AV-ресивер Denon AVR-X2300W и комплект акустики Canton GLE
Тем, кто уже распробовал Dolby Atmos, о преимуществах 3D-форматов рассказывать не надо. Сомнения в целесообразности денежных вложений в новую технологию возникают, когда выделенный на технику бюджет не слишком велик. Но мы постараемся развеять скепсис на примере далеко не самого дорогого комплекта для домашнего театра. Заодно поделимся и несколькими практическими советами.
Операция «КОМБИНАЦИЯ»
Если вы относите себя к тем, кто считает, что системы с высотными каналами были придуманы лишь ради того, чтобы заставить любителей домашнего кино раскошелиться ещё на несколько акустических систем и новый ресивер, то не теряйте свое время на чтение и наше – на дискуссии. А заинтересованным сразу поясним, что мы хотим сделать. 1. Выбрать доступный AV-ресивер на семь каналов с Dolby Atmos. 2. Сформировать под него оптимальную по затратам комбинацию акустики с сабвуфером. 3. Найти для всего этого наилучшую схему установки в комнате. Последний пункт, как вы далее увидите, отнюдь не тривиален и граничит с настоящим инженерным искусством. Особенно когда задаёшься целью избежать архитектурных переделок помещения под новую систему.
Первый шаг делаем на основании недавно проведенного теста двух наиболее демократичных AV-ресиверов Denon: AVR-X1300W и AVR-X2300W. У самой доступной модели, в принципе, есть весь необходимый функционал, включая семь каналов и четырехъядерный 32-разрядный процессор с декодерами Dolby Atmos и DTS:X, позволяющий реализовать минимальную схему 5.1.2. Но AVR-X2300W выглядит все же предпочтительнее даже с учетом разницы в цене из-за более качественной элементной базы и наличия режима Pure Direct (что выражается, как подтвердилось, в более живом и музыкальном воспроизведении). Кроме того, у него полноценный 4K-видеоскейлер с установками под разные дисплеи или проекторы, удобное графическое меню и, что важнее всего, — расширенный набор инструментов для конфигурирования многоканальной системы, включая бас-менеджер, работающий от 40 Гц, и независимые настройки для разных групп каналов. Последнее уж точно пригодится.
Акустические системы выбираем из линейки Canton GLE. Её плюсы давно известны: хорошее сочетание цены и качества, большой выбор вариантов отделки, включая и шпон-имитацию эбенового дерева (макассар). В нашем распоряжении напольные модели 496, центр 456, полочники 426, плоские настенные 416 и сабвуфер Sub 80.2. Общая стоимость комплекта почти 182 тысячи рублей. Можно ли сэкономить без серьезных потерь в качестве? Можно. Во-первых, для небольших комнат площадью до 15 — 18 м² подойдет восьмидюймовая бас-машина – она на 18 тыс. дешевле «десятки». Во-вторых, вместо фронтальных трёхполосных напольников допустимо использовать либо модели 476 поменьше, либо мониторы 426. С последними цена комплекта снизится еще на 29 тысяч.
В линейке Canton GLE вот-вот появятся также специализированные Dolby-системы, работающие на отражение – AR 400. Их применение обещает весьма интересные результаты, а чтобы на практике понять, что они способны дать, в наши эксперименты мы внештатно добавили комплект аналогичных моделей от Heco.
Но для начала разберемся с фронтом. Установка напольных АС привлекательна в первую очередь для тех, кто собирается не только смотреть кино. В AVR-X2300W можно задать разные режимы воспроизведения музыки, записанной как в многоканальных форматах, так и в традиционном стерео: в полнодиапазонном на два канала или с сабвуферной поддержкой, в прямом «байпасном» для фронта либо с процессорной коррекцией АЧХ, либо с выравниванием по режиму Flat или Reference, получаемых при помощи встроенной в ресивер системы автокалибровки… Но есть одна особенность: оконечники недорогого многоканального ресивера могут не справляться с тяжелой нагрузкой именно на театральных программах – в моменты, когда им приходится «вгонять» в колонки сверхнизкочастотные эффекты, дело доходит даже до срабатывания защиты.
