Акустика Wharfedale EVO 4.2
Уж что, а эти новые системы Wharfedale незамеченными не останутся. Они впечатляют нестандартным набором драйверов, запоминаются элегантным современным дизайном и подкупают доступной ценой. В недавнем тесте старшие напольники из той же серии EVO4 нас, кстати, весьма и весьма порадовали. Теперь слово предоставляется самым серьезным полочным моделям.
За свою более чем двадцатилетнюю практику аудиоэксперта я не припомню акустических систем ценой до 1000 евро, которые выглядели бы привлекательнее и респектабельнее этих. Не знаю пока, что EVO 4.2 покажут при прослушивании, но уже сейчас хочется аплодировать всей команде Wharfedale – отличная работа!
Чего стоит один дизайн корпусов. Технологически совсем не просто сделать их без плоских боковин и вообще без углов по периметру, но инженеры, как видите, справились. Это, кстати, не только плюс к внешности. Изогнутость придает повышенную жесткость стенкам без каких-либо внутренних усиливающих и вибродемпфирующих элементов, а во внутреннем объеме (отнюдь не маленьком, между прочим) не создается условий для образования выраженных резонансов. В EVO 4.2 «органный» призвук из-за стоячих волн внутри может возникать только между параллельными плоскими стенками, но и на практике он маловероятен – площадь задней панели заметно меньше лицевой, а нижняя часть АС представляет собой щелевой фазоинвертор (так называемый Slot Loaded Profiled Port). Колебания воздуха в нем, кстати, распределяются симметрично в левую и правую сторону.
Какими бы коннекторами ни были снабжены ваши колоночные кабели, подсоединить их к акустике труда не составит.
Корпуса декорированы настоящим деревянным шпоном, в том числе и с «выбеленной» отделкой, показанной на наших фото. Пылезащитная сетка имеет скрытое магнитное крепление и натянута на довольно массивное основание из MDF. С тыльной стороны АС – фирменная вертикальная колодка для пополосного подключения. Кстати, очень удобная – какими бы коннекторами ни были снабжены ваши колоночные кабели, подсоединить их к акустике труда не составит. Терминалы заметно выступают из задней панели и не утоплены в какую-либо нишу, а это прямо говорит о том, что EVO 4.2 не предназначены ни для настенного монтажа, ни для размещения на полках (для такого варианта акустика слишком велика в глубину). Эти красавцы следует устанавливать только на специальные стойки.
Состав драйверов идентичен тем, что применяется в уже знакомой нам напольной модели EVO 4.4. Разница лишь в количестве – вместо двух 15-сантиметровых басовиков в «двойке» остался лишь один – с таким же кевларовым диффузором, неподвижным фазовыравнивающим телом и длинноходным каучуковым подвесом. Детального описания производитель на него не приводит, но это и не важно – если даже в головках для «народной» серии Diamond специалисты Wharfedale применяют беспрецедентные меры для получения высоких характеристик и снижения всех видов искажений, то уж здесь и подавно.
Новым для всей серии, безусловно, является высокочастотный излучатель типа AMT с гофрированной мембраной. Такие головки по разрешению приближаются к лучшим «пленочным» конструкциям, но не страдают от искажений и ограничений на высоких уровнях. Правда, AMT-драйверы с относительно небольшой «гармошкой» иногда привносят специфическую подкраску. Эта проблема в EVO решена самым банальным образом – укрупнением размера. В «сложенном» виде излучающая поверхность равна 30 x 60 мм, а площадь самой мембраны в несколько раз больше.
В средней полосе – фирменный среденечастоник с мягким 50-миллиметровым куполом, который дебютировал в «Эволюциях» прежнего поколения более десяти лет тому назад.
