AV-ресивер Denon AVR-X3500H с встраиваемой акустикой Focal
Если вы поставите перед собой цель найти средний по цене AV-ресивер с богатейшим оснащением, передовым декодером и мощными усилителями, то эта новинка точно станет главным фаворитом. И как раз сейчас «многозадачность» этого аппарата будет весьма кстати – мы его испытаем в системе, составленной из необычных, но очень продвинутых акустических систем.
Факт, с которым не поспоришь: чем сложнее аудио/видео система, тем заметнее качество звучания зависит от точности системных регулировок. Класс примененного оборудования, критически важный в High End Audio, конечно, не отходит на вторые роли, но перестает служить гарантией совершенства комплекса в целом. Поэтому опытные инсталляторы при разработке серьезных проектов и стараются иметь дело с аппаратурой, которая дает самые гибкие установочные возможности. Перфекционизм в отборе компонентов оправдан лишь тогда, когда можно добиться идеальной согласованности всех составляющих системы.
Сказанное сегодня стало актуально даже для обычных домашних театров, построенных на базе средних по цене AV-ресиверов. С появлением декодеров объектно-ориентированных форматов и развитого программного обеспечения коммутационные и настроечные функции в этой технике шагнули далеко вперед. Но то, что обрадует каждого энтузиаста, разбирающегося в аппаратуре, интерфейсах, стандартах и звуковых режимах, создает немало проблем обычному покупателю.
Даже беглое знакомство с функционалом дает понять, что перед нами – этакий «щвейцарский нож» для домашнего театра.
Denon одной из первых обратила на это внимание и предложила интересные решения. Главное новшество почти всех ресиверов 2018/19 модельного года – поддержка управления по интернету, которая позволяет специалистам, используя сервис SRM (Smart Remote Management) от Domotz или Ihiji, удаленно диагностировать настройки системы у конечного пользователя. Такой инструмент контроля наверняка станет хорошим дополнением к базовой автокалибровке Audyssey по выносному микрофону, которая сильно упрощает процесс оптимизации звучания. Но это еще не все. Добавилась функция определения ошибок соединений HDMI, расширенные оповещения в случае срабатывания защиты и более глубокие настройки бас-менеджера, благодаря чему становится доступно куда более высокое качество воспроизведения в самой проблемной полосе.
Вот, кстати, и подходящий пример сказанному – флагман семиканального семейства ресиверов AVR-X3500H. Даже беглое знакомство с функционалом дает понять, что перед нами – этакий «щвейцарский нож» для домашнего театра. Едва ли можно найти конкурента в его ценовом классе, предлагающего больше возможностей. И мы даже не будем пытаться описывать всё – остановимся лишь на ключевых отличиях.
В сравнении со своим предшественником новый аппарат смотрится лаконичнее. Дизайн с «лица» строже, хотя по виду задней панели и приведенным паспортным данным он во многом идентичен AVR-X3400H. В нем также применяются улучшенные интегральные схемы регулировки громкости, на входе пять аналоговых пар RCA и два гнезда Coax, что вместе с многоканальным выходом 7.2 и отличает эту модель от более доступного семиканального AVR-X2500H.
Акустика, которую можно классифицировать как одну из самых продвинутых в категории систем «для всех», вызвала большой интерес у меломанов уникальным сочетанием драйверов
Тем, кто собирается строить на базе 3500-го полнофункциональную мультирумную систему, сообщим, что у этого ресивера имеется беспроводной интерфейс HEOS и «классический» порт RS232, триггер, входы/выходы шины управления, а также третий выход HDMI на вторую зону и встроенный видеоконвертор, преобразующий сигнал с аналоговых композитных или компонентных видеовходов в цифровой поток 4К 50/60 Гц.
А для тех, кому интереснее «музыкальная» составляющая, будет полезно знать, что в качестве основных ЦАПов в AVR-X3500H применяются высококлассные AK4458VN, в системе питания установлен экранированный 600-ваттный трансформатор, а в оконечных каскадах использованы комплементарные пары Sanken 2SD2560/2SB1647 – биполярные транзисторы нового поколения с расширенной полосой пропускания и увеличенными в полтора раза выходными токами.
Пока наш ресивер скачивает обновление (это обязательная процедура – без неё даже не заработает декодер DTS), расскажем о том, что будет подлючено к его выходам. Выбранная нами акустика тоже может служить примером потрясающей многозадачности.
