Ретрофутуризм
Sonus Faber — один из культовых акустических брендов, традиционно дистанцирующийся от технократического подхода и тяготеющий к ремесленнической виртуозности и наследию великих итальянских мастеров, чьи секреты не удается разгадать и по сей день. Наиболее известным моделям Sonus Faber даны имена Амати, Гварнери и Страдивари. Да и само словосочетание «звук ручной работы» (хотя такой вариант перевода с латыни выглядит несколько однобоко и не отражает смысловой многогранности названия), как и выбивающаяся из шрифтового шаблона буква f в форме скрипичной эфы (парные фигурные отверстия на верхних деках струнных инструментов), ассоциативно уводят подальше от компьютерного моделирования к архаичным таинствам эмпирических методик. И вот третье поколение второй сверху в линейке Homage модели Sonus Faber получила имя Amati Futura… Напомним: первая версия этих колонок называлась просто Amati, вторая — Amati Anniversario. Попробуем разобраться, насколько смена имени (пусть даже частичная) соответствует изменениям в конструкции и, что самое главное, в звучании.
С чего начинается акустика
Если театр начинается с вешалки, то колонки, конечно же, с упаковки. И столь безупречная упаковка, как у Sonus Faber Amati Futura, встречается нечасто. Это не только двойные коробки из толстого картона с надежно фиксирующими содержимое ложементами, но и герметичный пакет из плотного фольгированного полимера, туго натянутый на внутреннюю коробку, — практически вакуумная упаковка, как у молотого кофе! Такому кокону никакая влага не страшна, и никакие перепады температуры не смогут спровоцировать осаждение конденсата (влажность внутри минимальна благодаря мешочку с силикагелем). Впрочем, силикагель кладут всегда, даже с недорогими компонентами. Чего не скажешь о пароизоляции.
С большим трудом вызволив колонки из плена упаковки (каждая из которых весит добрых полцентнера), испытываешь настоящий эстетический шок: подобной красоты мир доселе не видывал. Даже Sonus Faber не делала ничего похожего! Конечно, и предыдущие ее модели, даже начального ценового уровня, всегда выделялись изысканностью стиля. Но то, что компания сотворила с Amati в новой модификации, можно безоговорочно отнести к шедеврам, сочетающим радикальное ретро и футуристические тенденции в едином, сверхгармоничном, несмотря на кажущуюся несоединимость ингредиентов, изделии. Причем это не напыщенная «красота», которая кичится своей дороговизной, а поистине редкий образчик гармонии традиционного и нового в дизайне акустики, связывающем воедино инженерную целесообразность и эстетику форм самым изящным образом, какой только можно себе представить.
Красота и целесообразность
Что же такого необычного сотворили создатели Amati Futura? Если в двух словах, они взяли предшествующую версию колонок и заключили ее в жесткую металлическую оправу из хромированного дюралюминия марки «авионал» с отполированной до зеркального блеска поверхностью. Оправа эта состоит из двойного основания, куда вкручиваются конусы, верхней деки и пары изящно выгнутых вертикальных пластин, в которые как бы перетекает тыльная часть корпуса, чье поперечное сечение повторяет форму лютни (на что, к слову, у автора конструкции колонок Sonus Faber Франко Серблина имеется отдельный патент).
Массивная металлическая оправа, которую конструкторы метко назвали внешним скелетом, не только придает АС солидный дополнительный вес, но и делает еще более жесткими корпуса, и без того отличающиеся превосходными механическими показателями благодаря своей форме и внутренним ребрам жесткости. По вертикальным крыльям внешнего скелета стекают к основанию остаточные вибрации стенок. Нежелательные корпусные резонансы, вероятность возникновения которых ввиду практически полного отсутствия параллельных внутренних поверхностей и так минимальна, становятся почти невозможными из-за наличия ребер жесткости. Но и это не все, что касается борьбы с механическими вибрациями и резонансами. Есть еще и настроенный на определенные частоты демпфер масс: вертикальная металлическая ось внутри корпуса, с усилием стягивающая его верхнюю и нижнюю деки. На нее накручены диски-грузила определенного веса, и с их помощью и осуществляется настройка этой механической системы. А шайбы, отделяющие верхнюю часть основания внешнего скелета от нижней, создают эластичную подвеску, играющую роль виброгасителя (т. н. LVT, Low Vibration Transmission), который предотвращает передачу остаточных вибраций от колонок на пол, как и в обратном направлении. Регулируемые конусные шипы разной высоты (задние ниже передних) обеспечивают желаемый наклон колонок.
