Акустические системы Tannoy Turnberry GR
Знаем, многие засматриваются на акустику серии Prestige Gold Reference. Есть в этих старомодных системах Tannoy какой-то особый шарм. Одним нравится отделка настоящим орехом с изысканной резьбой на ребрах-бортиках. А кого-то соблазняет и неповторимое звучание. Остается выяснить, насколько это всё хорошо соотносится с ценой. Сами знаете, время сейчас не то, чтобы переплачивать…
СТАРЫЕ ДОБРЫЕ
Повышенный интерес к этой модели, выпускаемой в Шотландии уже немало лет, объясняется её особым положением. Выглядят Turnberry GR внушительно и благородно, но за них не придётся выкладывать сумму, сравнимую с ценой малогабаритной квартиры в областном центре России. В своей «винтажной» гамме модель лишь немного дороже младших напольных Stirling GR, которые заметно уступают в размерах, массе и звуковых характеристиках (несмотря на похожие 10-дюймовые коаксиальные драйверы). А стоящие на ступеньку выше Kensington GR, которые буквально несколько недель назад прошли наши прослушивания, оказываются дороже едва ли не вдвое.
Почему так? Паспортные параметры ответ на этот вопрос не дают. Рассматриваемые сегодня АС не уступает «Кенсингтонам» в чувствительности (93 дБ) и практически равноценны им по внутреннему объему. Они допускают подведение сигнала пиковой мощности до четырех сотен ватт (старшие модели способны принять и пол-киловатта), но в любом случае этого достаточно для сокрушительной динамики звучания. А в способности воспроизводить низкий бас Turnberry GR уступает вообще какие-то считаные герцы.
Драйвер на лицевом щите Turnberry GR с легендарной конструкцией, разработанной еще в конце 40-х годов прошлого века, связывает многое.
Ценовой разрыв объясняется тем, что на обе младшие напольные модели в ряду Prestige Gold Reference (к которым относится и наша) производить ставит головки Dual Concentric традиционной конструкции – с трубчатым высокочастотным волноводом Tulip WaveGuid, а не с современным PepperPot (отличается тщательно смоделированной перфорированной перегородкой перед излучателем для устранения «органной» подкраски). Это неписанное правило было нарушено лишь раз – несколько лет назад Tannoy выпустила 150 пар Turnberry GR в исполении Limited Edition с продвинутыми «перечницами». Но такие сами по себе намного дороже в производстве из-за более сложной конструкции и магнитов AlNiCo вместо обычных ферритов.
Короче говоря, сейчас мы имеем дело с классикой Tannoy в чистейшем виде. Драйвер на лицевом щите Turnberry GR с легендарной конструкцией, разработанной еще в конце 40-х годов прошлого века, связывает многое. «Воронка» основного 25-сантиметрового диффузора (такая форма ему придана, как вы понимаете, не случайно) прессуется из бумажной массы. По внешнему краю она крепится к внушительному точеному фланцу текстильным подвесом, а по внутреннему радиусу соединяется с облегченной 42-миллиметровой гильзой, которая несет на себе обмотку звуковой катушки. Поскольку легкому 33-миллиметровому высокочастотному куполу, изготовленному из алюминий-магниевого сплава, требуется гораздо меньше времени на реакцию, он заглублен в центральный канал так, чтобы фронт звуковой волны приходил от него с задержкой, но синхронно с основным излучателем. На это простое инженерное решение из далекого прошлого и сегодня смотришь с большим уважением – современные акустические технологи эту проблему до конца так и не решили.
Корпус делается, как и полвека назад, из фанеры и покрыт натуральным шпоном ореха. Элементы кроссовера крепятся по старинке – клеем непосредственно к несущим площадкам.
Корпус делается, как и полвека назад, из фанеры и покрыт натуральным шпоном ореха (в комплекте – большая банка специальной мастики, которая придает материалу должную долговечность и сохраняет ему необходимые акустические свойства). Элементы кроссовера крепятся по старинке – клеем непосредственно к несущим площадкам. Выводы элементов соединены припоем напрямую, без каких-либо печатных плат. Из оригинальных конструктивных решений стоит упомянуть панель настроек уровня ВЧ-звена в диапазоне +/-3 дБ при помощи ввинчиваемого шунта, щелевые вертикальные фазоинверторы на боковых ребрах и наличие пятого терминала для заземления корзин. Из технологических фишек – проводку из меди специальной очистки, криогенную обработку фильтров для снятия внутренних напряжений и специальные пленочные конденсаторы ICW ClarityCap. Из дизайнерских – украшающие корпус деревянные канты и тяжелые каркасные пылезащитные грили с нарочито грубой «радиотканью».
Впрочем, к выбору колонок Tannoy престижной серии люди склоняются не только из-за их ностальгического стиля. Крупные высокочувствительные АС всегда в приоритете у обладателей ламповой усилительной техники. Вот поэтому мы сначала решили проверить, насколько подходящими партнерами Turnberry GR окажутся для интегрального двухтактного Octave V80SE.
