Цифровой интегральный усилитель NAD M32
Новый господин
Для начала надо понять, что же это на самом деле. На английском — это DirectDigitalTM Amplifier. Первые два слова, написанные без пробела и увенчанные знаком зарегистрированной торговой марки, понятны без перевода. Да, это усилитель, и мы знаем, что по функционалу он интегральный. Если добавим прилагательное «цифровой», наше определение станет ближе к истине, но всё равно останется неточным, поскольку можно подумать, что это аппарат с обычным усилением класса D, а это не так. ЦАП-усилитель? Нет, совсем холодно. АЦП-усилитель — теплее, но лишь отчасти.
Сложности с отнесением M32 к определенному виду аппаратуры связаны с оригинальностью его конструкции, хотя сама NAD начала практически использовать её с 2010 года, чему предшествовали пять лет разработки. Принцип, положенный в основу концепции, получил название DDFA (Direct Digital Feedback Amplifier — усилитель с прямой цифровой обратной связью). При большом желании можно обнаружить «полностью цифровые усилители» и у других производителей (к примеру, на основе технологии DDX от Apogee Technology), но вот с обратной связью — только у NAD.
Важно понимать, что это совсем не та общая обратная связь, что применяется в аналоговой схемотехнике и которая рассматривается в технике класса High End как абсолютное зло, а в Hi-Fi — как неизбежное. Обратная связь в аналоговых цепях, помимо всего прочего, вносит временные погрешности, и поэтому не используется в усилителях класса D, поскольку даже самые минимальные задержки (на уровне пикосекунд) могут нарушить работу выходных ключей. Обратная связь в DDFA цифровая: PWM-сигнал на выходных транзисторах сравнивается с прецизионным эталонным, и любые отклонения в ширине и форме импульсов оцифровываются и передаются в процессор, управляющий PWM-генератором, где все ошибки корректируется. Причиной их возникновения могут быть шумы блока питания, колебания питающего напряжения, дрейф параметров у полупроводников и т.д. Понятно, что ошибки сильно влияют на точность PWM-передачи формы сигнала. Такая технология не уменьшает скорость прохождения сигнала, но обеспечивает максимальную точность передачи информации, снижает искажения, уменьшает выходное сопротивление усилителя.
Первым аппаратом, созданным на основе этой концепции, был интегральник NAD M2, о котором мы писали здесь. Там же можно прочитать о принципах его работы и о сотрудничестве NAD c британской фирмой Diodes Zetex (дочкой американской компании Diodes Incorporated), которая произвела необходимые для реализации DDFA микросхемы и в честь которой был назван новый класс усиления Z. Хотя это нечто значительно большее, чем просто режим работы выходного каскада.
Что цифре здорово, то аналогу смерть
Искушенные читатели непременно заметят, что цифровой поток и сигнал PWM (по-нашему ШИМ), который подаётся во всех «цифровых» усилителях на выходные мощные ключи и акустические разъёмы, где и превращается в аналог, — это совсем не одно и то же. Что более правильно называть такие усилители импульсными — не случайно наша публикация о модели M2 (по ссылке выше) озаглавлена «Импульсивная натура». Тем не менее, определение «полностью цифровой» по отношению к M32 совершенно справедливо. Поскольку все манипуляции с сигналом — коммутация, регулирование громкости, коррекция частотной характеристики, управление выводом на сабвуфер — производятся в цифровой форме, причем в высокой разрядности (35 бит), а потому без ущерба для звучания. К примеру, изменение громкости происходит с шагом в 0,5 дБ — столь плавное регулирование встречается обычно в дорогой аудиофильской технике. И только в модуляторе происходит преобразование бинарных данных в волновую форму, которая переносится к выходу потоком PWM-импульсов, меняющих состояние мощных выходных ключей. Возможно, такие усилители было бы более правильно называть цифро-импульсными, но звучит это, на мой вкус, неуклюже, поэтому не будем придираться к словам и перейдём к сути.
Цифровой поток и сигнал PWM (по-нашему ШИМ), который
подаётся во всех «цифровых» усилителях на выходные мощные
ключи и спикерные разъёмы, где и превращается
в аналог, — это совсем не одно и то же.
Разработчики сохранили возможность подключения к M32 аналоговых источников — у него три пары RCA-разъёмов, одна их которых принадлежит встроенному фонокорректору. Соответственно у аппарата должен быть АЦП. Вспомним, что у M2 имелись балансные аналоговые входы на разъёмах XLR, а у новой модели они стали опционными.
Основным входом у M32 стал асинхронный USB. Другие цифровые — балансный AES/EBU, по паре коаксиальных и оптических — расположены на модуле расширения MSD (Modular Design Construction), который входит в стандартную комплектацию модели. Свободными остаются ещё три слота — в них могут быть установлены опционные модули. Первый из доступных на настоящий момент — MDC BluOS, он превращает усилитель в полноценный сетевой проигрыватель и контроллер с поддержкой мультирум-устройств, работающих под управлением фирменной сетевой операционной системы. Второй — DD AP 1 — это продвинутый фонокорректор, к которому могут подключаться картриджи и MM и MC (штатный работает только с MM), там же имеется один ассиметричный аналоговый вход и пара балансных XLR. Третий — DD HDM-1, он добавляет к M32 один HDMI выход и три входа — они позволяют легко интегрировать аппарат в кинотеатральную систему.