«АРИЯ» С АККОМПАНЕМЕНТОМ
Линейка Aria у Focal появилась пять лет назад, поэтому вряд ли нуждается в подробном представлении. Акустика, которую можно классифицировать как одну из самых продвинутых в категории систем «для всех», вызвала большой интерес у меломанов уникальным сочетанием драйверов: легкие диффузоры Flax из льняного композита в средней и нижней полосах и улучшенные инвертированные твитеры TNF в верхней. Первое позволило добиться от АС высокой отзывчивости и одновременно натурального малоокрашенного звучания. Переход же на еще более легкий алюминиево-магниевый сплав и Poron-подвес в твитере помог инженерам расширить воспроизводимый диапазон. Лучше всего эти качества соединились, на наш взгляд, в напольной модели Aria 926, которую мы включим в нашу систему не только для оценки музыкальных способностей ресивера, но и для того, чтобы иметь звуковой эталон перед тестом многоканальной конфигурации.
Самая интересная в линейке – ICLCR5, странная на вид квадратная система с басовым модулем на паре 13-сантиметровых головок Flax.
А для неё основной акустикой послужит абсолютно новые модели из встраиваемой «трехсотой» серии, которые, между прочим, только что были отмечены ассоциацией EISA. Самая интересная в линейке – ICLCR5, странная на вид квадратная система с басовым модулем на паре 13-сантиметровых головок Flax. Наличие собственного акустического оформления – большой плюс для «встройки», поскольку звуковые характеристики гораздо меньше зависят от размеров и герметичности установочной ниши. Вторая особенность – «угловое» расположение ВЧ/СЧ-модуля относительно басовых головок. Тем самым формируется некий рупор с просчитанной направленностью (все данные и графики дисперсии, кстати, подробно изложены в инструкции). Это уникальное свойство, а также диапазон, расширенный вниз, по замыслу производителя, можно использовать для размещения многоканальной системы на потолке помещения, не задействуя никаких других АС!
Впрочем, вряд ли что мешает поставить ICLCR5 в стены в качестве фронта/тыла. Скорее, они даже напрашиваются именно туда, ведь найти на потолке необходимые 20 см установочной глубины в типовой квартире не всегда возможно, а на горизонтальных конструкциях из пенобетона и гипсокартона ниша делается без проблем.
К тому, чтобы опробовать в тесте именно такие варианты, нас подталкивает еще две фирменных фичи «трехсотой» серии. Секция СЧ/ВЧ, аналогичная той, что применяется в сателлитах Focal Dome (а это опять же льняные динамики и та же продвинутая пищалка от «Арии»), допускает наклон в пределах ±45 градусов для формирования правильного направления звуковых волн. Тут мы получаем отличный инструмент для коррекции дисперсии, необходимой для построения правильной стереосцены. Также у нас в распоряжении есть еще два аттенюатора – для высоких частот (0±3 дБ) и для средних (0±2 дБ).
Получить от ICLCR5 отличную стереосцену вообще не составляет труда, если их разместить так, будто они находятся на стенах.
Вот теперь напрягите фантазию. На самом деле из ICLCR5 можно составить немыслимое число конфигураций помимо базовой потолочной. Из четырех легко строится «нижний ярус» для форматов 5.1 или 7.1 (сабвуфер держим в уме пока гипотетически). Из еще пары-другой АС запросто образуется верхний уровень для объектно-ориентированных форматов, или даже для Auro-3D. В этом случае акустику тоже можно поместить на стенах, направив звуковое излучение в потолок (да еще с возможностью коррекции!). В залах с большими экранами из этой же акустики можно составить двойной центр (одна система под экран, а вторая – в потолок), тем самым устранив типичную проблему «сваливания» диалогов под изображение. И это мы перечислили лишь то, что пришло в голову. На деле – масса уникальных вариантов!
Впрочем, в «трехсотой» серии Focal есть акустика и для типовых встраиваемых проектов. «Вертикальный» формат IWLCR6 (показан на наших фотоснимках), как следует из названия, пригоден для формирования фронта и центра, а по возможностям настройки мало уступает «квадратам» – есть и аттенюаторы, и поворотный СЧ/ВЧ-модуль. Эта модель за счет более крупных 17-сантиметровых Flax-динамиков обладает еще большим басовым потенциалом.
