядит хотя бы соответствующе – или внушительно, или экзотично, или в какой-то эксклюзивной отделке. По крайней мере, именно на это в первую очередь обращает внимание любой неподготовленный клиент.
Supernait 3 вряд ли произведет на обывателя сильное впечатление: тонкий неброский корпус черного цвета, две «крутилки», шеренга классических фирменных кнопок-пуговок с подсветкой и никаких новомодных дисплеев. Конечно, сделан усилитель по-нэймовски брутально, фактически с оружейным качеством. У него мощное литое шасси, идеально обработанная лицевая панель, полный набор качественных разъемов DIN и RCA на задней панели (под шесть источников и ряд дополнительных компонентов – можно подключить оконечник для бай-ампинга, пару сабвуферов, выносной блок питания и др.), а регуляторы громкости и баланса сделаны на лучших пыленепроницаемых потенциометрах ALPS Velvet, кои прослужат, наверное, до скончания веков. И такой дизайн благоговейно примет каждый, кто уже попал в секту поклонников Naim.
С другой стороны, новинка ни одним штрихом не отличается от прежнего Supernait 2, и я не уверен, что внешность компонентов из «классической» линейки следует оставлять уж настолько законсервированной. Ведь такие повторы наводят на подозрения, что в технике не меняется вообще ничего, кроме цены, а это совсем не так. Если присмотреться к лицевой панели внимательнее, то вы обнаружите, что одна из кнопок стала назваться Phono. Вот с такой неприметной детали и начинается самое интересное. Внутри это уже не совсем тот Supernait, который мы знали раньше.
Как и новый интегральник Nait XS 3, наша модель тоже получила фонокорректор, которого не было в усилителях Naim аж 16 лет.
Как и новый интегральник Nait XS 3, наша модель тоже получила фонокорректор, которого не было в усилителях Naim аж 16 лет. Вход для винила рассчитан, правда, только на картриджи с подвижным магнитом, но сам корректор не простой, а с дорогими пленочными конденсаторами в тракте, малошумяшим входным усилителем напряжения, разделенными цепями коррекции (пассивная задает кривую 75 мкс, активная – 3180 мкс). При этом сама плата для снижения микрофонного эффекта, который может заметно исказить сигналы слабого уровня, крепится на амортизаторах.
Основная плата тоже частично развязана в механическом отношении. Даже в дорогой технике терминалы входов-выходов обычно впаивают непосредственно в плату — так намного технологичнее. А в Suppernait 3 все аудиоразъемы прочно закреплены на задней стенке, а от них сигнал следует через гибкие шлейфы. Это максимально ослабляет передачу вибраций со стороны присоединенных кабелей, ведь из-за них может возникнуть нежелательная модуляция сигнала. Вы себе представляете, насколько усложняет и удлиняет процесс сборки усилителя такое решение? Но в Naim считают, что оно дает совсем не мизерный результат для звучания.
А хотите еще один пример маниакального внимания к деталям? Главный разработчик Стив Селлз как-то обмолвился, что резисторы с пятипроцентным допуском по звучанию все-таки лучше высокоточных однопроцентных. И знаете, что они делают? Закупают уйму менее точных сопротивлений и сами сортируют их под нужные номиналы.
Есть детали и поважнее. В предварительных каскадах – высокостабильные дискретные регуляторы питания DR, которые отличаются значительно меньшими шумами и пульсациями. Для снижения тепловой инерции и электрической емкости между подложкой транзисторов и радиатором применяются толстые керамические прокладки с высокой теплопроводностью. А добрую треть внутреннего объема занимает могучий тороидальный трансформатор – он почти вдове массивнее, чем у модели Nait XS 3, хотя Supernait 3 потребляет всего на 50 ватт больше.
В предварительных каскадах – высокостабильные дискретные регуляторы питания DR, которые отличаются значительно меньшими шумами и пульсациями.
Однако самое весомое и ключевое изменение, которое появилось в интегральниках третьего поколения, заключается в схемотехнике оконечника. Команда разработчиков, оптимизируя транзисторный тракт, нашла способ упразднить каскодные цепи, что более чем вдвое увеличило скорость нарастания сигнала на выходе. А как важно быстродействие для передачи очень коротких по времени звуковых выбросов, полагаю, объяснять не нужно. Такое нужно слышать.
Первое впечатление неизгладимо! Звук у усилителя настолько уверенный и ясный, что к нему хочется применить приставку «супер». Суперясность проявляется во всем: и в передаче мелких деталей, и в формировании пространственных образов, и в «вычитке» всех голосовых формант. Supernait 3 научился делать то, чего не умел его предок (он тоже был в тесте, и мы пару раз переключались для прямого сравнения) – выдерживать исключительную разборчивость даже на тех музыкальных пассажах, которые составляют проблемы для очень дорогих усилителей. Атака не просто собранная и мощная, а идеально пунктуальная – и именно поэтому слух буквально влет распознает происхождение любого звука в записи, что сильно повышает и комфорт, и кайф от прослушивания на любой музыкальной программе.
