AV-ресивер Denon AVR-X3300W
Индустрию домашнего кино ждет очередное большое переформатирование и, судя по стремительно растущему интересу к новым объектно-ориентированным форматам, оно уже неотвратимо. Не пришла ли пора примкнуть к новым трендам или пока стоит повременить с заменой старого AV-ресивера на модную модель с 3D-звуком?
Прыгнуть выше головы
Понятно, что полноценную реализацию Dolby Atmos (как и DTS: X или Auro 3D) сегодня можно получить пока лишь в достаточно продвинутой технике. В частности, с AV-ресиверами, оборудованными мощными процессорами и минимум девятью каналами усиления. Но мало кто решится сразу выложить солидную сумму за звуковые эффекты, без которых большинство любителей домашнего кино пока спокойно обходятся. Поэтому все эксперименты, описанные далее, мы устраивали на базе ресивера с демократичным ценником. То, что у него имеется лишь семь выходов на акустику, наш опыт менее интересным точно не сделает, ведь мы заодно попытаемся выяснить, достаточно ли одной пары высотных каналов (конфигурация 5.1.2), чтобы получить впечатляющее 3D-окружение или хотя бы его подобие?
Тем, кто читал опубликованный на нашем сайте тест двух начальных ресиверов Denon (AVR-X1300W и AVR-X2300W) представлять нашего «подопытного» в деталях вряд ли необходимо. «Три тысячи трехсотый», расположившийся в модельной иерархии ступенькой выше AVR-X2300W, от последнего внешне даже не отличается. На лицевой панели – тот же набор кнопок, ручек и входов (HDMI и USB). Разница в выходной мощности, как и в других базовых характеристиках, скорее символическая. Имеется лишь несколько принципиальных отличий. У нашей модели в набор инструментов DSP добавлен многополосный графический эквалайзер на каждый канал и независимая настройка фильтров для сабвуферов. Автокалибровка тоже другая – продвинутая версия Audissey MultiEQ XT32. Есть отличия и в интеграционных возможностях аппарата. В частности, на AVR-X3300W мы находим полноценный выход 7.2, HDMI-выход для второй зоны, два коаксиальных входа, коими дополнили оптические, гнездо управления RS232 и выход триггера, выходы/входы для передачи IR-команд. Улучшена и видеосекция: установлен преобразователь аналогового видеосигнала в цифровой, который выдается через HDMI по спецификациям 4К, а аналоговые выходы упразднены вовсе. Так что подключить видеоисточники прежнего поколения через ресивер к современной панели или видеопроектору проблем не составит.
Эксперименты начинаем не с 3D-окружения, а с обычной «плоской» конфигурации 7.1, как с основы для всех дальнейших субъективных сравнений. Интересно вот что: если вся многоканальная система тщательно отстроена по уровням, АЧХ и дистанциям (мы даже запаслись лазерным дальномером, чтобы отмерять расстояния от точки прослушивания до излучателей с сантиметровой точностью), то при проигрывании треков, закодированных в Dolby Atmos, все равно создается иллюзия трехмерного звучания, хотя в помещении прослушивания не задействован ни один из высотных мониторов! Особенно это чувствуется, когда над головой «витают» некие призвуки механического или индустриального происхождения, либо атмосферно-воздушные природные эффекты. Конечно, это иллюзия, которая рождается в мозгу, но она, поверьте, не слабая. Стоит, например, переключиться на аналогичную тестовую дорожку в стандартном Dolby Digital 5.1, как воспроизводимая картина тут же «схлопывается» по высоте. При прослушивании в 7.1 также обращаем внимание на потрясающий реализм тылового окружения программ Dolby Atmos. Пространственной информации там на порядок больше, чем в стандартном режиме 5.1. Потерять хотя бы часть эффектов с переходом на какую либо из разновидностей 5.1.2 будет очень жаль.
В следующем опыте в меню ресивера упраздняем одну из тыловых пар и назначаем их высотными Front Dolby. Теперь сигнал направляется к паре 3D-мониторов Heco AM200, установленных поверх фронтальных колонок. Системы, работающие на потолочное отражение звука – самый простой и не затратный способ ввести в свой театр высотные эффекты. Но, как тут же выясняется, не самый эффективный. Третье измерение при таком варианте выражено слабо. Больше того, создается ощущение, будто звуковая сфера от слушателя скрыта каким-то навесом: спереди вроде бы ощущается некое подобие 3D-звука, а сзади как-то пусто и не естественно. Впрочем, при прослушивании музыкальных программ все не так плохо. Даже образуется иллюзия масштабной музыкальной сцены. Если у вас не будет иных вариантов, то следует знать, что в описанной схеме 5. 5.1.2 с колонками-«накладками» на воспроизведение драматически сказывается расположение… задних каналов относительно точки прослушивания. Готовы переставить их в новые точки? Тогда вас ждет масса приятных открытий в поиске наилучшего компромисса между фокусировкой передних/боковых образов, окружающей атмосферой и проявлением высотных эффектов.