Если надо уложиться в более скромный бюджет, то фронт/тыл/центр собирается на универсальных двухполосных IW6 или на коаксиалах ICW8 с 21-сантиметровыми басовиками. Ну а высотные каналы формируются при помощи ICW6 (они тоже фигурируют на иллюстрациях). Все системы серии, кстати, комплектуются магнитными грилями и допускают монтаж без инструментов. Столь продуманной системы креплений, защелок и петель для демонтажа, как у «встройки» Focal, на рынке еще надо поискать.
ОТ КРАЯ ДО КРАЯ
Возвращаемся к нашему ресиверу и включаем его сначала с Aria 926. Получаем звучание, которое в первую очередь подкупает подробностями. Минимум «механических» призвуков и аппаратной подкраски позволяет услышать в музыке массу деталей. Тональная картина немного форсирована на краях диапазона, но в середине царит натурализм. Бас чуть-чуть затянут, но наполнен. Верхний регистр чистый, подчеркнутый, но без зловещих оттенков. Pure Direct в ресивере и небольшой разворот колонок от точки прослушивания дает хороший музыкальный баланс и одновременно четкую стабильную сцену. Получается отличный результат даже без возни с автокалибровкой – ресивер и акустика подходят друг другу и по классу, и по звуковому почерку.
В сравнении с Aria 926 встраиваемые ICLCR5 являются намного более тяжелой нагрузкой. Это чувствуется уже по тому, насколько сильно пришлось поднять уровень громкости, когда на место напольных АС мы подключили потолочные, подняв их на максимально возможную высоту в комнате. Но здесь снова надо отдать должное Denon – запас мощности в 180 Вт, обычно вызывающий вопрос «куда столько?», пришелся очень кстати. Качеством проработки низкочастотной полосы удивила и сама акустика – комната не загудела, бас сохранил импульсивность и рельеф. Правда, делать заключение, что ICLCR5 могут работать без сабвуфера, мы не решимся – ослабление самых низких частот чувствовалось. Позднее пробы с сабвуфером показали, что для его согласования с Aria 926, надо лишь заполнить самый нижний регистр до 50 — 60 Гц.
Любой вариант на отражение, кстати, очень капризен и сложен в настройке, а тем более в заглушенном помещении, но он сработал!
У ICLCR5 весьма заметен акцент в середине, придающий звучанию этакий рупорный характер. Но хорошая новость в том, что здесь не обилие гармоник, а скорее обыкновенный горб в области 200 — 600 Гц, который без проблем исправляет Audyssey. Всего одного прогона автокалибровкой оказалось достаточно, чтобы система зазвучала линейно и образно.
Получить от ICLCR5 отличную стереосцену вообще не составляет труда, если их разместить так, будто они находятся на стенах. Пространство получается немного выдвинутым, но хорошо локализованным даже на краях и – вот что самое ценное! – не уступает в глубине варианту с напольными Aria 926. Но с последними у вас нет будет возможности тонко подстроить характер звучания, а здесь лишь немного отклоняем СЧ/ВЧ модуль вверх, и добиваемся еще более впечатляющей атмосферности. Короче говоря, эти системы могут ни в чем не проигрывать страшим братьям по качеству звучания не только на саунтреках, но и на музыкальных программах. Особенно хорош результат, когда переходишь на трифонику и правильно задаёшь поддержку сабвуфера.
Минус подобной «настенной» конфигурации лишь в том, что она, обеспечивая реалистичное воспроизведение стерео и музыкальных концертов в продвинутых форматах вроде DTS Master Audio, начинает звучать более агрессивно при просмотре фильмов с дорожкой Dolby Digital 5.1. Способность акустики воспроизводить мельчайшие детали в этом случае становится их же недостатком. С другой стороны, и Aria 926 на том же материале звучит не слишком выигрышно.
Чтобы решить эту проблему, мы решили испробовать необычную установку ICLCR5, направив СЧ/ВЧ-модули не на диван, а развернув их в сторону передней стены. Любой вариант на отражение, кстати, очень капризен и сложен в настройке, а тем более в заглушенном помещении, но он сработал!
