Ясное определение Tannoy Definition DC10A
Ровно год назад на мюнхенской выставке британская компания Tannoy показала новую топ-модель серии Definition с кодом DC10A (как можно догадаться, с 10-дюймовым динамиком Dual Concentric и магнитом Alnico). Низкочастотным драйвером, да и почерком, они весьма напоминают старшие «Престижи», хотя корпуса не такие широкие, а звук в целом, несмотря на фирменную породистость, имеет собственный ясный акцент.
Крупный коаксиальный излучатель, стоящий в Tannoy Definition DC10A, действительно сразу ассоциируется с серией Prestige, поскольку тяжелый плотный диффузор из пропитанной бумаги с «перечницей» волновода в середине для ВЧ-излучателя очень похож на используемые в упомянутой линейке драйверы. Tannoy любит экспериментировать понемногу, изменяя и добавляя в конструкцию драйверов некоторые не революционные, но все же важные, по заверениям конструкторов, детали и решения. Примененных в конструкции магнитов и настроек кроссоверов это тоже касается. По указанной причине DC10A вряд ли можно трактовать как колонки с динамиками, просто позаимствованными у «Престижей» и запакованными в другие корпуса — более дизайнерские, округлые и лишенные вневременного стиля больших «шкафов» Tannoy. Ни одна модель этой фирмы не является копией другой, и потому, кстати, о звучании внешне похожих шотландских АС ходит так много противоречивых слухов, легенд и даже штампов (самый распространенный — что Tannoy не играют тяжелый рок и металл, но с этим заблуждением мы уже разобрались благодаря недавней московской выставке; какие-то модели играют, какие-то делают это просто с огоньком, а некоторые, действительно, предпочитают стили поспокойнее). Как и в современных «Престижах», в Tannoy DC10A используется магнитная система из альнико (сплава алюминия, никеля и кобальта) версии Alcomax 3, первые варианты которой встречались еще в исторических колонках Tannoy середины прошлого века; потом их сменили ферритовые, а теперь компания снова вернулась к истокам.
В соответствии с цифрами в индексе, в Tannoy DC10A используется 10-дюймовый низкочастотный драйвер с двойным тканевым подвесом, тоже очень жестким. ВЧ-излучатель — новая разработка фирмы, компрессионный алюминиевый купол диаметром 2 дюйма. В технических характеристиках для кроссовера указан второй порядок, точка сшивки полос — 1100 Гц. Интересно, что в серии Definition англичане впервые опробовали технологию заморозки (глубокой криогенной обработки) собранного модуля кроссовера со всем набором компонентов. С технической точки зрения процесс содержит несколько циклов — медленное охлаждение в криопроцессоре до температуры жидкого азота, выдержку в течение заданного времени (сутки и более) и постепенный возврат к обычной температуре с сохранением достигнутой стабилизированной микроструктуры материалов. Подобная обработка позволяет повысить прочность, износоустойчивость и срок службы деталей кроссовера. Любопытно, что ранее я слышала о подобной процедуре только применительно к промышленности — машиностроению или, например, закалке тормозных дисков у автомобилей. Однако оказалось, что подобный прием используется и в электронике и аудиотехнике — для снятия остаточных внутренних напряжений в структуре проводников, увеличения проводимости, получения большей однородности диэлектриков с лучшей изоляцией.
Корпуса Tannoy DC10A с выпуклыми боками имеют очень солидные габариты и объем 103 л. Они изготовлены из плотной фанеры из северной березы, внешнее покрытие — шпон вишни в роскошном темном глянцевом лаке. Основанием служит массивная алюминиевая платформа с выступающими за края лапами и регулируемыми мощными шипами с контргайками. При ее демонтаже открывается небольшой круглый люк, ведущий в нижнюю полость корпуса, которая может быть заполнена песком, дробью или другим балластом. Два довольно крупных круглых порта фазоинвертора выведены назад, примерно в середину корпуса, что однозначно исключает установку АС вплотную к стене (и обусловливает единственный минус по части эргономики). Внутренняя разводка сделана проводом из монокристаллической меди. Имеются две пары акустических терминалов WBT Nextgen™ для бивайринга, с перемычками из кусочков того же провода. Присутствует и неизменный пятый терминал для электрического заземления корзины динамика.
