Гибридный усилитель NAD C388 с акустикой PSB Imagine X2T
Цифра с бонусом
Про изюминку чуть позже, для начала давайте вспомним, что NAD выпустила импульсный усилитель аудиофильского класса ещё в 2009-м, а уже через два года – целую линейку Мaster, включающую, помимо прочего, цифровой предусилитель со встроенным ЦАПом. Про наработки NAD в области классического Hi-Fi, думаю, можно не рассказывать, и они, кстати, тоже пригодились при создании нового интегральника в линейке Classic — C388.
Дело в том, что разработчики постарались учесть востребованные фичи не только в области цифрового аудио. Учитывая растущий интерес к винилу, они встроили в усилитель MM-фонокорректор с малыми шумами, точной характеристикой RIAA и высокой перегрузочной способностью. Улучшенная схема сабсоник фильтра устраняет инфранизкие колебания, не затрагивая полезный сигнал.
В качестве основных усилителей используются
разработанные по спецзаказу модули
Hypex UcD класса D в балансном включении.
Второй «аналоговый» блок в C388 – качественный телефонный усилитель, способный раскачать наушники с любым импедансом. Такое решение объясняется тем, что оконечные каскады работают в мостовом режиме, и подключить к ним наушники со стандартным штекером невозможно. Кроме того, отдельный буфер с низким выходным сопротивлением всегда лучше – из тракта исключается выходной делитель, ухудшающий демпфирование. Регулятор громкости реализован на продвинутом чипе с динамическим диапазоном 120 дБ и шагом 0,5 дБ. Встроенный ЦАП – восьмиканальный ESS Sabre в двойном балансном включении.
В качестве основных усилителей используются разработанные по спецзаказу модули Hypex UcD класса D, которые гарантируют выходную мощность более 150 Вт в каждом канале при сопротивлении нагрузки 8 Ом. Они отличаются малыми искажениями во всём диапазоне частот и низким выходным сопротивлением, т.е. хорошим демпфированием акустики.
Импульсный источник питания рассчитан на продолжительную потребляемую мощность 150 Вт и 250 Вт на пиковых уровнях громкости. Ему не страшна нестабильная питающая сеть – работоспособность C388 сохраняется в диапазоне напряжений 100 – 240 Вольт.
В усилителе реализована фирменная концепция MDC (Modular Design Construction), предусматривающая установку двух дополнительных модулей из трёх на выбор – с расширенным набором аналоговых или цифровых входов, а также с платой, превращающей усилитель в Ethernet стример и центр беспроводного мультирума с передачей Hi-Res Audio. В последнем варианте он приобретает порт Ethernet, а также три входа и выход HDMI с поддержкой видео 1080p/60 и двухканального аудио в PCM с разрешением до 24/192. Оболочка – операционная система BluOS™, разработанная специалистами дочерней компании Bluesound и внедренная в различные компактные устройства этой марки. Одно из них мы собираемся задействовать для испытаний C388. Возможность качественно озвучить несколько комнат без прокладки кабелей — и есть та изюминка, о которой я упоминал в самом начале.
В усилителе реализована фирменная концепция MDC
(Modular Design Construction), предусматривающая
установку двух дополнительных модулей из трёх возможных.
В базовом варианте усилитель способен принимать сигнал по Bluetooth aptX, а для проводных соединений предусмотрена пара коаксиальных и пара оптических входов. Помимо проигрывателя винила, к C388 можно подключить два линейных источника. Выход с предварительной секции пригодится при расширении системы или добавлении в неё активного сабвуфера.
Как и подобает современному устройству, усилитель управляется не только с пульта ДУ, но и через приложения для портативных устройств.
При постройке трёхполосных Imagine X2T Пол Бартон поставил задачу добиться такого же характера звучания, как у популярной в прошлом модели Imagine T2, но при втрое меньшей цене. Как всегда, главным критерием качества были малые искажения при высоком звуковом давлении и линейность частотной характеристики, причём не только на акустической оси, но при значительных отклонениях от неё. Это принцип Пол взял на вооружения после масштабных исследований, в ходе которых изучалась зависимость между измеренными параметрами акустических систем и субъективными оценками слушателей. Замечу, что PSB – чуть ли не единственный производитель, приводящий угловые характеристики своей акустики.
Стремлением получить широкую диаграмму направленности и объясняется столь сложная форма передней панели – она заужена и закруглена, а динамики утоплены в неё таким образом, что получается некое подобие короткого рупора. Кроме того, за счёт разной глубины «заделки» обеспечивается лучшее фазовое согласование во всём рабочем диапазоне.
Стремлением получить широкую диаграмму направленности
и объясняется столь сложная форма передней панели –
она заужена и закруглена, а динамики утоплены в неё
таким образом, что получается некое подобие короткого рупора.
