Living Voice
«Living Voice» — эти два слова, как в оригинальном виде, так и в переводе, не только настраивают на восприятие британского бренда и соответствующей продукции, но и говорят о принципиальном подходе к разработке акустических систем. Во главу угла компания Living Voice ставит способность аудиокомпонентов сообщать слушателям заключенную в записях эмоциональную энергию — тот самый «живой голос» музыки, а калькулятору и циркулю с линейкой отводит подчиненное положение. Англичане, конечно же, не заявляют, что, дескать, есть лишь звук, а остальное чепуха, они просто убеждены, что в их ремесле «нет возможности полагаться исключительно на одни измерения и спецификации» и велика роль знаний (не только специальных), а также интуиции и вдохновения… Вообще-то, согласитесь, ничего нового.
Постановка голоса
Если же говорить об акустической
«Мы разрабатываем наши продукты, ориентируясь на восприятие музыки искушенными слушателями, и оцениваем свои успехи по способности колонок передавать глубокое и многослойное эмоционально-художественное содержание». Итак, синтез науки и искусства. В области создания аудиотехники, способной отвлечь человека от мыслей, что, слушая музыку дома, он всего лишь потребляет музыкальные консервы, об этом не говорит только ленивый. Впрочем, баланс между наукой и искусством у всех неодинаков, то есть обе части формулы имеют разный вес или, выражаясь математическим языком, разный коэффициент. Бывают, как известно, и крайности — либо сплошь наука, либо одно искусство, а в этом мало хорошего.
Можно предположить, что не всякому производителю по плечу проведение серьезных измерительных процедур, многоступенчатый параметрический контроль, исследования в безэховой камере и т. д., поскольку дорого все это, да и хлопотно. Вот и сочиняют администраторы фирменных сайтов завлекательные пассажи о примате эмоций… Вместе с тем кто из персон аудиобизнеса — от рядовых до великих и даже легендарных — не заявлял (разными словами, конечно) о невозможности «полагаться на одни лишь измерения и спецификации» и кто из нас не признавал, что в этих утверждениях, как ни крути, содержится изрядная доля истины?
Если же говорить об акустической отрасли, то, думается, измерительное оборудование и все прочее необходимо в первую очередь компаниям, которые сами разрабатывают и изготавливают динамики, а таких, как мы знаем, меньшинство, в том числе в области High End. Большинство же строят свои колонки на основе динамиков сторонних, по преимуществу датских, фирм, благо производители всегда приводят подробные параметры стандартных версий своих излучателей и с готовностью откликаются на пожелания заказчика (чтобы тот имел возможность обронить: мол, сделано по нашим спецификациям). Не составит большого труда разработать линейку акустических систем, имея в своем распоряжении параметры Тиля — Смолла, да плюс еще специальные компьютерные программы, которые моментально все рассчитают за пару кликов мышью. Что же касается зыбкой эмоциональной энергии и иных эфемерностей, то тут должны поработать уши, интеллект и сердце, обязаны включиться вдохновение и интуиция. Дабы «поставить голос» компонентам, нужно изрядно потрудиться, а значит, без handmade никак не обойтись. Так что позиция Living Voice лично мне представляется логичной и вполне честной.
От Air Partner до Vox Olympian
Английская фирма поднаторела в Hi-Fi — как-никак, она уже двадцать лет уверенно держится на плаву, пользуясь благосклонностью аудиофилов. Год ее рождения — 1992 (выходит, нынешний — юбилейный), а базируется она в Ноттингеме. Столетия тому назад город недолго принадлежал датской короне, но, впрочем, это вряд ли как-то связано с приверженностью работающей здесь аудиокомпании динамикам ScanSpeak.
Первая же модель Living Voice, рупорная Air Partner, имела большой успех — ее звучание до сих пор не истерлось в памяти аудиофилов (сам я ее не слышал). А создатель этой АС инженер Кевин Скотт по-прежнему возглавляет компанию. О склонности Living Voice к сложным рупорным конструкциям (со времен Air Partner) свидетельствует и нынешний лидер модельного ряда Vox Olympian. В 1992 фирма ввела в строй линейку Auditorium, которая и до настоящего времени держится в производственной программе. Имеется в виду, конечно, название — содержание, разумеется, менялось.
Интересно окинуть взглядом весь ассортимент продукции Living Voice, где наряду с колонками вполне традиционной конструкции (семейство Auditorium) представлены довольно экзотические образцы. В 2010 году позицию флагмана каталога заняла Vox Olympian (ее имя — «Божественный глас» — говорит само за себя; надеюсь, состоится визит этой акустики в Россию). Есть здесь и модель Cosmotron, словно выполненная по эскизам отца космонавтики Циолковского или вдохновленная космолетами из фильма «Кин-дза-дза!» (хотя я не думаю, что он транслировался по британскому ТВ). Вообще-то это благородного вида произведение с корпусом из патинированной пушечной бронзы (древние бомбарды пошли на переплавку?), с сияющими хромом зеркальными крыльями и динамиками под съемным решетчатым забралом имеет немного общего с проржавевшей гравицапой из упомянутой киноленты.