По первым впечатлениям звучание Tannoy DC10A показалось мне очень знакомым — ясным, прозрачным, немного холодным, как бывает светлым раним утром, когда до жары еще очень далеко, но погода обещает быть великолепной. Насколько я припоминаю, подобная тембральная трактовка — наследственная, присущая современным Prestige. Очень хороши проводки смычком у струнных, барочные скрипки звучат как аутентичные, но не выморочно-худосочные и обладают, как и полагается, отчетливой спецификой, насыщенностью и тональной цельностью. Клавесин и ряд других инструментов (та же арфа) ясные и очень протяженные по верхам, но без отчетливого звонкого акцента. Это может быть и вкладом источника (Burmester 111), которому свойственны предельно деликатные ВЧ и равномерное фантастическое разрешение (кстати, этот аппарат очень гармонично сочетается с Tannoy DC10A, они оказались созвучными по подаче). Бас даже в трудных моментах совершенно не гудит, виолончель отлично собрана и хорошо ощущается понизу. На первый взгляд в системе (по крайней мере, с указанным источником) чувствуется небольшое субъективное замедление темпа в быстрых треках, хотя внутренний темпоритм слушателя и системы синхронизируются очень быстро, так что после нескольких тактов это впечатление уходит. Некоторые характерные тембры хочется отметить особо, например, пластику и «медовость» медных духовых, и не просто их ясность, пронзительность и напор, но и слитные цельные переливы. Что касается органа или рояля (а также бас-бочек в роке и металле), то самых нижних басовых нот и фундаментальности немного не хватает. В общем-то, это простительный грех для коаксиального динамика, в котором НЧ-драйвер работает с самого низа до верхней середины и должен обеспечивать достойное воспроизведение и равномерное разрешение в информативных диапазонах частот. Положение дел мог бы исправить отдельный басовик, пущенный третьей, самой нижней полосой в поддержку коаксиальному излучателю. В компании Tannoy так и делают — в самых старших роскошных моделях либо, напротив, в младших линейках. Промежуточные же варианты с единственным, но доведенным до оптимума соосным излучателем звучат не столь басисто, зато очень изысканно и завершенно. Собственная атака колонок Tannoy оценивается как превосходная, с филигранной отработкой фронтов и адекватным нажимом для каждого инструмента и голоса. Академический вокал получается волшебно, сопрано не матовое и не мягкое, а трепещущее и полное тонких деталей, дуэт барочных теноров обладает изящной энергетикой и целеустремленностью при отличном тембральном разрешении. Артикуляция просто показательная — и это большая редкость, когда АС обладают такой прекрасной дикцией. Голоса сплетаются и расходятся абсолютно естественно, как живые, звуки инструментов иногда бережно поднимаются вверх, как на ладонях. Сокровенность, нежность и одухотворенность сложной классики здесь на высочайшем уровне. Эмоциональность, плотный информативный поток и властное вовлечение в симфонические повествования напоминает ряд систем, например TAD Evolution One или Focal Viva Utopia (первые — единым длинным дыханием и неразрывным пульсом, а вторые — огромной прозрачной волной, заполняющей пространство). Любопытно, что обе упомянутые пары (TAD и Focal) имеют бериллиевые твитеры и конструкцию с несколькими излучателями, в то время как единый коаксиальный динамик Tannoy DC10A демонстрирует совсем другой подход, без привлечения дорогостоящих бериллиевых технологий. За вычетом не столь бриллиантовых ВЧ результат получается неожиданно похожий, особенно если сравнивать с колонками Focal. В динамических пиках коаксиальный динамик показывает себя на редкость достойно, с логичными накатами на форте, максимальным подъемом без потери прозрачности, разделения инструментов и артикуляции и с последующим замиранием. Оркестровые лиги длинные, связные и прослушивающиеся от начала до конца, что лишний раз подчеркивает отменную макро- и микродинамику одновременно.
В целом скажу криминальную вещь: Tannoy DC10A понравились мне даже больше старших престижных моделей, как более живые и реалистично звучащие. К тому же они очень ровно относятся к различным жанрам вплоть до весьма брутальных, хотя в самых тяжелых металлических треках (и в некоторых записях БСО) ощущается определенный тембральный «недогруз» как обратная сторона высочайшей прозрачности звучания.
Результаты измерений
Разброс значений входного импеданса акустических систем Tannoy DC10A характеризуется как умеренный (рис. 1). Минимум в 5,4 Ом расположен на стабильном среднечастотном участке в районе 170 Гц. График АЧХ выявляет довольно значительные флуктуации во всем диапазоне частот (рис. 2). Неравномерность хода характеристики на СЧ достигает ±1,7 дБ. Ее спад в басовой области весьма интенсивный. Нижняя граничная частота определяется на отметке 28 Гц по уровню –10 дБ (80 Гц по уровню –3 дБ). Чувствительность модели на 1 м / 1 Вт составляет 90 дБ. Коэффициент нелинейных искажений при различных величинах звукового давления (82, 88, 94 дБ) в полосе рабочих частот показан на рис. 3. Повышенный уровень этого параметра в правой части графика не имеет особенного значения, учитывая неодинаковое распределение мощности сигнала в спектре музыкальной фонограммы.
Паспортные данные
Тип – напольные акустические системы | Название – Tannoy Definition DC10A | Частотная характеристика, Гц – 28—22 000 (по уровню –6 дБ) | Число полос – 2 (коаксиальный динамик Dual Concentric, НЧ – 25 см, пропитанная бумага, ВЧ – компрессионный, 5 см, алюминиевый купол; частота раздела 1100 Гц) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – 8 | Чувствительность, дБ – 93 | Габариты одной колонки, см – 113,5 x 34,5 x 43,8 | Масса одной колонки, кг – 42,7
Вывод
У компании Tannoy получились отличные акустические системы, в которых сохранились фирменная ясность, прозрачность и изысканность, зато добавилось мощи и широты подачи. Жанрово очень ровные, Tannoy DC10A опровергают бытующие штампы о недоступности музыки определенных стилей в рамках фирменного подхода.
Источник: журнал АудиоМагазин
Магазин AVCOMFORT.RU >>
Оценить качество звучания и приобрести товар вы можете