Действенный выход один: под стерео использовать режим Pure Direct, а для кино в системном конфигураторе сразу задавать Front как Small, и в таком виде всё калибровать по микрофону. Качество воспроизведения саундреков в этом варианте зачастую становится даже выше: чётче выстраивается первый и удаленный планы, во фронтальную полусферу органичнее вписывается голосовой центр, субъективно возрастает динамика. Конечно, придется подобрать и специфические настройки сабвуфера, что на Canton Sub 80.2 с его развитыми регулировками сделать не проблематично.
Особо отметим, что описанное решение – не какое-то половинчатое, а наилучшее для сочетания ресивера Denon с напольной акустикой Сanton GLE. Надо еще на первом этапе инсталляции действовать так, будто вы ставите двухканальную систему. А именно: найти для фронтальных колонок такие точки установки в комнате, где они не «заводят» стоячие волны и дают объемную стереокартинку (разумеется, к этому шагу с новой техникой приступать не следует – только спустя 50 — 100 часов разогрева), подобрать наилучшие на ваш взгляд по звуковому почерку кабели и, если требуется, улучшить акустические свойства помещения.
Можно не беспокоиться о линейности и динамическом диапазоне – модели 496 по этим показателям в линейке GLE просто лучшие. Мидбасовые головки с современными корзинами из безрезонансного пластика и алюминиевыми диффузорами выдадут вам неокрашенный звук с пониженным уровнем искажений, а с S-подвесы позволят сохранить его чистоту даже при очень высокой громкости. Текстильные пищалки в широких раструбах тоже работают в плюс – слегка смягчают и оживляют строгий характер недорогого ресивера, причем делают это, как мы убедились, не в ущерб детальности. А поскольку точно такие же драйвера применяются и в других каналах будущего театра, то на следующем этапе не придется мучиться с тональным согласованием акустики.
Теперь посмотрим назад. Вот где вас ждет самое интересное, ведь оставшиеся четыре канала (всего-то, казалось бы!) дает с учетом разных типов АС, множество вариаций по их расположению относительно места прослушивания и альтернативных настроек в AV-ресивере огромное число комбинаций. В том числе и неудачных, которых следует избегать.
Базовые схемы высотных каналов, опробованные в упомянутом тесте ресиверов повторять не будем. Уже тогда мы установили простое правило: эти эффекты однозначно лучшее воспроизводит акустика, укрепленная на потолке, а к такому варианту морально готовы далеко не все. Поэтому, если у вас есть возможность инсталлировать «встройку», лучше так и поступить – взять, например, Canton InCelling 463. И пусть это прибавит хлопот, но потратьте немного времени на эксперименты с подбором точек врезки. Вариант «пальцем в небо» чреват тем, что вы, скорее всего, в него не попадете.
Менее всего правильной потолочной схеме соответствует расстановка громкоговорителей как в 7.1, то есть с боковыми и дополнительными тылами за спиной на некотором удалении за диваном. Но мы идем на маленькую хитрость – боковые мониторы сознательно ставим выше и назначаем высотными. По замыслу получается как бы «и нашим, и вашим».
Итог весьма неплох при воспроизведении программ 7.1. Но при включении Dolby Atmos выясняется, что высотные эффекты маловыразительны. Вариант, в котором задние АС устанавливаются выше и назначаются как высотные, а боковые принимают роль тыловых, еще хуже. То, что считается тылом в традиционном понимании, зазвучит чересчур навязчиво (особенно при прослушивании обычных Dolby Digital 5.1 или DTS), а высотные эффекты окажутся спутанными и оторванными от основного звукового поля.
Компромисс, впрочем, есть. В качестве высотных целесообразно применить компактные Canton 416, закрепив их на боковых стенах таким образом, чтобы они находились примерно на двухметровой высоте, «смотрели» друг на друга, и эта линия находилась чуть впереди дивана. А в тыл отправьте мониторы 426 на невысоких стойках так, чтобы они целились на точку прослушивания (и не были совсем задвинуты в углы комнаты).
Хотя в тесте, упомянутом выше по ссылке, нас не впечатлил эффект от накладных АС, которые принято ставить, как рекомендовано производителем, прямо на имеющиеся колонки, мы решили опробовать их снова, но уже в нестандартных вариантах размещения в комнате. К немалому удивлению, программы Atmos впечатляющее зазвучали, когда «накладки» были просто поставлены сбоку на уровне дивана и направлены осью излучения вперед и вверх параллельно боковым стенам. Высотные эффекты получались именно таковыми, с хорошим заполнением передней полусферы. Минус: размытая локализация всего, что должно звучать с небес. Пробуем вариант установки наоборот: направляя отражение в заднюю часть помещения, но отодвигая акустику вдоль стен вперед. И вообще забраковываем звук – большая часть высотных эффектов «приземлилась» и буквально прилипла к колонкам.
