Акустические системы Focal Scala Utopia Evo
Если бы нам захотелось перечислить самые желанные аудиокомпоненты, то акустика серии Utopia точно бы оказалась во главе списка. На протяжении вот уже десяти лет величественные, авангардные, не имеющие аналогов системы от Focal вызывают одновременно и восхищение, и глубокое уважение. Но французская компания не стоит на месте и выпустила улучшенные Utopia Evo. Самая доступная версия «колонок мечты» – у нас на прослушивании.
ФОКУС С ИСЧЕЗНОВЕНИЕМ
Приставку Evo в семействе «Утопий» имеют пока только Maestro и Scala. Обновления для самых крупных представителей, как и для младших полочных Utopia Diablo, видимо, следует ждать в будущем. Поэтому сегодня пропуском в мир самых передовых технологий Focal служат две традиционные (без электромагнитных EM-драйверов) напольные модели, из которых для знакомства нам предоставили младшую Scala Utopia Evo.
Сравнивая новую трёхполоску с предшественниками Scala Utopia V2 и еще более ранними Scala Utopia, мы не нашли каких-то отличий в компоновке, размерах и массе. Те же корпуса, построенные по технологии Gamma со стенками переменной толщины (достигает в отдельных местах 60 мм). Каждая из трёх изолированных секций рассчитана под свой излучатель: в верхнем отсеке размещается 6,5-дюймовый среднечастотник, в среднем – бериллиевый твитер IAL2, в нижнем – 11-дюймовый басовик. Ламинарный порт фазоинвертора выведен в просвет между дном корпуса и массивной платформой, развязывающей колонку от пола. Разумеется, в системе реализован и фирменный принцип Focus Time – чтобы сигналы от излучателей приходили к слушателю с меньшими временным разбросом, СЧ и ВЧ-секции слегка наклонены вперёд.
Разумеется, в системе реализован и фирменный принцип Focus Time – чтобы сигналы от излучателей приходили к слушателю с меньшими временным разбросом, СЧ и ВЧ-секции слегка наклонены вперёд.
По звуковым характеристикам новинки, как выясняется, тоже не отличаются от снятых с производства моделей. Повышение минимального сопротивления на 0,1 Ом и слегка сниженные частоты раздела полос (250 и 2200 Гц против 240 и 2100 Гц) к числу серьёзных изменений не отнесёшь.
Для отделки корпусов стали применять не только чёрный и белый лак (как на наших снимках), но и куда более эффектные автоэмали: тёмный Metallic Blue с необычным серебристым отливом, знаменитый British Racing Green, рецептурой которого поделилась дизайнеры Aston Martin, и нейтральный серый Ash Grey. Мне, кстати, очень хочется взглянуть на новую акустику именно в этом цвете – нередко самая простая окраска лучше любой другой выражает формы и красоту предмета, хотя на фото может выглядеть безлико и неконтрастно.
В силу всего перечисленного и создается ошибочное представление, будто поколение Evo шагнуло вперед лишь в отделке. Но, поверьте, в Сент-Этьене, где разрабатывали новую акустику и теперь вручную собирают её, не стали бы создавать отдельный раздел на сайте лишь из-за улучшенной косметики. Поэтому внимательно присмотримся к двум новым элементам Evo: к верхней секции и к панели терминалов на опорной плите.
Scala Utopia Evo обзавелась усовершенствованным среднечастотником с «нейтральным индуктивным контуром» NIC и кольцевым утолщением TMD на каучуковом подвесе, который работает как демпфер масс.
Scala Utopia Evo обзавелась усовершенствованным среднечастотником с «нейтральным индуктивным контуром» NIC и кольцевым утолщением TMD на каучуковом подвесе, который работает как демпфер масс. Обе инновации дебютировали на системах Focal Sopra и оказались чрезвычайно эффективны – дали снижение искажений на 70%! Кстати, визуально «эволюционные» драйверы из фирменного W-композита (прочный легкий сэндвич из стекловолокон с промежуточным пористым слоем) немного отличаются от тех, что стоят на Sopra. У головок, судя по описанию, и магнитная система специфическая – с составными магнитами Power Flower.
Что касается твитера, то для лучшей стыковки со среднечастотником его резонансная частота здесь снижена до 528 Гц (у Utopia v2 была 580 Гц).
Ещё одну модернизацию и комментировать нет надобности – младшие в гамме Utopia напольники теперь допускают бай-варинговое (или бай-ампинговое) подключение, чем мы обязательно и воспользуемся при прослушивании.
