Хаб для меломана. АV-ресивер Arcam FMJ AVR360.
Новый АV-ресивер с индексом 360 — младший в линейке компонентов Arcam FMJ. Его появление на рынке фактически означает заманчивое предложение получить все то же самое, но за меньшие деньги. Относительно, конечно, меньшие, поскольку технику этой британской марки особенно дешевой не назовешь.
Arcam FMJ AVR360 — практически точная копия старшей модели с индексом AVR400. Отличается он от нее лишь чуть меньшей (на 15 Вт на канал) выходной мощностью, и при идентичных дизайне и функциональном оснащении это едва ли может объяснить разницу в 25 000 рублей. Симпатичный английский ресивер представляет собой полноценный коммутатор-усилитель для современного домашнего кинотеатра с любыми AV-источниками. Исчерпывающий набор декодеров окружающего звучания и аналогичная по составу поддержка форматов пространственной обработки дополняются развитыми возможностями по части инсталляции. Аппарат воспроизводит сжатые аудиофайлы (MP3, FLAC, AAC) через порт USB, принимает интернет-радио и опционально допускает подключение док-станции для Apple iPod. Из приятных бонусов можно отметить функцию Dolby Volume, предназначенную для выравнивания громкости звука с разных источников и небольшой тональной коррекции. Судя по всему, у Arcam в планах на ближайшую пятилетку — научить свои ресиверы реагировать на голос и самостоятельно подключаться к акустике…
Строгий вороненый корпус с аккуратной линейкой кнопок и монохромным люминесцентным дисплеем с хорошо читаемыми символами отчего-то смотрится как кузов старого «роллс-ройса» с тонированным стеклом. В общем, благородно так. Cерия FMJ (Faithful Musical Joy), включающая в себя широкий спектр аудиотехники, от плееров до ЦАПов, позиционируется маркетологами Arcam в качестве своеобразного эталона точности во всех вопросах, связанных с воспроизведением, преобразованием и, конечно же, усилением звука. Претензия на хай-эндность нередко не дает возможности адекватно реагировать на запросы рынка — это акустические системы можно ваять годами, не обращая внимания на мелькания форматов и рост вычислительной мощности сигнальных процессоров, а для таких сложных и непрерывно эволюционирующих аппаратов, как AV-ресиверы, актуальность особенно важна.
Тем приятнее убедиться после беглого знакомства с Arcam AVR360, что даже самая недорогая модель представляет собой гармоничный симбиоз современной коммутационно-декодирующей электроники и старого доброго английского аудио. Полный набор новейших декодеров окружающего звучания (Dolby TrueHD , DD+, DTS-HD Master Audio), поддержка основных форматов сжатого звука (FLAC, AAC), внушительный набор аудио- и видеоинтерфейсов (включая пять портов HDMI 1.4а), модная атрибутика в виде совместимости с «яблочными» плеерами, сетевого разъема для витой пары и порта USB, обязательный для сегодняшних кинотеатральных систем «набор инсталлятора» (RS-232, триггерные выходы, выносной ИК-порт) — как видим, аппарат всесторонне развитый. Ресивер оборудован многоканальным аналоговым входом 7.1 (называется MCH-input) для подключения SACD-проигрывателя, сигнал на котором подвергается минимальным изменениям и регулировкам. Для меломанов есть режим Stereo Direct. Сквозная коммутация видеоисточников через AVR360 подразумевает обширный набор потенциальных кандидатов — помимо пяти входов HDMI имеются три компонентных видеовхода, а бортовой скалер преобразует картинку до параметров 1080p / 60 Гц / 24. Присутствует также цифровой DAB-тюнер в дополнение к стандартному FM/AM. По сути, от современного ресивера, давно уже превратившегося в своеобразный коммутатор всей домашней AV-системы, больше и желать нечего.
