У специалистов Dynaudio, похоже, столько идей, что они не успевают их реализовывать. С момента появления первой линейки XEO прошло всего два года, но компания уже вывела на рынок второе, улучшенное поколение своей беспроводной акустики. При её проектировании были учтены пожелания дилеров и покупателей XEO — расширить коммутационные возможности и организовать визуальный фидбек при эксплуатации системы.
Действительно, новые XEO стали отзывчивее к пользователю благодаря блоку индикации и управления, установленному на верхней плоскости корпуса. Голубая светящаяся полоска показывает уровень громкости, который задаётся либо с пульта, либо с помощью кнопок «+» и «-» на самом блоке. И что мне понравилось ещё при знакомстве с мониторами XEO 4, регулировка производится синхронно в обоих каналах. Точка светодиода подтверждает факт включения встроенных усилителей и наличия связи с хабом. В режиме Standby она красная, если мигает голубым, значит, идёт поиск передатчика, если светится постоянно — связь установлена.
Новая модель XEO 6 пришла на смену XEO 5 и имеет такую же напольную конструкцию с двумя мидбасовыми головками и купольным твитером. Разница, причём принципиальная, в том, что теперь каждая головка работает от собственного 50-ваттного усилителя, т.е. суммарный потенциал колонки внушителен — 150 Вт. Усилители импульсные, но к традиционному классу D имеют очень отдалённое отношение — они построены на новых чисто цифровых модулях от Texas Instruments. Сигнал, принятый по Wi-Fi, напрямую поступает на сигнальный процессор. Заложенный в него софт предусматривает регулировку громкости, деление рабочего диапазона на три полосы, а также ступенчатую коррекцию в области нижних частот. Её глубина задаётся переключателем Speaker Position на задней панели. Он имеет три положения — Neutral, Wall и Corner, что соответствует установке колонок в свободном пространстве, вблизи стены или в углу. Наши измерения показали (см. подрубрику «7 раз отмерь»), что при изменении коррекции в таком порядке происходит спад частотной характеристики на центральной частоте 110 Гц примерно на 2 дБ. После DSP каждая из трёх полос поступает на собственный цифровой усилитель, в котором аналоговый сигнал формируется непосредственно на клеммах громкоговорителей, без промежуточного преобразования в ШИМ. Это не только благоприятно сказалось на качестве звучания, но и позволило повысить КПД системы — максимальная потребляемая мощность XEO 6 всего на 1 Вт выше, чем у XEO 5, в которых всего два 50-ваттных усилителя. И если у предшествующей модели нижняя заявленная граница 38 Гц, то у «шестёрки», несмотря на меньший объём корпуса и более скромный калибр басовых драйверов, она снижена до 31 Гц.
В XEO 6 используются два 5-дюймовых мидбаса с диффузорами из традиционного для Dynaudio композита MSP (Magnesium Silicate Polymer) в фазоинверторном оформлении. За верхнюю полосу отвечает дюймовый твитер с тканевым куполом, способный воспроизводить частоты вплоть до 23 кГц.
Колонка опирается на четыре «лапы», обеспечивающие необходимую устойчивость узкому и высокому корпусу. Грили крепятся на магнитах, и их легко снять, что я и рекомендую делать перед каждым прослушиванием.
С новой акустикой XEO просто построить систему любой конфигурации — от монофонической фоновой подзвучки до мультирума на три независимых зоны. На каждой колонке есть переключатель, которым задаётся её назначение (Left, Mono, Right) и условная зона, которую нужно озвучить (Red, Green, Blue). Сигнал теперь передаётся на трёх радиоканалах: 2,4, 5,2 и 5,8 ГГц. Если 2-гигагерцовый диапазон перегружен, то дополнительные частоты обеспечат надёжную связь с повышенной помехозащищённостью. При необходимости увеличить радиус действия беспроводного соединения (в благоприятных условиях гарантируется 50 м), пригодится трёхдиапазонный ретранслятор XEO Extender. Систему можно дополнить ещё одним устройством — XEO Link. Это приёмник со встроенным ЦАПом, который получает по Wi-Fi музыкальный сигнал, преобразует его в аналог и выдаёт на линейные выходы. Очень полезная вещь, если в систему нужно добавить сабвуфер или другую активную акустику. XEO Link оснащён и цифровыми выходами — коаксиальным и оптическим.
