Проигрыватель Rega Planar 6
С этой целью Rega всегда старается выполнить панель проигрывателя, его основу, максимально жёсткой и лёгкой одновременно. Хотя популярная модель P3 и её предшественники выглядят как обыкновенная плита из МДФ, внутренняя структура не так проста, как кажется, и достигла максимального совершенства в проигрывателях RP8 и RP10. Панель этих проигрывателей представляет собой сэндвич из особого «пенопласта» (др. словами вспененного азотом полиолефина с закрытыми порами – одна английская авиационная фирма три года разрабатывала эту конструкцию специально для Rega – прим. пер.), покрытого с двух сторон жёстким фенольным пластиком, что обеспечивает одновременно и непревзойдённую лёгкость, и необходимую жёсткость. В отличие от массивных панелей, энергия вибраций здесь быстро затухает и не передаётся звукоснимателю.
Новый P6 выглядит как чёрный вариант P3, но по конструкции ближе к RP8. Это ещё не скелетон, но уже сэндвич. Для максимальной жёсткости и лёгкости панели применены схожие материалы, что и в старших моделях: вспененный авиационный полиуретан Tancore 8 и покрытие из ламината высокого давления HPL.
Предшественник этой модели RP6 был ближе к RP3 с её тяжёлым стеклянным диском с утолщённым ободом. Это был очень интересный проигрыватель, но панель RP8/10 с пенопластовой сердцевиной доказала, что резервы совершенствования ещё не исчерпаны. Единственные узлы RP6, перешедшие в P6 – это двухслойный стеклянный диск с концентрацией массы на ободе и неизменная пылезащитная крышка. Но даже эти части выглядят иначе, потому что приобрели дымчатую окраску. Это смотрится в духе восьмидесятых и в сочетании с матовым чёрным корпусом делает проигрыватель неброским.
Ключевым элементом являются две накладки, верхняя и нижняя – они соединяют основание тонарма и опорный подшипник маховика. Жёсткая связь этих основных частей устраняет вмешательство извне в процесс передачи колебаний от канавки грампластинки к игле. Поэтому тонармы Rega не поддерживают переменный угол установки VTA (vertical tracking angle): механизм регулировки высоты тонарма – потенциальный источник вибраций в замкнутой системе звукосниматель/тонарм/панель/диск. Это не попытка полностью устранить вибрацию – эта задача в принципе невыполнима. Здесь цель иная – устранить нежелательные резонансы (они также называются гармоническими резонансами и наиболее очевидны в камертоне).
Источник питания Neo – упрощённая версия аналогичного устройства, разработанного для проигрывателя RP10, и несомненно, фактор, определяющий основные характеристики проигрывателя. Он обеспечивает электронное переключение и точную подстройку скорости вращения диска – редкая для Rega возможность. Двигатель по-прежнему синхронный 24-вольтовый, весьма похожий на такие же двигатели других моделей. Тонарм RB330 – обновлённая версия P3, отличающаяся специально отобранными подшипниками.
ЗВУЧАНИЕ
Planar 6 звучит так же гармонично, как и выглядит – я имею в виду нейтральное, неокрашенное звучание. Прекрасный аппарат для прослушивания музыки, не вносящий ничего «от себя». Вклад тонарма и звукоснимателя в такое звучание очевиден, P6 даёт это понять совершенно определённо. Это потрясающая часть комплекта, попирающая многие проигрыватели в два-три раза дороже.
Описывать звучание намного сложнее, чем технические характеристики компонентов – и это не сводится лишь к разговорам о записи, но я постараюсь дать представление о его возможностях.
Основное прослушивание велось со звукоснимателем Ania с подвижной катушкой (его можно приобрести со скидкой в комплекте с проигрывателем) и фонокорректором Rega Fono MC, цена такого комплекта более чем доступна. Применялись и другие корректоры.
Особо стоит отметить чистоту и прозрачность звучания среднечастотного диапазона – голоса звучат потрясающе (по крайней мере, у великих певцов). Отменно, с отличной атакой, передаются ударные, а партия бас-гитары сочная и извилистая. Ясность и разборчивость звучания сохраняются даже при воспроизведении быстрых игривых пассажей. Другими словами, великолепная точность – но, в отличие от конкурирующих продуктов, не выхолащивает музыку. Это свойство Rega и в прошлом было «гвоздём» презентаций, а в P6 вы просто получаете живое звучание без артефактов.
Слитность звучания – это то, что вертушки делают лучше, чем большинство альтернативных источников, а P6 – это лучше, чем большинство. Музыка – это форма общения, которое возникает сначала между музыкантами, и лишь потом передается слушателю, и вмешательство в процесс воспроизведения может исказить посыл. Невозмутимый характер этой вертушки передаёт весь результат работы музыкантов без потерь.
Пара P6/Ania характеризуется прекрасной линейностью и слитностью, лучшей, чем у многих соперников, но лишь потому, что бас не отстает от середины и высоких частот. Такое отставание может иногда дать более теплый или плотный баланс, но не всегда полезно для сложных ритмов. Rega благодаря слитности превращает технически интересную музыку в яркое, значимое и привлекательное явление.
Я сравнил P6/Ania с проигрывателем Rega P3, оснащённым звукоснимателем Elys2 с подвижным магнитом. Ania звучит открыто, гораздо лучше передаёт атмосферу студии и отдельные ноты не сливаются благодаря более глубокой детализации. Здесь лучше динамика, благодаря более низким уровням шума и утяжеленному диску. Особенно ощутима разница при воспроизведении насыщенной записи ударных.
Мне нравится, как Ania не сглаживая передаёт высокие уровни сигнала, средние и высокие частоты настолько чисты, что ничто не скрежещет, даже на максимальной громкости. С фонокорректором Micgroove гитара звучала столь безупречно, что я готов отнять у Rega RP10 выданные мной раньше похвальные грамоты и передать их P6. Он передаёт всю красоту электрической гитары так, что она оживает в комнате – как, впрочем, почти вся музыка, которую я проигрывал.
Rega Planar 6 – чертовски хорошая вертушка. И дело не в цене, лишь в системе ценностей таких же одержимых, как и я, может потребоваться что-то лучшее. Если бы не RP8, я бы поспорил, что вы не найдёте лучший проигрыватель с тонармом и за втрое большую цену.
Да, этому проигрывателю требуется соответствующая виброразвязка, хорошая головка и достойный фонокорректор – но без этого не обходится ни один проигрыватель! У комплекта P6/Ania очень выгодная цена. Это не просто усовершенствованная версия P3 – это совсем другой зверь: изящный, ласковый и нежный. И пусть этот сдержанный стиль вас не обманывает: проигрыватель лёгко и изящно попадает в самое сердце музыки – это сейчас редкость.