Откладываем накладные мониторы в сторону и подводим высотный сигнал к системам Canton Plus X.3, установленным под потолком над фронтальными каналами. В меню ресивера такая позиция называется Front High. Уже при настройке уровня звучания становится понятно, что в качестве высотных они работают не ахти – из-за отражения от передней стены и потолка в точке прослушивания кажется, будто звучат обычные фронты. Это самая неэффективная конфигурация 5.2.1: над головой, понятно, ничего «не летает», в передней полусфере высотный эффект едва выражен. Опять же, эффект окружения не выразителен. Не лучше и на музыкальных программах – сцена напоминает большую и беспорядочную смесь звуков. На всякий случай проверяем каждый пункт настройки конфигурации. Ошибок нет. Следовательно, этот вариант для данной акустической среды просто не подходит.
Шестой и заключительный эксперимент состоит в переносе высотных каналов назад, на пару метров за линию прослушивания. При настройке именно такой конфигурации обнаруживается интересный эффект: установленные позади нас потолочные колонки локализуются не четко сзади вверху, а с неким фантомом спереди (возможно, работает переотражения от пола и стен). Слушателю явно кажется, что на потолке не две, а четыре колонки! И результат в силу этого особенный. Вопреки ожиданиям, задняя полусфера в эффектности не прибавляет настолько, как было в третьем опыте. Зато есть более ценные изменения. Теперь можно говорить о полноценной локализации над головой. Отчетливо прослеживается «траектория» тех движущихся фантомов, которые словно облетают слушателя сзади или сверху. Есть даже намек на материализацию образов внутри 3D-конфигурации, чего не встретишь в «плоском» домашнем театре… Представляете, отдельные звуки возникают прямо на расстоянии вытянутой руки!
Еще раз напомним то, с чего начали – мы испытывали не совсем Dolby Atmos, а лишь начальное компромиссное решение. Какие возможности в домашнем кино открывает полноценная система, где найдено оптимальное положение для каждого высотного и тылового монитора, можете представить сами.
Прыгнуть выше головы
Понятно, что полноценную реализацию Dolby Atmos (как и DTS: X или Auro 3D) сегодня можно получить пока лишь в достаточно продвинутой технике. В частности, с AV-ресиверами, оборудованными мощными процессорами и минимум девятью каналами усиления. Но мало кто решится сразу выложить солидную сумму за звуковые эффекты, без которых большинство любителей домашнего кино пока спокойно обходятся. Поэтому все эксперименты, описанные далее, мы устраивали на базе ресивера с демократичным ценником. То, что у него имеется лишь семь выходов на акустику, наш опыт менее интересным точно не сделает, ведь мы заодно попытаемся выяснить, достаточно ли одной пары высотных каналов (конфигурация 5.1.2), чтобы получить впечатляющее 3D-окружение или хотя бы его подобие?
Тем, кто читал опубликованный на нашем сайте тест двух начальных ресиверов Denon (AVR-X1300W и AVR-X2300W) представлять нашего «подопытного» в деталях вряд ли необходимо. «Три тысячи трехсотый», расположившийся в модельной иерархии ступенькой выше AVR-X2300W, от последнего внешне даже не отличается. На лицевой панели – тот же набор кнопок, ручек и входов (HDMI и USB). Разница в выходной мощности, как и в других базовых характеристиках, скорее символическая. Имеется лишь несколько принципиальных отличий. У нашей модели в набор инструментов DSP добавлен многополосный графический эквалайзер на каждый канал и независимая настройка фильтров для сабвуферов. Автокалибровка тоже другая – продвинутая версия Audissey MultiEQ XT32. Есть отличия и в интеграционных возможностях аппарата. В частности, на AVR-X3300W мы находим полноценный выход 7.2, HDMI-выход для второй зоны, два коаксиальных входа, коими дополнили оптические, гнездо управления RS232 и выход триггера, выходы/входы для передачи IR-команд. Улучшена и видеосекция: установлен преобразователь аналогового видеосигнала в цифровой, который выдается через HDMI по спецификациям 4К, а аналоговые выходы упразднены вовсе. Так что подключить видеоисточники прежнего поколения через ресивер к современной панели или видеопроектору проблем не составит.
Улучшена и видеосекция: установлен преобразователь аналогового
сигнала в цифровой, который выдается через HDMI по спецификациям 4К.