Корень звука
Но вернемся к материалу корпусов, натуральной древесине. Как известно, порода древесины и направление волокон конкретных образцов массива сильно влияют на звук. Так, клен испокон веков использовался для изготовления нижней деки скрипок знаменитых мастеров из Кремоны (прочие детали делали из ели и других пород). Музыкальность натурального дерева, например ореха, на протяжении многих лет, как принято считать, формировала звуковой почерк акустических систем Sonus Faber. Плашки из массива нужной формы, тщательно отобранные по направлению волокон и определенным образом комбинируемые в многослойной конструкции корпусов, наряду со связующим их воедино компаундом — один из секретов итальянской фирмы. Кстати, по известной версии своим волшебным звучанием скрипки Страдивари в значительной степени обязаны именно особому составу клея, рецепт которого мастер хранил в строжайшем секрете. Как, впрочем, и составу лака. Однако корпуса Amati Futura изготовлены не из клена или ореха, а из нескольких слоев древесины окуме (это дерево произрастает в Африке) с различной ориентацией волокон в каждом слое. Нужная форма придается наборной плите «насильственным» путем, в результате чего получаются стенки корпуса с напряженным слоем. Затем они семь раз покрываются рояльным лаком, причем после каждой операции поверхность шлифуется вручную.
Лицевые панели согласно традиции фирмы покрыты натуральной кожей. Она поглощает энергию растекающихся по стенкам колебаний, возбуждаемых динамическими головками. Это дополнительный и весьма эффективный прием борьбы с переизлучением звука корпусами, что чревато ухудшением локализации звуковых образов в пространстве.
Cтоило послушать непрогретые Amati Futura, как все встало на свои места: вот он, Sonus Faber! Даже если не все АС бренда заслуживают той славы, что идет по миру, Amati Futura обеспечат стопроцентную амнистию и реабилитацию.
Динамики и прочие подробности
Примечателен комплект установленных в Amati Futura излучателей. Прежде всего, в новой версии модели вместо кольцевого твитера, каким оснащались ее предшественники, использованы классические 1,1-дюймовые пищалки с мягким куполом разработки известного автора электромеханических преобразователей Рагнара Лиана, являющегося, по некоторым сведениям, соучредителем Sonus Faber. Средние частоты воспроизводятся 7-дюймовой головкой производства Scan-Speak (ее изготавливают специально для Sonus Faber). Она обладает звуковой катушкой значительного диаметра, а также диффузором из формованной целлюлозы, причем процесс формовки сводится к естественному высыханию целлюлозной массы в форме без последующей штамповки (таким способом достигается внутренняя однородность структуры материала). Заметим, что раньше в Amati ставили СЧ-динамики с полимерным диффузором. Еще среднечастотник легко отличим благодаря вогнутому (а не в виде традиционной пули) колпачку в центре и наличию трех колец Фарадея. Эти элементы конструкции излучателя, фактически представляющие собой короткозамкнутые витки, позволяют существенно улучшить целый комплекс важных характеристик. Благодаря им выравнивается импеданс головки, который обычно имеет ощутимый подъем на верхних рабочих частотах, снижаются нелинейные искажения из-за неравномерности и несимметричности распределения магнитного потока в зазоре (как четные, так и нечетные гармоники), подавляются вихревые токи и пр.
