Ресивер Denon AVR-X1400H с акустикой Focal Chorus 5.1.2
3D-кинотеатры пока не стали массовыми, поскольку для систем Dolby Atmos, DTS X или Auro 3D требуется довольно продвинутый AV-ресивер и расширенный комплект акустики. Но сегодня мы попробуем сделать невозможное: соберем малобюджетную систему с высотными каналами и музыкальным звучанием!
БЮДЖЕТНАЯ СФЕРА
Объектно-ориентированные системы для домашнего кино только начинают заполнять нишу недорогой аудиотехники. Но одно дело получить лишь иллюзию трехмерного звукового пространства при помощи навороченного саундбара с поддержкой Dolby Atmos. И совсем другое – выстроить его при помощи реальных высотных каналов, что почти невозможно при ограниченном бюджете.
Давайте прикинем, какие возможности открывает существующий рынок акустики и электроники. Подходящий под новые стандарты BD-проигрыватель, причем поддерживающий UHD, отыскать не сложно. Цена – от 6-8 тысяч рублей. На AV-ресивер придется заложить сумму примерно впятеро больше. Самые доступные семиканальные модели с высокопроизводительным многоядерным DSP, способные декодировать потоки Dolby Atmos и DTS X, стоят 25-30 тысяч. Самое дорогое – акустика. Можно купить компактные двухполосные сателлиты по 10 — 15 тысяч, но с мечтой получить хай-файное звучание придется расстаться. Поэтому, поставив целью саунд с хорошей линейностью и полным диапазоном, следует исходить из инвестиций минимум 25 тысяч в каждый канал. Всего их должно быть, как минимум восемь (с учетом низкочастотного), а это означает, что «на круг» вместе с электроникой потребуется бюджет под 230 — 250 тысяч.
Новый ресивер AVR-X1400H – самый доступный семиканальник Denon с поддержкой Atmos в
линейке 2017 года, сделанный исключительно для театрального применения.
Но на практике нам удалось (и надо сказать почти случайно) собрать систему всего за 190 тысяч. В этой сумме, правда, не учтена цена кабелей, стоек и источника – размер «добавки» зависит от того, какое значение вы придаете качеству этих компонентов. Но в любом случае предлагаемый комплект гарантированно воспроизведет на достойном уровне и музыку, и впечатляющие трехмерные саундтреки из новых кинофильмов.
А начиналось все так. Мы решили испытать новый ресивер AVR-X1400H – самый доступный семиканальник Denon с поддержкой Atmos в линейке 2017 года, сделанный исключительно для театрального применения и без претензий на аудиофильское звучание. У него имеется HDMI-коммутатор на шесть входов, пропускающий видео до 4K без какой-либо обработки и минимум прочих цифровых и аналоговых коммуникаций. В систему управления зашит упрощенный интерфейс настройки, но звуковой цифровой тракт у него продвинутый: четырехъядерный 32-разрядный процессор со всеми необходимыми декодерами, способность работать с беспроводными подключениями (Bluetooth, Wi-Fi), штатная система автокалибровки Audyssey MultiEQ XT по выносному микрофону и довольно развитый для недорогой модели бас-менеджер. Который, в частности, позволяет задавать не только разные многоканальные конфигурации и гибко менять назначения шестого и седьмого каналов, но в широких пределах варьировать установки фильтров для каждой колонки (в прежней 1300-й модели эти возможности были ограниченными), точно задавать дистанции и коррекцию. Есть и другое отличие от предшественника: в новый аппарат внедрен удобный мультирумный протокол HEOS с управлением через приложение для смартфонов. Соответственно, вместе с этой опцией ресивер получил выход на множество стриминговых музыкальных сервисов, а для работы с веб-радио – программу TuneIn вместо vTuner.
После недолгих раздумий выбор пал на проверенные полочники Focal Chorus 706,
которые выпускаются во Франции вот уже как лет пять и до сих пор продаются по весьма гуманной цене.
Но когда встал вопрос, с какой акустикой следует слушать новинку, сразу вспомнились результаты прогонов AVR-X1300W, который не впечатлял до тех пор, пока мы не подключили легкую нагрузку — двухполосные напольные Tannoy Eclipse Three! Учитывая, что у 1400-го дискретные 145-ваттные оконечники полностью идентичны прежним, то и к нему колонки следует подбирать из тех же соображений.