Очень прилично смотрится усилительная часть. Трансформатор питания с Ш-образным сердечником на 1 кВА — единственное отличие силовой схемы от конструкции старшей модели AVR400 с ее модным тороидальным агрегатом. В официальной спецификации указана мощность 5 х 75 Вт при нагрузке пяти каналов и коэффициенте нелинейных искажений 0,2% либо 2 х 90 Вт в стереорежиме при загрузке только фронтальных каналов. В то же время целых 80 Вт в стерео обеспечиваются уже при вполне аудиофильских 0,02% THD, хотя, правда, не совсем понятно, на какой нагрузке, 4 или 8 Ом. С учетом КПД двухтактного усилителя и потребляемой мощности в 1 кВт эти значения совершенно реальные и более чем достаточные для типичных громкоговорителей с чувствительностью 88—90 дБ. Добротные усилительные модули класса AB с парными транзисторами на общем массивном радиаторе охлаждения убеждают в корректности паспортных цифр. Любопытно, что в спецификации указывается даже величина тепловыделения в окружающую среду в различных режимах работы — полезная информация для профессиональных инсталляторов, часто монтирующих аппаратуру в рэковые стойки с принудительным теплоотводом. Семь каналов усиления можно задействовать как в основной зоне, так и в мультируме. Для любителей поэкспериментировать в чистом стерео предусмотрено биампинговое подключение фронтальных АС. При биампинге в дело вступают неиспользуемые в данный момент усилительные модули задних тыловых каналов (Surround Back).
Экранное меню ресивера не поражает красочностью и блеском, оно графически строго и логичное. Чтобы не было нужды настраивать параметры конфигурации 7.1 с рулеткой в руках, имеется функция акустической автонастройки (в стерео автоматический режим не работает), включающая в себя, помимо стандартных настроек (тип АС, дистанция, уровень громкости, частота среза LFE), еще калибровочный модуль Room EQ. Этот последний, как можно предположить, автоматически сглаживает частотные характеристики каналов с помощью простенького цифрового 5-полосного октавного эквалайзера. Комплектный измерительный микрофон подключается весьма нестандартно — через маленький разъем-джек AUX на лицевой панели аппарата (в жизни бы не догадался). Некоторые советуют на время проведения калибровки вообще выйти из комнаты, чтобы обеспечить минимальную погрешность измерений. Однако зрители в ходе кинопросмотра поглощают не только чипсы, но и звуковые волны, поэтому, наверное, целесообразнее в комнате присутствовать, но тихо. Впрочем, это не особенно актуально, так как возможности коррекции комнатных акустических проблем у AVR360 довольно-таки скромные. И кстати, никаких отличий от старшей «четырехсотой» модели тут тоже не наблюдается.
Пульт ДУ стандартный, обучаемый, достаточно функциональный и насыщенный, притом что при реальной эксплуатации ресивера будет использоваться едва ли десятая доля его потенциала. Автонастройка серией скользящих тонов занимает не более полутора минут, причем аппарат хорошо справляется с установкой основных параметров даже в условиях стесненного объема и применения колонок различного типа. В режиме Stereo Direct компонент напоминает добротный стереоусилитель. Последнее обстоятельство может быть связано с объективно высоким уровнем разделения каналов, хотя параметр channel separation в данных производителя не нормируется вообще. Что же до первых двух аспектов, то относительно скромный по своему статусу Arcam AVR360 смотрится определенно выигрышно на фоне некоторых японо-китайских ресиверов, чья выходная мощность чаще всего вдвое превышает потребляемую по паспорту. Даже половины имеющихся на его борту ватт хватает, чтобы держать в узде практически любую акустику. Конечно, в случае тяжелой нагрузки в семиканальном варианте (4-омные АС) на приличной громкости блок питания может слегка (и скорее всего) подсесть, но для типичных помещений малой и средней площади (10—25 м2) возможностей аппарата вполне достаточно.
Результаты измерений:
Ресивер Arcam AVR360 продемонстрировал хорошие технические характеристики. Ширина полосы пропускания в аналоговом режиме работы не менее 100 кГц. При активных цепях цифровой обработки сигнала верхний порог рабочего диапазона снижается до 48 кГц. Темброблок позволяет осуществлять амплитудную коррекцию в НЧ- и ВЧ-области в пределах 10 дБ (рис. 1). Следует отметить, что при переключении режимов работы (direct включен — выключен) заметно (на 7 дБ) изменяется уровень выходного сигнала. Такое решение имеет свои плюсы, и потому мы не будем относить это к недостаткам конструкции. Усилитель работает с любым номиналом нагрузки. При балласте 4 Ом максимальная выходная мощность составляет 150 Вт. Значения КНИ в рабочей полосе мощностей и широком частотном диапазоне измеряются десятитысячными долями процента (рис. 2, для 8, 4 и 2 Ом). Для 8 Ом максимум мощности составляет не очень большую величину — 90 Вт, но заявленное производителем энергопотребление (1000 Вт) позволяет удерживать указанную величину при большом количестве загруженных каналов с минимальными потерями. Так, при четырех активных каналах спад не превышает 16%. Для сравнения: у бюджетных ресиверов потери достигают 50 и более процентов (если они еще при этом будут работать). Переходное затухание сигнала между каналами проиллюстрировано на рис. 3.
