Головные телефоны Audio-Technica ATH-AD500x и ATH-AD1000x
Внешне эти наушники очень похожи. Конечно, если рассмотреть их внимательно, можно обнаружить некоторые отличия. И даже догадаться, какая из них относится к более высокому классу — не только по числовому индексу модели (что совершенно очевидно), но и по способу присоединения кабеля. Однако такая мелочь вряд ли объясняет пятикратную разницу в цене. Постараемся выяснить, в чем дело.
ЗВУКИ ОТЛИЧИЯЕсли вы когда-нибудь «собирали» автомобиль с помощью онлайн-конфигуратора, наверняка сталкивались с ситуацией, когда выбор более мощного мотора и, скажем полного привода, автоматически приводил к добавлению совершенно никчемных опций вроде бамперов, покрашенных в цвет кузова, хромированных ручек и прочей ерунды, которая увеличивала стоимость машины, ничуть не лучшая ее ходовых качеств. Таков один из законов маркетинга: изделие более высокого класса непременно должно иметь некие заметные «знаки отличия». Причем следуют этому закону не только в автопроме, но практически во всех других сферах, включая бытовую электронику.
Таков один из законов маркетинга: изделие более высокого класса непременно должно иметь некие заметные «знаки отличия».
И только очень немногие производители могут себе позволить махнуть рукой на учебники, своды правил и поступать по собственному разумению. Потому что в своем деле они сами являются законодателями. К этому избранному кругу, безусловно, относится и японская Audio-Technica.
Аэродинамические приключения
Попавшие к нам на тест две модели входят в серию AD, одну из самых обширных у Audio-Technica, по крайней мере, в разделе Hi-Fi-наушников. Аббревиатура расшифровывается как Air Dynamic — в линейку входят исключительно открытые головные телефоны, однако дело не только в акустическом оформлении, но и в характерном звучании. Как отмечают многие эксперты, всем наушникам AD-серии свойственен масштабный, просторный и очень воздушный саунд.
Модель ATH-AD500x занимает сейчас нижнюю ступень в линейке, но так было не всегда — раньше перед ними стояли AD300 и AD400. Их исключение из семейства стало совершенно неизбежным, поскольку они казались там «неродными» в силу меньшего, чем у всех остальных, диаметра драйвера — 40 мм против 53 мм.
Уже не раз писал, что увеличенный размер диафрагмы вовсе не означает лучшее звучание, скорее наоборот, создаёт проблемы, которые не все разработчики умеют решать: больший диаметр – увеличенная масса и необходимость в более жестких материалах, иначе неизбежны искажения из-за деформации излучающей поверхности. Возрастают требования к усилителю, и если стационарные аппараты высокого класса с ними легко справляются, то для портативных устройств такие драйверы нередко оказываются непомерно трудной нагрузкой, которую крайне сложно контролировать. Но именно увеличенные в размере драйверы и чашки создают невероятно привлекательные воздушность и простор, свойственные наушникам AD-серии.
Как отмечают многие эксперты, всем наушникам AD-серии свойственен масштабный, просторный и очень воздушный саунд.
Выше AD500x в линейке имеется ещё две модели, AD700X и AD900X, и все три имеют выштамповку на металлической решетке. А вот с ATH-AD1000x начинаются наушники с гладкой выпуклой решеткой. Отверстия в ней крупнее, а форма пчелиных сот вовсе не для красоты, а чтобы поддерживать определенное давление воздуха за решеткой – так говорится на сайте компании.
Вникаем в суть, ищем разницу
О драйверах производитель сообщает крайне скупо. Известно, что катушка намотана проводом CCAW, то есть омедненной алюминиевой жилой. Смысл этого решения понятен: алюминий позволяет снизить массу катушки, а медное покрытие — улучшает проводимость (как электрическую, так и тепловую). Некоторые зарубежные эксперты уверяют, что у модели AD500x тот же драйвер, что и у предыдущего поколения наушников (без х), а вот у AD1000х — обновленный. Но официальной информации на этот счёт нет.
Кое-что мы можем сами разглядеть через решетку. Диафрагмы прикрыты сзади металлическими дефлекторами, отверстия в них у модели AD500x прямые, а у AD1000x — скошенные. Как говорят, это уменьшает турбулентность воздуха и связанные с ней призвуки.
