В битве за корону: ARCAM AVR850
Джон Томпсон bсчитает, что ресивер Arcam плюс эквалайзерная система Dirac Live – брак, заключённый на небесах Dolby Atmos.
Индустрия домашних кинотеатров после кризиса 2008 года находится в состоянии, близком к застою, зияя дырами в тех сегментах, которые прежде были облюбованы значительной частью рынка аппаратуры класса high-end. Однако новейший интегральный AV-усилитель от Arcam наводит на мысль, что свет в конце тоннеля таки забрезжил.
Эта сравнительно небольшая английская компания, знаменитая своей аппаратурой высочайшего качества, пару лет назад вновь серьезно заявила о себе, выпустив процессор AVP950 и ресивер AVR750 – устройства с чрезвычайно солидным звучанием. Позднее увидел свет исключительный проигрыватель Blu-ray – UDP411, за которым последовал тестируемый в данном обзоре AVR850. И это не просто модернизация AVR750: перед нами – птица совсем другого полета, отчасти – благодаря поддержке Dolby Atmos.
В мире профессионального оборудования для кинотеатров наступили новые времена: многоканальные конфигурации акустических систем стремительно адаптируются под формат Atmos. Этот кодек поддерживает 128 независимых звуковых полей. При построении звуковой панорамы фильма одной из главных проблем является тембральное согласование. Dolby Laboratories ещё в 2003 году приобрела австралийскую компанию Lake Technology Limited, инженеры которой разработали систему коррекции звучания, где для формирования единой картины применяется эквалайзер, работающий в реальном масштабе времени. Dolby как в воду глядела: в 2012 году ей удалось создать процессор CP850 – первый профессиональный продукт для кинотеатров, в котором для коррекции АЧХ использовалась технология обработки Dolby Lake. Параметрический эквалайзер больше не годился для согласования всех звуковых полей.
Несмотря на появление формата Atmos, Dolby Lake так и не получила широкого распространения. Пришлось искать альтернативу, которой стала Dirac – эквалайзерная система класса high-end от одноименной компании, основанной 15 лет назад профессорами и аспирантами Уппсальского университета. Многоканальный эквалайзер Dirac очень похож на Dolby Lake. И вот теперь он проторил себе дорогу во флагманский AV-ресивер от Arcam, предлагая звучание, не имеющее равных по точности.
В привычном классе G
Arcam AVR850 – аппарат не из дешёвых. Цена в £4200 делает его самым дорогим ресивером из всех, какие мне приходят на ум; во всяком случае, он дороже аналогичных флагманских аппаратов от Marantz и Onkyo. Схемы усиления мощности аудиофильского класса G рассчитаны в данном случае на 100 Вт на канал.
Вынув AVR850 из коробки, обнаруживаешь, что он довольно тяжёл (16 кг) и имеет дизайн, типичный для Arcam. В середине лицевой панели располагается большой поворотный регулятор громкости, а по бокам – кнопки основных функций. Глаз радуют приятная матово-черная отделка и солидность сборки. Этот ресивер будет прекрасно смотреться в стойке с другой аппаратурой Arcam.
На задней панели множество входов, но не то сказочное изобилие, которого вы, вероятно, ожидаете. В числе прочего предусмотрены семь входов HDMI версии 2.0a с поддержкой протокола HDCP 2.2. Аналоговых видеовходов нет вообще, но сомневаюсь, что для кого-то в наши дни это является проблемой. Есть три выхода HDMI – два для двухэкранной системы и один для второй видеозоны.
Для внешних источников аудиосигнала предусмотрены шесть наборов аналоговых стереовходов. Также имеются четыре коаксиальных цифровых аудиопорта плюс пара оптических входов.
По соседству с двумя рядами акустических клемм располагается приятный бонус – 7.1- канальный набор RCA-выходов предусилителя на тот случай, если вам захочется использовать аппарат только в качестве процессора. Выше находятся четыре дополнительных RCA-выхода для верхних каналов: AVR850 – семи- канальный усилитель. Если вам нужна иная конфигурация с поддержкой Atmos, выходящая за пределы схемы 5.1.2, требуются дополнительные усилители мощности.