Технические характеристики:
Тип – AV-ресивер
Название – Arcam FMJ AVR360
Выходная мощность (8 Ом, при ПКГ менее 0,2%, на частоте 1 кГц, при загрузке пяти каналов), Вт – 7 х 75
Частотная характеристика, Гц – нет данных
Коэффициент нелинейных искажений, % – нет данных
Отношение сигнал/шум, дБ – 100
Энергопотребление, Вт – 1000
Декодирование Dolby TrueHD и DTS-HD HRA/MA – да
Система автокалибровки – да, Room EQ
Коммутация HDMI v.1.4, входов / выходов – 5 / 1
Видеоскалер 1080p – да
Конвертер аналоговых видеосигналов в HDMI – да
Видеовходы – композитные (4), S-Video (4), компонентные (3)
Видеовыходы – композитный, компонентный
Аудиовходы – RCA (6), цифровые оптические (2), цифровые коаксиальные (4), многоканальный 7.1
Аудиовыходы – RCA, многоканальный 7.1
Дополнительно – USB, LAN, тюнеры AM/FM (с RDS) и DAB
Габариты, см – 43,5 x 17,2 x 45,5
Масса, кг – 15,5
Оценки:
1. Дизайн - 90%
2. Качество изготовления - 95%
3. Звучание - 95%
4. Эргономика - 90%
Итоговая оценка 95%
Плюсы: развитые коммутационные возможности, высокое качество усилительного тракта, добротное звучание
Минусы: эх, посерьезнее бы систему коррекции Room EQ, и цены бы аппарату не было…
Вывод: Если Arcam AVR360 позиционируется производителем как ресивер entry-level, то этот «начальный уровень» весьма и весьма неплох во всех отношениях. Особенно хочется отметить высокое качество усилительной части.
Arcam FMJ AVR360 — практически точная копия старшей модели с индексом AVR400. Отличается он от нее лишь чуть меньшей (на 15 Вт на канал) выходной мощностью, и при идентичных дизайне и функциональном оснащении это едва ли может объяснить разницу в 25 000 рублей. Симпатичный английский ресивер представляет собой полноценный коммутатор-усилитель для современного домашнего кинотеатра с любыми AV-источниками. Исчерпывающий набор декодеров окружающего звучания и аналогичная по составу поддержка форматов пространственной обработки дополняются развитыми возможностями по части инсталляции. Аппарат воспроизводит сжатые аудиофайлы (MP3, FLAC, AAC) через порт USB, принимает интернет-радио и опционально допускает подключение док-станции для Apple iPod. Из приятных бонусов можно отметить функцию Dolby Volume, предназначенную для выравнивания громкости звука с разных источников и небольшой тональной коррекции. Судя по всему, у Arcam в планах на ближайшую пятилетку — научить свои ресиверы реагировать на голос и самостоятельно подключаться к акустике…
Строгий вороненый корпус с аккуратной линейкой кнопок и монохромным люминесцентным дисплеем с хорошо читаемыми символами отчего-то смотрится как кузов старого «роллс-ройса» с тонированным стеклом. В общем, благородно так. Cерия FMJ (Faithful Musical Joy), включающая в себя широкий спектр аудиотехники, от плееров до ЦАПов, позиционируется маркетологами Arcam в качестве своеобразного эталона точности во всех вопросах, связанных с воспроизведением, преобразованием и, конечно же, усилением звука. Претензия на хай-эндность нередко не дает возможности адекватно реагировать на запросы рынка — это акустические системы можно ваять годами, не обращая внимания на мелькания форматов и рост вычислительной мощности сигнальных процессоров, а для таких сложных и непрерывно эволюционирующих аппаратов, как AV-ресиверы, актуальность особенно важна.