Бархатный саунд с приятным насыщенным басом и чуть скуповатым, зато отчетливым верхним регистром, думаю, сразу покорит тех, кто воспринимает музыку сердцем и ждет от техники прежде всего сильных эмоций, а не отрисованных в пространстве музыкальных «голографий». Старая английская школа в «голосе» акустики проявляется сразу. Критически низкие составляющие выражены не так фундаментально, как у современных колонок сравнимого внутреннего объема, «скоростной» верхний бас не жжёт напалмом и иногда чуток подыгрывает деревянными оттенками, в верхней середине тоже можно заметить характерные для динамиков этого типа подкрашивающие тона, но несмотря на перечисленное, воспроизведение нисколько не обделено ни роскошной атмосферой, ни полновесной динамикой, ни артикуляцией! Уступая каким-либо мониторам в стереофонической образности и тональной точности, Turnberry GR отлично доносят настроение и делают это с потрясающей игривой легкостью.
Переключите настроечный винт на +3, если собираетесь использовать акустику с пылезащитными грилями, или на +1,5, если без них.
Впрочем, есть несколько хитростей, которые помогают добиться более правильного в техническом плане звучания не в ущерб эмоциональности. Составленную из крупных образов панорамную сцену можно трансформировать в звучащий объем с правильным масштабом двумя способами. Первый вариант назовем «перпендикулярным» – зауживаем базу, ставим акустику на некотором удалении от стены и ориентируем так, чтобы оси излучения «смотрели» в комнату почти прямо, то есть мимо точки прослушивания. Второй вариант позволяет оставить базу широкой, но каждую колонку надо повернуть внутрь почти на 45 градусов. Мне, кстати, больше понравился этот способ (показан на фото в конце статьи) – и кажущиеся образы получились материальными, и в тональной картине стали менее заметны отклонения вблизи частоты раздела полос. Если четкая трехмерная проекция у вас никак не раскрывается, то это означает одно – вы слушаете из какой-то неудачной точки.
В любом случае потребуется еще и скорректировать отдачу по ВЧ. Переключите настроечный винт на +3, если собираетесь использовать акустику с пылезащитными грилями, или на +1,5, если без них. И учтите, что на субъективное ощущение линейности звучания всех без исключения «широколицых» колонок в обычном жилом помещении сказываются даже едва заметные отклонения в углах установки – один градус вправо-влево может все изменить.
В конце концов я добился желаемого: сцена, микродинамика, баланс – все раскрылось не хуже, чем у куда более дорогих представителей серии Prestige. Середина в нижней и основной части вообще получилась образцово ровной, отчего и рок стал звучать «культурно», не потеряв присущего ему куража, и симфоническая классика подкупала правдоподобием. Но чем дальше я углублялся в другие жанры, тем чаще посещала мысль, что даже такой мощный усилитель, как Octave V80SE, не до конца подчиняет своей воле Turnberry GR. На некоторых фонограммах не было привычной фактурности в басовых послезвучиях. На других композициях тембры в середине казались зажатыми, в голосах певцов ускользали некоторые нюансы. И я очень сомневаюсь, что какой-то более «певучий» однотактник сможет побороть это тональное упрощение. Этой акустике требуется «крепкая рука».
Акустика с куда большим рвением стала воспроизводить резкую атаку – у «бочек» появился правильно затухающий шлейф после удара, у том-томов – отчетливая основная нота и колорит.
Я сделал следующее: задействовал немецкий ламповый усилитель в качестве преда, а сигнал для усиления перевел на 310-ваттный оконечник Plinius. Тут же в звучании прорезался великолепный «компрессионный» бас, который ощущаешь буквально всем телом (не гипертрофированный, как иногда бывает, а именно такой, какой надо). Акустика с куда большим рвением стала воспроизводить резкую атаку – у «бочек» появился правильно затухающий шлейф после удара, у том-томов – отчетливая основная нота и колорит. Средняя полоса обогатилась на тембры. Сцена стала еще четче, хотя уже не казалась настолько воздушной и естественной, как с лампами. Кое-что изменилось и в верхнем регистре – слегка ослабла динамика, проявились легкая «кристальная» подкраска.
Трактовать это можно только в плюс. Turnberry GR, как любая деликатная акустика высокого класса, в полной мере показала, какими сильными достоинствами обладают прославленные мощные полупроводниковые оконечники, а заодно намекнула и на проблему «первого ватта», свойственную подобным схемам. Поэтому, присматриваясь к классике Tannoy, обязательно имейте в виду, что усиление придётся подбирать. Адекватную технику, наверное, с ходу найти и не получится, но вы можете сразу сузить круг поиска, ограничившись моделями без избыточной мощности.
Источник: http://www.salonav.com