Обзор Bryston BDP-Pi. Жизнь Pi
Сегодня модно строить источники на базе миниатюрных одноплатных компьютеров на базе ARM-процессоров, а самой популярной платформой является Raspberry Pi. Именно в этот самый момент я получил на тест файловый плеер Bryston BDP-Pi. Нетрудно догадаться, что основан он именно на этой платформе! Инженеры Bryston и сейчас держат нос по ветру и снова воспользовались самым популярным у продвинутой части аудиофильского сообщества решением.
Платформа Raspberry Pi обрела популярность не только за хороший звук, но за хороший звук в сочетании с низкой ценой и относительной простотой сборки. Действительно, достаточно купить плату за 50 долларов, вставить туда карточку со скачанным софтом, подсоединить зарядку от смартфона – и вот уже у вас файловый плеер с выводом через USB. Победа? Пока нет. Да, такой плеер будет играть, и будет играть хоть и, скажем так, на троечку, на уровне обычного компьютера, но ведь и затраты копеечные. Многих такой результат вполне устроит. Но если вы хотите добиться максимума от Pi, тут придется постараться. Наилучший результат достигается при использовании целого ряда условий. Их, как минимум, три. Во-первых, вывод S/PDIF. Как же организовать этот вывод, если у Raspberry Pi нет соответствующих разъемов? А вот как. Вокруг RPi (так сокращенно называется платформа) существует целый выводок производителей-энтузиастов, которые производят так называемые «hats», то есть, «шляпы», и, как это интуитивно понятно из названия, это добавочная плата, которая «надевается» сверху на RPi. И вот на этой «шляпе» есть соответствующие аудиовыходы. Бывают разные hats – некоторые даже содержат ЦАП и аналоговые выходы, некоторые имеют только выходы S/PDIF, а некоторые полагаются на улучшенный вывод через USB (аналогично тому, как это сделано в источнике Sonore microRendu).
Прошли годы, и сегодня модно строить источники на базе миниатюрных одноплатных компьютеров на базе ARM-процессоров, а самой популярной платформой является Raspberry Pi. Забавно, что именно в этот самый момент я получил на тест файловый плеер Bryston BDP-Pi. Нетрудно догадаться, что основан он именно на этой платформе! Инженеры Bryston и сейчас держат нос по ветру и снова воспользовались самым популярным у продвинутой части аудиофильского сообщества решением.
Платформа Raspberry Pi обрела популярность не только за хороший звук, но за хороший звук в сочетании с низкой ценой и относительной простотой сборки. Действительно, достаточно купить плату за 50 долларов, вставить туда карточку со скачанным софтом, подсоединить зарядку от смартфона – и вот уже у вас файловый плеер с выводом через USB. Победа? Пока нет. Да, такой плеер будет играть, и будет играть хоть и, скажем так, на троечку, на уровне обычного компьютера, но ведь и затраты копеечные. Многих такой результат вполне устроит. Но если вы хотите добиться максимума от Pi, тут придется постараться. Наилучший результат достигается при использовании целого ряда условий. Их, как минимум, три. Во-первых, вывод S/PDIF. Как же организовать этот вывод, если у Raspberry Pi нет соответствующих разъемов? А вот как. Вокруг RPi (так сокращенно называется платформа) существует целый выводок производителей-энтузиастов, которые производят так называемые «hats», то есть, «шляпы», и, как это интуитивно понятно из названия, это добавочная плата, которая «надевается» сверху на RPi. И вот на этой «шляпе» есть соответствующие аудиовыходы. Бывают разные hats – некоторые даже содержат ЦАП и аналоговые выходы, некоторые имеют только выходы S/PDIF, а некоторые полагаются на улучшенный вывод через USB (аналогично тому, как это сделано в источнике Sonore microRendu).