Все манипуляции с сигналом — коммутация, регулирование
громкости, коррекция частотной характеристики, управление
выводом на сабвуфер — производятся в цифровой сфере,
причем в высокой разрядности (35 бит), а потому без ущерба для звучания.
Другие модули расширения могут появиться в будущем. К примеру, блок автоматической коррекции акустики помещения. Что ещё можно придумать? Накопитель на вместительном SSD — он превратит M32 с модулем BluOS в сетевой сервер. Да мало ли ещё чего, что можно придумать? Не удивлюсь, если в последующих моделях усилителей DirectDigitalTM станут опционными и уйдут на MDC-модуль все аналоговые входы — такова логика прогресса. Возможно, вы жить без них не можете, но ваши дети без них точно обойдутся.
Без излишеств, но богато
Штатные балансные аналоговые входы — далеко не единственное, чего лишился M32 по сравнению с моделью M2. Уменьшилась его выходная мощность: с 250 Вт на 4 Омах до 180 Вт (в данном случае — продолжительная), правда, это значение достигается у M32 и на 8 омах тоже. К слову сказать, NAD является одним из немногих производителей, которые указывают мощность клиппирования: у M2 это 250 Вт на 8 Омах, у M32 — 195 Вт (1 кГц, 8 Ом, THD 0,1%). Такое самоограничение позволило существенно снизить цену и массу аппарата — он стал почти вдвое легче предшественника.
При этом он выглядит ничуть не менее внушительно, но более современно, ярко и «дорого». Откровенно говоря, прежний дизайн компонентов Masters с его серыми корпусами был слишком строгим. Теперь они серебристые с чёрным и выглядят шикарно. Причем ощущение люксовой вещи возникает уже в процессе распаковки: полное руководство пользователя поставляется не на бумаге, а на сувенирной флэшке-брелоке в футляре из натуральной кожи. Крупные остроконечные ножки-конусы могут поцарапать мебель, но в комплекте обнаруживаются очень солидные подпятники. Роскошный системный программируемый пульт ДУ снабжен эффектной подсветкой, которая загорается, когда берешь устройство в руки, причем его чувствительность выставлена на удивление точно — никаких ложных включений при колебаниях столика. Во всём чувствуется тщательная продуманность и внимание к мелочам. Это ведь и в самом деле очень важно, поскольку общее впечатление от техники создается не только её работой, звучанием, но и малозначительными на первый взгляд деталями облика — именно они и создают ощущение качественной и дорогой вещи. К примеру, конической формы маховик регулятора громкости выглядит на первый взгляд необычно, но для пальцев он удобнее обычного цилиндра.
Во всём чувствуется тщательная продуманность и внимание к мелочам.
Крупный TFT-экран может показаться излишеством для усилителя, но не надо забывать про опционный модуль MDS BluOS — этот дисплей будет в самый раз для сетевого стримера. Очень удобен он и для настроек. И хотя их немного, перечислять все не буду, отмечу только две самые важные.
Первая — Compensation в разделе SPEAKER SETUP, там необходимо установить значение импеданса акустики. Только не паспортное, а реальное, причем на высоких частотах. К примеру, у колонок, которые использовались для тестирования, паспортный импеданс 4 Ома, но на высоких частотах он выше. Поэтому оптимальным значением оказалось 8 Ом — оно было выбрано на слух, благо аппарат допускает переключение, не прерывая прослушивания. Таким образом оптимизируется настройка выходного фильтра, на частоту среза которого акустика сильно влияет. Если эта частота сдвигается вниз, появляется специфическая «вуаль», высокие теряют прозрачность, а если оказывается слишком высокой, звук становится резким. Впрочем, у NAD многие известные проблемы PWM-конструкций решены за счет высокой частоты сэмплирования усилителя — 844 кГц.
Вторая важная настройка касается сабвуфера (линейный аналоговый выход предназначен и для подключения бас-машины) — там можно выбрать режим (моно или стерео), частоту среза фильтров НЧ и ВЧ (или отключить фильтрацию).
Наконец, ещё один интересный раздел экранного меню — EQ, там регулируется тембр по низким, высоким и баланс, есть возможность отключения. Как уже говорилось, обработка цифровая, и слышимого отрицательного воздействия на качество звука не оказывает. Нам долго внушали, что любые манипуляции с цифровым сигналом портят звук, а оказывается все дело в том, как они осуществляются. При достаточно высокой разрядности вычислений, правильном алгоритме и грамотных разработчиках — никаких искажений.
Сила привычки
Модель M32 вышла совсем недавно, поэтому откликов на неё в сетевых ресурсах пока мало, а вот о M2 писали очень многие специализированные издания, и всё в одни голос писали, что аппарат звучит в высшей степени необычно и своеобразно. Такое же впечатление — сильное и даже ошеломляющее — произвел на меня и M32.