Передатчиком и коммутатором источников в системе служит XEO Hub — симпатичная коробочка из тёмно-серого пластика с полным набором интерфейсов. В их числе 3,5-миллиметровый мини-джек, стереопара линейных RCA, коаксиал, оптика, USB и Ethernet. Два последних порта поддерживают разрешение входного сигнала до 24/96. При подключении к локальной сети XEO Hub способен также выполнять функции стримера.
Пульт теперь не карточный, как раньше, а удобный, стандартного размера. Помимо регулирования и сброса громкости, с его помощью можно выбирать нужный частотный канал и коммутировать источники. Кстати, в XEO Hub есть функция Auto Play — автоматическая активация входа, на котором появился сигнал.
При прослушивании к хабу мы сначала подключали CD-проигрыватель по линейным входам и коаксиалу, а затем по USB — ноутбук с музыкальными файлами 24/96 на винчестере.
Должен заметить, что цифровая часть системы практически безукоризненна. Разницу между аналоговым и цифровым подключением проигрывателя на слух заметить сложно. Чуть-чуть подсушиваются дисканты, почти неуловимо меняется пространственная перспектива. А в то, что сигнал на акустику передаётся по Wi-Fi, поверить вообще нереально. Более того, при сохранении фирменного почерка Dynaudio сказываются преимущества грамотно реализованного активного усиления. Наиболее явны они в нижнем регистре. Относительно небольшие драйверы с лёгкими, хорошо управляемыми диффузорами ведут себя очень интересно. Бас низкий, как у солидного сабвуфера, но не размытый, а точный и быстрый. Атака не затянута (чем часто грешат крупные динамики с тяжёлой подвижной системой), поэтому удар передаётся резко, а струна бас-гитары рельефна и очень натуральна. Столь высокая разборчивость в нижней октаве — качество чрезвычайно редкое. Лишь на самом пределе мощности, когда уже трудно анализировать звучание, можно всё же заметить признаки компрессии в виде лёгкой монотонности.
Вообще, тембральное разрешение у XEO 6 высокое по всему диапазону, даже вблизи верхней границы не чувствуется спада спектральных составляющих, характерных для шёлковых твитеров. Тарелки, обертоны струнных инструментов — всё очень лёгкое, прозрачное. Особенно это чувствуется на качественных файлах FLAC 24/96. Здесь верх как никогда искрист, ясен и филигранно прорисован. По сравнению с компакт-дисками в хай-резах вроде бы больше правды, хотя иногда картина кажется несколько более схематичной — контрастной, с подчёркнуто обозначенными нюансами. Эту особенность я неоднократно отмечал и в проводных цифровых трактах даже очень высокого класса. Любопытно, что акустика способна показать эту разницу, несмотря на передачу сигнала по воздуху. Должен сказать и об идеальном сведении полос — твитер состыкован с мидбасами так, что в самой чувствительной для нашего уха области системы абсолютно линейны. Соответственно, и звучание получается слитным и тонально сбалансированным по всему диапазону.
Если же сравнивать XEO 5 и XEO 6, то прогресс очевиден. Новые системы внешне более изящны и при этом отличаются мощным, лучше поставленным «голосом» в нижнем регистре. Они и способны создать плотное, информативное звуковое поле, и вклад беспроводного интерфейса не будет заметен. В общем, стильная и комфортная вещь, как по удобству пользования, так и по звучанию.
7 раз отмерь
Амплитудно-частотная характеристика Dynaudio XEO 6
Традиционно для Dynaudio тональный баланс выдержан идеально, с небольшими подъёмами на краях диапазона. Отдача твитера растёт начиная с 13 кГц и на 18 кГц достигает +3 дБ, благодаря этому звучание сохранит выразительность даже в комнате с обилием мягкой мебели. Коррекция по НЧ показана красным и фиолетовым цветами. При переводе переключателя Speaker Position из положения Neutral в Wall и Corner отдача ниже 200 Гц падает примерно на 2 дБ.
Фазоинвертор настроен на 38 Гц, что обещает довольно глубокий бас. Порт даёт заметный выброс с максимумом на 700 Гц, но на общую АЧХ он не влияет. Стоит отметить широкую диаграмму направленности твитера, которая гарантирует правильное построение сцены в сложных акустических условиях.
Источник: Салон Audio Video | декабрь 2014