Порты передачи ИК-сигнала, интерфейса RS232 и 12-вольтного триггера обеспечивают дополнительные возможности настройки системы. Есть Ethernet-порт, а подключение по Wi-Fi не предусмотрено. Лично я считаю, что это хорошо: мощному радиопередатчику в высококачественном аудиоустройстве не место. Картину довершают гнездо для DAB/FM-антенны, USB-порт и вспомогательный 6-вольтный выход. На переднюю панель вынесены только выход на наушники и AUX.
Этот AV-ресивер похож на большинство своих собратьев класса high-end – упор сделан на аудиосоставляющую, а применительно к видеоконтенту не предлагается ничего, кроме коммутации: ведь функции обработки видеосигналов нередко ухудшают качество изображения.
Ностальгический интерфейс
Включив AVR850, сразу же обнаруживаешь то, над чем инженеры Arcam могли бы поработать более тщательно. Дисплей выполняет чисто прикладную функцию и никак не влияет на качество звука или изображения, но вид главного меню слегка напоминает техническую страницу телеканала BBC. Меню легко читается и функционально (начальная настройка не вызывает затруднений), но шикарным его не назовешь.
Я начал прослушивание со стереоформата. Никто не переубедит меня в том, что если процессор не способен хорошо работать в стереофоническом режиме, то нечего и надеяться, что он преуспеет в многоканальном. Воспроизведение CD через коаксиальный и аналоговые входы впечатлило: аппарат продемонстрировал размеренность и ритмичность, синхронизация выглядела реалистично, а создаваемая звуковая сцена была широкой и глубокой. Единственное, на что я могу пожаловаться – 3.5-мм диаметр гнезда для наушников.
AVR850 может работать и как сетевой аудиоплеер. Управляющее приложение от Arcam, работающее по технологии iOS MusicLife UPnP, не имеет заметных изъянов, быстро реагирует на команды и осуществляет подключение к аудиосерверам для извлечения пользовательской коллекции аудиофайлов высокого разрешения и MP3-файлов. Но формат DSD и протокол AirPlay не поддерживаются.
Что же касается многоканального звука, то аппарат в его нынешнем виде поддерживает форматы DTS, Dolby TrueHD и Dolby Atmos. Поддержка DTS:X будет добавлена в будущей прошивке, а вот поддержка Auro-3D не предусмотрена. Из трёх форматов следующего поколения Auro-3D выглядит наименее перспективным, а DTS:X на момент написания данного обзора, похоже, с трудом, но всё же пробивает себе дорогу. Кинокомпания Lionsgate, обеспечившая последнему поддержку в кинотеатрах при показе ее картин типа «Убийцы», недавно выпустила этот фильм на BD в формате Dolby Atmos.
Конкурс на лучший AV-пирог
В звуковом отношении AVR850 демонстрирует высший пилотаж, а вишенкой на торте является Dirac: это именно та эквалайзерная система, к обладанию которой следует стремиться наиболее обеспеченным покупателям.
Dirac анализирует размеры и акустику комнаты, «прослушивает» каждую акустическую систему из комплекта, определяет её характеристики и представляет их в виде графика. Чем дольше выполняются измерения и чем больше параметров при этом анализируется, тем точее коррекция АЧХ. В случае домашнего кинотеатра средних размеров приемлемый результат дает оценка от 8 до 12 параметров. При желании можно ограничиться и одним, но тогда Dirac проанализирует и решит проблемы, связанные с акустикой комнаты, лишь в ограниченных пределах.
Данные анализа передаются через интернет в суперкомпьютер системы Dirac вместе с той кривой выходного сигнала, которую пользователь задал в качестве целевой. Компьютер, совершив вычисления за считанные секунды, высылает кривую поправок, которую AVR850 может применить ко всем акустическим системам для получения практически идеальной АЧХ. В числе прочего выполняется фазовая и временная синхронизация всего комплекта колонок. Система может настроить и сабвуфер. Проведённый Dirac анализ моего басовика показал, что тот создает очень узкую энергетическую зону с перегрузкой по пиковому уровню на частоте около 70 Гц и изрядным преобладанием хлопающих звуков над грохочущими. С помощью Dirac я настроил сабвуфер на АЧХ, близкую к плоской, в диапазоне от 20 до 100 Гц. Разница оказалась поразительной: вся аудиосистема зазвучала не только намного целостнее, но и весомее, с большей детализацией НЧ-эффектов.
