Журнал HI-FI News опубликовал долгожданный обзор восхитительных напольных АС от британской компании PMC - fact.12
Итак, fact.12! Размером она едва ли больше fact.8, но стоит в 2 раза дороже. Дизайн этих АС соответствует изначальной задумке «тонкий и современный», а вот качество исполнения PMC обещает не хуже, чем у массивных IB2i. Оливер Томас, разработчик дизайна fact.12: «К тому, какого размера должны быть наши новые АС, мы пришли с самого начала. Задача была такая: вот есть корпус, теперь нужно сделать так, чтобы он звучал как IB2i. Окей, подумал я, это можно будет сделать, только отметпая все компромисы - придется потратить немало средств на все компоненты сборки. К счастью, у нас была возможность это сделать, и идея воплотилась в реальность. Конечно, и цена за это воплощение соответствующая».
По сути, для того, чтобы превзойти fact.8, нужно было создать трехполосную АС. По размеру старшая модель практически не отличается от своей предшественницы, занимая лишь незначительно больше пространства в помещении. Чтобы добиться максимальной отдачи от корпуса в нижней части, нужно было сконструировать принципиально другой НЧ-динамик и вместо СЧ/НЧ-динамика, который присутствует у fact.8, поставить отдельный среднечастотник.
В отличии от совершенно новых СЧ- и НЧ-динамиков, твитер в fact.12 использован тот же, что и в fact.8 и fact 3, но, в отличае от младших моделей серии, срез разделительного вильтра на высоких частотах выставлен на 4 кГц против 1,7 кГц. Разработанный совместно с норвежскими SEAS, он покрыт материалом Sonomex и включает в себя 19-мм центральный купол, 34-мм внешний и специальную решетку радиатора. Все это сделано для максимально широкого рассеивания. Как и в СЧ-динамике, в твитере использована охлаждающая ферро-магнитная жидкость.
Кроссовер - с двухсторонним монтажом на плате из стеклотекстолита военной приемки. Его крутизна спада - 24 дб/октаву. Такая ее величина говорит нам о многом: искажения сведены к минимуму, звучание всех трех полос складывается в абсолютно бесшовную картину, вы не слышите провалов при переходах между частотами среза разделительного фильтра.
На задней стенке корпуса расположен входной терминал с тремя парами посеребренных клемм для tri-wiring или tri-amping. Fact.12 – единственная пассивная АС в модельном ряду PMC с возможностью раздельной регулировки каждой из полос. Таким образом, вы можете настроить, например, басовый динамик так, как требуют условиях комнаты, в которой стоит ваша АС.
Что касается отделки: к нам на обзор fact.12 пришли в сияющем White Silk. Такое цветовое решение PMC добавили к основным вариантам в палитре по просьбе некоторых зарубежных дистрибьютеров, пожелавших увидеть новые АС в необычном для бренда матовом и снежно-белом «наряде». White Silk, конечно, смотрится очень элегантно и строго, но лично нам больше нравится традиционные отделки PMC - Graphite Poplar,Tiger Ebony или Rich Walnut: смотрятся они просто роскошно. Для повышения устойчивости корпуса fact.12 у своего основания имеют изящные и очень прочные металлические опоры; грили крепятся на магниты, что позволяет с легкостью их снять или заменить при желании. В общем, их стоит оставить разве что из соображений безопасности; нам, конечно, больше нравится слушать эти АС без решеток.
Итак, звучание! Самое сильное впечатление производит то, что звуковая картина складывается именно такая, какую и обещала величина крутизны спада – абсолютно цельная, естественная и без единого провала. Это прекрасно демонстрирует выбранная нами в качестве первой для теста композиция Мадди Уотерса «Folk Singer», которая зачастую звучит зажато и недостаточно открыто, а акустическая гитара Бадди Гая из-за эффекта эха воспринимается на слух как электрическая. PMC же при воспроизведении «Folk Singer» формируют глубокую и широкую звуковую сцену, которая создает ощущение наполненности музыкой каждого угла в комнате. Бас чистый и внушительный, голос Мадди звучит весомо и верно, а акустическая гитара то настойчиво выходит на первый план, то плавно удаляется – все звучит именно так, как и задумано, и все это без потери ясности музыкальной картины и контроля. В «Good Morning, Little Schoolgirl» PMC воспроизводит бас-гитару Вилли Диксона быстрой и пульсирующей – ни призвука лишней ноты, но и не упущено ничего.
