Акустические системы Tannoy Prestige Autograph Mini OW
К выпущенным около десяти лет назад миниатюрным «Автографам» всерьез отнеслись не все. Модель, представлявшая из себя копию старинных Autograph в масштабе 1:5, выглядела скорее сувениром, чем полноценным представителем флагманской серии Prestige. Но они реально потрясли своим звучанием! Теперь давайте посмотрим, произведут ли вау-эффект обновленные модели.
Вот я сказал «обновленная», полагаясь на первое впечатление от идентичного форм-фактора современной версии, выпущенной под тем же названием, что и модели образца 2009 года (к нему лишь прибавилось сокращение OW – Oil Walnut), а затем засомневался. Все-таки скорее новая, если судить и по косметике, и по конструктивным отличиям, и по заявленным характеристикам.
Прежде всего бросается в глаза отказ от внешней имитации классических «Автографов» – характерных вертикальных полосок на фасаде. Передний щит у переизданных Mini выполнен в духе современных Prestige GR – отделан натуральным орехом, обработанным специальной масляной пропиткой, и украшен солидной золоченой табличкой.
За счет оптимизированной системы неодимовых магнитов Omnimagnet и волновода Tulip Waveguide у новых драйверов улучшена когерентность излучения и уже не так остро выражена направленность.
При взгляде сверху новички выглядят так же, как и предшественники – опорная и верхняя плиты представляют собой равнобедренные треугольники со срезанными вершинами. Такая форма корпуса с косыми боковинами, найденная еще в 60-х, позволяла избавиться от выраженного «ящичного» резонанса, неизбежно возникающего в колонках с параллельными стенками. На своем месте – в центре узкой задней панели – и порт фазоинвертора. Однако новые «Автографы», переняв уникальный форм-фактор, как выяснилось, отличаются по габаритам – их корпуса чуть выше и глубже. Впрочем, разница миллиметровая, на внутренний литраж существенно повлиять не могла.
Изменился сам способ изготовления «кабинетов» из отдельных деталей. В описании к прежним моделям говорилось о применении березовой фанеры, декорированной шпоном тика. У новых же «Автографов» массив дерева сочетается с МДФ. Вдобавок, упоминаются внутренние распорки, увеличивающие жёсткость конструкции. Похоже, окраске звучания разработчики Tannoy решили не оставлять шансов.
А теперь бегло сравним другие параметры. Нижняя воспроизводимая частота у новичков осталась на прежнем уровне, а верхняя даже опустилась с 54 до 20 кГц, хотя это скорее следствие более жесткого допуска на неравномерность АЧХ, а не намеренного ухудшения звуковых характеристик. Ведь здесь уникальные соосные драйверы с титановыми 19-миллиметровыми пищалками и 4-дюймовыми бумажными диффузорами на резиновом подвесе. На в то, что самые миниатюрные Dual Concentric претерпели существенную модернизацию, прямо указывает, например, меньшая на 3 дБ чувствительность, позволяющая подключать к акустике усилители большей мощности.
Маленькие «Автографы» явно старались подтянуть по классу к самым точным студийным минимониторам с нейтральным звучанием.
И так сделано для того, чтобы добиться прироста по ряду других параметров. За счет оптимизированной системы неодимовых магнитов Omnimagnet и волновода Tulip Waveguide у новых драйверов улучшена когерентность излучения и уже не так остро выражена направленность, что должно обеспечить расширенную зону стереоэффекта. Кроме измененной дисперсионной картины у фирменной коаксиальной конструкции, возможно, снижены искажения и улучшена линейность, но судить об этом по паспортным данным трудно – производитель не приводит графиков и даже не указывает частоту раздела полос или тип фильтров. Известно, что они собраны из патентованных конденсаторов Tannoy, улучшенных высокоточных резисторов и катушек с ламинированными сердечниками, которые обеспечивают более естественное и цельное звучание. Суммируя сказанное, можно сделать вывод: маленькие «Автографы» явно старались подтянуть по классу к самым точным студийным минимониторам с нейтральным звучанием.
И так оно и есть! Наверняка эту акустику сгоряча упрекнут за скромный басовый потенциал (обусловленный их физическими размерами), но от этой особенности очень легко абстрагироваться – диапазон от 80 Гц и до верхнего слышимого предела они воспроизводят так, что это вызывает искреннее восхищение! Тональная точность, например, достойна определения «исключительная». Нет акцента или подкраски ни на ВЧ, ни в области перехода к средним частотам – перед нами реально самые нейтральные «Таннои» во всей современной серии Prestige GR, а возможно и за всю историю бренда. В голосовой полосе прорисована каждая форманта, натурально поданы все свистящие и шипящие составляющие. Все это складывается в какой-то феноменальный звук – по уровню звукового разрешения Autograph Mini OW близки к системам с невесомыми пленочными излучателями, но по органичности и цельности рисунка во всей частотной полосе (подчеркиваю: во всей) они стоят на одном уровне с однополосными системами, которые обычно хорошо прорисовывают лишь какую-то узкую часть спектра.