В средней полосе – фирменный среденечастоник с мягким 50-миллиметровым куполом, который дебютировал в «Эволюциях» прежнего поколения более десяти лет тому назад. Опять же сложно сказать, чем он отличается от предшественника. Говорят, конструктив один и тот же – с крупной, но максимально облегченной звуковой катушкой. Но это не значит, что характеристики головки остались прежними. Чтобы избежать искажений на тех частотах, которые для текстильного излучателя могут представлять проблемы, разработчики приняли решение сузить его рабочий диапазон до 1400 – 3900 Гц. Это меньше, чем в новых EVO 4.4, а в сравнении с ранее выпускаемыми EVO – намного.
Поскольку такие драйверы сегодня мало кто применяет в среднечастотном звене, может возникнуть вопрос: почему в Wharfedale все-таки выбрали купол? Дело в том, что от такого излучателя можно добиться менее заметных на слух искажений и лучшей дисперсии. Но раньше это давалось с большими затратами сил и времени при проектировании – требовался подбор наилучшей демпфирующей пропитки для ткани, сложности возникали с получением согласованности с диффузорными головками, с подгонкой фильтров и т.д. Сегодня требуемые характеристики драйверов можно тонко задавать при помощи лазерных измерений и компьютерного моделирования, с высокой точностью рассчитывать кроссоверные цепи, а главное – не строить уйму прототипов для испытаний. Всего за пару месяцев лабораторной работы инженеры моделируют десятки виртуальных моделей АС, после чего остается лишь убедиться, что натурное воплощение самой удачного варианта действительно звучит как надо.
Но всегда остается открытым вопрос: для каких условий изначально оптимизировали акустику? Ведь ни один меломан не будет делать у себя дома подобие заглушенной измерительной камеры, чтобы повторить идеальный «заводской» результат.
Гарантирую, что в обычной жилой комнате эта полоса с EVO 4.2 проявится живыми красками и наполнится динамикой.
EVO 4.2 уже после первых пристрелочных прослушиваний дают понять, что их создавали исключительно под обычную жилую комнату. Направленность излучения при небольших отклонениях от оси в горизонтальной плоскости у них почти не меняется. Это означает, что акустику не обязательно строго ориентировать на точку прослушивания – даже от поставленных прямо колонок мы получаем стабильную и широкую зону стереоэффекта. АЧХ начинает немного просаживаться (с хорошо различимым ослаблением по СЧ/ВЧ) лишь при отклонениях от оси больше 20 — 30 градусов. В студии с надлежащей акустической обработкой такое поведение АС было бы минусом, но в случае с «живой» и «долгой» на реверберацию комнатой это может стать весьма весомым плюсом: ограниченная дисперсия в стороны и на широких углах означает, что доля отражений от стен будет еще меньше прямого сигнала. Следовательно, и тональная картина в точке прослушивания будет лучше сбалансирована, и различимость тембров будет выше.
Именно эта особенность и обратила на себя наше внимание – в достаточно заглушенной комнате, где проходили прослушивания, весь проигрываемый спектр и особенно голосовой диапазон новые полочники раскрыли предельно чисто и богато, а легкий дефицит «огня» и «живости» в звучании как раз возник из-за того, что стены помещения заметно поглощали и так не слишком обильные отражения (особенно в области от 500 до 2000 Гц). Но я гарантирую, что в обычной жилой комнате эта полоса с EVO 4.2 проявится живыми красками и наполнится динамикой. Причем вы можете рассчитывать на еще более гладкое и взвешенное воспроизведение всего СЧ/ВЧ-спектра, чем у напольных «четверок», которые на фоне «двоек» отличаются чуть-чуть более яркой и жесткой подачей.
В нашем тесте EVO 4.2 очень боевито зазвучали, например, от 40-ваттных оконечников сетевого ресивера Naim.
Аналогично – и с басовой картиной. Чисто «аудиофильская» расстановка АС вдали от углов и стен (она дает, как правило, максимальную глубину сцены и точную локализацию) – не тот вариант, на который следует ориентироваться в первую очередь с EVO 4.2. Низкий регистр у них, похоже, имеет плавный ровный спад и выравнивается как раз тогда, если между стеной и задней стенкой АС задается зазор порядка 14 см (опять же, это в нашем помещении — вам придется подбирать индивидуально). При этом глубина сцены практически не была принесена в жертву – «виртуальным» стало только деление между первым и вторым планами, а все виртуальные образы, расположенные где-то совсем далеко, формировались именно там. Сохранилась и хорошая фокусировка! Удивительно, насколько удачно в Wharfedale адаптировали трехполосные полочники под потребности меломанов, которым приходится ставить акустику именно у стен, чтобы сэкономить максимум свободного пространства в гостиной. Еще совет: уделите особое внимание подбору стоек – от их высоты зависит то, как раскроется на этих системах колорит инструментов басовой полосы.
EVO 4.2 оптимально сочетать с транзисторным усилителем – не обязательно с мощным, но непременно с «бойким» на динамику и с хорошим демпфированием баса. Если первое условие не будет соблюдено, то звучание покажется недостаточно открытым или даже с лёгкой компрессией. Что, кстати, и произошло, когда мы слушали новые модели с 15-ваттным ламповым оконечником. Вроде все классно: аутентичные тембры, нежная трактовка середины, очень чистые воздушные ВЧ, но все это всегда передавалось будто в минорном ладу – даже на треках, полных мажорной зажигательности (кстати, неплохой вариант для мягкой фоновой озвучки).
А хорошее демпфирование требуется для того, чтобы избавить небольшой 15-сантиметровый басовик от бесконтрольных колебаний большой амплитуды, которые могут привнести в звучание звук искажения на мощных ударных. В нашем тесте EVO 4.2 очень боевито зазвучали, например, от 40-ваттных оконечников сетевого ресивера Naim, который хорош именно своей темпераментной подачей. Но бас получился более внятным, конкретным и тактильным как раз от Quad Vena II – от куда более «спокойного» по звучанию усилителя, но способного, образно говоря, собрать низы «в кулак».
Найдете свое сочетание – делитесь в комментариях. Эта модель принадлежит к тому редкому кругу систем, которые не имеют выраженной жанровой специфики. С ней можно получить драйвовый и элегантно «подсушенный» саунд, или масштабно-драматичный, или объемный, с предельной пространственной детализацией. Только не беритесь за тюнинг до тех пор, пока акустика не разогреется до конца. Это случится в тот момент, когда перестанут напоминать о себе легкие гулковатые оттенки, а общая картинка у EVO 4.2 станет получаться цельной и органичной. И такой, кстати, могут порадовать далеко не всякие «трехполоски».
СИСТЕМА
-
Источники
-
сетевой проигрыватель Naim NDX 2
-
музыкальный сервер Naim Uniti Core
-
ноутбук Apple MacBook Air A1465
-
смартфон OPPO Reno
-
Усилитель/ЦАП Quad Vena II, Quad VA-One+
-
Сетевой ресивер Naim Uniti Atom
-
Кабели
-
цифровой InAkustik Referenz High Speed USB 2.0
-
межблочные RCA Atlas Hyper Grun Ultra
-
акустические Atlas Hyper 3.5 и Atlas Ascent
-
силовые Atlas EOS и EOS Modular
Wharfedale EVO 4.2
Производитель: Wharfedale/IAG Group Ltd (Великобритания)
Конфигурация: 3 излучателя, 3 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот: 54 – 22 000 Гц (при неравномерности +/-3 дБ) || Чувствительность: 87 дБ || Максимальный SPL: 105 дБ || Номинальное/минимальное сопротивление: 8/4 Ом || Рекомендуемая мощность усилителя: 25 – 120 Вт || Отделка: орех, черное дерево, беленый дуб || Габариты (Ш х В х Г): 250 х 455 х 350 мм || Масса: 13,4 кг (каждой)
Источник: salonav.com