Если в помещении длинными являются боковые стены, и на них подвешены книжные полки, смело перемещайте Dolby-мониторы на них, ориентируя оси излучения таким образом, чтобы звуковое отражение от потолка проецировалось на точку прослушивания. Идеальный вариант, когда появляется возможность подбирать и высоту. Именно при «полочном» размещении «рефлекторных» АС работоспособны самые разные схемы – как с установкой в задней части комнаты, так и в передней. Ключевое значение имеет по сути лишь их расстояние до потолка. На каком-то «золотом» удалении можно рассчитывать и на хорошую локализацию высотных эффектов, и на их равномерное заполнение.
Кстати, наилучшее место и направление скошенной высотной АС можно легко найти, подав с ресивера тестовый сигнал на соответствующий канал. В месте прослушивания должна возникать четкая иллюзия, будто звук локализуется очерченным пятном в левой (или правой) части потолка и нигде больше. Заодно сразу измерьте реальное расстояние пути прямого и отраженного от потолка сигнала, поскольку автокалибровка ресивера не всегда может его определить корректно из-за других отражений.
И, наконец, еще одна рекомендация. Под реалистичное воспроизведение каких-либо концертных Atmos-программ виртуальные «споты» на потолке следует искать в передней полусфере и ближе к линии фронтальных АС. А чтобы с пугающей выразительностью зазвучали высотные эффекты из кино, то подзвучку лучше смещать к задней полусфере.
Почему нет варианта «и», а только «или»? Все просто: самая доступная конфигурация 5.1.2 недостаточна для возможностей, которые открывает объектно-ориентированный 3D-звук. Но даже если вы остановитесь на каком-то промежуточном решении, результат все равно будет таким, что возвращаться к «плоскому» окружающему звучанию уже не захочется.
Операция «КОМБИНАЦИЯ»
Если вы относите себя к тем, кто считает, что системы с высотными каналами были придуманы лишь ради того, чтобы заставить любителей домашнего кино раскошелиться ещё на несколько акустических систем и новый ресивер, то не теряйте свое время на чтение и наше – на дискуссии. А заинтересованным сразу поясним, что мы хотим сделать. 1. Выбрать доступный AV-ресивер на семь каналов с Dolby Atmos. 2. Сформировать под него оптимальную по затратам комбинацию акустики с сабвуфером. 3. Найти для всего этого наилучшую схему установки в комнате. Последний пункт, как вы далее увидите, отнюдь не тривиален и граничит с настоящим инженерным искусством. Особенно когда задаёшься целью избежать архитектурных переделок помещения под новую систему.
Первый шаг делаем на основании недавно проведенного теста двух наиболее демократичных AV-ресиверов Denon: AVR-X1300W и AVR-X2300W. У самой доступной модели, в принципе, есть весь необходимый функционал, включая семь каналов и четырехъядерный 32-разрядный процессор с декодерами Dolby Atmos и DTS:X, позволяющий реализовать минимальную схему 5.1.2. Но AVR-X2300W выглядит все же предпочтительнее даже с учетом разницы в цене из-за более качественной элементной базы и наличия режима Pure Direct (что выражается, как подтвердилось, в более живом и музыкальном воспроизведении). Кроме того, у него полноценный 4K-видеоскейлер с установками под разные дисплеи или проекторы, удобное графическое меню и, что важнее всего, — расширенный набор инструментов для конфигурирования многоканальной системы, включая бас-менеджер, работающий от 40 Гц, и независимые настройки для разных групп каналов. Последнее уж точно пригодится.
Акустические системы выбираем из линейки Canton GLE. Её плюсы давно известны: хорошее сочетание цены и качества, большой выбор вариантов отделки, включая и шпон-имитацию эбенового дерева (макассар). В нашем распоряжении напольные модели 496, центр 456, полочники 426, плоские настенные 416 и сабвуфер Sub 80.2. Общая стоимость комплекта почти 182 тысячи рублей. Можно ли сэкономить без серьезных потерь в качестве? Можно. Во-первых, для небольших комнат площадью до 15 — 18 м² подойдет восьмидюймовая бас-машина – она на 18 тыс. дешевле «десятки». Во-вторых, вместо фронтальных трёхполосных напольников допустимо использовать либо модели 476 поменьше, либо мониторы 426. С последними цена комплекта снизится еще на 29 тысяч.