Одним из пионеров таких шляп стала компания HiFiBerry, которая выпускает отдельные платы для RPi. Именно к ней обратилась компания Bryston… но нет, не с целью купить стоковые платы, а для того, чтобы разработать совместный продукт, на котором стоят марки HiFiBerry и Bryston. И тут мы подходим ко второму условию того, чтобы все это заиграло на 5 баллов: питание. Существует несколько способов запитать связку PRi и hat, вплоть до того, что необходимым минимумом является опять же зарядка для смартфона, но, если нас интересует продвинутый уровень, необходимо иметь распределитель питания и питать каждую цепь S/PDIF-платы отдельно и саму RPi отдельно. Именно таков совместный родукт HiFiBerry и Bryston – на одной плате, которая раз в пять больше по площади, чем стандартная стоковая плата HiFiBerry, располагается не только выводы S/PDIF, но и распределитель питания. Поэтому корпус плеера больше, чем обычно используют в самодельных решениях на базе RPi. Кроме того, фирма снабдила его экраном и кнопками на передней панели, что позволяет управлять плеером даже без использования локальной сети и смартфона, если источник музыки у вас на флэшке или на внешнем жестком диске с интерфейсом USB. Кроме того, на тесте у нас еще одно устройство, но об этом ниже.
Плеер стоит примерно 90 тысяч рублей. И тут я уже слышу возгласы: ну понятно, взяли стандартный RPi за три тысячи рублей, добавили hat за семь тысяч рублей, еще на десятку собрали корпус, экран и кнопки и получили устройство за 90 тысяч рублей, вот они, жадные бренды! Что же, вечная дилемма беспокойного энтузиаста: собрать самому или купить задорого? Да, но нет. Конечно, вы можете купить и RPi и стандартный hat от HiFiBerry, добавить приличный блок питания, скачать софт и получить очень неплохой звук. И многие так и делают. Однако, для получения гарантированного результата, сравнимого с фирменным, вам придется связываться с продвинутым питанием – либо покупать специальный распределитель (на отдельной «шляпе»), либо немножко попаять сами платы и придумать, как вы заведете туда отдельное питание для каждой части вашего конструктора. Плюс купить приличный блок питания. Понятное дело, что такое творчество не всем под силу, хотя, конечно, продвинутые любители действительно смогут за треть стоимости фирменного устройства получить похожее по железу решение.
Однако, здесь вступает в игру третья составляющая успеха, которая не менее важна, чем первые две. Это софт. И тут всех, кто решается пойти своим путем, поджидает неприятный сюрприз. Да, софт для RPi бесплатный, пишется он энтузиастами, и это на самом деле хорошо. Однако, как я сказал выше, комплект Bryston приехал ко мне как раз в период увлечения системами на базе RPi, поэтому я могу ответственно заявить, что, к сожалению, абсолютно пригодного для нашего самостоятельного творчества софта… нет. Точнее, он есть, но, к сожалению, он, что называется, кривой. Не буду утомлять вас описанием глюков, вы найдете их в изобилии на любом форуме, где тусят любители RPi. В лучшем случае вы получите более-менее стабильную заготовку, но с посредственным звуком, которая, к тому же, будет спотыкаться на индексировании более-менее приличной коллекции (Volumio) или неплохо звучащий плеер с задумчивым интерфейсом, периодически теряющим кнопки, с временем индексации базы, исчисляемым часами (Moode), и если вам повезет, то все это будет не очень часто терять сеть и «падать» с необходимостью перезагрузки не более одного раза в день. Ну ладно, это фантастика, не более двух раз.
А вот софт Bryston совершенно стабилен, имеет абсолютно понятный интерфейс, а при первой инициализации в домашней системе мою базу в пару тысяч альбомов он «перелопатил» за 15 минут. Кроме того, он поддерживает фирменное устройство BOT-1, которое представляет из себя оптический транспорт с возможностью граббинга дисков из вашей коллекции.
