Проигрыватель/ЦАП Quad Artera Play и усилитель мощности Quad Artera Stereo
Умеет Quad удивлять нестандартными подходами. Вот зачем у моделей новой серии Artera верхние панели сделаны двойными, да еще с применением стекла? С какой целью в каждый музыкальный источник добавлен полный функционал предварительного усилителя? Подключаем пару Artera Play/Stereo и начинаем разгадывать загадки британских инженеров.
ИГРА В ОДИН ТРАКТ
Многие компании сегодня выпускают и акустику, и электронику, но какое-то одно направление деятельности обычно всё же доминирует. Quad же принадлежит к тем немногим уникумам, у которых нет выраженной специализации. Гамма акустических систем у неё широка и разнообразна, да и в ряду Hi-Fi-компонентов можно найти технику любого уровня: от функционального музыкального центра Vena и компактных ламповых усилителей VA/PA до самой продвинутой аудиофильской техники.
Примечательно и то, что удачные изделия Quad бессменно производит на протяжении многих лет, хотя после вхождения в IAG компания получила все возможности для участия в гонке за рыночной конъюнктурой. Тем не менее, она осталась верна фирменному лозунгу наибольшего приближения к оригинальному звучанию, который подразумевает взвешенную и тщательную доводку техники, исключающую, понятно, любую суету.
Тем не менее, новые компоненты Artera выглядят не в традициях марки, дизайн явно создавался ради того, чтобы придать аппаратуре свежий имидж. При этом внутри – только проверенные и усовершенствованные решения. Из четырех заявленных компонентов пока представлены лишь два: усилитель мощности Artera Stereo и CD-источник Artera Play, функционально совмещенный с гибридным (аналоговым и цифровым) предварительным усилителем. Разрабатываемый для серии сетевой стример/CD/пред Artera Link и полностью интегрированная система Artera One дебютируют чуть позже. «Haste makes waste» – любят говорить англичане. Прямой перевод этой поговорки звучит куда крепче русского «Поспешишь – людей насмешишь».
О том, что новые компоненты создаются с прицелом на долгие годы, красноречивее всего говорит продуманность корпусов. Шасси – крепкое и жесткое. Боковины-радиаторы фрезеруются с высокой точностью на станках с ЧПУ. А поверх перфорированного кожуха на каждый блок укладывается еще и толстая стеклянная пластина с опорными пятачками. Такую конструкцию я встречаю впервые, и вряд ли она служит лишь для того, чтобы произвести впечатление на клиентов. Во-первых, такая «крышка» препятствует попаданию пыли внутрь аппарата, проста в очистке и долго не теряет своего идеального вида. Во-вторых, массивный прижим из материала с другими физико-механическими свойствами может выполнять функцию виброразвязки. Осмелюсь назвать и «в-третьих», хотя это моя догадка, – лист стекла, поставленный с определенным зазором над кожухом, способствует и достижению оптимального термобаланса. Во всяком случае он совершенно точно преграждает путь конвекции от нижнего блока к верхнему, «выдавливая» нагрев на внешние боковые радиаторы.
Вот, кстати, ещё одна загадка на ту же тему. Обратили внимание, что боковые стенки источника/преда Play тоже ощетинились ребрами, хотя, казалось бы, здесь вообще нет надобности в мощном теплоотводе. Полагаете, так сделано лишь для красоты? А мне кажется, что не всё так просто. Воздух, нагретый радиаторами оконечника, поднимается вверх и, понятно, греет корпус источника. Причем, как выяснилось в тесте, перенос тепла идет довольно эффективно. В результате уменьшается нежелательная температурная разница между компонентами.
Превосходные характеристики цифровой секции получены за счёт применения современной элементной базы. В частности, в качестве ЦАП использован 32-битовый восьмиканальный чип ESS ES9018.
Теперь познакомимся с особенностями каждого. В Artera Play установлен механизм с щелевой загрузкой. Данные с него в тракт не идут сразу, а для снижения джиттера буферизируются. Судя по компоновке задней панели, внутри аппарат зонально разделен: в правой части (если смотреть сверху) находится цифровая начинка, слева – вся аналоговая. В источнике питания помимо тороидального трансформатора с раздельными обмотками и стабилизаторами имеется фильтр для отсечки наводимых из электросети помех. Дисплей – простейший, на матрице, не создающей наводок. Управление сводится к паре сенсорных кнопок и паре физических (подача питания и привод загрузчика). Другие операции осуществляются с пульта ДУ, на котором помимо кнопок проигрывания и регулировки громкости находим еще и прямой выбор семи дополнительных источников. Они, как и развитая панель терминалов на задней стороне аппарата, говорят о том, что перед нами – не просто проигрыватель, а полнофункциональный предварительный усилитель, к которому по цифре можно подключить пять компонентов, а по аналогу – еще два. Один из цифровых входов представлен разъемом USB Type-B для асинхронного приема аудиоданных с компьютера.
Превосходные характеристики цифровой секции получены за счёт применения современной элементной базы. В частности, в качестве ЦАП использован 32-битовый восьмиканальный чип ESS ES9018 (возможно, это самый продвинутый на сегодня мультибитовый дельта-сигма преобразователь – на его основе выпущено уже немало первоклассной техники). Количество каналов позволило реализовать отдельно и балансный выход, и стандартный однотактный с пониженным уровнем шумов и помех. Все выходные каскады – на аудиофильских операционных усилителях Burr Brown OPA2134. Менять характер звучания компонента в очень легкой «косметической» степени под ту или иную проигрываемую запись можно выбором любой из четырех предустановок цифрового фильтра.
