Полный усилитель Copland CTA 405A
Датская компания Copland давно известна в нашей стране любителям качественного звука. Её продукция — пример не только грамотного конструкторского подхода и тщательного отбора комплектующих для своих изделий, но также правильно выбранной стратегии и верного момента для выхода на рынок. А может быть, здесь не обошлось без элементарного везения. Сколько заслуживающих внимания конструкций так и не увидели серийного производства! Тем не менее, на небесах появляются новые звезды, а в недрах конструкторских бюро зреют новые схемы и решения. Законы природы требуют обновления, реки меняют русла, компании радуют нас новыми образцами, которые должны приблизить нас на йоту-другую к идеалу. Это закономерно, и мы к этому подспудно готовы.
Внешних отличий с уже привычным СТА 405 немного, и они видны сразу. Буквенно-цифровое обозначение, обогатившееся первой буквой алфавита, переехало на вторую строчку по центру надписи и обрело карминовый оттенок, как и кнопка «ST.BY». На этом вроде бы и всё. Ну разве что слово «stereo» в начале строки, из-за которого и «съехало» название. Маловато для обновленного облика. С другой стороны, приличия соблюдены, а внутри нас ждут две пары KT120 в выходном каскаде, встроенный вытяжной малошумящий вентилятор Sanyo Denki, прикрученный к горизонтальной пластине ровно того же карминового цвета. И в этом угадывается какой-то особый шик, внутренний изыск. Это как если бы вместо того, чтобы хромировать бампер классического авто, производитель решил превратить в зеркало карданный вал изнутри. Можно ещё вспомнить про стельки Фрекен Бок, которые она настоятельно хотела прикупить перед выходом на телевидение. Одним словом, это что-то из разряда скрытого от посторонних глаз, но при этом несущего в себе особый смысл. В любом случае, от меня смысл анодирования внутреннего элемента конструкции в такой нетривиальный колор ускользнул. А попытка оценить стоимость подобной операции, исходя из размера всей серии CTA 405A, лично меня уводит от сколь-либо достоверных догадок ещё дальше. Насчет того, что вентилятор именно малошумящий, — чистая правда. Во-первых, он низкооборотистый, паспортная частота вращения 2000 об/мин; во-вторых, уровень шума производитель заявляет в 16 дБ. Его, конечно, слышно при снятой верхней крышке и нулевом уровне громкости, но в собранном виде он никак о себе не напоминает. И хотя сочетание усилителя класса А (каким, по заявлению производителя, и является CTA 405A примерно до половины своей мощности) и вентилятора многим может показаться спорным (к слову, в предыдущей модели его не было), но, по всей видимости, это единственный способ обеспечить приемлемый тепловой режим, не прибегая к серьёзной перелицовке внешнего вида.
У задней стенки располагается небольшая плата, которую я первоначально принял за плату фонокорректора (что немудрено, поскольку именно на ней и находятся его входные гнезда), но надписи на разъёмах шлейфов, идущих к регулятору громкости, заставляют сделать однозначный вывод, что это ещё одновременно и плата предварительного усилителя. На ней располагается пара 12AX7EH и пара 6922EH, все — от Electro-Harmonix. Последняя лампа является достаточно близким аналогом 12AX7, которые, в свою очередь, являются излюбленным выбором самых разных производителей предусилителей, фонокорректоров, усилителей для головных телефонов и т.д. Одним словом, я не рискнул бы без разборки и изучения разводки платы утверждать, какие лампы выполняют роль каскадов предусилителя, а какие отвечают за коррекцию, но этого от нас никто и не требует. Забавно, что в силу конструкции для фонокорректора используются более серьезные разъемы, нежели все остальные.
На основной плате расположились тороидальный питающий трансформатор на 290 ВА от компании Noratel. Выходные трансформаторы не имеют маркировки, но визуально они на 100% идентичны тем, что установлены в базовой модели.
Секция оконечного усилителя состоит из двойного триода 12AX7EH (который обслуживает одновременно оба канала), пары драйверов-фазоинверторов 12BH7AEH, обладающих более толстым стеклом и, следовательно, уменьшенным микрофонным эффектом, и квартета лучевых тетродов KT120 от Tung-Sol. Что касается подбора ламп, то его нельзя назвать необычным; с другой стороны, лампы промежуточных каскадов не то чтобы самые распространенные, что опять же наводит на мысль о неких конструкторских предпочтениях, не столь заметных на первый взгляд, но достаточно критичных с точки зрения звука.
Для коммутации входов используются швейцарские реле Axicom, расположенные в непосредственной близости от самих разъёмов. Плата щедро усыпана пленочными конденсаторами Jamicon, которые не нужно лишний раз представлять тем, для кого жизнь не полна без глотка кофе и дымка канифоли.
Дизайн передней панели строг и сбалансирован. Стопроцентная симметричность алюминиевой плиты наводит на мысль, а не оставлена ли кнопка сквозного канала на своём месте исключительно в угоду этой симметричности? Хотя, на мой взгляд, эта раритетная функция оставлена сознательно. Как вписывающаяся в стилистику настоящего «выдержанного» звука. Как прицел на целевую аудиторию, для которой обращение с регулятором уровня записи — не такое уж и далекое прошлое.