Тем приятнее убедиться после беглого знакомства с Arcam AVR360, что даже самая недорогая модель представляет собой гармоничный симбиоз современной коммутационно-декодирующей электроники и старого доброго английского аудио. Полный набор новейших декодеров окружающего звучания (Dolby TrueHD , DD+, DTS-HD Master Audio), поддержка основных форматов сжатого звука (FLAC, AAC), внушительный набор аудио- и видеоинтерфейсов (включая пять портов HDMI 1.4а), модная атрибутика в виде совместимости с «яблочными» плеерами, сетевого разъема для витой пары и порта USB, обязательный для сегодняшних кинотеатральных систем «набор инсталлятора» (RS-232, триггерные выходы, выносной ИК-порт) — как видим, аппарат всесторонне развитый. Ресивер оборудован многоканальным аналоговым входом 7.1 (называется MCH-input) для подключения SACD-проигрывателя, сигнал на котором подвергается минимальным изменениям и регулировкам. Для меломанов есть режим Stereo Direct. Сквозная коммутация видеоисточников через AVR360 подразумевает обширный набор потенциальных кандидатов — помимо пяти входов HDMI имеются три компонентных видеовхода, а бортовой скалер преобразует картинку до параметров 1080p / 60 Гц / 24. Присутствует также цифровой DAB-тюнер в дополнение к стандартному FM/AM. По сути, от современного ресивера, давно уже превратившегося в своеобразный коммутатор всей домашней AV-системы, больше и желать нечего.
Очень прилично смотрится усилительная часть. Трансформатор питания с Ш-образным сердечником на 1 кВА — единственное отличие силовой схемы от конструкции старшей модели AVR400 с ее модным тороидальным агрегатом. В официальной спецификации указана мощность 5 х 75 Вт при нагрузке пяти каналов и коэффициенте нелинейных искажений 0,2% либо 2 х 90 Вт в стереорежиме при загрузке только фронтальных каналов. В то же время целых 80 Вт в стерео обеспечиваются уже при вполне аудиофильских 0,02% THD, хотя, правда, не совсем понятно, на какой нагрузке, 4 или 8 Ом. С учетом КПД двухтактного усилителя и потребляемой мощности в 1 кВт эти значения совершенно реальные и более чем достаточные для типичных громкоговорителей с чувствительностью 88—90 дБ. Добротные усилительные модули класса AB с парными транзисторами на общем массивном радиаторе охлаждения убеждают в корректности паспортных цифр. Любопытно, что в спецификации указывается даже величина тепловыделения в окружающую среду в различных режимах работы — полезная информация для профессиональных инсталляторов, часто монтирующих аппаратуру в рэковые стойки с принудительным теплоотводом. Семь каналов усиления можно задействовать как в основной зоне, так и в мультируме. Для любителей поэкспериментировать в чистом стерео предусмотрено биампинговое подключение фронтальных АС. При биампинге в дело вступают неиспользуемые в данный момент усилительные модули задних тыловых каналов (Surround Back).
Экранное меню ресивера не поражает красочностью и блеском, оно графически строго и логичное. Чтобы не было нужды настраивать параметры конфигурации 7.1 с рулеткой в руках, имеется функция акустической автонастройки (в стерео автоматический режим не работает), включающая в себя, помимо стандартных настроек (тип АС, дистанция, уровень громкости, частота среза LFE), еще калибровочный модуль Room EQ. Этот последний, как можно предположить, автоматически сглаживает частотные характеристики каналов с помощью простенького цифрового 5-полосного октавного эквалайзера. Комплектный измерительный микрофон подключается весьма нестандартно — через маленький разъем-джек AUX на лицевой панели аппарата (в жизни бы не догадался). Некоторые советуют на время проведения калибровки вообще выйти из комнаты, чтобы обеспечить минимальную погрешность измерений. Однако зрители в ходе кинопросмотра поглощают не только чипсы, но и звуковые волны, поэтому, наверное, целесообразнее в комнате присутствовать, но тихо. Впрочем, это не особенно актуально, так как возможности коррекции комнатных акустических проблем у AVR360 довольно-таки скромные. И кстати, никаких отличий от старшей «четырехсотой» модели тут тоже не наблюдается.