Начнем же с обычного режима, используя лишь одну пару акустических кабелей. Поскольку уже во втором поколении Scala инженеры сделали несколько важных модификаций в НЧ-звене, добившись от колонок более контролируемого воспроизведения басового регистра, для меня не стало откровением свойственное этой модели фундаментальное звучание, сочетающее в себе почти «сабвуферную» полновесность на самых низких частотах и удивительную сдержанность в той капризной полосе (40 — 80 Гц), где обычно возбуждаются резонансы помещения. Баса лишь слегка в избытке, но на ясности и осязаемости всех самых трудновоспроизводимых составляющих это почти не сказывается!
При желании нейтрализовать нижний регистр можно настройками кроссовера, переставив перемычку на небольшое ослабление НЧ. А затем без особого труда мы добились от систем должной быстроты и резкости в передаче ударных. Оказалось, что усилитель в тестовой системе дает более чеканную подачу при использовании выходов для нагрузки 4 Ом (первоначально мы ориентировались на номинал и подключали на 8-омные). Заодно испробовали и 2-омный вариант: структурность НЧ стала еще выше, но динамика будто слегка поджалась. Из сказанного можно сделать первые выводы: Scala Utopia Evo – это всё такие же необычайно требовательные к усилению колонки, как и их предшественницы. Но они весьма дружелюбны к акустике помещения. Найти наилучшие точки установки в комнате для них относительно легко. Более того, таких мест наверняка будет множество, что станет неоценимым практическим преимуществом.
Можно сделать первые выводы: Scala Utopia Evo – это всё такие же необычайно требовательные к усилению колонки, как и их предшественницы. Но они весьма дружелюбны к акустике помещения.
Середина – вот что заслуживает отдельного рассказа. Она подкупает не столько ожидаемой чистотой и похвальной линейностью, сколько своей полной гармонической открытостью (слышны все тембральные оттенки) и естественностью любых микродинамических нюансов. Знакомая во всех деталях музыкальная картина в трактовке Scala Utopia Evo обрастает новыми неуловимыми подробностями буквально во всех уголках сцены! И эти штрихи ничуть не выпячиваются – они просто обозначают масштаб и специфику того реального пространства, где ранее записывалась музыка.
Замеченные небольшие отклонения в формировании образов в сцене, как выяснилось, были на совести кабелей, а точнее – на их поворотных сочленениях, покрытых родием. Когда мы затянули все винтовые соединения с равным усилием, звуковая 3D-панорама стала просто идеальной. Представляете, каково реальное разрешение у новой акустики (благодаря прежде всего новым среднечастотникам), если она так тонко «чувствует» даже такие мелочи?
Давным-давно, когда Focal только начал применять инвертированные бериллиевые купола для пищалок, я, признаться, смотрел на них со скепсисом (казалось, что их невозможно избавить от легкой специфической подкраски). Но французским инженерам удалось довести их до абсолютного совершенства – IAL2 уже на прежних поколениях «Утопий» зазвучали супердетально на малых уровнях, суперчисто на мощнейших динамических контрастах и при этом непогрешимо в тональном плане.
Однако с новыми Scala Utopia Evo идиллия в верхах поначалу не складывалась – реалистичному воспроизведению тарелок и атмосферы в лучших традициях флагманской серии мешал какой-то легкий тональный «привкус» и небольшой дефицит динамики.
Знакомая во всех деталях музыкальная картина в трактовке Scala Utopia Evo обрастает новыми неуловимыми подробностями буквально во всех уголках сцены!
И эта особенность была нивелирована настройками кроссовера. Разобраться же с подкраской удалось не сразу. Пробовал подключить акустику бай-вайрингом дополнительными кабелями той же длины и менять провода в парах, чтобы кабель большего сечения (и более высокого класса), работал не на нижнюю секцию, а на пищалку. Но ни в первом, ни во втором случае лучше не становилось – то в середине проступал нежелательный «накал», то в басовой полосе добавлялось «резины». И уж когда подкраску на ВЧ я уже был готов списать на тракт, как вдруг пришла мысль взять отвертку с подходящей насадкой Torex и, вывернув по паре винтиков, аккуратно снять с пищалок защитные грили (раньше «Утопии» поставлялись с быстросъемными сетками, а слушать рекомендовалось вообще без них).
И что вы думаете? Это дало куда более мощный эффект, чем все эксперименты с кабелями. Прояснение в верхнем регистре и сведение его со средней полосой вышло настолько гармоничным и натуральным, что уже с первых музыкальных тактов звук заставлял забыть о своей воспроизведенной природе: исчезали колонки, исчезала система и сама комната… А ведь недавно такое моментальное погружение из окружающей действительности в параллельную звуковую действительность давали только старшие «Утопии», включенные в чрезвычайно дорогой тракт.
Источник: http://www.salonav.com