Плюсы Canton GLE давно известны: хорошее сочетание
цены и качества, большой выбор вариантов отделки,
включая и шпон-имитацию эбенового дерева.
В линейке Canton GLE вот-вот появятся также специализированные Dolby-системы, работающие на отражение – AR 400. Их применение обещает весьма интересные результаты, а чтобы на практике понять, что они способны дать, в наши эксперименты мы внештатно добавили комплект аналогичных моделей от Heco.
Но для начала разберемся с фронтом. Установка напольных АС привлекательна в первую очередь для тех, кто собирается не только смотреть кино. В AVR-X2300W можно задать разные режимы воспроизведения музыки, записанной как в многоканальных форматах, так и в традиционном стерео: в полнодиапазонном на два канала или с сабвуферной поддержкой, в прямом «байпасном» для фронта либо с процессорной коррекцией АЧХ, либо с выравниванием по режиму Flat или Reference, получаемых при помощи встроенной в ресивер системы автокалибровки… Но есть одна особенность: оконечники недорогого многоканального ресивера могут не справляться с тяжелой нагрузкой именно на театральных программах – в моменты, когда им приходится «вгонять» в колонки сверхнизкочастотные эффекты, дело доходит даже до срабатывания защиты.
Действенный выход один: под стерео использовать режим Pure Direct, а для кино в системном конфигураторе сразу задавать Front как Small, и в таком виде всё калибровать по микрофону. Качество воспроизведения саундреков в этом варианте зачастую становится даже выше: чётче выстраивается первый и удаленный планы, во фронтальную полусферу органичнее вписывается голосовой центр, субъективно возрастает динамика. Конечно, придется подобрать и специфические настройки сабвуфера, что на Canton Sub 80.2 с его развитыми регулировками сделать не проблематично.
Особо отметим, что описанное решение – не какое-то половинчатое, а наилучшее для сочетания ресивера Denon с напольной акустикой Сanton GLE. Надо еще на первом этапе инсталляции действовать так, будто вы ставите двухканальную систему. А именно: найти для фронтальных колонок такие точки установки в комнате, где они не «заводят» стоячие волны и дают объемную стереокартинку (разумеется, к этому шагу с новой техникой приступать не следует – только спустя 50 — 100 часов разогрева), подобрать наилучшие на ваш взгляд по звуковому почерку кабели и, если требуется, улучшить акустические свойства помещения.
Вариант «пальцем в небо» чреват тем,
что вы, скорее всего, в него не попадете.
Можно не беспокоиться о линейности и динамическом диапазоне – модели 496 по этим показателям в линейке GLE просто лучшие. Мидбасовые головки с современными корзинами из безрезонансного пластика и алюминиевыми диффузорами выдадут вам неокрашенный звук с пониженным уровнем искажений, а с S-подвесы позволят сохранить его чистоту даже при очень высокой громкости. Текстильные пищалки в широких раструбах тоже работают в плюс – слегка смягчают и оживляют строгий характер недорогого ресивера, причем делают это, как мы убедились, не в ущерб детальности. А поскольку точно такие же драйвера применяются и в других каналах будущего театра, то на следующем этапе не придется мучиться с тональным согласованием акустики.
Теперь посмотрим назад. Вот где вас ждет самое интересное, ведь оставшиеся четыре канала (всего-то, казалось бы!) дает с учетом разных типов АС, множество вариаций по их расположению относительно места прослушивания и альтернативных настроек в AV-ресивере огромное число комбинаций. В том числе и неудачных, которых следует избегать.
Базовые схемы высотных каналов, опробованные в упомянутом тесте ресиверов повторять не будем. Уже тогда мы установили простое правило: эти эффекты однозначно лучшее воспроизводит акустика, укрепленная на потолке, а к такому варианту морально готовы далеко не все. Поэтому, если у вас есть возможность инсталлировать «встройку», лучше так и поступить – взять, например, Canton InCelling 463. И пусть это прибавит хлопот, но потратьте немного времени на эксперименты с подбором точек врезки. Вариант «пальцем в небо» чреват тем, что вы, скорее всего, в него не попадете.