Пульт ДУ стандартный, обучаемый, достаточно функциональный и насыщенный, притом что при реальной эксплуатации ресивера будет использоваться едва ли десятая доля его потенциала. Автонастройка серией скользящих тонов занимает не более полутора минут, причем аппарат хорошо справляется с установкой основных параметров даже в условиях стесненного объема и применения колонок различного типа. В режиме Stereo Direct компонент напоминает добротный стереоусилитель. Последнее обстоятельство может быть связано с объективно высоким уровнем разделения каналов, хотя параметр channel separation в данных производителя не нормируется вообще. Что же до первых двух аспектов, то относительно скромный по своему статусу Arcam AVR360 смотрится определенно выигрышно на фоне некоторых японо-китайских ресиверов, чья выходная мощность чаще всего вдвое превышает потребляемую по паспорту. Даже половины имеющихся на его борту ватт хватает, чтобы держать в узде практически любую акустику. Конечно, в случае тяжелой нагрузки в семиканальном варианте (4-омные АС) на приличной громкости блок питания может слегка (и скорее всего) подсесть, но для типичных помещений малой и средней площади (10—25 м2) возможностей аппарата вполне достаточно.
Результаты измерений:
Ресивер Arcam AVR360 продемонстрировал хорошие технические характеристики. Ширина полосы пропускания в аналоговом режиме работы не менее 100 кГц. При активных цепях цифровой обработки сигнала верхний порог рабочего диапазона снижается до 48 кГц. Темброблок позволяет осуществлять амплитудную коррекцию в НЧ- и ВЧ-области в пределах 10 дБ (рис. 1). Следует отметить, что при переключении режимов работы (direct включен — выключен) заметно (на 7 дБ) изменяется уровень выходного сигнала. Такое решение имеет свои плюсы, и потому мы не будем относить это к недостаткам конструкции. Усилитель работает с любым номиналом нагрузки. При балласте 4 Ом максимальная выходная мощность составляет 150 Вт. Значения КНИ в рабочей полосе мощностей и широком частотном диапазоне измеряются десятитысячными долями процента (рис. 2, для 8, 4 и 2 Ом). Для 8 Ом максимум мощности составляет не очень большую величину — 90 Вт, но заявленное производителем энергопотребление (1000 Вт) позволяет удерживать указанную величину при большом количестве загруженных каналов с минимальными потерями. Так, при четырех активных каналах спад не превышает 16%. Для сравнения: у бюджетных ресиверов потери достигают 50 и более процентов (если они еще при этом будут работать). Переходное затухание сигнала между каналами проиллюстрировано на рис. 3.
Технические характеристики:
Тип – AV-ресивер
Название – Arcam FMJ AVR360
Выходная мощность (8 Ом, при ПКГ менее 0,2%, на частоте 1 кГц, при загрузке пяти каналов), Вт – 7 х 75
Частотная характеристика, Гц – нет данных
Коэффициент нелинейных искажений, % – нет данных
Отношение сигнал/шум, дБ – 100
Энергопотребление, Вт – 1000
Декодирование Dolby TrueHD и DTS-HD HRA/MA – да
Система автокалибровки – да, Room EQ
Коммутация HDMI v.1.4, входов / выходов – 5 / 1
Видеоскалер 1080p – да
Конвертер аналоговых видеосигналов в HDMI – да
Видеовходы – композитные (4), S-Video (4), компонентные (3)
Видеовыходы – композитный, компонентный
Аудиовходы – RCA (6), цифровые оптические (2), цифровые коаксиальные (4), многоканальный 7.1
Аудиовыходы – RCA, многоканальный 7.1
Дополнительно – USB, LAN, тюнеры AM/FM (с RDS) и DAB
Габариты, см – 43,5 x 17,2 x 45,5
Масса, кг – 15,5
Оценки:
1. Дизайн - 90%
2. Качество изготовления - 95%
3. Звучание - 95%
4. Эргономика - 90%
Итоговая оценка 95%
Плюсы: развитые коммутационные возможности, высокое качество усилительного тракта, добротное звучание
Минусы: эх, посерьезнее бы систему коррекции Room EQ, и цены бы аппарату не было…
Вывод: Если Arcam AVR360 позиционируется производителем как ресивер entry-level, то этот «начальный уровень» весьма и весьма неплох во всех отношениях. Особенно хочется отметить высокое качество усилительной части.
Дмитрий Дмитрокопуло. Журнал hi-fi.ru
Магазин AVCOMFORT.RU >>
Оценить качество звучания и приобрести товар вы можете