Способность fact.12 строить великолепную звуковую сцену еще раз подтвердилась в «Пляске Смерти» Сен-Санса, исполненной оркестром Миннесоты: сквозь впечатляющей ширины перспективу прорывается солирующая скрипка, высокие ноты первых скрипок причудливо переплетаются с массой низких. Богатые оркестровые тембры воспроизводятся чисто и точно, ксилофон и соло-скрипки будто бы окружают общий музыкальный фон, создавая изысканную и сбалансированную звуковую завесу. Основой всему этому пиру для ушей служат чистые и весомые басовые ноты контрабасов.
Порой пугающе звучащее пианино в «Этюдах» Дебюсси в исполнении Мицуко Учида fact.12 бережно воспроизвел, передав самые сложные нервные пассажи точно и верно, без резких рывков вверх-вниз. Акустика прошла суровое испытание "Pour Les Quatres", без малейших нареканий передав залп, пущенный в зал, ровно и с идеальным последующим эхо. На этой записи особенно хорошо пианино: оно правильного размера и расположено на сцене ровно на том месте, на котором и нужно. Вес и глубина нижнего регистра поражают – даже если низкая нота была сыграна очень тихо, эти АС воспроизведут ее внимательно и без искажений.
Переходим на другой вид живых записей, где проблемой может стать воспроизведение акустики – включаю «Entre Cada Palabra» Марты Гомез. Тяжелые низы в этом треке, которые часто могут показаться подавляющими и излишне своенравными, fact.12 воспроизводит легко, непринужденно и с нужной долей контроля. «Жирный», вкусный звук бас-гитары ударяет вас прямо в грудь, при этом не стремясь вырваться из общей картины, испортив ее. Когда композиция дошла до места, где от акустики потребовалось передать ощущение масштаба сцены, PMC вновь нас не разочаровали, хотя, возможно, еще немного глубины бы и не помешало. Что касается верхов – большинство колонок не избежало бы легкого звона во время воспроизведения этой вещи, но PMC свел его к минимуму.
Позже, когда заиграла восхитительно расслабленная «Negrito», fact.12 вновь собрал идеальную картину из прекрасной флейты, расположенной прямо по центру, гладкого и сияющего, как шелк, голоса Марты и хора на бэк-вокале, оставляя ощущения полной гармонии и баланса между всеми составляющими мелодии. Эти АС обладают уникальным тонким вкусом – это можно утверждать совершенно уверенно.
Возвращаясь к классической музыке, я поставил «Концерт для скрипки» Мендельсона в исполнении Хейфеца. Здесь динамики с безукоризненной точности воспроизводят скрипку – вы можете услышать каждый нюанс, малейшее движение смычка, резонанс инструмента; возникает ощущение, что вы и впрямь сидите в концертном зале. Низы звучат чисто и стремительно, помогая услышать и понять задумку великого композитора. Середина все-таки немного смазана, но тут сказывается возраст пластинки, PMC тут обвинить решительно не в чем: слушать винтажные записи в их исполнении – это истинное наслаждение.
Вердикт:
Все классические достоинства PMC налицо: прозрачность, отличная визуализация, соблазнительные середины и бесшовный, стремительный, чистый и мощный бас.
Когда вы смотрите на fact.12 в первый раз, цена, возможно, вызывает удивление; но когда вы услышите, как они играют, вопрос стоимости отпадает автоматически и остается только недоумение от того, как АС такого размера могут выдавать такой потрясающий звук. Решительно, ценник совершенно оправдан.