Ведущие эфиры: Dynaudio XEO4
В предыдущем обзоре XEO я написал: «Появление этой линейки — событие с далеко идущими последствиями». И оказался прав — вслед за Dynaudio выпускать беспроводную акустику класса Hi-Fi начали и другие производители. И сейчас, пока некоторые лишь осваивают новое направление, датчане предлагают уже второе, более продвинутое поколение своей успешной линейки.
На смену напольной XEO5 пришла 6-я модель, а вместо мониторов XEO3 отныне выпускаются XEO4. О них сегодня и пойдёт речь, но вначале небольшое отступление.
Заслуга Dynaudio не только в том, что она задала новый тренд в индустрии, но и изменила отношение любителей музыки к беспроводной акустике. Раньше считалось, что аудиосигнал по воздуху можно было передавать лишь к сабвуферам и тыловым мониторам с ограниченным частотным диапазоном, но теперь подобные технологии не вызывают вопросов даже у придирчивых слушателей.
По габаритам и массе XEO4 не отличаются от предшественников, но при этом имеют реально улучшенные характеристики. Рабочий диапазон расширен до 45 Гц вниз (при столь небольшом объёме корпуса это можно считать достижением) и до 23 кГц вверх. Кроме того, в новых мониторах появилась очень полезная вещь — коррекция на НЧ, позволяющая оптимизировать звучание для разных вариантов установки. На задней панели имеется переключатель Speaker Position на три положения — Neutral, Wall и Corner, что соответствует работе в свободном пространстве, вблизи стены или в углу комнаты. Как показали наши измерения (см. подрубрику «7 раз отмерь»), при изменении режима в указанном порядке происходит спад частотной характеристики начиная с 200 Гц на 1,5 и 2 дБ. Кстати, ослабление НЧ в режиме Corner может пригодиться и для оптимального согласования с сабвуфером в системе 2.1.
Ещё одна эффектная новация в XEO4 — блок индикации и управления спереди на горизонтальной плоскости корпуса. Линейка узких голубых сегментов показывает уровень громкости, который задаётся кнопками «+» и «-» сверху. И что особенно удобно, при регулировке на одном мониторе громкость синхронно меняется и на втором. Голубой круглый светодиод служит индикатором включения и наличия связи с хабом (Hub — трансмиттер, о котором я расскажу ниже). Если он мигает, значит, устройства ещё не «увидели» друг друга.
В отличие от предыдущей модели, в которой сигнал передавался на одной рабочей частоте 2,4 ГГц, в XEO4 добавлены ещё две — 5,2 и 5,8 ГГц. В наше время 2-гигагерцовый диапазон перегружен, и дополнительные частоты обеспечивают повышенную помехозащищённость. Несмотря на то, что Hub способен принимать от цифровых источников сигнал до 24 бит/96 кГц, перед передачей по Wi-Fi он конвертируется в 16 бит/48 кГц. Как объяснил в одном из своих интервью Роланд Хоффманн, продакт-менеджер Dynaudio, это сделано по двум причинам. Первая — сигнал более высокого разрешения более чувствителен к помехам и может передаваться по Wi-Fi с заметными задержками. Вторая — нежелание ограничивать функциональность системы, что было бы неизбежно при усложнении беспроводного тракта. Напомню, что при потоке 16/48 диапазон звуковых частот получается 20 Гц — 22 кГц, т.е. даже шире, чем предусмотрено стандартом CD Audio.
Потери качества минимизированы ещё и потому, что цифровой сигнал, который передаёт Hub, в акустической системе без лишних преобразований идёт на DSP. Он делит диапазон на две полосы и осуществляет упомянутую ранее коррекцию Neutral/ Wall/Corner. После этого каждая из полос поступает на собственный усилитель выходной мощностью 50 Вт. Это новые чисто цифровые модули от Texas Instruments, в которых в отличие от схем класса D не используется преобразование в ШИМ* — они формируют аналоговый сигнал только на клеммах громкоговорителей. В результате при той же выходной мощности, что у XEO3, новые мониторы потребляют от сети вдвое меньше электроэнергии. При непосредственном, без длинных кабелей и пассивных разделительных фильтров, подключении динамиков к выходу усилителя значительно повышается КПД и улучшается демпфирование.
*Широтно-импульсная модуляция (PWM).