Решив пойти на шаг дальше, я использовал в конфигурации «левая/центральная/правая» три разные акустические системы от разных производителей, у каждой из которых собственный уникальный тембр. Я дал системе Dirac проверить, сможет ли она их взаимно согласовать, и она это сделала, заставив трио колонок звучать в унисон. Достигнутый результат был практически безупречен: звучание полностью соответствовало желаемому: по части близости звучания домашнего кинотеатра к профессиональному он лучше всех, что я когда-либо слышал.
Мой по-прежнему любимый демонстрационный диск – Blu-ray с фильмом «Джон Уик» – оказался сущим наслаждением. Действо, разворачивающееся в клубе «Красный круг», увлекло болезненной пронзительностью: наряду с гулкой пальбой из множества стволов были слышны даже самые мелкие детали этой бойни. Управление эффектами было первоклассным. Блистал и музыкальный саундтрек, когда аппарат позволял услышать разительный контраст между грохотом в основном помещении клуба и тишиной в комнате для уединения.
Далее я включил ремастированную версию «Пятого элемента». Выбираешь любой эпизод, и он полностью затягивает. Во время погони на такси саркастический диалог с участием Брюса Уиллиса звучал с безупречным позиционированием и сбалансированностью посреди звукового хаоса.
Звуковое сопровождение «Убийцы» было практически эталонным. Аппарат раскрыл его плотный, создающий атмосферу характер с безукоризненной тщательностью и мощью, придав всем составляющим глубину, достоверность и разборчивость. В эпизоде, где агент Мерсер спускается в пересекающий границу тоннель, произошедшая в итоге перестрелка продемонстрировала превосходное позиционирование звуковых деталей и внезапные динамические всплески.
По правде говоря, я заинтригован: уж не знаю, могло ли это звучать хоть сколько-нибудь лучше, когда фильм шёл в прокате.
Отключив Dirac, остаёшься целиком во власти акустических систем и акустики комнаты. Особенно заметно ослабление звучания нижних частот, словно их специально приглушили, наряду с уменьшением целостности и сбалансированности звукового поля. Звучание в целом осталось добротным, но не шло ни в какое сравнение с тем, что выдавала система Dirac.
Блистательный апгрейд
Итог: если вам нужен AV-ресивер с поддержкой Dolby Atmos/DTS:X, причём самый лучший, то весьма вероятно, что это он и есть. Arcam сделал продуманную ставку на Dirac вместо менее действенных эквалайзерных систем, и в сочетании с потрясающим усилителем мощности класса G, фирменными звуковыми ноу-хау и поддержкой стандарта HDMI, который еще долго будет оставаться актуальным, это просто блистательный апгрейд домашнего кинотеатра.
Есть и два существенных недостатка. Вопервых, это всего лишь семиканальная конструкция, вследствие чего построение аудиосистемы под формат Atmos с большой долей вероятности потребует наличия еще как минимум одного усилителя мощности. Производители, работающие на массовом рынке, предлагают большее число каналов в одном аппарате. Во-вторых, цена этого ресивера означает, что многим он не по карману. Что, конечно же, чертовски досадно.
Dirac Live: опережая события
Этот скриншот с экрана ноутбука иллюстрирует работу, проделанную встроенной в AVR850 системой калибровки Dirac Live, подстраивающей характеристики акустических систем под акустику комнаты. Светло-голубая линия – это измеренная в комнате прослушивания АЧХ левой и правой фронтальных АС Bowers & Wilkins. В частности, наблюдается заметный провал на участке у 80 Гц и резко выраженные верхние частоты. Оранжевая линия – целевая АЧХ (кривая Dolby X), которую, как я надеялся, моя система домашнего кинотеатра должна была реализовать при помощи Dirac Live (включая плавный спад выходного сигнала на верхних частотах). Зелёная линия – конечный измеренный результат, который, как видите, очень близок к желаемому.