Во-первых, ресиверу пришлось трудиться на еще большей громкости – по значениям на дисплее уровень пришлось поднять до 80 — 82 единиц (против обычных 72-75), но аппарат все равно не пасовал на самых мощных динамических контрастах. Во-вторых, Audyssey немного переусердствовала с коррекцией высоких частот, хотя все стало на место буквально от двух щелчков аттенюатора ВЧ на каждой АС. А еще оказалось полезно направить оси СЧ/ВЧ-модулей вверх – так мы добились иллюзии, будто диалоги идут именно из центра экрана.
Но главное, что звучание получилось не только комфортнее (агрессия из ВЧ ушла и сохранилась лишь там, где надо – на самых жестких скрежещущих эффектах), но и гораздо атмосфернее – все шорохи и скрипы стали какими-то гиперреалистичными, как в очень крутом кинозале. При этом все окружение, как и основной фронтальный план, будто отодвинулось от слушателя – появилась иллюзия ничем не ограниченного пространства.
Похоже, мы случайно нашли интересный вариант для небольших комнат, где порой так сложно добиться правильного «большого» звучания. Если поставить в длинные боковые стены ICLCR5 (недалеко от углов и сориентировав СЧ/ВЧ-излучение не на себя, а на отражение), то одним выстрелом можно убить сразу двух зайцев – и экран сделать во всю ширину короткой стены, и получить нужный диффузный эффект, при котором с дивана будет совершенно не слышно где на самом деле расположена акустика. Конечно, этот вариант хорош только для кино, но он еще раз доказывает, как много системных вариаций может создавать современная акустика и электроника.
Denon AVR-X3500H
Производитель: D&M Holdings Inc (Япония)
Входы: 8 HDMI, 2 Video Composite, 2 Video Component, Phono, 5 RCA, 2 TOSLink, 2 Coax, USB Type A, LAN || Выходы: 3 HDMI, Video Composite, RCA Zone 2, 7.2, 6,3 мм Phones || Беспроводные протоколы: HEOS, WiFi Audio Streaming (AirPlay, AirPlay 2, Windows PlayTo), A2DP Bluetooth || Поддерживаемые форматы: mp3, AAC, WMA, WAV, FLAC, ALAC, AIFF, DSD2.8/5.6 || Отношение сигнал/шум: 100 дБ || Сопротивление нагрузки: 4 – 16 Ом || Количество усилителей мощности: 7 || Выходная мощность: в стереорежиме 2 х 135 Вт (6 Ом), в один канал – до 180 Вт (6 Ом) || Потребляемая мощность: 600 Вт || Габариты: 434 х 167 х 391 мм || Масса, кг: 10,8
Focal 300 Series
Производитель: Vervent Audio Group (Франция)
ICLCR5
Конфигурация: 4 излучателя, 3 полосы || Акустическое оформление: закрытое/фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот: 55 — 28 000 Гц || Нижняя граничная частота (-6 дБ): 45 Гц || Чувствительность: 91 дБ (2,83 В/1 м) || Сопротивление номинальное/минимальное: 8/2,9 Ом || Рекомендуемая мощность усилителя: 50 – 150 Вт || Отделка: белый гриль под покраску || Установочная глубина: 190 мм || Габариты: 370 х 370 х 195 мм || Масса: 9,5 кг
IWLCR6
Конфигурация: 4 излучателя, 3 полосы || Акустическое оформление: открытое для встраивания в нишу || Диапазон воспроизводимых частот: 40 — 28 000 Гц || Нижняя граничная частота (-6 дБ): 33 Гц || Чувствительность: 92 дБ (2,83 В/1 м) || Сопротивление номинальное/минимальное: 8/2,9 Ом || Рекомендуемая мощность усилителя: 50 – 150 Вт || Отделка: белый гриль под покраску || Установочная глубина: 93 мм || Габариты: 600 х 22 х 98 мм
ICW6
Конфигурация: 2 излучателя, 2 полосы || Акустическое оформление: открытое для встраивания в нишу || Диапазон воспроизводимых частот: 65 — 28 000 Гц || Нижняя граничная частота (-6 дБ): 45 Гц || Чувствительность: 89 дБ (2,83 В/1 м) || Сопротивление номинальное/минимальное: 8/4,8 Ом || Рекомендуемая мощность усилителя: 25 – 130 Вт || Отделка: квадратные и круглые белые грили под покраску || Установочная глубина: 100 мм || Габариты: 244 х 105 мм
Источник: http://www.salonav.com