Теперь что касается функциональности. XEO4 не просто пара колонок, получающих сигнал от передатчика, а продвинутый комплект с гибкой архитектурой. Это может быть и монофоническая система с одной колонкой, и мультирум на три зоны, и любой промежуточный вариант. Для этого на каждом мониторе имеются отдельные переключатели для выбора комнаты, причём они обозначены не номером, а цветом — красная, синяя и зелёная. При необходимости увеличить радиус передачи сигнала (заявленное значение 50 м при отсутствии серьёзных преград) в систему можно добавить ретранслятор — XEO Extender, который также способен работать на трёх частотах. Ещё один полезный аксессуар — XEO Link, приёмник с встроенным ЦАПом. Он преобразует полученный беспроводной сигнал в аналоговый и выдаёт на линейные выходы RCA, к которым можно подключить активный сабвуфер или другую акустику со встроенным усилением. Предусмотрены и цифровые выходы — коаксиальный и оптический.
Центральным же элементом системы является Hub — компактная коробочка из тёмно-серого пластика. Набор разъёмов на задней панели включает 3,5-миллиметровый мини-джек, пару аналоговых RCA, коаксиал, оптику TosLink, USB с пропускной способностью 24/96 и порт Ethernet. Соответственно, Hub способен не только транслировать файлы высокого разрешения, но и выполнять функции стримера.
Пульт теперь крупный, удобный. С его помощью можно включать и выключать акустику, регулировать громкость, сбрасывать её в режиме Mute, выбирать нужный радиоканал и любой из чётырёх входов.
В мониторах XEO4 установлен 27-миллиметровый твитер с тканевым куполом и дюймовый мидбас с диффузором из фирменного композита MSP (магниево-силикатного полимера). Порт фазоинвертора солидного диаметра выведен назад.
В отличие от обычной акустики Dynaudio активные мониторы долго прогревать не пришлось — все свои способности они начали демонстрировать примерно через час после включения. При прослушивании сигнал подавался с CD-проигрывателя на линейные входы Hub самыми обычными кабелями. При том, что сам прекрасно понимаю все преимущества двухполосного усиления без пассивных фильтров и акустических кабелей, всё же был немало удивлён результатом. Во-первых, этим компактным мониторам удаётся воспроизводить низкий и достаточно структурированный бас. Сказывается грамотное демпфирование диффузоров — им предоставлено ровно столько свободы, сколько нужно для чёткой отработки атаки и послезвучий без лишних вольностей. Во-вторых, макродинамика. 100 Вт усиления не так много, если учесть, что чувствительность полочников Dynaudio редко превышает 86 дБ, но в данном случае громкость можно прибавлять до оглушающих уровней без заметных искажений. Соответственно, эффектности передачи резких звуков и оркестровых tutti могут позавидовать солидные напольные системы. И наконец, верхний диапазон. Мы уже привыкли, что твитеры Dynaudio не любят подчёркивать яркие обертоны и серебро тарелок (сказываются принципы, принятые в профессиональном аудио), здесь же есть и воздух, и искра, и очень чистые, неназойливые дисканты. Если в ВЧ-усилителе и имеется небольшой подъём, то сделан он чрезвычайно грамотно. Плюс звуковая сцена — пусть и не рекордная по размаху, зато трёхмерная и насыщенная. И из этих отдельных аспектов звучания складывается достаточно впечатляющая общая картина. И всё это, между прочим, при беспроводной передаче сигнала с несколькими промежуточными устройствами в звуковом тракте. При всём обилии всевозможных технологий, которые заложены в XEO4, их звучание свободно от синтетики или заметной цифровой окраски. Вы просто слушаете хорошие мониторы, да ещё с динамикой, совершенно неожиданной для их габаритов.
Измерения
Амплитудно-частотная характеристика Dynaudio XEO4
Традиционно для Dynaudio тональный баланс практически идеален. Но имеется и нетипичный для твитеров этой марки подъём, который начинается от 4 кГц и на 20 кГц достигает +4 дБ. Не исключено, что в верхней полосе есть активная коррекция, призванная придать звучанию большую яркость и выразительность. Коррекция по НЧ показана коричневым и фиолетовым цветами. При переводе переключателя Speaker Position из положения Neutral в Wall и Corner отдача ниже 200 Гц падает на 1,5 и 2 дБ соответственно.
Из минусов стоит отметить мощный выброс из порта фазоинвертора (700 Гц), который даже влияет на общую АЧХ. Из плюсов — великолепную диаграмму направленности твитера, которая гарантирует правильную передачу пространства в сложных акустических условиях. Этим свойством можно воспользоваться для компенсации подъёма на ВЧ — при развороте АС относительно слушателя на 5 — 10 град. АЧХ выравнивается.
Источник: журнал "салон Audio&Video"| октябрь 2014
Магазин AVCOMFORT.RU >>
Оценить качество звучания и приобрести товар вы можете