Акустические системы Focal Maestro Utopia III Evo
Колонки с ценником премиального автомобиля всегда требовали к себе особого отношения и должной компетенции в подборе компонентов, в настройке тракта и в акустическом тюнинге помещения. Именно поэтому знакомство с самыми продвинутыми системами становилось необычайно важным и ответственным событием. Но в этот раз, с первой доставленной в Москву парой «Маэстро», все проходило по иному сценарию.
Если в поле поиска на нашем портале вы наберете слово Utopia, то сможете отыскать огромное количество тестов, обзоров и интервью, посвященных флагманской линейке акустики Focal. Она всегда была объектом самого пристального внимания и так подробно описывалась со всех сторон и во всех мыслимых аспектах, что к сказанному, казалось бы, уже и нечего добавить. Но это далеко не так. Utopia – системы такого высокого уровня, что к ним можно возвращаться снова, снова и снова, открывая для себя настолько удивительные ощущения, что впору переосмыслять весь предыдущий опыт. И как раз по этой причине обзор модели Maestro будет отличаться по формату от всех остальных – по технике пройдемся коротко, а в прослушивание погрузимся, напротив, максимально обстоятельно.
Номинально эта акустика может считаться топ-моделью в ряду «Утопий» традиционной конструкции – тех, что лишены приставки EM в названии и обходятся без сложных дорогостоящих электромагнитных систем (как у моделей Grande и Stella). В технологическом плане они очень близки к Scala, которые мы испытывали год назад, – все фамильные фишки и инновации, пришедшие с третьим «эволюционным» поколением, в Maestro собраны в полном объеме.
Номинально эта акустика может считаться топ-моделью в ряду «Утопий» традиционной конструкции – тех, что лишены приставки EM в названии и обходятся без сложных дорогостоящих электромагнитных систем.
Монументальные корпуса со стенками переменной кривизны (в отдельных местах панели достигают 6-сантиметровой толщины), как и прежде, разделяются на изолированные объемы и ставятся под небольшим наклоном друг к другу для лучшей временной корреляции отклика динамиков. В верхней части размещается 6,5-дюймовый среднечастотник последнего поколения с диффузором из W-композита, «нейтральным индуктивным контуром» NIC, демпфером резонансов TMD на каучуковом подвесе и составными магнитами Power Flower. В средней секции видим бериллиевый твитер IAL2 – самый совершенный из созданных специалистами Focal. Весь объем позади него представляет собой тщательно рассчитанную «бесконечную» камеру. От Scala наша модель отличается, на первый взгляд, лишь объемом нижней секции и числом головок в ней – вместо одного 11-дюймового басовика здесь стоят два драйвера, внешне весьма похожих по типу и калибру.
Но если вы думаете, что солидная разница в цене Maestro и Scala обусловлена лишь этим обстоятельством, вызвавшем и соответствующую прибавку в высоте и массе системы (+30 кг), то заблуждаетесь – все гораздо сложнее.
Самым видным бонусом является кроссовер с раздельно настраиваемыми полосами. В Scala варьировать отдачу головок на +/-1 дБ можно было только в двух диапазонах, а здесь – на ВЧ, СЧ и НЧ. А самым весомым отличием являются уже упомянутые басовики, потому что они совершенно особые. Верхний имеет не точно 11-дюймовый диаметр, а чуть меньший облегченный диффузор. Это результат оптимизации под поднятую с 240 до 280 Гц частоту раздела с СЧ-секцией. У нижнего вдобавок еще и другой привод – с увеличенной до 50 мм звуковой катушкой, с двойными ферритами и системой магнитного демпфирования. Так французские инженеры добились и более быстрого отклика в верхнем басе, и более линейной отдачи на самом низу частотного диапазона. А заодно – и повышенной до 93 дБ общей чувствительности. Обратите внимание на еще один любопытный момент: входные клеммы разделены на Main и Bass. Поэтому может сложиться впечатление, будто одна из пар терминалов разводит сигнал на все три полосы, а дополнительная отправляет его только на отдельные низкочастототники. На самом деле Main обслуживает только ВЧ/СЧ-секцию, что позволяет подключать Maestro обычным бай-вайрингом или бай-ампингом, то есть на средние и высокие ставить, предположим, деликатные усилители в классе А с более открытым характером звучания, а на сложную басовую «опору» – сильнотоковые моноблоки с высоким демпинг-фактором для строгого контроля баса.
Правда, еще не факт, что это вообще потребуется. Дело в том, что Maestro, несмотря на высокую подводимую мощность, являются для усилителя, пожалуй, еще более легкой нагрузкой, чем Scala. Я поначалу с большим скепсисом относился к идее слушать новинки со все тем же интегральником McIntosh, что был в тесте младших моделей. Уже тогда чувствовалось, что американский аппарат с ними едва справляется, отчего нам и потребовалось по ходу испытаний пускаться на всякие хитрости с разными кабелями для бай-вайринга, подбирать настройки и экспериментировать со всеми тремя трансформаторными выходами усилителя, чтобы получить приемлемую аккуратность передачи низкого регистра. А сейчас мы соединили усилитель с акустикой по самой простой схеме («синглом» с выходами под стандартную 4-омную нагрузку), и их тандем с ходу показал прекрасную форму: в середине прорезалась бойкая, но не переигранная динамика, на высоких – образцовый порядок, а в низком регистре – должная уравновешенность. Ради опыта мы попробовали другие варианты подключений, но остановились на стандартном.