За
Безукоризненное звучание, превосходная работа системы Dirac Live, отличный дизайн и сборка
Против
Интерфейс, для настройки Dirac Live необходим компьютер, нет DTS:X
Индустрия домашних кинотеатров после кризиса 2008 года находится в состоянии, близком к застою, зияя дырами в тех сегментах, которые прежде были облюбованы значительной частью рынка аппаратуры класса high-end. Однако новейший интегральный AV-усилитель от Arcam наводит на мысль, что свет в конце тоннеля таки забрезжил.
Эта сравнительно небольшая английская компания, знаменитая своей аппаратурой высочайшего качества, пару лет назад вновь серьезно заявила о себе, выпустив процессор AVP950 и ресивер AVR750 – устройства с чрезвычайно солидным звучанием. Позднее увидел свет исключительный проигрыватель Blu-ray – UDP411, за которым последовал тестируемый в данном обзоре AVR850. И это не просто модернизация AVR750: перед нами – птица совсем другого полета, отчасти – благодаря поддержке Dolby Atmos.
В мире профессионального оборудования для кинотеатров наступили новые времена: многоканальные конфигурации акустических систем стремительно адаптируются под формат Atmos. Этот кодек поддерживает 128 независимых звуковых полей. При построении звуковой панорамы фильма одной из главных проблем является тембральное согласование. Dolby Laboratories ещё в 2003 году приобрела австралийскую компанию Lake Technology Limited, инженеры которой разработали систему коррекции звучания, где для формирования единой картины применяется эквалайзер, работающий в реальном масштабе времени. Dolby как в воду глядела: в 2012 году ей удалось создать процессор CP850 – первый профессиональный продукт для кинотеатров, в котором для коррекции АЧХ использовалась технология обработки Dolby Lake. Параметрический эквалайзер больше не годился для согласования всех звуковых полей.
Несмотря на появление формата Atmos, Dolby Lake так и не получила широкого распространения. Пришлось искать альтернативу, которой стала Dirac – эквалайзерная система класса high-end от одноименной компании, основанной 15 лет назад профессорами и аспирантами Уппсальского университета. Многоканальный эквалайзер Dirac очень похож на Dolby Lake. И вот теперь он проторил себе дорогу во флагманский AV-ресивер от Arcam, предлагая звучание, не имеющее равных по точности.
В привычном классе G
Arcam AVR850 – аппарат не из дешёвых. Цена в £4200 делает его самым дорогим ресивером из всех, какие мне приходят на ум; во всяком случае, он дороже аналогичных флагманских аппаратов от Marantz и Onkyo. Схемы усиления мощности аудиофильского класса G рассчитаны в данном случае на 100 Вт на канал.
Вынув AVR850 из коробки, обнаруживаешь, что он довольно тяжёл (16 кг) и имеет дизайн, типичный для Arcam. В середине лицевой панели располагается большой поворотный регулятор громкости, а по бокам – кнопки основных функций. Глаз радуют приятная матово-черная отделка и солидность сборки. Этот ресивер будет прекрасно смотреться в стойке с другой аппаратурой Arcam.
На задней панели множество входов, но не то сказочное изобилие, которого вы, вероятно, ожидаете. В числе прочего предусмотрены семь входов HDMI версии 2.0a с поддержкой протокола HDCP 2.2. Аналоговых видеовходов нет вообще, но сомневаюсь, что для кого-то в наши дни это является проблемой. Есть три выхода HDMI – два для двухэкранной системы и один для второй видеозоны.
Для внешних источников аудиосигнала предусмотрены шесть наборов аналоговых стереовходов. Также имеются четыре коаксиальных цифровых аудиопорта плюс пара оптических входов.
По соседству с двумя рядами акустических клемм располагается приятный бонус – 7.1- канальный набор RCA-выходов предусилителя на тот случай, если вам захочется использовать аппарат только в качестве процессора. Выше находятся четыре дополнительных RCA-выхода для верхних каналов: AVR850 – семи- канальный усилитель. Если вам нужна иная конфигурация с поддержкой Atmos, выходящая за пределы схемы 5.1.2, требуются дополнительные усилители мощности.