За НЧ-диапазон отвечают два 8,75-дюймовых вуфера с разными частотами среза (именно поэтому у колонок не 3, а 3,5 полосы). Сразу огорчим безапелляционных сторонников бумаги: диффузоры вуферов, хотя и черные, сделаны из легкого алюминиево-магниевого сплава и покрыты вспененным полимером. Увы, любимая столь многими бумага не в состоянии обеспечить поршневой режим работы динамиков крупного диаметра, потому что ей не хватает жесткости. Колпачки (фазовые рассекатели) у НЧ-драйверов вогнутые, как и у СЧ-динамика. Длинный ход подвижной системы и специальные меры против возникновения вихревых токов, как утверждает производитель, гарантируют ультранизкие искажения по басу.
Акустическое оформление басовой секции — фазоинвертор, два круглых порта сравнительно небольшого диаметра выведены назад (между вертикальных металлических крыльев). Для того чтобы предотвратить завихрение воздуха, стенки фазоинверсных труб покрыты вспененным составом (фирменная технология Stealth Reflex). Интересно, что и СЧ-секция, отделенная от низкочастотной, тоже снабжена портом с подобным покрытием стенок.
Кроссоверы, опять же по утверждениям производителя, максимально оптимизированы по совокупности параметров, включая АЧХ и ФЧХ, а также по согласованности с выходом усилителя. Порядок фильтров из-за туманной терминологии в информационных источниках до конца не ясен, а потому об этом лучше скромно промолчать. Зато доподлинно известно, что на качественные электронные компоненты кроссоверов фирма не скупится: здесь вам и конденсаторы Mundorf серии Supreme, и катушки индуктивности производства Jantzen.
Наконец, последнее, что обращает на себя внимание, — входные клеммы (всего их четыре, то есть после удаления перемычек возможен бивайринг и биампинг). При относительной миниатюрности клемм, тем не менее, это один из лучших их вариантов, позволяющий с помощью небольшого усилия надежно зажать лопатки акустических кабелей. Можно не волноваться о том, что со временем или же при перемещении колонок что-то разболтается.
Звуки
Откровенно говоря, несмотря на уважение к знаменитому итальянскому бренду, до сей поры мое общение с акустикой Sonus Faber как-то не складывалось. В частности, приходилось иметь дело с колонками Amati базовой версии, к которым никак не удавалось подобрать подходящий усилитель, хотя в отборе участвовали весьма достойные кандидаты. Звук (не только у Amati) от раза к разу получался красивый, но недостаточно динамичный, с заметно ослабленными высокими и сглаженной (в пользу красивости тембров) динамикой. Из-за этого даже внешность АС с элитарной отделкой (вишневые тона) не производила должного впечатления. Наилучшее впечатление оставили Stradivari (как ни странно, на выставке): я смог почувствовать их потенциал. Звучала, кстати, скрипичная музыка (кажется, каприсы Паганини).
Вообще надо сказать, что попытки смешивать понятия «акустическая система» и «музыкальный инструмент» отдают спекулятивностью и порой имеют характер приманки для дилетантов. Ведь отдельно взятый музыкальный инструмент всегда исполняет сам себя, а где вы видели скрипку или фортепиано, которые звучали бы как целый оркестр с барабанами, литаврами и хором? Но именно такая задача стоит перед колонками, в отличие от инструментов. Вот и получается, что акустика, которую делают, скажем, из «обрезков» роялей, именно рояль лучше всего и воспроизводит, но голоса и духовые в ее интерпретации тоже приобретают какой-то рояльный оттенок, как будто музыкант залез под крышку инструмента и оттуда поет и играет…
Однако стоило послушать непрогретые, прямо из коробок, Amati Futura, как все встало на свои места: вот он какой, оказывается, этот культовый Sonus Faber! Даже если не все модели АС бренда заслуживают той славы, что идет о нем по миру, колонки Amati Futura с лихвой обеспечат ему стопроцентную амнистию и реабилитацию.
