Видеопроектор Sony VPL-VW760ES
Каждый раз, когда мы знакомимся с новыми топовыми видеопроекторами для домашнего кино, возникает мысль, что качественный предел достигнут — дальше технологиям продвигаться уже некуда. Но выходит новая модель, и мы вновь убеждаемся: нет предела совершенству! В этот раз мысль о бесконечности прогресса посетила нас после знакомства с лазерным проектором Sony VPL-VW760ES.
ПРОСТРАНСТВО ЗА ЭКРАНОМ
Самим по себе совершенствованием нас не удивить — восхищает то, что у видеопроекторов оно обходится без непропорционального увеличения цены. И даже с её снижением. О том, чтобы подобное поступательно развитие происходило и во всех других сферах, можно только мечтать. Обойдемся без конкретики, чтобы никого не обижать — думаю, читатели нас и так поймут: примеров того, как новая и более продвинутая техника теряет какие-то очень важные для нас свойства, становится менее надежной и долговечной, можно привести множество. Увы, но развитие может быть направлено не только на удовлетворение интересов потребителей, но и на увеличение прибыли производителей.
Чаще всего такой «прогресс» встречается в областях, где велико значение дизайна, моды, потребительского тщеславия, когда на первый план выходят не функционал и качество работы устройства, а его престижность, «крутизна». Видеопроекторы для домашнего кино остались, к счастью, в стороне от этой ярмарки тщеславия.
Здесь нет бурления PR-акций, стремления заинтересовать массовку, поскольку выбором серьезных видеопроекторов для заказных инсталляций занимаются специалисты.
Конечно, в Европе есть производители, которые уделяют самое пристальное внимание дизайну проекторов, но вовсе не они делают погоду в отрасли. Некоторые из них вообще не занимаются созданием техники, а лишь меняют корпуса у готовых аппаратов.
Здесь нет бурления PR-акций, стремления заинтересовать массовку, поскольку выбором серьезных видеопроекторов для заказных инсталляций занимаются специалисты. Да и разработкой и производством занимаются профессиональные подразделения крупных международных корпораций. Поэтому все новые технологии сначала внедряются в профессиональные линейки и лишь потом — в домашние. Именно так происходило с лазерными источниками света — сначала для дела, потом для развлечений.
Обычный лазерный
Пора привыкать к этому словосочетанию, хотя еще совсем недавно лазерные проекторы казались чем-то совершенно эксклюзивным, техникой будущего. Вот оно и наступило. Но слово «обычный» имеет здесь несколько иное значение: VPL-VW760ES — фронтальный проектор, оснащенный нормальной оптикой, а не сверхкороткофокусной с системой призм и зеркал. Более того, это первый такой от Sony, с которым нам довелось познакомиться — прежде были только ламповые (из недавних — VPL-VW260ES) или лазерные сверхширокоугольные (VPL-GTZ1 и VPL-VZ1000ES). Логика развития понятна: пока лазерные источники света обходятся очень дорого, их надо использовать в эксклюзивных аппаратах, обладающих и другими существенными особенностями, ради которых их обязательно купят — невзирая на цену. Теперь пришло время «обычных».
По сути разработчики взяли «платформу» 1100-го (корпус, оптика и ее сервопривод, матрицы, видеотракт, коммутация), а заменили световой «движок» и блок питания.
Пару лет назад флагманской моделью кинотеатральной линейки Sony был VPL-VW1100ES. По техническим характеристикам он практически полностью совпадает с VPL-VW760ES — за исключением источника света, а также динамической контрастности — она у нового аппарата достигла соотношения ∞:1. По сути разработчики взяли «платформу» 1100-го (корпус, оптика и ее сервопривод, матрицы, видеотракт, коммутация), а заменили световой «движок» и блок питания. Само собой разумеется, модернизировали программное обеспечение. Увеличение контрастности до соотношения с бесконечностью получили, вероятно, за счет более совершенного, когерентного источника света, хотя, возможно, были внесены какие-то улучшение в оптический тракт. Так в чем же здесь прогресс?
Прежде всего в том, что новая модель существенно дешевле. А также в том, что её источник света прослужит минимум 20000 часов. Да и работать он будет несравненно стабильнее — в отличие от ламп, чьи характеристики могут изменяться совершенно произвольно (к примеру, значительное падение светового потока может произойти после 200 — 300 часов эксплуатации), отдача лазерного источника снижается плавно и предсказуемо. Что касается качества изображения (которое далеко не всегда коррелируется с техническими показателями) — это мы сейчас выясним.
Приключения в темноте
Условия просмотра — те же самые, в каких знакомился с проекторами Sony VPL-VW1100ES и VPL-VZ1000ES: тщательно затемненный зал, экран с диагональю 120”, в роли источника — UHD Blu-ray-плеер OPPO UDP-203. Все обработки в нем отключены.