Эксперименты начинаем не с 3D-окружения, а с обычной «плоской» конфигурации 7.1, как с основы для всех дальнейших субъективных сравнений. Интересно вот что: если вся многоканальная система тщательно отстроена по уровням, АЧХ и дистанциям (мы даже запаслись лазерным дальномером, чтобы отмерять расстояния от точки прослушивания до излучателей с сантиметровой точностью), то при проигрывании треков, закодированных в Dolby Atmos, все равно создается иллюзия трехмерного звучания, хотя в помещении прослушивания не задействован ни один из высотных мониторов! Особенно это чувствуется, когда над головой «витают» некие призвуки механического или индустриального происхождения, либо атмосферно-воздушные природные эффекты. Конечно, это иллюзия, которая рождается в мозгу, но она, поверьте, не слабая. Стоит, например, переключиться на аналогичную тестовую дорожку в стандартном Dolby Digital 5.1, как воспроизводимая картина тут же «схлопывается» по высоте. При прослушивании в 7.1 также обращаем внимание на потрясающий реализм тылового окружения программ Dolby Atmos. Пространственной информации там на порядок больше, чем в стандартном режиме 5.1. Потерять хотя бы часть эффектов с переходом на какую либо из разновидностей 5.1.2 будет очень жаль.
В следующем опыте в меню ресивера упраздняем одну из тыловых пар и назначаем их высотными Front Dolby. Теперь сигнал направляется к паре 3D-мониторов Heco AM200, установленных поверх фронтальных колонок. Системы, работающие на потолочное отражение звука – самый простой и не затратный способ ввести в свой театр высотные эффекты. Но, как тут же выясняется, не самый эффективный. Третье измерение при таком варианте выражено слабо. Больше того, создается ощущение, будто звуковая сфера от слушателя скрыта каким-то навесом: спереди вроде бы ощущается некое подобие 3D-звука, а сзади как-то пусто и не естественно. Впрочем, при прослушивании музыкальных программ все не так плохо. Даже образуется иллюзия масштабной музыкальной сцены. Если у вас не будет иных вариантов, то следует знать, что в описанной схеме 5. 5.1.2 с колонками-«накладками» на воспроизведение драматически сказывается расположение… задних каналов относительно точки прослушивания. Готовы переставить их в новые точки? Тогда вас ждет масса приятных открытий в поиске наилучшего компромисса между фокусировкой передних/боковых образов, окружающей атмосферой и проявлением высотных эффектов.
Мониторы, работающие на потолочное отражение звука – самый
простой и не затратный способ ввести в свой театр высотные эффекты.
Откладываем накладные мониторы в сторону и подводим высотный сигнал к системам Canton Plus X.3, установленным под потолком над фронтальными каналами. В меню ресивера такая позиция называется Front High. Уже при настройке уровня звучания становится понятно, что в качестве высотных они работают не ахти – из-за отражения от передней стены и потолка в точке прослушивания кажется, будто звучат обычные фронты. Это самая неэффективная конфигурация 5.2.1: над головой, понятно, ничего «не летает», в передней полусфере высотный эффект едва выражен. Опять же, эффект окружения не выразителен. Не лучше и на музыкальных программах – сцена напоминает большую и беспорядочную смесь звуков. На всякий случай проверяем каждый пункт настройки конфигурации. Ошибок нет. Следовательно, этот вариант для данной акустической среды просто не подходит.
Шум леса над головой и раскаты грома настолько
выразительны, что хочется посмотреть вверх.
А капли воды падают сверху вниз нам едва ли не за шиворот.
Шестой и заключительный эксперимент состоит в переносе высотных каналов назад, на пару метров за линию прослушивания. При настройке именно такой конфигурации обнаруживается интересный эффект: установленные позади нас потолочные колонки локализуются не четко сзади вверху, а с неким фантомом спереди (возможно, работает переотражения от пола и стен). Слушателю явно кажется, что на потолке не две, а четыре колонки! И результат в силу этого особенный. Вопреки ожиданиям, задняя полусфера в эффектности не прибавляет настолько, как было в третьем опыте. Зато есть более ценные изменения. Теперь можно говорить о полноценной локализации над головой. Отчетливо прослеживается «траектория» тех движущихся фантомов, которые словно облетают слушателя сзади или сверху. Есть даже намек на материализацию образов внутри 3D-конфигурации, чего не встретишь в «плоском» домашнем театре… Представляете, отдельные звуки возникают прямо на расстоянии вытянутой руки!
Еще раз напомним то, с чего начали – мы испытывали не совсем Dolby Atmos, а лишь начальное компромиссное решение. Какие возможности в домашнем кино открывает полноценная система, где найдено оптимальное положение для каждого высотного и тылового монитора, можете представить сами.
Есть даже намек на материализацию образов внутри 3D-конфигурации, чего не встретишь в
«плоском» домашнем театре…
Представляете, отдельные звуки возникают прямо на расстоянии вытянутой руки!
Источник: www.salonav.com
Магазин AVCOMFORT.RU >>
Оценить качество звучания и приобрести товар вы можете