Подсоединяется транспорт к плееру через интерфейс USB и вставленный диск тут же появляется в веб-интерфейсе плеера. При этом его можно не только сграбить на носитель, но и воспроизвести в точности, как воспроизводится обычный диск! Кнопки управления при этом будут доступны в веб-интерфейсе плеера или с его передней панели. Один маленький нюанс: все же данный аппарат – это прежде всего способ сохранить вашу коллекцию в виде файлов, в случае использования его в виде CD-плеера качество звука будет ниже, чем при проигрывании файлов с этого же диска через BDP-Pi. Но, собственно, никто другого и не обещал. Прямое воспроизведение с BOT-1 – это, скорее, приятная дополнительная опция.
Кроме фирменного софта управление плеером BDP-Pi возможно также через любой стандартный MPD-клиент. Устройство полностью совместимо с Roon.
Для полноты картины, чтобы получить представление, какой же мыслится конструкторами Bryston современный цифровой источник, я получил также ЦАП BDA-2, о нем я еще скажу чуть ниже, так как уже давно пора переходить к описанию звучания этого комплекта, но я счел совершенно необходимым этот маленький ликбез по RPi, так как не все читатели владеют данным вопросом.
Опыт показывает, что источники на базе RPi обладают слитным звучанием несколько в ущерб максимальной детальности, и данный плеер не является исключением. В то же время он обладает плотным, полновесным звуком с хорошей передачей пространства. В целом же про хороший цифровой источник слишком много не напишешь, потому что звучит он корректно, так, как должно. Хорошо проработаны обертона, и вообще тембры правдоподобны. Очень хорошо разделены инструменты, звук внятный, членораздельный, отличный баланс между атакой и основным тоном.
Есть такой иронический термин в тусовке аудиофилов – «цифрит». Первоначально это был глагол, и смысл его был в том, что аппарат «цифрил», то есть, в его звуке прослеживались характерные артефакты цифровых источников, как-то: слишком «глянцевый», неестественно пышный и нарядный звук с обилием лишних деталей, или повышенная «зернистость», чрезмерный акцент на частности в ущерб целому. В итоге все это выливается в дополнительное утомление слушателя и как следствие – замещающую активность во время прослушивания музыки. Потом это превратилось в имя существительное, «цифрит» как один из недостатков аппарата, часто фатальный, сумма отрицательных черт, одним словом. Так вот, как раз правильные источники на базе RPi могут похвастаться среди своих достоинств отсутствием того самого цифрита. В этом смысле BDP-Pi — правильный источник и цифрита у него нет. Наверно это один из самых значимых комплиментов, который может заработать сегодня цифровой источник.
Отдельно хотелось бы упомянуть ЦАП Bryston BDA-2. Это не новый аппарат, и сегодня в арсенале фирмы актуальна уже следующая версия. Аппарат этот не является участником теста, поэтому ниже некоторые впечатления личного свойства. Мне этот ЦАП очень понравился. Как я уже говорил, до очного знакомства с изделиями фирмы мне рисовалось что-то скучновато-формальное, и я рад признаться, что ошибся. Звук у него насыщенный, густой, и в то же время остро-динамичный, подвижный, когда я слушал его в своей системе, было ощущение, что музыки «много», и что колонкам тесновато от нахлынувшей музыкальной информации. Вдобавок, он обладает некоторыми чертами очень дорогих аппаратов – в каждой ноте ощущается сила и энергия, чувствуется исполнитель и его работа по извлечению звука из инструмента, и все это служит на пользу эффекту присутствия, ощущению «настоящести».
Очень интересный, цельный, сбалансированный комплект представляют в сумме все эти аппараты, вся система — уверенный и авторитетный исполнитель, тем приятнее видеть у этого комплекта хоть и не такой уж низкий, но по современным меркам вполне умеренный ценник. Рекомендую познакомиться поближе. От себя лично добавил дополнительных очков ЦАПу – прекрасный аппарат и очень сильный игрок в среднем ценовом диапазоне.
Автор текста и фото: Юрий Волобуев