Сами динамические головки были специально разработаны для модели Х2T. У басовых драйверов 165-миллиметровые диффузоры отлиты под давлением из жёлтого полипропилена с добавкой керамической и глиняной крошки. Мягкие резиновые подвесы, двойная магнитная система и массивная «пуля» в центре – фирменные элементы снижающие нелинейные и фазовые искажения. Каждый из басовиков работает в собственной изолированной камере с фазоинвертором, а их положение относительно друг друга и воздушных портов тщательно рассчитано для минимизации ранних отражений от пола. Кроме того, вывод раструбов вперёд даёт больше свободы при установке колонок в реальном жилом пространстве.
Диффузоры среднечастотников калибра 133 мм из чёрного полипропилена, в который для усиления добавлено карбоновое волокно. Меры для снижения искажений те же: резиновые подвесы, двойные магниты, центральные «пули».
Дюймовый твитер традиционен для линейки Imagine – с титановым куполом, неодимовым магнитом и ферромагнитной жидкостью для охлаждения звуковой катушки. Перед ним установлена акустическая линза, выравнивающая частотную характеристику вне акустической оси.
Поскольку кроссоверы также влияют на дисперсию, им было уделено особое внимание. Для данной конструкции оптимальными оказались фильтры Баттерворта третьего порядка для раздела на 500 Гц и Линквица-Райли четвёртого порядка для 2200 Гц. Сигнал по НЧ и СЧ/ВЧ полосам можно подавать раздельно, сняв перемычки со входных клемм.
Мягкие резиновые подвесы, двойная магнитная
система и массивная «пуля» в центре – фирменные
элементы снижающие нелинейные и фазовые искажения.
Чувствительность Imagine X2T в комнатных условиях 90 дБ, поэтому особых проблем с выбором усилителя не предвидится. В нашем случае, при 150 Вт на канал – тем более.
Современному усилителю нужен не менее современный источник, и мы задействовали стример Bluesound Node 2, который напрямую получал музыку с Tidal и выдавал цифровой сигнал на С388 по коаксиальному кабелю. Жанры выбирали все подряд – классику, регги, этнику, рок и т.д.
Сначала – впечатления от акустики. Звучание крупных систем PSB узнаваемо сразу: быстрое, идеально линейное по всему диапазону, собранное в нижнем регистре и без агрессии в верхнем, с прекрасной голосовой серединой. Несмотря на то, что порты направлены вперёд, посторонних призвуков не слышно. Но главное – формирование пространства. Imagine X2T можно слушать на любом расстоянии и при любой громкости, на глубину сцены и локализацию мнимых источников всё это влияет в минимальной степени. В четырёх-пяти метрах от передней линии трёхмерная картинка выстраивается во всю ширину как бы сама по себе, без участия колонок. Хорошо читаются удалённые планы. На многих записях назад «относится» ударная установка, там она и оказывается при воспроизведении. Чем ближе придвигаешь кресло, тем уже кажется сцена, и тем она глубже. Если сесть вплотную к передней линии, возникает ощущение гигантских наушников: притом, что источники звука расположены по бокам, звуковая картина оказывается перед самым носом, причём объёмная, с явной перспективой в глубину. То есть, Imagine X2T можно слушать и в ближнем поле, а это для напольных систем уникальное качество.
Imagine X2T можно слушать на любом расстоянии и при любой
громкости, на глубину сцены и локализацию мнимых
источников всё это влияет в минимальной степени.
В немалой степени всё сказанное выше характеризует и усилитель. При отнюдь не рекордном разрешении (максимальный битрейт Tidal 1,4 Mб/с при 44,1/16, т.е. стандартное качество CD) он способен выстраивать трёхмерную сцену, что говорит о высоком классе ЦАПа и оконечных модулей. Кроме того, акустика, способная выявить мельчайшие нюансы в характере остальных компонентов, особых проблем не обнаружила. По сравнению с воспроизведением Hi Res Audio – чувствуется некоторая синтетика и эмоциональная прохладность, из-за чего музыка иногда воспринимается скорее как фоновая, не вызывая сопереживаний слушателя. Но это общая проблема онлайновых сервисов, а что касается связки NAD и PSB, то она вытянула из потокового аудио максимум музыкальной информации. Дайте этой паре качественный сигнал, и будете приятно удивлены. Но и наш вариант был неплох: минимум цифровых артефактов, — в верхнем диапазоне ни жёсткости, ни сухости. Да и согласование получилось в лучших хай-файных традициях: усилитель даёт акустике ровно столько свободы, чтобы она могла звучать чётко, с быстрым и хорошо контролируемым басом.
Источник: www.salonav.com