С противоположной стороны, той, что обращена к слушателю, мы можем разглядеть ещё одно отличие: у AD500х драйвер расположен под некоторым углом к раме (обычно это делается для расширения слышимого звукового пространства), а у AD1000 плоскости драйвера и корпуса параллельны. Некоторые мои коллеги, зная об этом, уверяют, что младшая модель формирует более объёмную звуковую «сцену». Думаю, им это показалось.
Амбушюры у всех моделей серии отделаны велюром, а та часть, что служит для крепления подушек к корпусам, выполнена из тонкой искусственной кожи. Демпфирующая тканевая прокладка является их составной частью, то есть отдельной замене не подлежит. Сложно сказать, как долго они продержатся, но найти замену не сложно.
Именно увеличенные в размере драйверы и чашки создают невероятно привлекательные воздушность и простор, свойственные наушникам AD-серии.
Механизм оголовья почти одинаковый. Это фирменный 3D Wing, который не требует регулировки под конкретную голову. Одно «но»: он чувствителен к весу самих наушников, поэтому, к примеру, более тяжелые ATH-W1000x с деревянными чашками немного сползают, и их приходится периодически поправлять, а вот с легкими AD500x и AD1000х этого не происходит.
Оболочка металлических дуг оголовья у AD1000x резиновая, у AD500x – пластиковая, но главное отличие вовсе не в этом. На внутренней стороне крепления левой чашки у старшей модели написано Made in Japan, а у младшей — Made in China. Вот вам одна из причин многократной разницы в цене. Хотя по качеству исполнения обе модели одинаково хороши.
Вот здесь я хотел бы задать вопрос читателям: вы бы предпочли заплатить существенно больше за AD500x, сделанные в Японии, или немного меньше — за AD1000х из Поднебесья?
Кабели обоих моделей несъёмные. С одной стороны, это не очень хорошо, поскольку усложняет замену проводов. С другой стороны, шнуры у Audio-Technica качественные и не требуют обновления уже через год-два эксплуатации. К тому же лишние контакты, особенно не очень надежные, — источник потенциальных проблем. Многие, возможно, помнят, какие были серьезные неприятности с кабельными разъёмами у наушников одной очень известной марки.
Вы бы предпочли заплатить существенно больше за AD500x, сделанные в Японии, или немного меньше — за AD1000х из Поднебесья?
Кабель у AD500х односторонний, и это удобно. У AD1000х и всех «вышестоящих» моделей — двухсторонний, что не так удобно, но зато провода, идущие к правому и левому излучателю, получаются одинаковой длины. Вносит ли это значимые фазовые искажения? Скажу честно: не знаю. Раз уж инженеры Audio-Technica решили сделать подключение у старших моделей раздельным, у них, видимо, были для этого веские основания.
Наконец, отметим ещё одно внешнее отличие наших подопытных, последнее из тех, что нам удалось обнаружить. Штекер 3,5 мм у AD500х — в резиновой оболочке, и него нет резьбы для фиксации переходника на 6,3 мм, а у AD1000х — в металлическом корпусе и с резьбой. На этом мы закрываем глаза и начинаем сравнивать две модели исключительно на слух.
Лучшее — враг хорошего
В моих закромах не нашлось источника классом ниже, чем старенький, но еще живой смартфон Samsung Galaxy S3. Цифро-аналоговое преобразование у него осуществляется силами самого чипсета, отдельного усилителя для наушников нет. Зачем он понадобился? Исключительно, чтобы проверить, являются ли наушники «легкой» нагрузкой, может ли их раскачать «обычный» смартфон.
Оказалось, может. Запас по громкости солидный, никаких проблем с динамикой и «мясом». Вполне можно слушать и даже получать удовольствие. Что особенно интересно, звучание AD500х показалось мне более предпочтительным — в них меньше была заметна «грязь» источника. Более высокое разрешение AD1000х при работе с посредственными ЦАПом и усилителем оказалось излишним.