После недолгих раздумий выбор пал на проверенные полочники Focal Chorus 706, которые выпускаются во Франции вот уже как лет пять и до сих пор продаются по весьма гуманной цене. Помимо интересных для бюджетной акустики решений (скошенные боковые панели, мощная фронтальная плита, фирменные вогнутые пищалки TNV2 с куполом из алюминий-магниевого сплава с «пороновым» подвесом и отлично зарекомендовавшие себя 165-миллиметровые мидбасы Polyglass, у которых целлюлозный диффузор покрыт стеклянными микрошариками) эти колонки при номинальном 8-омном сопротивлении отличаются высокой чувствительностью. Нестыковка в мощности (Chorus 706 рассчитаны максимум на 120 ватт) решается просто – в настройках ресивера находим пункт, где задается ограничение по уровню громкости. К полочникам, кстати, выпускаются и фирменные 60-сантиметровые стойки S 700 с надежным винтовым креплением. Цена не напрягает: менее 11 тысяч рублей.
При правильных настройках в звучании не будет гудящих нот, четко проступит басовый рельеф,
при этом на сабвуфере не придется ни ограничивать полосу, ни заметно поднимать усиление.
Далее – самое интересное. Для линейки Chorus на точно таких же головках делается целая гамма доступных колонок. В частности, есть центральный канал CC700 (производитель уверяет, что у него нет эффекта «мегафона», присущего многим «речевым» каналам) и настенные SR700. Последние хотя и выглядят как диполи для тыловых эффектов, но на самом деле тоже являются простыми и недорогими двухполосками. Более того, у «хорусов» есть встраиваемые аналоги: круглые потолочные IC 706 V и их стереоверсии IC 706 V ST. Вот глядя на последний и посетила дерзкая мысль обойтись в минималистском Atmos-театре всего одной двойной системой. Устроена она необычно – общий мидбас (но с раздельными звуковыми катушками) и пара разнонаправленных пищалок для левого и правого каналов. Подвесим этот гибрид по центру прямо над диваном – вдруг получится настоящий «Голос Бога»?
Дополнит конфигурацию Sub 300P, подробно описанный здесь. Собрав похожий сетап, советуем включить его на прогрев на несколько суток, а затем воспользоваться автоматической калибровкой. После нее все тональные отклонения, характерные для недорогой электроники и акустики, уйдут почти без следа.
Приятнее всего осознавать, что все это получено при помощи как аппаратных, так и
программных средств, и в этой системе работает каждый потраченный на нее рубль!
Но если в приоритете музыкальность, то лучше обратиться к ручным настройкам. В первую очередь надо согласовать фронтальную пару Chorus 706 с сабвуфером – задать для всех АС ограничение на 80 Гц. Измеряем рулеткой или лазерным дальномером фактические расстояния от каждой колонки до точки прослушивания и заносим их в меню ресивера. Далее в тех же настройках намеренно задаем увеличенную дистанцию до сабвуфера – таким образом компенсируем фазовую задержку, которую он вносит. Подобрать оптимальное значение можно на слух, ориентируясь на воспроизведение бочки и контрабаса. При правильных настройках в звучании не будет гудящих нот, четко проступит басовый рельеф, при этом на сабвуфере не придется ни ограничивать полосу, ни заметно поднимать усиление – аппарат будет работать именно как взвешенная и пунктуальная басовая добавка. Не стоит пугаться большого расхождения между реальной и задаваемой дистанцией – у нас, например, характер нижнего регистра стал правильным, когда значение достигло +3,4 метра.
Возможные гулкие призвуки или чрезмерно ярко звучащая «медь» — на 90% проблема недостаточно заглушенного помещения. Сами по себе Chorus 706 с Denon AVR-X1400H выдают четкий динамический рисунок, слегка высветляя тональную картину (акустика акцентирует верхнюю середину). Если полосу 1- 4 кГц слегка ослабить имеющимся в ресивере эквалайзером, появится ощущение возросшей информативность как на самых высоких частотах, так и в основной вокальной полосе. А если методично подобрать все настройки то, поверьте, качеству баса, ясности высоких частот и глубине стереосцены позавидуют даже обладатели крутых напольников.
Однородная звуковая сфера получается будто сама собой, если, конечно, акустику не ставить в
откровенно проблемные места и позаботиться об оптимальном положении потолочного канала.
С этого момента можете считать, что стерео у вас есть. А объёмное звуковое поле, можно сказать, бонусом. Даже к настроечным трюкам прибегать не надо. В описанном комплекте тональная и фазовая согласованность между центральным каналом, тылами и высотным излучателями настолько хороша, что однородная звуковая сфера получается будто сама собой, если, конечно, акустику не ставить в откровенно проблемные места и позаботиться об оптимальном положении потолочного канала. Главное доказано: всего один совмещенный высотный динамик тоже способен создавать реальный объем, оставаясь в гармонии с остальными каналами.
Источник: http://www.salonav.com