Менее всего правильной потолочной схеме соответствует расстановка громкоговорителей как в 7.1, то есть с боковыми и дополнительными тылами за спиной на некотором удалении за диваном. Но мы идем на маленькую хитрость – боковые мониторы сознательно ставим выше и назначаем высотными. По замыслу получается как бы «и нашим, и вашим».
В качестве высотных целесообразно применить компактные Canton 416,
закрепив их на боковых стенах таким образом,
чтобы они находились примерно на двухметровой высоте.
Итог весьма неплох при воспроизведении программ 7.1. Но при включении Dolby Atmos выясняется, что высотные эффекты маловыразительны. Вариант, в котором задние АС устанавливаются выше и назначаются как высотные, а боковые принимают роль тыловых, еще хуже. То, что считается тылом в традиционном понимании, зазвучит чересчур навязчиво (особенно при прослушивании обычных Dolby Digital 5.1 или DTS), а высотные эффекты окажутся спутанными и оторванными от основного звукового поля.
Компромисс, впрочем, есть. В качестве высотных целесообразно применить компактные Canton 416, закрепив их на боковых стенах таким образом, чтобы они находились примерно на двухметровой высоте, «смотрели» друг на друга, и эта линия находилась чуть впереди дивана. А в тыл отправьте мониторы 426 на невысоких стойках так, чтобы они целились на точку прослушивания (и не были совсем задвинуты в углы комнаты).
Хотя в тесте, упомянутом выше по ссылке, нас не впечатлил эффект от накладных АС, которые принято ставить, как рекомендовано производителем, прямо на имеющиеся колонки, мы решили опробовать их снова, но уже в нестандартных вариантах размещения в комнате. К немалому удивлению, программы Atmos впечатляющее зазвучали, когда «накладки» были просто поставлены сбоку на уровне дивана и направлены осью излучения вперед и вверх параллельно боковым стенам. Высотные эффекты получались именно таковыми, с хорошим заполнением передней полусферы. Минус: размытая локализация всего, что должно звучать с небес. Пробуем вариант установки наоборот: направляя отражение в заднюю часть помещения, но отодвигая акустику вдоль стен вперед. И вообще забраковываем звук – большая часть высотных эффектов «приземлилась» и буквально прилипла к колонкам.
Если в помещении длинными являются боковые стены, и на них подвешены книжные полки, смело перемещайте Dolby-мониторы на них, ориентируя оси излучения таким образом, чтобы звуковое отражение от потолка проецировалось на точку прослушивания. Идеальный вариант, когда появляется возможность подбирать и высоту. Именно при «полочном» размещении «рефлекторных» АС работоспособны самые разные схемы – как с установкой в задней части комнаты, так и в передней. Ключевое значение имеет по сути лишь их расстояние до потолка. На каком-то «золотом» удалении можно рассчитывать и на хорошую локализацию высотных эффектов, и на их равномерное заполнение.
Под реалистичное воспроизведение каких-либо концертных Atmos-программ
виртуальные «споты» на потолке следует искать в передней
полусфере и ближе к линии фронтальных АС.
Кстати, наилучшее место и направление скошенной высотной АС можно легко найти, подав с ресивера тестовый сигнал на соответствующий канал. В месте прослушивания должна возникать четкая иллюзия, будто звук локализуется очерченным пятном в левой (или правой) части потолка и нигде больше. Заодно сразу измерьте реальное расстояние пути прямого и отраженного от потолка сигнала, поскольку автокалибровка ресивера не всегда может его определить корректно из-за других отражений.
И, наконец, еще одна рекомендация. Под реалистичное воспроизведение каких-либо концертных Atmos-программ виртуальные «споты» на потолке следует искать в передней полусфере и ближе к линии фронтальных АС. А чтобы с пугающей выразительностью зазвучали высотные эффекты из кино, то подзвучку лучше смещать к задней полусфере.
Почему нет варианта «и», а только «или»? Все просто: самая доступная конфигурация 5.1.2 недостаточна для возможностей, которые открывает объектно-ориентированный 3D-звук. Но даже если вы остановитесь на каком-то промежуточном решении, результат все равно будет таким, что возвращаться к «плоскому» окружающему звучанию уже не захочется.
Источник: http://www.salonav.com
Магазин AVCOMFORT.RU >>
Оценить качество звучания и приобрести товар вы можете