Прожив с аппаратом несколько дней и как следует его расслушав, понял, что дело не в его особом звуковом «почерке», а в том, что мы привыкли к другому звуку. Это естественно. У каждого специалиста и любителя аудиотехники есть в голове некий эталон звучания. Они, конечно, разные. На слуховой опыт (который нам говорит, как может звучать хорошее оборудование), накладываются вкусы, возраст, эстетическая подготовка и самое главное — опыт посещения студий звукозаписи и живых концертов (по ним мы судим, как музыка должна звучать). Тем не менее, квалифицированные эксперты чаще всего в основном совпадают в своих оценках техники, поскольку их мыслимые звуковые идеалы близки.
Не скажу, что саунд NAD M32 не совпадает с моими личными представлением о «правильном» звуке. Нет, он их расширяет, изменив представления о границах возможного. Обычно мы слушаем музыку, прошедшую через множество аналого-цифровых и цифро-аналоговых преобразований, разного рода обработок, преодолевшую множество стадий коммутации и каскадов усиления, через несколько кабелей. На этом долгом пути часть звуковой информации теряется, а что-то ненужное, лишнее к ней добавляется. И вот теперь представьте, что воспроизводящий тракт укоротился до предела.
Грязное окно не просто вымыли — его распахнули настежь. Шокирующая прозрачность, причем не только в передаче высоких, но и в построении сцены — она заметно расширяется. Пианино не только занимает строго определенное и стабильное место в пространстве, но звук клавиш перемещается в соответствии с движением пальцев музыканта — в тех пассажах, где прежде такого не слышал. Звуковые образы не сбиваются тесно в кучу, они располагаются на комфортном расстоянии друг от друга, почти осязаемо трёхмерны и потому кажутся более крупными, чем обычно. Те партии, что наиболее важны и солируют, отчетливо выделяются на фоне аккомпанемента и уже в силу этого производят особо сильное впечатление.
Звуковые образы не сбиваются тесно в кучу, они располагаются
на комфортном расстоянии друг от друга, почти осязаемо
трёхмерны и потому кажутся более крупными, чем обычно.
Синхронизация сабвуфера с основной акустикой — точнейшая, нередко при низкоуровневом подключении с этим бывают проблемы, но здесь слияние полное. Не предполагал, что этот комплект из саба и колонок способен воспроизводить столь низкие и одновременно чёткие, быстрые басы. Да ещё в очень далеком от идеала помещении. Господи, как же этот усилитель может играть с акустикой более высокого класса?
Естественно, всё это касается только качественных записей. Музыка, сделанная на коленке или в расчёте на дешевые бумбоксы, звучит именно так, как и должна. M32 — не волшебник, он не может сделать из отходов конфетку. Но он и не требует каких-то специальных, «аудиофильских» релизов. Всё что записано грамотно и на профессиональной аппаратуре, играет достаточно выразительно и чисто.
Мои впечатления до этого момента касаются подключения по USB. Теперь попробуем коаксиал. Но поскольку источником служит компьютер, у которого нет нормального S/PDIF-выхода, приходится использовать конвертор интерфейсов USB > Coaxial на чипе XMOS U8. Характер звучания остается прежним, но заметно возрастает разрешение в верхней части диапазона. С тестовой акустикой информативность стала избыточной, но с более «мягкими» колонками (или другими кабелями) этот вариант может оказаться предпочтительным.
Если не располагаете необходимой суммой для
приобретения этого аппарата, лучше его не слушать.
Напоследок послушаем наушники. Известно, что усилитель для них отдельный, но вот какой — об этом документация умалчивает. Если он аналоговый, значит должен быть и ЦАП. Если же это маломощный вариант DDFA, то вероятно, используется общий чипсет от Diodes Zetex (модулятор и чип обратной связи). Сам производитель на этот счет ничего не сообщает. Известно только, что выходной импеданс на выходе для наушников — 0,5 Ома, это очень хороший показатель. Возможно, в NAD решили, что пользователи просто послушают и не станут задавать вопросов. Таки да. Наушники играют роскошно: невероятно ровно, прозрачно и вместе с тем мягко, комфортно. Благодаря малому выходному импедансу специфические особенности разных моделей телефонов нивелируются — они звучат, конечно, не одинаково, по-своему, но в равной степени хорошо. Это качественный уровень серьезного и достаточно дорогого специализированного усилителя для наушников. Приятный и очень весомый бонус для обладателей аппарата.
Боль отвыкания
Референсная тестовая система (ЦАП + усилитель) в свое время стоила в сумме дороже, чем NAD M32, но конкурировать с ним она не в состоянии. Да, мне потребовалось какое-то время, чтобы адаптироваться к непривычно прозрачному и экспрессивному звучанию, но отвыкать от него было труднее и больнее. Поэтому дам напоследок совет: если не располагаете необходимой суммой для приобретения этого аппарата, лучше его не слушать. Легче избежать возникновения соблазна, чем потом с ним бороться.
Источник: www.salonav.com