Очень хорошо помню свои ощущения от тех просмотров (да и рабочие записи сохранились), поэтому новый проектор будет вольно и невольно сопоставляться с прежними. Обычно смотрю 6 — 8 фильмов, выбирая из них наиболее характерные фрагменты. Но в этот раз обошелся всего двумя: китайско-американская «Великая стена» с Мэтом Деймоном в главной роли в формате Ultra HD Blu-ray c HDR и старенький «Казино Рояль» на обычном Blu-ray. Наготове лежали и другие фильмы, но до них дело не дошло, поскольку «залип» на первых двух, что само по себе является очень показательным. При том, что не раз видел оба, и они не являются шедеврами кинематографии.
В отличие от ламп, чьи характеристики могут изменяться совершенно произвольно, отдача лазерного источника снижается плавно и предсказуемо.
Первым делом проверил настройки. До меня проектор уже смотрели коллеги из других изданий, поэтому пришлось избавиться от следов их работы. Даже догадался, кто именно работал с VPL-VW760ES до меня.
Очень удивился, когда оптимальными оказались настройки по умолчанию — средние значения яркости и контрастности. Цветовое пространство установил BT.2020 и, как выяснилось позже, менять его при переходе на Blu-ray не потребовалось — цветопередача на мой вкус была близка к идеальной.
Перебрав пресеты изображения, остановился на Reference — в нем картинка наиболее естественная и правдоподобная. Да и согласно руководству пользователя, этот пресет дает изображение, наиболее близкое к исходному оригиналу. Функция Reality Creation на материале 4K, как мне показалось, не оказывает видимого влияния на изображение — в принципе так и должно быть. А вот на Full HD её действие заметно.
Функции Cinema Black Pro (в сущности управление динамической контрастностью) и Motionflow (улучшение передачи движущихся объектов) работают явно «деликатнее», чем прежде.
Черный цвет очень хорош. При этом ради достижения его максимальной глубины не требуется жертвовать деталями в тенях, как это приходится делать с бюджетными проекторами. Отчасти это заслуга лазерного источника света — он дает меньшее рассеяние внутри оптического «движка». На самом деле с проектором такого высокого класса, как VPL-VW760ES, можно получить еще более глубокий, бездонный чёрный, если устранить переотражения света в самом зале: установить маску на экран и покрыть стены и потолок светоотражающим материалом. Кстати, именно в таких условиях измеряют контрастность производители проекторов.
С проектором такого высокого класса, как VPL-VW760ES, можно получить еще более глубокий, бездонный чёрный, если устранить переотражения света в самом зале.
Блокбастер «Великая стена» очень эффектно смотрится на бюджетных телевизорах с их искусственно задранной контрастностью и гипертрофированно-яркими цветами. На VPL-VW760ES он производит совершенно иное впечатление — более сильное, завораживающее и даже пугающее. Компьютерная анимация сделана на очень высоком уровне, поэтому не возникает заметных стыков между нормальными игровыми эпизодами и «мультиками». Очень много тёмных сцен, и проектор с ними справляется без труда — создается правильное настроение, но все видно, и не приходится напрягаться. Потрясающе выглядят пейзажи, совсем не так, как на демонстрационной видовой съемке, — естественно, без прикрас и потому особенно выразительно. Финальный эпизод, когда герои уничтожают главного монстра и тем самым «отключают» полчища чудовищ, впечатляет детализацией и динамикой.
Возвращаемся в прошлое — к Full HD. Как ни странно, дискомфорта из-за перепада в качестве не возникает. Думаю, большинство зрителей его бы и не заметили. Изображение столь же гладкое и детальное, как и в 4K — скейлер в проекторе прекрасно справляется со своими обязанностями.
Эпизод с поединком между змеей и мангустой обычно выглядит на проекторах подчеркнуто «знойным», а на аппаратах невысокого класса — «зажаренным». Но VPL-VW760ES передает его подчеркнуто реалистично и точно, и это делает его особенно увлекательным. Совершенно по-новому смотрится сцена с погоней по стройке, а также очень красивый момент с катанием греческой красавицы на автомобиле вокруг отеля. Откровенно говоря, еще не видел «Казино Рояль» в таком потрясающем качестве.
Очень много тёмных эпизодов, и проектор с ними справляется без труда — создается правильное настроение, но все видно, и не приходится напрягаться.
Проекторы Sony всегда отличались от равных по классу конкурентов подчеркнутой профессиональной точностью и непредвзятостью. И этим нравились далеко не всем. Но с VPL-VW760ES эта «нейтральность» перешла на новый качественный уровень. Когда мы забываем о том, что смотрим кино и переносимся в «пространство за экраном». В юности у меня это происходило как-то само собой в обычных советских кинотеатрах — при условии, что удавалось купить билет в первый ряд. Думал, что с возрастом потерял эту способность. Оказывается, просто нужен хороший проектор.
Источник: http://www.salonav.com