Обратите внимание на еще один любопытный момент: входные клеммы разделены на Main и Bass.
Но, как и Scala, Maestro крайне чувствительны к расстановке и акустическим свойствам помещения. Они не так «заводят» гудящие моды в области 35 — 60 Гц (типичные для средних помещений), но могут легко запустить стоячие волны на самых низких частотах в комнатах большой площади с высокими потолками. В инструкции даются четкие рекомендации, как, используя математические соотношения, наилучшим образом расставить акустику в помещении. Но если и это не станет панацеей от раскатистых призвуков (что весьма вероятно в современных строениях из пенобетона), тогда попробуйте ассиметричную расстановку, подобную той, что найдете на одном из снимков в статье.
В этом варианте Maestro у нас выдали такую реалистичную сцену по всем измерениям, что ее можно буквально «показывать» посетителям как образец. Глубина, локализация, правильная геометрия – это все получилось само собой и потому даже не обсуждалось. Поражало другое – каждый мнимый источник звука представлялся очень реалистичным по своему масштабу и казался предельно материальным. Вот вам и певцы в свой реальный рост, и рояль на удалении в несколько метров, который хочется потрогать, и фантастически точно обрисованный по вертикали контрабас, и необъятная стена органного звука, в которой легко улавливается местоположение каждой звучащей трубы. Вы можете встать с кресла, выйти из той области, что принято называть «зоной наилучшего стереоэффекта», даже находиться где-то совсем сбоку от колонок, а трехмерность воспроизведенной Maestro картинки никуда не исчезнет! Иными словами, наконец-то можно говорить о воспроизведении, которое на слух невозможно отличить от живого.
Поражало другое – каждый мнимый источник звука представлялся очень реалистичным по своему масштабу и казался предельно материальным.
Конечно, у этого волшебства есть простое физическое объяснение. Я убежден, что реализм передачи в Maestro достигается прежде всего за счет того, что каждая головка в зоне своей ответственности вносит минимум каких-либо искажений, а вся «четверка» вдобавок идеально согласована по фазовым сдвигам. Не случайно способность так отчетливо «проявлять» образы в пространстве водится только за широкополосными системами, где нет деления на полосы вообще. Maestro – первые в моей практике трехполоски, способные предложить тоже самое в столь явной же форме.
И, конечно, не только это. Весь частотный диапазон – в вашем полном распоряжении. Динамка настолько натуральна и сильна, что о большем и мечтать не хочется. Легкий недостаток скорости на ударных спишем на усилитель – у меня нет ни малейших сомнений, что Maestro способны передать настоящий «панч». Сюда же прибавляйте минимальную окрашенность (фактически призвуков нет вообще) и высокую линейность, которую можно скорректировать под акустику в небольших пределах. А это – залог правдивой, свободной и полной передачи любого тембрального рисунка, что пока не могут предложить даже очень дорогие системы. Знаете, в чем особенно проявляется последнее? В том, что музыка течет так, будто замедлился ход времени, а звук при этом рождается будто сам по себе вообще вне системы. А это – мгновенное переключение внимания слушателя с вопроса «как?» на куда более важное «что?». Вы сразу проникаете в суть воспроизведения, не испытывая никакого напряжения или дискомфорта.
Знаете, в чем особенно проявляется последнее? В том, что музыка течет так, будто замедлился ход времени, а звук при этом рождается будто сам по себе.
Вот почему не имеют большого значения все попытки оценить жанровые предпочтения Maestro. Разумеется, камерные, оперные и симфонические произведения, как и все записанные вживую концерты, на этих системах раскрываются в наилучшем виде. Но такую же захватывающую картину получаешь, когда переходишь к прослушиванию джазовых или роковых композиций, записанных в студии, или включаешь нечто вообще электронно-синтезированное. В любом случае акустика показывает именно музыкальный замысел (формулировка, конечно, пафосная, но в данном случае точная) и при этом выносит за скобки все технические моменты фонограммы. Время, место, способ, качество записи перестают иметь большое значение, но при этом техника игры, виртуозность исполнителей, вокальный колорит вплоть до мельчайших обертонов и детальнейшая артикуляция – как на показ. А если выражаться по-простому, то Maestro просто берут тебя за руку, отводят к сцене и открывают глаза на новую реальность. Можно ли мечтать о большем?
СИСТЕМА
Источники
- CD-проигрыватель McIntosh MCD350
- ноутбук Apple MacBook Air A1465
Усилитель интегральный McIntosh MA7200
Кабели
- цифровые USB InAkustik Referenz High Speed USB 2.0
- межблочные InAkustik Referenz Selection NF-2404
- акустические InAkustik Referenz LS-4004 Air
- силовые InAkustik AС-1502 и P6
Focal Maestro Utopia III Evo
Производитель: Vervent Audio Group (Франция)
Конфигурация: 4 излучателя, 3 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот: 25 — 40 000 Гц || Нижняя граничная частота (-6 дБ): 21 Гц || Чувствительность: 93 дБ (2,83 В/1 м) || Сопротивление (номинальное/минимальное): 8/3,1 Ом || Частоты раздела полос: 280 и 2200 Гц || Рекомендуемая мощность усилителя: 80 – 600 Вт || Отделка: черный или белый лак, синий металлик, серая или темно-зеленая эмаль || Габариты: 455 х 1470 х 770 мм || Масса: 116 кг
Источник: http://www.salonav.com