Центральный элемент панели — этакая мишень, с «яблочком» — приёмником ИК-излучения за темным стеклом и расположенным по окружности индикатором селектора входов. Выглядит, при всей кажущейся простоте, стильно, оригинально и очень органично.
Пульт ДУ в алюминиевом корпусе в меру увесист, позволяет управлять не только самим усилителем, но и проигрывателем компакт-дисков.
Прослушивание
Copland CTA 405A включается с мягким щелчком реле, лампы потихоньку наполняются мягким свечением, и акустические системы оживают. Несмотря на заявленные 50 Вт на канал, усилитель рвет с места в карьер. Не без помощи Оззи Осборна, но всё же. Неспешные, словно раскачивающиеся наигрыши Black Rain, сменяющиеся тяжелыми гитарными риффами, моментально разогревают атмосферу и впрыскивают изрядную дозу адреналина. Плотная середина, прозрачные верха, не чрезмерный, но достаточно четкий и упругий бас. И плюс ко всему этому — ощущение естественности происходящего. Никакого отторжения, ни малейшего намека на сопротивление материала.
Обновленная легендарная «Photograph» Def Leppard в исполнении Криса Дотри и самого маэстро Сантаны — идеальное сочетание мягкого гитарного звучания и экспрессивного немного хрипловатого вокала Криса. Пожалуй, эту версию я бы назвал более комфортной и в то же время — более душевной. Композиция демонстрирует хорошую передачу сценического пространства, с правильно расположенными в этом пространстве образами инструментов. «Summertime» в исполнении блистательной Шерил Портер вытягивает на поверхность тембральные и ритмические таланты усилителя. Про такие записи иногда говорят, что они будут достойно звучать хоть на бумбоксе, хоть из телевизора. Возможно, они будут звучать и там на все 100%. Сто процентов возможностей телевизора. CTA 405A же визуализирует и шикарно прописанную «слэповую» бас-гитару, и мягкие вкрадчивые звуки полуакустики, извлекаемые практически на чистом звуке, и неподражаемый, богатый мелизмами вокал Шерил. Уникальная нижняя форманта. Широчайший диапазон и мастерское интонирование. CTA 405A прекрасно передаёт атмосферу живого выступления, с присущим ощущением теплоты и воздуха, но без той навязчивой ламповости, которая так по душе неофитам лампового звучания и которая так раздражает людей, серьёзно увлекающихся не техникой, но музыкой. Отдельно стоит сказать о встроенном фонокорректоре. Несмотря на упоминание на сайте производителя двух типов головок, нужно понимать, что классические MC с низким выходом (например, 0,5 или 0,7 мВ) к усилителю подключать бессмысленно (они потребуют внешнего фонокорректора), а MC-головки с высоким выходом по уровню сигнала столь незначительно отличаются от ММ-картриджей, что большинство производителей о них не упоминает в принципе, считая само собой разумеющимся то, что надпись «MM» однозначно подразумевает «MM+MC Hi».
Мы воспользовались ММ-картриджем среднего ценового диапазона и проигрывателем виниловых дисков, сопоставимым по цене с CTA 405A. По результатам прослушивания, лично мне встроенный фонокорректор показался весьма достойным. С хорошим разрешением, мягким ненавязчивым звучанием, с правильными тембрами. Мои опасения, что сигнал, пропущенный через ламповый фонокорректор и ламповый же усилитель, превратится в некое подобие «патоки», не оправдались. Я бы не стал давать советов будущим владельцам относительно вопроса «Всё же внешний фонокорректор или встроенный?». Каждый на него должен ответить сам, ограничусь лишь рекомендацией ничего не покупать вслепую, ориентируясь только на цену. Уровень встроенного фонокорректора может сделать такую покупку бессмысленной. А уж если задаться целью подобрать специальные «аудиофильские» лампы — тут сплошное раздолье для творчества, опытов и экспериментов.
Подытоживая все вышесказанное, замечу, что, при всей жанровой всеядности, Copland CTA 405A наиболее выигрышно воспроизводил большие симфонические составы. Это не значит, что со всем остальным он справлялся хуже, — это всего лишь означает очень высокий класс аппарата, оценить который в полной мере возможно лишь на самых сложных, эмоционально и информационно насыщенных моментах классических произведений, изобилующих нюансами и динамическими контрастами.
Вывод
Copland CTA 405A — великолепный усилитель, что называется, на все случаи жизни. Он в полной мере обладает всеми музыкальными достоинствами, которые принесли заслуженную славу этому датскому производителю. Качество его исполнения близко к идеальному, и лично мне жаль лишь одного: что производитель решил скрыть лампы от взглядов будущих обладателей под практически глухой крышкой. Есть ли у него недостатки? Да пожалуй, только один: владельцы CTA 405 рискуют сильно расстроиться.
Источник: журнал "ProHighEnd"
Магазин AVCOMFORT.RU >>
Оценить качество звучания и приобрести товар вы можете