Порты передачи ИК-сигнала, интерфейса RS232 и 12-вольтного триггера обеспечивают дополнительные возможности настройки системы. Есть Ethernet-порт, а подключение по Wi-Fi не предусмотрено. Лично я считаю, что это хорошо: мощному радиопередатчику в высококачественном аудиоустройстве не место. Картину довершают гнездо для DAB/FM-антенны, USB-порт и вспомогательный 6-вольтный выход. На переднюю панель вынесены только выход на наушники и AUX.
Этот AV-ресивер похож на большинство своих собратьев класса high-end – упор сделан на аудиосоставляющую, а применительно к видеоконтенту не предлагается ничего, кроме коммутации: ведь функции обработки видеосигналов нередко ухудшают качество изображения.
Ностальгический интерфейс
Включив AVR850, сразу же обнаруживаешь то, над чем инженеры Arcam могли бы поработать более тщательно. Дисплей выполняет чисто прикладную функцию и никак не влияет на качество звука или изображения, но вид главного меню слегка напоминает техническую страницу телеканала BBC. Меню легко читается и функционально (начальная настройка не вызывает затруднений), но шикарным его не назовешь.
Я начал прослушивание со стереоформата. Никто не переубедит меня в том, что если процессор не способен хорошо работать в стереофоническом режиме, то нечего и надеяться, что он преуспеет в многоканальном. Воспроизведение CD через коаксиальный и аналоговые входы впечатлило: аппарат продемонстрировал размеренность и ритмичность, синхронизация выглядела реалистично, а создаваемая звуковая сцена была широкой и глубокой. Единственное, на что я могу пожаловаться – 3.5-мм диаметр гнезда для наушников.
AVR850 может работать и как сетевой аудиоплеер. Управляющее приложение от Arcam, работающее по технологии iOS MusicLife UPnP, не имеет заметных изъянов, быстро реагирует на команды и осуществляет подключение к аудиосерверам для извлечения пользовательской коллекции аудиофайлов высокого разрешения и MP3-файлов. Но формат DSD и протокол AirPlay не поддерживаются.
Что же касается многоканального звука, то аппарат в его нынешнем виде поддерживает форматы DTS, Dolby TrueHD и Dolby Atmos. Поддержка DTS:X будет добавлена в будущей прошивке, а вот поддержка Auro-3D не предусмотрена. Из трёх форматов следующего поколения Auro-3D выглядит наименее перспективным, а DTS:X на момент написания данного обзора, похоже, с трудом, но всё же пробивает себе дорогу. Кинокомпания Lionsgate, обеспечившая последнему поддержку в кинотеатрах при показе ее картин типа «Убийцы», недавно выпустила этот фильм на BD в формате Dolby Atmos.
Конкурс на лучший AV-пирог
В звуковом отношении AVR850 демонстрирует высший пилотаж, а вишенкой на торте является Dirac: это именно та эквалайзерная система, к обладанию которой следует стремиться наиболее обеспеченным покупателям.
Dirac анализирует размеры и акустику комнаты, «прослушивает» каждую акустическую систему из комплекта, определяет её характеристики и представляет их в виде графика. Чем дольше выполняются измерения и чем больше параметров при этом анализируется, тем точее коррекция АЧХ. В случае домашнего кинотеатра средних размеров приемлемый результат дает оценка от 8 до 12 параметров. При желании можно ограничиться и одним, но тогда Dirac проанализирует и решит проблемы, связанные с акустикой комнаты, лишь в ограниченных пределах.
Данные анализа передаются через интернет в суперкомпьютер системы Dirac вместе с той кривой выходного сигнала, которую пользователь задал в качестве целевой. Компьютер, совершив вычисления за считанные секунды, высылает кривую поправок, которую AVR850 может применить ко всем акустическим системам для получения практически идеальной АЧХ. В числе прочего выполняется фазовая и временная синхронизация всего комплекта колонок. Система может настроить и сабвуфер. Проведённый Dirac анализ моего басовика показал, что тот создает очень узкую энергетическую зону с перегрузкой по пиковому уровню на частоте около 70 Гц и изрядным преобладанием хлопающих звуков над грохочущими. С помощью Dirac я настроил сабвуфер на АЧХ, близкую к плоской, в диапазоне от 20 до 100 Гц. Разница оказалась поразительной: вся аудиосистема зазвучала не только намного целостнее, но и весомее, с большей детализацией НЧ-эффектов.