Суперясность проявляется во всем: и в передаче мелких деталей, и в формировании пространственных образов, и в «вычитке» всех голосовых формант.
В среднем диапазоне все проявлено до мелочей, но усилитель концентрирует внимание слушателя не на мелких деталях, а на гармонической фактуре – образно говоря, он именно «поет», а не «читает». В басе пусть и нет сокрушительности, на которую способны иные одноклассники (обычно интегральники сравнимой цены предлагают минимум 200 — 250 Ватт на канал), но в плане динамики и ее контроля Supernait 3 еще всем даст фору: нет даже намека на мягкотелость или размазанность, отменное демпфирование распространяется на весь нижний регистр, включая высокий бас и самые сотрясательные составляющие. Реалистичный звуковой «фундамент» ощущаешь буквально всем телом.
Отдельный абзац следует отвести только под описание гармонического разрешения. То, как Supernait 3 раскладывает тембры, как извлекает все тональные оттенки и как наделяет саунд живой пластикой и «сердцевиной», очень напоминает работу гораздо более дорогих раздельных систем Naim 300-го или 500-го уровня. Я их ценю за откровенность. Они никогда не звучат блекло или серо, но в их почерке нет красивой «позолоты». Новинка Naim радует такой же нейтральностью – не столько тональной, сколько эмоциональной. Усилитель пропускает через себя любое музыкальное настроение и не вмешивается в него.
Новинка Naim радует такой же нейтральностью – не столько тональной, сколько эмоциональной. Усилитель пропускает через себя любое музыкальное настроение и не вмешивается в него.
Сцена. Здесь пока не все однозначно. Выстроенное пространства чуть более панорамное, чем хотелось бы, и это я связываю с особенностями тестовых колонок и акустики помещения, потому что Supernait 2 выдал свой саундстейдж в очень похожей форме. Но у новой модели еще более четкая раскладка по стереобазе и более внятное деление по второму и третьему измерениям – пусть без внушительной глубины или высоты, зато со всеми градациями удаленности. Не знаю чья именно заслуга (акустики или усилителя), но когда я выдвинул колонки на себя ради большей трехмерности, аудиосистема смогла сохранить в сцене масштаб каждого инструмента и голосового образа.
Возможно, я слишком увлекся поиском разницы между новинкой и Supernait 2 — когда пришло время переключиться с сетевого проигрывателя на винил, я уже не испытал того шока, что был вначале. Впрочем, с первым же касанием иглы пластинки стало ясно, насколько кардинально отличается саунд с этого источника. Тут же возникла та самая смысловая заполненность всей сцены, которую не способна обеспечить ни одна цифровая запись CD-качества. Заодно прибавилось воздуха и глубины. А все остальное уже целиком зависело от самого носителя – его физического состояния и места производства. Виниловый новодел, например, и звучал как новодел – не слишком живо, зато чисто и честно.
Старший интегральник Naim сильно прибавил в музыкальности, переняв от флагманской модели прежде всего ее неподдельную открытость и искренность. Если после прослушивания Supernait 2 иногда возникали некоторые сомнения, то после третьей модели в голову ничего другого, кроме «куда уж лучше», и не приходит. Уверенный «Выбор эксперта».
КОМПОНЕНТЫ
-
Сетевой проигрыватель Naim NDX 2
-
Проигрыватель винила Transrotor Rossini
-
Интегральный усилитель Naim Supernait 2
-
Акустические системы Totem Forest Signature
-
Кабели
-
межблочные DIN TelluriumQ Black Diamond и Transrotor DIN/RCA
-
акустические Atlas Ascent 3.5
-
силовые Van den Hul MainsStream и MainsServer
-
Сетевой фильтр Isotek Aquarius
Naim Supernait 3
Производитель: Vervent Audio Group (Франция)
naimaudio.com
Тип усилителя: транзисторный, двухтактный, класс AB || Входы: 4 пары RCA, пара RCA Phono, 5 DIN, отдельная пара DIN к усилителю мощности || Выходы: пара RCA на сабвуфер, пара DIN, 6,3 мм на наушники || Чувствительность: 5 мВ (Phono), 130 мВ (Line) || Гармонические искажения: н.д. || Отношение сигнал/шум: н.д. || Диапазон воспроизводимых частот: н.д. || Номинальная выходная мощность (на нагрузке 4/8 Ом): 2 х 130/80 Вт || Потребляемая мощность: 400 ВА (макс), 37 ВА (пауза) || Габариты: 432 х 87 х 314 мм || Масса: 14 кг
Источник: salonav.com