По той же идеологии будет сделан и сетевой проигрыватель Artera Link – у него будет полнофункциональный конвертор и предварительный тракт. В Quad посчитали, что покупатель однажды выберет источник, отвечающий его потребностям, и необходимость в устройстве для коммутации и регулировки громкости его заботить не будет. С точки зрения качества звучания это вполне оправдано: минус одно звено в тракте, минус одно кабельное соединение…
Топология оконечников разработана заново, хотя в ней сохранена фирменная схемотехническая фишка, которая позволяет от усилителя, работающего фактически в классе AB, получить линейность класса А.
Усилитель мощности Artera Stereo полностью балансный, хотя на задней панели помимо входов XLR есть также пара RCA и неприметный кнопочный селектор типа входа. Тракт расходится по четырем платам (входная, два оконечника, стабилизатор с буферными емкостями 2 х 10000 мкФ в каждом канале), соединения оптимизированы таким образом, чтобы силовая проводка была как можно короче. Получает питание вся эта начинка от крупного тора, на который и приходится основная масса устройства.
Топология оконечников разработана заново, хотя в ней сохранена фирменная схемотехническая фишка, которая позволяет от усилителя, работающего фактически в классе AB, получить линейность класса А. В описании также упоминается и наличие Current Dumping – технологии, которую Quad впервые применила в усилителе модели 405 (единственный, кстати, обладатель королевской премии в номинации «Технологическое достижение»). В Artera Stereo эта цепь реализована в улучшенном варианте и обеспечивает наряду с солидной мощностью (140 ватт) и наилучший контроль сложной реактивной нагрузки, которой является любая многополосная АС.
Именно такую – Dali Opticon 8 – мы и подсоединили к системе. Должен сказать, что эти напольники были на время отставлены в сторонку во время недавнего теста сетевого ресивера Naim Uniti Nova (ему, кстати, тоже нашлось применение – в тестовой системе он стал альтернативным источником), но с Artera Stereo датская акустика зазвучала совсем иначе! В саунде появилась нежность и аккуратность, а вместо бурной тембральной экспансии по всему диапазону, когда казалось, будто каждая полоса пытается переиграть соседнюю, установился гармоничный музыкальный баланс.
С каждой минутой прослушивания именно такой звук – выверенный и нейтральный – все более и более затягивает.
Воспроизведение с подобным характером иногда ошибочно трактуют как скучное: нет броских выбросов энергетики или впечатляющей «голосистости», оно кажется слишком умиротворенным и неторопливым… Но с каждой минутой прослушивания именно такой звук – выверенный и нейтральный – все более и более затягивает. Тембры хорошо различимы и ничем не подкрашены. Деталировка ничуть не смазана. Кажущиеся источники в сцене обрисованы, может быть, не слишком осязаемо, зато во всех пикантных подробностях. И «атмосферная» составляющая воспроизведения подкупает ясностью.
Cо входа USB звучание еще немного прибавляет в пластике и красоте. Чувствуется характерный для топовых ЦАП Sabre почерк, который выражается в редком сочетании необычайно высокой информативности воспроизведения с предельно внятной, чистой, где-то даже вылизанной трактовкой. Впрочем, одно дело – слушать в системе рафинированные аудиофильские «хай-резы» (подобрав по вкусу режим фильтрации и гадая над тем, какой из них ближе к истине) и совсем другое – воспроизвести в «дефолтном» включении музыкальный материал стандартного качества с CD.
Загружая в Artera Play диск, я не ждал каких-либо откровений и тем более не думал, что именно эта фаза прослушивания удивит по-настоящему. Приятным сюрпризом прежде всего стала нейтральность: ни одного неловкого тона, который бы выдавал или аппаратную подкраску, или характерный для повышенного джиттера едкий оттенок в звучании. Не было даже ощущения, что звучит цифра в PCM 16 бит/44,1 кГц! Ну чуть проще тонкая деталировка, чуть менее уверенная динамика – вот и все недочеты, обусловленные самим форматом. Попадись мне CD-плеер с таким звучанием лет десять назад, я, пожалуй, его бы назвал «аналоговым гением» в мире цифрового аудио.
Приятным сюрпризом стала нейтральность: ни одного неловкого тона, который бы выдавал или аппаратную подкраску, или характерный для повышенного джиттера едкий оттенок в звучании.
На динамику, а заодно – и на образность звуковой сцены, заметно влияет выбор входа на Artera Stereo. Все прослушивания в системе до этого выполнялись по обычному RCA-соединению довольно дорогим межблочным кабелем. Но когда Play и Stereo соединили его точным XLR-аналогом, все в один миг, не сговариваясь, обратили внимание на то, как усилилась фундаментальность звучания: в самой низкой полосе всплыли новые подробности, атака ударных обострилась и приблизилась к естественной, мидбасовый регистр обрел полнокровность и толику живой теплоты… Подчеркну, что эти ощущения рождались именно с компенсированной громкостью – уровень на балансных выходах Play, как и полагается, вдвое выше, чем с обычных, а чувствительность оконечника одинакова по всем входам.
Можно было отметить и другие перемены в характере пары. Приоткрылась середина. Прочистилась яркая часть спектра. Высокие не прибавили в нейтральности и порой подавались чуточку жестче, зато изумляюще точно оформились в пространстве. Правда, эффект такого качественного перехода проявлялся лишь в тех случаях, когда источником служил Play, а точнее – встроенный в него ЦАП. Что вполне закономерно – преимущества балансной схемотехники раскрываются, когда сигнал изначально преобразуется в дифференциальном виде.
Источник: http://www.salonav.com