Переходим на LG V10 с конвертором на чипе ESS Sabre 9018K2M и усилителем для наушников Sabre 9602. Вот теперь обе модели играют в высшей степени привлекательно и, не побоюсь этого слова, красиво. Но преимущества AD1000x уже не вызывали никаких сомнений: они были громче (разница в чувствительности в 2 дБ оказалась существенной — уровень пришлось уменьшать на пару ступеней), прозрачнее и «воздушнее», с более чётким басовым «рисунком», они были в целом заметно достовернее и потому выразительнее. Если быстро заменить старшую модель на младшую, на какое-то время возникало ощущение лёгкой «затуманенности», которое развеивалось уже через несколько минут. Саунд AD500х был не таким информативным и пронзительно прозрачным, но более расслабленным и мягким. Для длительного фонового прослушивания во время каких-то не слишком важных дел — самое оно.
Саунд AD500х был не таким информативным и пронзительно прозрачным, но более расслабленным и мягким.
Плеер FiiO X7 MkII также оснащен выделенным ЦАПом на чипе ESS, но следующего поколения — 8-канальном ES9028 Pro, у него более продвинутый модульный усилитель. Явно лучшее качество выхода проявилось, в частности в том, что с AD500x не возникало ощущения лёгкой и быстро исчезающей вуали. Они играли абсолютно прозрачно и достаточно реалистично, хотя и без того ошеломительного эффекта присутствия в студии или на концерте, как с AD1000х. И вокал не был таким живым.
На динамичных записях с резкими перепадами уровня и плотным саундом (например, на альбоме The Headbungers) у AD500 в пиковые моменты немного снижалось разрешение на высоких (отдаленно напоминало «мягкий клиппинг» лампового усилителя) — AD1000х, напротив, с легкостью передавали динамические контрасты, как бы не замечали самых сложных пассажей, сохраняя абсолютную прозрачность и ослепительную детальность. Объяснение этих выдающихся динамических способностей мы можем обнаружить в технических характеристиках: максимальная подводимая мощность у AD1000х в четыре раза выше, чем у AD500x.
AD1000х с легкостью передавали динамические контрасты, как бы не замечали самых сложных пассажей, сохраняя абсолютную прозрачность и ослепительную детальность.
Последний этап тестирования — со стационарным усилителем для наушников April Music Stello HP 100, в роли источника используем плеер FiiO X7 MkII — у него есть отдельный аналоговый выход. На спокойной музыке (камерная классика, небольшие джазовые составы) наушники сохранили тот же характер звучания, как и с плеером. Разница между AD500x и AD1000x воспринималась точно такой же: младшая модель играет мягко, расслабленно и вместе с тем точно, старшая — столь же комфортно, но ещё более реалистично и достоверно, с многократно возросшим эффектом присутствия. А вот на симфонической музыке (первый трек сборника McIntosh Spectacular Reference Disc), джаз-роке (The Headbungers) и любой другой музыке с резкими динамическими контрастами наушники позволили стационарному усилителю с высоким питающим напряжением и мощным трансформатором показать своё преимущество перед портативным устройством — саунд был более естественным, полнокровным и живым.
Наверняка кто-то из наших читателей решит, что такая разница в звучании двух моделей не оправдывает столь существенной разницы в их цене. Но надо понимать, что истинная цена техники определяется не крутизной компонентов и не стоимостью материалов. Чтобы добиться лучшего звучания, разработчикам пришлось потратить немало времени и сил. По сути, они занимались тюнингом, тонкой настройкой сложной резонансной системы. Их квалифицированный труд очень дорог во всех смыслах этого слова. Но еще дороже — звук, который переносит вас в другой мир, помогает освободиться от повседневных забот, дает испытать те чувства, что недоступны нам в реальной жизни…
Audio-Technica ATH-AD500x / ATH-AD1000x
Производитель: Audio-Technica (Япония)
audio-technica.ru
Объективные данные
ATH-AD500x / ATH-AD1000x
Тип: динамические || Конструкция: охватывающие || Акустическое оформление: открытые || Диаметр драйвера: 53 мм || Импеданс (@1 кГц), Ом: 48 / 40 || Чувствительность, дБ: 100 / 102 || Диапазон частот, Гц: 5 — 25000 / 5 — 40000 || Максимальная подводимая мощность, мВт: 500 / 2000 || Кабели: несъемные 3 м с разъёмами 3,5 м (переходник на 6,3 мм в комплекте) || Масса (без кабеля), г: 235 / 265
Источник: http://www.salonav.com