Акустические системы Focal Spectral 40th

Акустические системы Focal Spectral 40th

Юбилей — отличный повод производителю напомнить о своих достижениях, тем более что для этого надо не так уж и много: банальный баннер или яркая наклейка на коробки с товаром в честь памятного события, какой-нибудь особый логотип или необычная отделка для ограниченной юбилейной партии. Мало кто затевает ради этого разработку совершенного нового изделия, но именно такой подарок мы и получили от Focal!

1.jpg

ДВОЕ ОТ ТВОРЦА

Так вышло, что знакомство с этими системами прошло по принципу «черного ящика» – я сначала с головой погрузился в прослушивание, ни вникая ни в какие технические детали и даже не зная цены юбилейных колонок. Но с первых минут стало ясно, что перед мной – редчайшая экстраординарная вещь. Поэтому и в этом обзоре я позволю себе отойти от сложившейся традиции сначала описывать объект тестирования, а затем показанные им результаты. Со звука и начну.

Окраску уловить на слух почти невозможно даже в области 1 — 3 кГц, где обычно и гнездятся все проблемы, вызванные краевыми интерференциями и внутренними структурными резонансами диффузоров.

Spectral 40th сразу дают понять, что головки с диффузорами из тканных композитов, которые нередко поругивают за более яркую подачу, на самом деле могут давать еще более взвешенный и гладкий звук, чем лучшие образцы драйверов с целлюлозными, алюминиевыми или керамическими излучателями. Окраску уловить на слух почти невозможно даже в области 1 — 3 кГц, где обычно и гнездятся все проблемы, вызванные краевыми интерференциями и внутренними структурными резонансами диффузоров, усугубленные к тому же делением полос, нестыковкой фаз и разной дисперсией у СЧ- и ВЧ-головок. Вся середина, переходящая в нижний верх, у Spectral 40th по субъективным ощущениям воспроизводится настолько ясно и непогрешимо, что они вполне могут составить конкуренцию каким-либо огромным электростатам или магнитопланарам, которые тот же частотный отрезок воспроизводят единой мембраной. Цельность, открытость и точнейшая тембральная проработка без каких-либо привнесенных ярких гармоник – вот первое, что надо знать о новинке Focal.

3.jpg

5.jpg         7.jpg          9.jpg

В основной полосе есть небольшие отклонения, которые придают звучанию более акцентированный «вокальный» характер, но они воспринимаются на уровне догадок. Все, что выше 3 кГц, тоже передается с некоторой спецификой. Я не исключаю, что на характеристике есть небольшие плавные спады и подъемы (это чувствуется по немного осветленному и даже порой немного режущему колориту дискантов), зато локальных пиков и провалов АЧХ, способные до неузнаваемости исказить звук высоких инструментов, похоже, минимум. Потому что различимы все оттенки у щеток, тарелок и хай-хетов, все естественные шероховатости и мельчайшие детали. Звон и затухание металла передается очень отчетливо, с выразительной резкостью, которое попросту недоступно для обычных шелковых пищалок, но в тоже время все шумовые спектры, напротив, чисты, воздушны и избавлены от какого-либо «алюминиевого», «титанового», «керамического» оттенков. Нет и никакой сыпучести или зернистости. Воспроизведение фонограмм, содержащих, например, естественный шум дождя, наполняет комнату буквально осязаемостью свежестью и влагой. Я сделал блиц-сравнение с тем, как тоже самое воспроизводят лучшие бериллиевые твитеры Focal, установив рядом со Spectral 40th полочники Sopra №1. Дорогие пищалки дали, конечно, более стерильную и информативную картину, но натуральностью, от которой появляются мурашки на коже, они, прямо скажу, побаловали не в большей мере.