Решив пойти на шаг дальше, я использовал в конфигурации «левая/центральная/правая» три разные акустические системы от разных производителей, у каждой из которых собственный уникальный тембр. Я дал системе Dirac проверить, сможет ли она их взаимно согласовать, и она это сделала, заставив трио колонок звучать в унисон. Достигнутый результат был практически безупречен: звучание полностью соответствовало желаемому: по части близости звучания домашнего кинотеатра к профессиональному он лучше всех, что я когда-либо слышал.
Мой по-прежнему любимый демонстрационный диск – Blu-ray с фильмом «Джон Уик» – оказался сущим наслаждением. Действо, разворачивающееся в клубе «Красный круг», увлекло болезненной пронзительностью: наряду с гулкой пальбой из множества стволов были слышны даже самые мелкие детали этой бойни. Управление эффектами было первоклассным. Блистал и музыкальный саундтрек, когда аппарат позволял услышать разительный контраст между грохотом в основном помещении клуба и тишиной в комнате для уединения.
Далее я включил ремастированную версию «Пятого элемента». Выбираешь любой эпизод, и он полностью затягивает. Во время погони на такси саркастический диалог с участием Брюса Уиллиса звучал с безупречным позиционированием и сбалансированностью посреди звукового хаоса.
Звуковое сопровождение «Убийцы» было практически эталонным. Аппарат раскрыл его плотный, создающий атмосферу характер с безукоризненной тщательностью и мощью, придав всем составляющим глубину, достоверность и разборчивость. В эпизоде, где агент Мерсер спускается в пересекающий границу тоннель, произошедшая в итоге перестрелка продемонстрировала превосходное позиционирование звуковых деталей и внезапные динамические всплески.
По правде говоря, я заинтригован: уж не знаю, могло ли это звучать хоть сколько-нибудь лучше, когда фильм шёл в прокате.
Отключив Dirac, остаёшься целиком во власти акустических систем и акустики комнаты. Особенно заметно ослабление звучания нижних частот, словно их специально приглушили, наряду с уменьшением целостности и сбалансированности звукового поля. Звучание в целом осталось добротным, но не шло ни в какое сравнение с тем, что выдавала система Dirac.
Блистательный апгрейд
Итог: если вам нужен AV-ресивер с поддержкой Dolby Atmos/DTS:X, причём самый лучший, то весьма вероятно, что это он и есть. Arcam сделал продуманную ставку на Dirac вместо менее действенных эквалайзерных систем, и в сочетании с потрясающим усилителем мощности класса G, фирменными звуковыми ноу-хау и поддержкой стандарта HDMI, который еще долго будет оставаться актуальным, это просто блистательный апгрейд домашнего кинотеатра.
Есть и два существенных недостатка. Вопервых, это всего лишь семиканальная конструкция, вследствие чего построение аудиосистемы под формат Atmos с большой долей вероятности потребует наличия еще как минимум одного усилителя мощности. Производители, работающие на массовом рынке, предлагают большее число каналов в одном аппарате. Во-вторых, цена этого ресивера означает, что многим он не по карману. Что, конечно же, чертовски досадно.
Dirac Live: опережая события
Этот скриншот с экрана ноутбука иллюстрирует работу, проделанную встроенной в AVR850 системой калибровки Dirac Live, подстраивающей характеристики акустических систем под акустику комнаты. Светло-голубая линия – это измеренная в комнате прослушивания АЧХ левой и правой фронтальных АС Bowers & Wilkins. В частности, наблюдается заметный провал на участке у 80 Гц и резко выраженные верхние частоты. Оранжевая линия – целевая АЧХ (кривая Dolby X), которую, как я надеялся, моя система домашнего кинотеатра должна была реализовать при помощи Dirac Live (включая плавный спад выходного сигнала на верхних частотах). Зелёная линия – конечный измеренный результат, который, как видите, очень близок к желаемому.
За
Безукоризненное звучание, превосходная работа системы Dirac Live, отличный дизайн и сборка
Против
Интерфейс, для настройки Dirac Live необходим компьютер, нет DTS:X
Источник: www.homecinemachoice.com
Магазин AVCOMFORT.RU >>
Оценить качество звучания и приобрести товар вы можете