Кстати, бас, если хорошенько вслушаться, вовсе не так уж слаб. Поначалу трудно смириться с тем, что Autograph Mini OW игноририрует все, что ниже 60 — 70 Гц. Но к плюсам отношу прекрасный цельный «панч» и роскошную свободную (а для маленьких АС просто удивительную) динамику. Следов компрессии нет, рельеф в самой фактурной (100 — 200 Гц) полосе трактуется образцово. С такой подачей можно создать сногсшибательную по качеству и энергетике звучания трифоническую систему, если, конечно, удастся подобрать адекватный по характеру быстрый и точный сабвуфер. Решите опробовать эту заманчивую идею – обязательно закройте у «Автографов» порты. Так вы уменьшите риск возникновения искажений на НЧ, а заодно сможете «вкачивать» в системы чудовищные мощности.
А она этим малышам, прямо скажу, нужна как воздух. Для очистки совести я попробовал подключить их к ламповому интегральнику Ayon Scorpio. Результат сначала заинтересовал – звук получился прозрачным на ВЧ и очень детальным на микроуровнях. Однако динамические контрасты паре давались с трудом – они выходили яркими и порой даже пронзительными даже на не самой высокой громкости. В басовой полосе параллельно проявились легкие гудящие фазоинверторные призвуки. Похоже, Scorpio в триодном режиме не так уверенно контролирует нагрузку, как в пентодном. Вывод: несмотря на простую двухполосную конструкцию новые «Автографы» требуют от усилительных каскадов высоких выходных токов и чёткого демпфирования.
Вывод: несмотря на простую двухполосную конструкцию новые «Автографы» требуют от усилительных каскадов высоких выходных токов и уверенного демпфирования.
Кстати, упрекать АС в отмеченных выше призвуках, я бы не стал. Если колонки работают с достаточно мощным транзисторным усилителем, то этих недочетов нет и в помине. Сужу по звучанию от сетевым CD-ресивером Naim Uniti Star. Оно предельно конкретное, сформированные образы телесны и вполне завершены – предстают перед слушателем объемно и во всех подробностях. Но и эта пара не идеальна. Naim пытается навязать собственный артистичный характер звучания и в этом слегка переигрывает.
Подходящий компаньон Autograph Mini OW, как ни странно, нашёлся в лице недорогого интегральника Quad Vena. Очевидно, колонкам нужен мощный усилитель с предельно аккуратной и даже немного выхолощенной подачей! Только тогда достигается идеальный баланс между точностью и выразительностью. В звуке не будет ни тени окраски, ни каких-либо «колоночных» акцентов, ни аппаратной подкраски!
Хотя Vena имеет не самый совершенный встроенный ЦАП, но именно при прямом подключении ноутбука в качестве источника (по USB) получился саунд, от которого невозможно оторваться. Вот сейчас я, слушая систему, анализирую и вписываю в этот текст впечатления, но то и дело ловлю себя на мысли, что мне хочется поднять глаза и увидеть сцену с живыми исполнителями и настоящими инструментами. Степень эмоционального сопереживания и визуализации, которую способны давать Autograph Mini OW, просто беспрецедентна! Впору говорить о суперлокализации – если прослушиваемая запись технически выполнена грамотно, то сцена образцово «нарисуется» не только в глубину между левой и правой колонкой, а еще сложится по вертикали и даже по всему окружению. Это уже не просто стерео, а настоящий театр – причем подкупающий именно правдоподобием, а не эффектностью. Достаточно послушать подряд несколько оперных, камерных и симфонических треков, чтобы удивиться, как легко и неповторимо малыши Tannoy воссоздают вокруг аутентичные пространства. После этого слушаете студийные записи любимых рок-исполнителей и снова удивляетесь тому, насколько чётко выстраивается и тональная, и пространственная картинка.
Это уже не просто стерео, а настоящий театр – причем подкупающий именно правдоподобием, а не эффектностью.
Похоже, идея Dual Concentric на 100% реализуется именно на динамиках малого калибра. У больших классических «Танноев» не всегда получается полное приближение к пространственному идеалу, бывают заметны компромиссы в передаче тембров.
Напоследок еще одно наблюдение – специально для тех, кто сочтёт Autograph Mini OW подходящими на роль мониторов ближнего поля для домашней студии. На расстоянии менее 1,5 метров эффект «стерео театра» ослабляется, снижается точность в передаче тембров. Так что это акустика скорее не для работы со звуком, а чтобы слушать музыку дома, и там будет воссоздано столь идеальное звуковое поле, что сможет удивить даже профи.
СИСТЕМА
-
Сетевой CD-ресивер Naim Uniti Star
-
Интегральный усилитель Ayon Scorpio
-
Кабели
-
межблочные Atlas Hyper RCA,
-
акустические Atlas Mavros 2-2
-
силовые Atlas EOS
-
USB
-
Дистрибьютер питания Atlas EOS Modular
Tannoy Prestige Autograph Mini OW
Производитель: Tannoy (Великобритания)
Конфигурация: 2 излучателя, 2 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот: 106 – 20000 Гц (+/-3 дБ) || Чувствительность: 85 дБ (1 Вт/1 м) || Номинальное сопротивление: 8 Ом || Максимальное звуковое давление (номинал/пик): 102/108 дБ || Горизонтальная дисперсия: 90 град. || Подводимая мощность (номинал/макс): 50/200 Вт || Подключение: single-wiring || Отделка: натуральный орех || Габариты: 209 x 356 x 156 мм || Масса 1 шт.: 4,4 кг
Источник: "http://www.salonav.com