11.jpg

Менее однозначные оценки относятся к басу. Есть хорошая наполненность со стороны самых низких частот, но звук как будто по-сабвуферному приторможен. Область 40 — 80 Гц мощная, капитальная, с многочисленными подробностями, но она берет скорее своей округлостью, чем четкостью. Зато с панчем и задемпфированностью на более высоких мидбасовых спектрах полный порядок – сюда Spectral 40th вкладывает всю свою дерзость, вскрывает, показывает всю звуковую многослойность и текстуру. Разумеется, эти качества в значительной степени зависят от усилителя. Сказанное выше получалось при работе акустики от интегральника McIntosh. Характер баса можно было слегка скорректировать, перебросив акустический кабель с клемм для четырехомных АС на те, что рассчитаны у усилителя на 8 Ом – это давало больше сдержанности и твердости внизу и чуть смягчало мидбасовый напор (на выходах для двухомной нагрузки получалось наоборот). Но зная, как непросто этот усилитель ранее находил общий язык с напольными Kanta №2 или еще более крупными Kanta №3, я сделал вывод, что юбилейные «Фокалы» все-таки полегче в согласовании и не требуют «железного» демпфирования. Это подтвердилось и при переключении на усилитель Mark Levinson (симметричная схемотехника, класс AB, демпинг-фактор более 400) – порядка в низком спектре прибавилось, но не фундаментально. Скорее изменилась сама подача баса – он стал более силовой, отрывистый и менее фактурный.

Звон и затухание металла передается очень отчетливо, с выразительной резкостью, которое попросту недоступно для обычных шелковых пищалок.

Самое интересное, что с новым усилителем Spectral 40th не изменили своей звуковой сигнатуре и снова показали все достоинства – отличное гармоническое разрешение, естественность динамики, способность непринужденно и открыто воспроизводить голос, жечь драйвом и металлом и при этом удивительно бережно вырисовывать самые нежные и тихие фрагменты. В звучании проявились строгие оттенки, характерные для Mark Levinson, а заодно – и признаки наличия в тракте ЦАПов ESS Sabre – чуть нарочитая деталировка вверху, не всегда уместная лакировка в середине… Но многим такая красивая и академично-техничная трактовка понравится даже больше.

13.jpg

15.jpg        17.jpg        19.jpg

Сцена – вот, пожалуй, единственное, чего в ходе теста мне не удалось раскрыть в Spectral 40th на 100 процентов. Она образная, убедительно разделена по планам, наполнена всеми фоновыми подробностями, избавлена от привязки и даже имеет признаки вертикальной локализации, но на флангах пространственное разрешение не идеальное. Мы долго экспериментировали с шириной базы и углами, пробовали изменить точку прослушивания, но получить такой же выразительный объем позади каждой колонки, добиться на углах такой же явной очерченности мнимых образов, как и в центре, не удавалось – по крайней мере в той степени, которая требовалась для получения иллюзии полного исчезновения колонок. Но я не сомневаюсь, что эти системы способны выстроить правильную звуковую голографию. Возможно, их надо просто еще «греть» часов 100 — 200. А еще это зависит от массы других факторов – от источника, кабелей, чистоты питания, акустической обработки помещения… Одно ясно: Spectral 40th заслуживают к себе самого пристального внимания и тщательного подбора всех компонентов.

С панчем и задемпфированностью на более высоких мидбасовых спектрах полный порядок – сюда Spectral 40th вкладывает всю свою дерзость, вскрывает, показывает всю звуковую многослойность и текстуру.

Ну а теперь о том, как, из чего и зачем сделана эта акустика. Производитель не приводит подробной технической информации, а просто называет юбилейную модель «невероятной», отчего она непосвященному может показаться еще более загадочной. На самом деле тайн особых нет. Сделана модель по мотивам легендарной Spectral 913.1 и в юбилейной отделке повторяет ее стиль (желтые диффузоры, ореховые боковины), отличаясь от предтечи более изысканным покрытием черным мерцающим лаком. Но здесь нашлось место и оригинальным техническим решениям.

