Акустические системы Neat Ultimatum XL 10
Большое видится на расстоянии – эта поговорка как нельзя лучше подходит к тем впечатлениям, что мы получили при прослушивании топовой модели Neat в серии Ultimatum. Башни XL 10 – квинтэссенция оригинальных решений компании за все годы её существования, реализованная в максимальном форм-факторе. Девять излучателей, 65 кг «живого» веса, подводимая мощность до 500 ватт. Приготовьтесь, будет громко!
ВЫСОКИЕ ОТНОШЕНИЯ
У акустики для больших помещений примерно та же проблема, что и у мощных усилителей – в жертву рекордной громкости, как правило, приносится способность детально и прозрачно воспроизводить тихие фрагменты. Проектируя флагманскую модель Ultimatum XL10, британские специалисты приложили максимум усилий, чтобы она стала исключением из этого правила. Поэтому не стали увеличивать ни калибр драйверов, ни ширину корпуса, а как бы скомпоновали одну большую систему из нескольких маленьких, у которых проблем с микродинамикой никогда не было. И, разумеется, не забыли свой фирменный принцип — изобарическое низкочастотное оформление.
Объём СЧ-боксов рассчитан так, чтобы получился естественный спад частотной характеристики вблизи частот раздела.
Отличие XL 10от младших моделей в том, что НЧ-секций здесь два, и каждая с собственным фазоинвертором. И, что самое интересное, настроены они на разные частоты. Как видно из рис.1, верхняя камера относительно небольшая, а нижняя занимает более трети объёма корпуса. Кроме того, каждая из среднечастотных головок работает в собственном закрытом отсеке, отдельные боксы также предоставлены твитеру и паре супертвитеров. За счёт этого решаются две важные задачи: чувствительные излучатели не подвергаются воздействию со стороны НЧ-драйверов, а объём СЧ-боксов рассчитан так, чтобы получился естественный спад частотной характеристики вблизи границ раздела. Последнее обстоятельство позволило обойтись простейшими кроссоверами первого порядка, уменьшив тем самым потери и улучшив фазовую линейность.
Конструкция корпуса Ultimatum XL10 предусматривает отдельные боксы для всех излучателей. НЧ-полоса распределена между двумя изобарическими камерами разного объёма
Принцип работы изобарического оформления я объяснял неоднократно, и повторяться не стану. Замечу лишь, что по сравнению с другими (фазоинвертор, пассивный радиатор, закрытый ящик) при том же объёме корпуса сдвоенные головки выдают более низкий, быстрый и точный бас. А недостаток у изобарика лишь один – высокая стоимость из-за сложности реализации и необходимости использования двух качественных активных динамиков. Поэтому Neat реализует этот принцип только в старших моделях.
Всё четыре басовые головки в Ultimatum XL 10 одинаковые, собственной конструкции, с 17-сантиметровыми диффузорами из ламинированной целлюлозы и ферритовыми магнитами. Эластичный подвес обеспечивает симметричные колебания подвижной системы при больших амплитудах сигнала.
Как и во всех моделях Ultimatum, высокочастотная полоса разбита на две части и распределена между излучателями разного типа.
Пара среднечастотников – того же калибра, с такими же диффузорами, но подвес неопреновый, а в центре – массивная фазовыравнивающая «пуля». Эти головки озвучивают самый информативный, голосовой диапазон, и с фильтрами первого порядка получается максимально естественная его передача.
Как и во всех моделях Ultimatum, высокочастотная полоса разбита на две части и распределена между излучателями разного типа. Наиболее значимую для восприятия информацию воспроизводит 26-миллиметровый купольный твитер SONOMEX XL, а самые верхние составляющие спектра, вплоть до 40 кГц — пара дюймовых планарных супертвитеров EMIT. Они установлены на верхней плоскости корпуса, и благодаря круговой диаграмме направленности в горизонтальной плоскости придают звуковой сцене дополнительный объём и атмосферу.
В отличие от подавляющего большинства других производителей акустики, Neat предпочитает для изготовления корпусов не МДФ, а многослойную берёзовую фанеру. По мнению Боба Сардженера, главного разработчика компании, именно фанера обладает оптимальным сочетанием прочности и стойкости к вибрациям. Кроме того, внутренние перегородки одновременно служат элементами, повышающими жёсткость корпуса. Впрочем, МДФ тоже используется, но как дополнительный материал – из него вытачиваются накладные панели, на которые устанавливаются головки. Обратите внимание, что на уровне купольных твитеров панели заужены – для минимизации отражений и интерференции. Между панелями и передним щитом проложена толстая лавсановая плёнка с напылением алюминия, обеспечивающая виброизоляцию динамиков от корпуса. В основании – литые лапы, обеспечивающие устойчивость высоким и узким корпусам. Конструкция получается жёсткая, монолитная и тяжёлая — масса одной колонки 65 килограммов.
Эффект «высотных каналов» всё же имеет место: на фонограммах с насыщенным высоким спектром верхний край звуковой картины оказывается примерно в двух метрах над полом.
Как стало ясно в первые же минуты прослушивания, симметричное расположение драйверов на передней панели было мудрым решением. Два среднечастотника и купольный твитер образуют классическую конфигурацию д’Апполито с широкой диаграммой направленности, нижний басовик выстраивает фундамент звуковой сцены, а верхний обеспечивает точное сведение НЧ и СЧ полос. Вклад супертвитеров не так заметен, как, например, у более низких XL 6, но эффект «высотных каналов» всё же имеет место: на фонограммах с насыщенным высоким спектром верхний край звуковой картины оказывается примерно в двух метрах над полом. Но чтобы оценить масштаб сцены, слушать действительно лучше на расстоянии четырёх – пяти метров от передней линии.
А вот локализация будет точной, где бы вы ни находились: основной твитер, расположенный на уровне ушей сидящего слушателя, и пара средненчастотников дают точную пространственную фиксацию виртуальных образов. И получается интересно: бас и динамика в полном соответствии с габаритами, а в проработке сцены системы вряд ли уступят хорошим полочным мониторам.
Преимущества изобариков здесь особенно очевидны – бас быстрый и, как говорят, конкретный, с хорошо читаемой структурой.
Кстати, разработчики Neat почти никогда не указывают частотный диапазон своей акустики, будучи уверенными, что субъективные впечатления в данном случае важнее цифр. По ощущениям бас у XL 10 уверенно начинается герц с 30 — некоторые, самые низкие ноты воспринимаются всем телом. Преимущества изобариков здесь особенно очевидны – бас быстрый и, как говорят, конкретный, с хорошо читаемой структурой. На концертных записях угадывается объём зала за счёт движения воздуха и инфранизким модам, обязательно присутствующим в больших помещениях с высокими потолками. При подобающем усилении Ultimatum XL 10 способны создать фантастическое звуковое давление без заметных артефактов. Что-нибудь вроде Naim NAP500 с блоком питания 500PS, который мы использовали – пожалуй, необходимый и достаточный вариант и по мощности, и по породистости звучания. В подобной связке чувствуется и колоссальный динамический потенциала, и изысканная, мониторная подача на малых уровнях. И общее впечатление дополняется другим гармоничным сочетанием – масштабностью звуковой картины с тонкой её прорисовкой. Единственно, что останется владельцу этих систем – позаботиться о качестве музыкального контента.
Источник: http://www.salonav.com