Эти колонки — повторю еще раз, совершенно не разыгранные, да еще и в довольно скромном относительно их статуса тракте, — ухитрились продемонстрировать неожиданную близость к идеальному звучанию, которое формируется где-то в подкорке на основе многолетнего опыта общения с аудиореальностью в неосознанных попытках интерполировать услышанное тут и там. Действительно, как начинаешь в определенный момент понимать, стремимся мы не к какой-то объективной безупречности воспроизведения тембров и динамических аспектов музыки, а, в конечном счете, к гармонии, живущей в самой музыке и в той или иной степени страдающей из-за физических изъянов звука — иногда значительных, а иногда едва различимых, но все же достаточных для того, чтобы разрушить целостность восприятия, сделать язык музыкальных образов невнятным и неубедительным.
Даже те незначительные огрехи, что удалось подметить (несколько прижатые высокие частоты, которые, однако, наверняка еще раскроются в полную силу после прогрева колонок), не внесли диссонанса в общее впечатление от прослушивания Amati Futura. Обычно в подобных весьма редких случаях, когда сталкиваешься с почти безупречным звучанием, ужасно не хочется ничего препарировать, разделять на составляющие и анализировать. Но и ограничиваться общими фразами, тем более восторженными, тоже не годится. Поэтому все же скажу пару слов, например, про бас, который следует назвать фундаментальным (а не мощным, глубоким или аккуратным, хотя все эти определения в отношении него верны). Давно не приходилось слышать от пассивной акустики столь ровного, уверенного, точного и правильного, а главное, идеально интегрированного в общий ансамбль звуков баса.
Небольшой недостаток детальности на физическом уровне удивительным образом компенсировался высочайшим разрешением в эмоциональном плане: нюансировка, особенно по громкости и акцентированию, настолько выражена, что в хорошо знакомой музыке постоянно отыскивались новые подробности, скажем еле уловимая вибрация голоса или затерявшееся было послезвучие. Тембральное богатство, естественность фактуры инструментов и голосов и сибилянтов голоса, ощущение сцены, удивительное сочетание взрывной динамики с деликатностью и даже некоторой шелковистостью, непрерывность развития музыкальной мысли — можно привести еще с десяток подобных эпитетов, ничего при этом не выдумывая, но зачем? И так все ясно.
Наконец, по поводу жанровой ориентированности: ни к одному из предложенных им жанров музыки колонки не проявили и тени пренебрежения, отыграв все с блеском, но без излишней напыщенности или звукового трюкачества. Наиболее сильное впечатление, пожалуй, произвела опера — наверное, потому что это все-таки… опера.
Tехнические параметры Sonus Faber Amati Futura (по данным производителя)
- Акустическое оформление фазоинвертор
- Частотный диапазон (–3 дБ), Гц 25 — 30 000
- Количество полос 3,5 (НЧ – 2 х 220 мм, СЧ – 179 мм, ВЧ – 29 мм)
- Частоты раздела кроссовера, Гц 80, 220, 3200
- Сопротивление (номинальное), Ом 4
- Чувствительность (2,83 Вт, 1 м), дБ 90
- Габариты, мм 1160 x 405 x 635
- Масса, кг 55,5
Контрольный тракт
- СD-проигрыватель Atoll CD-400
- Интегрированный усилитель Bryston B-100-SST
- Акустические системы PMC OB1i
- Межблочный кабель Analysis Plus Solo Crystal Oval Interconnects
- Акустические кабели Analysis Solo Crystal Oval 8
Вывод
Amati Futura возвращают нам музыку, из которой аудиофилы сделали некую тестовую нарезку для оценки физических параметров звука. Послушав эти колонки, вдруг начинаешь понимать, насколько дико такое положение вещей (а что делать?). Думается, даже те, кто решится приобрести Amati Futura просто за их внешнюю привлекательность, сами того не ожидая, очень скоро превратятся в страстных меломанов — стоит лишь раз-другой проиграть записи с любимой музыкой на удачно собранной системе с этими АС!
Источник: журнал АудиоМагазин №3 2013 I