21.jpg

Уникален, например, твитер. Он композитный, из тончайшей арамидной ткани – излучатель отформован в виде перевернутого M-образного купола. В отличие от бериллиевых высокочастотников Focal, он вступает в работу выше по частоте – начиная с 2700, а не 2200 Гц. У него гибкий подвес и специальное алюминиевое шасси (которое, видимо, и отличает его от аналогов, которые Focal уже несколько лет выпускает для Car Audio). В свое время в его разработку компания изрядно вложилась, но оно того стоило – с легчайшим 16,5-сантиметровым среднечастотником из того же материала он, как мы убедились, реально звучит как одно целое.

Диффузоры СЧ и НЧ драйверов имеют структуру сандвича. У среднечастотного конструкция двухслойная: снаружи тонкая ткань из арамидного волокна, а с обратной стороны – вспененный материал Rohacell с высокими демпфирующими свойствами. Для снижения массы подвижной системы эти излучатели лишены пылезащитного колпачка.

Твитер композитный, из тончайшей арамидной ткни – излучатель отформован в виде перевернутого M-образного купола.

18-сантиметровые басовики вообще выполнены по технологии, которую ранее применяли лишь в драйверах для Utopia и Sopra. У них трёхслойные диффузоры – прокладка из Rohacell находится между слоями тканого арамидного волокна (снаружи) и стекловолокна (изнутри). Так получается объемный сэндвич, обладающий высокой жесткостью при малой массе.

Все это помещено в корпус с очень толстой лицевой панелью и двумя фазоинверторами со скругленными раструбами, один из которых выведен вперед, а второй поднят на задней панели на приличную высоту.

23.jpg

25.jpg        27.jpg        29.jpg

Напоследок хочется обратить внимание на то, что в гамме Focal раньше не было ни домашних колонок, ни автомобильных комплектов с такими головками – похожие были, а вот точно таких не выпускалось. Следовательно, драйверы создавали специально для новой модели акустики и просчитывались (в чем уже нет сомнений) очень тщательно и всесторонне. А чтобы разработать с нуля напольники такого уровня, довести в лабораториях их до совершенства, а затем еще и поставить на конвейер тоже требуется не год и даже не два. Теперь сложите эти два факта и ответьте на вопрос – неужели все это делалось лишь для того, чтобы к сорокалетию компании выпустить на весь мир всего 400 пар АС в единственном варианте отделки «неоретро»? Наверняка задача куда более масштабная и в модели Spectral 40th мы видим красивое начало для целого семейства новой акустики, которая в модельной иерархии займет положение под Kanta.

18-сантиметровые басовики вообще выполнены по технологии, которую ранее применяли лишь в драйверах для Utopia и Sopra.

Но я бы на месте покупателя не ждал бы других новинок — для штучной вещи в спецотделке цена не так уж велика. Кроме того, в Россию привезут всего десять пар. А точнее – девять, так как одна уже нашла своего владельца.

31.jpg

СИСТЕМА

  • Ноутбук Apple MacBook Air A1465

  • Усилитель интегральный McIntosh MA7200 и Mark Levison №585

  • Кабели

  •  цифровые USB InAkustik Referenz High Speed USB 2.0

  •  акустические InAkustik Referenz LS-4004 Air

  •  силовые InAkustik AС-1502 и P6

Focal Spectral 40th

Производитель: Vervent Audio Group (Франция)

www.focal.com/ru

Конфигурация: 4 излучателя, 3 полосы || Акустическое оформление: два фазоинвертора || Диапазон воспроизводимых частот: 34 — 30 000 Гц (при неравномерности +/-3 дБ) || Нижняя граничная частота (-6 дБ): 28 Гц || Чувствительность: 91 дБ (2,83 В/1 м) || Сопротивление (номинальное/минимальное): 8/3,1 Ом || Частоты раздела полос: 280 и 2700 Гц || Рекомендуемая мощность усилителя: 40 – 300 Вт || Отделка: черный металлик и орех || Габариты: 424 х 1148 х 303 мм || Масса: 50 кг


Источник: salonav.com

Магазин AVCOMFORT.RU >>

Оценить качество звучания и приобрести товар вы можете
в салоне AVComfort.ru!

Понравилась статья? Поделиться: