Территория баса: один большой REL или два поменьше?
В рубрике «Территория баса» мы продолжаем публикацию переводов материалов из блога Джона Хантера, владельца и главного разработчика британской компании REL – всемирно известного производителя сабвуферных систем.
Как узнать, когда нужно два?
Некоторых из наших клиентов беспокоит известная проблема: решить, что лучше – один большой сабвуфер или два более компактных, но сходных по уровню звучания.
При помощи нашей страницы для интерактивного подбора сабвуфера мы даём рекомендации только для тех колонок, которые чаще всего упоминаются в запросах. И только в том случае, если уже имели определённый опыт в работе с этими колонками. Когда мы говорим – «используйте это», значит, эта рекомендация идёт от наших экспертов, которые неоднократно устанавливали комбинации подобных акустических систем и сабвуферов REL. Поэтому мы знаем, о чём говорим.
Территория баса: один большой REL или два поменьше?
Давайте установим некоторые определения, которые помогут понять, как все это работает и обеспечить лучшие результаты нашим клиентам:
1. Масштаб
Масштаб и динамика АС и комнаты задают размер модели REL, а также модельный ряд. Крупные АС высокого качества требуют соответственно, крупного и высококачественного сабвуфера. Если мы предлагаем использовать модель линейки Reference, как например, G-1 MKII, это означает, во-первых, что вы очень счастливый человек (мы не просто так придумываем рекомендации), а во-вторых – вашим колонкам требуется размер и масштаб баса, которые способен выдать G-1 MKII.
И кое-что ещё.
2. Скорость
Скорость ваших основных АС (фронтальные левая/правая в домашнем кинотеатре) определяет, из какой линейки мы будем рекомендовать сабвуфер REL. Самое сложное – понять, что модель серии S (S в модельном ряду выше T/i) станет идеальным компаньоном для ваших колонок. Когда мы предлагаем S, писать нам в ответ, не подойдёт ли пара T/7i, например – бессмысленно, потому что для клиента это будет шаг назад. Серия S быстрее серии T/i, если мы рекомендуем S/3 SHO – тогда вопрос только в том, нужна ли вашей комнате/системе одна штука или нужна пара? Пожалуйста поймите, что скорость важна не только для соответствия скоростным характеристикам ваших колонок, но также оказывает огромный эффект на текстуру во всем музыкальном диапазоне.
3. Размер комнаты
Комнаты также оказывают огромное влияние на звучание системы. Большим комнатам нужны большие сабвуферы, чтобы просто прокачать их. Ничто не влияет так на звучание системы, как комната. И отличным сабвуферам может понадобиться много усилий, чтобы минимизировать тонкий, неживой и грубый звук, который может проявляться в больших неудачно спроектированных помещениях.
4. Моноблочные дифференциальные усилители с балансной схемой
Почти всегда в таких случаях используются транзисторные усилители (не ламповые) и мельчайшая разница в токах, протекающих по заземляющим контактам корпусов двух разных усилителей, дает весьма неожиданные артефакты, когда используется один сабвуфер с общей «землей». Мы так не делаем. Если у вас в системе пара моноблоков – вам нужна пара сабвуферов, без вариантов.
Давайте посмотрим на реальных примерах, как это работает. На самом деле все гораздо проще, чем вы можете думать. Наш первый пример – клиент с парой французских АС Focal Sopra 3 ($20 000), использующий пару моноблоков PS Audio BHK 300. Посмотрим, как меняются наши же рекомендации в зависимости от размера комнаты: средняя и большая.
Большая комната:
Первое – подчеркнутый выше термин «моноблок» означает, что нужно использовать пару сабвуферов, не важно, какая линейка или модель сабвуфера выбрана (смотри п.4 выше). Проверим наш интерактивный «советчик» и увидим – любому размеру помещения необходима пара сабвуферов – из-за скорости этой пары АС. Для больших комнат (мы называем их Гранд Салонами) наш гид показывает пару 212/SE.
Территория баса: один большой REL или два поменьше?
Комната средних размеров:
Изменив размер помещения, получаем, что рекомендации упрощаются до пары S/5 SHO. Заметьте, мы НЕ упростили выбор до одного 212/SE, что часто спрашивают клиенты. Почему? 212/SE – большой сабвуфер и очень сильно прокачивает комнату, его будет слишком много для комнаты средних размеров. Также для очень быстрых колонок типа Focal Sopra 3 пара рекомендованных REL нами указана – мы всегда стараемся выжать максимум из системы. Скорость и детальность, которые способны продемонстрировать Sopra 3 требует стереопару сабов, чтобы добиться максимального звучания всей системы. И наконец, раз использованы моноблоки (PS Audio BHK 300) – мы все-равно бы посоветовали два сабвуфера.
Так что рассматривая сценарий применения одних и тех же АС в двух разных комнатах (но с одними и теми же моноблоками), мы руководствовались масштабами звучания колонок и комнатой, в результате пришли к двум разным моделям REL (пара 212/SE и пара S/5 SHO). В обоих случаях мы остановились на стереопаре из-за моноблочной конструкции усиления клиента и факта, что потрясающая скорость звучания этих колонок диктует такую схему для достижения лучших результатов. S/5 SHO не перегрузит комнату средних размеров, аналогично 212/SE легко прокачает «Гранд Салон» счастливого обладателя такой комбинации. Заметьте, мы не урезали наши рекомендации, например, до пары T/9i в средних размеров комнате, т.к. эти сабвуферы не соответствуют по скоростным характеристикам и уровню качества, а также масштабу АС Sopra 3.
Альтернативная комната средних размеров:
На этот раз клиент использует среднестатистические колонки (например, B&W 703) и обычный интегральный усилитель. Сценарий большой комнаты диктует пару T/9i, но при уменьшении помещения до среднего позволяет нам использовать один T/9i. Что мы не сделали в этом сценарии – не советовали один S/3 SHO (слишком большой масштаб и уровень звучания – пара T/9i в данном случае будет в самый раз). И не советовали пару T/5i (слишком компактный сабвуфер, чтобы соответствовать колонкам) в средних размеров комнату.
Сценарий из реальной жизни 2а: домашний кинотеатр с хорошим ресивером формата 7.2 от наших друзей из Yamaha. Модель Aventage RX-A1080, в качестве основных АС прекрасные KEF LS-50. При этом упор делается на кино, музыка вторична. Клиент ограничен в бюджете, но очень хочет, чтобы его кинотеатр хорошо звучал. Здесь мы направим его в сторону специальной линейки для Домашнего кинотеатра, а в частности – к новой модели HT/1205, в которой используется базовое подключение .1/LFA по RCA. Эта простая система раскачает средних размеров гостиную, которая используется и в качестве домашнего кинотеатра, за вполне умеренные деньги. Настройки: в меню Yamaha выберите параметр Small для всех АС, указав минимальную частоту, на которую колонки способны (обычно в диапазоне 40-60 Гц).
Сценарий из реальной жизни 2b: тот же клиент, то же оборудование, но на первом месте стоит музыка, а кино – вторично. Здесь мы посоветуем клиенту REL T/7i, подключенный по высокому уровню к выходным клеммам Left/Right ресивера для основных каналов. В Yamaha выберем Full и будем наслаждаться слитным музыкальным звучанием от того же самого оборудования, при этом T/7i будет получать тот же входной сигнал, что и колонки, что в результате даст слитную натуральную звуковую картину, «сшитую» из звучания АС и REL.
Хочется подвести итог
Мы в REL работаем очень упорно над созданием гида для наших клиентов, чтобы предоставлять им варианты решений, которые обеспечат отличную «сшивку» между основными колонками и REL. Мы направляем людей, используя фундаментальные критерии масштаба (насколько большой звук могут обеспечить АС и комната?) и скорости, используя дополнительные входные данные, такие как приоритеты в музыке или кино.
На самом верху выбора варианты типа пары 212/SE хорошо будут работать с любым форматом и сильно облегчат процесс выбора. Но вот если размер комнаты и/или бюджет диктуют свои правила, наш подход продолжает обеспечивать качественное звучание с учетом необходимой оптимизации, все это основывается на нашем богатом опыте, которым мы делимся с клиентами и дилерами.
John Hunter,
REL Owner & Design Director