С кроссовером на борту
Итак, на «макушке» модельного ряда располагается супер-хай-эндная мультирупорная Vox Olympian. «Сбоку » — шаттл Cosmotron и акустика, изготавливаемая по единичным специальным проектам: не серийные модели в обычном понимании, а, скорее, демонстрация возможностей компании, которая дает понять, что может очень и очень многое за деньги клиента. Наконец, ядро модельного ряда — продукция для «нормальных», простых смертных: серия Auditorium.
В линейке представлены четыре АС. Две верхние предлагаются в версиях IBX (Inboard Crossover) и OBX (Outboard Crossover) — с внутренним и внешним блоком кроссовера, — образуя подразделения внутри серии. Кроссоверы в обоих случаях пассивные. Преимущество внешнего в том, что его элементы ограждены от серьезных механоакустических воздействий, которые всегда испытывает электроника, находящаяся внутри колонок. В то же время встроенный кроссовер ориентирован максимально близко к излучателям, что немаловажно. Living Voice заявляет как о более высоком качестве версий OBX, так и о том, что ей удалось минимизировать негативные стороны IBX.
В настоящей статье рассматривается модель IBX-R2, небольшая (чуть выше 1 м и массой 20 кг) напольная колонка классической конструкции. На передней стенке строгого корпуса в форме прямоугольной призмы расположены три динамика в симметричной конфигурации, авторство которой приписывают Джозефу Д'Апполито: два мидбасовых драйвера смонтированы выше и ниже твитера, который смещен в сторону от образуемой басовиками вертикальной оси. Как известно, эта компоновка вкупе с определенным режимом работы фильтров позволяет сузить излучение в вертикальной плоскости и ориентировать его параллельно горизонту, делая более выгодным соотношение между вредными отражениями от пола и потолка (не потому ли знаменитые оперные театры, например ла Скала и Большой, имеют форму колодца?) и полезными — от стен.
Несколько слов о динамиках. Твитер — весьма недешевый ScanSpeak Revelator. Ему спето уже немало дифирамбов, и я не стану добавлять к мощному хору свой слабый голос. Некоторые специалисты вообще считают его лучшим высокочастотником с текстильным куполом. Два других излучателя — модифицированные ScanSpeak. Есть сведения, что прежде модель комплектовалась мидбасовиками Vifa, однако «производитель оставляет за собой право вносить изменения в конструкцию без уведомления». Низкочастотное акустическое оформление — фазоинвертор (порт сзади). Коммутация — bi-wiring/bi-amping. Динамики защищены съемной сеткой с пластиковыми штифтами (жаль, что компании нередко предпочитают втулки более эстетичному варианту с потайными магнитами).
Каждая колонка комплектуется оригинальной подставкой в виде толстостенной коробки без дна и верха с логотипом Living Voice на металлической пластине. Надо заметить, что поставка этой акустики в разобранном виде вовсе не означает, что ее, по желанию аудиофила или его супруги, можно эксплуатировать без подставок. Основание соединяется с телом АС необычно — при помощи пластичного материала (в комплекте), подобного составу, используемому для крепления листков на информационных стендах, а не посредством гвоздиков. Признаюсь, мне не встречалось что-либо подобное. В нижнюю часть подставки вворачиваются обычные шипы, аналогичные тем, какими оснащаются бюджетные напольники. При нормальной эксплуатации не возникает опасений, что колонка может съехать с подставки; не случится этого и во время особенно активной прокачки воздуха басовиками — «пластилин» держит достаточно цепко, хотя до винтов ему, конечно, далеко. Всегда подразумевается именно нормальная эксплуатация, ведь от ненормальной может пострадать любая АС, даже Vox Olympian.
Стенки акустического оформления изготовлены из плит толщиной 0,75 дюйма на основе древесины твердых пород (hardwood composite) — по резонансным характеристикам этот материал существенно отличается от MDF. Между собой панели соединены «на ус». Колонки покрыты очень декоративно выглядящим шпоном тиса, и выполнено это с редким даже для High End тщанием. Они не просто оклеены листами шпона по принципу «как ни сделай, все равно будет красиво ». В компании подбирали листы так, чтобы на плоскостях образовывался зеркальный текстурный узор. Взгляд задерживается на этих АС дольше, чем обычно на другой акустике.
Голос
Не раз мне и моим коллегам приходилось убеждаться, что по сравнению со многими прочими колонками модели с динамиками ScanSpeak особенно чувствительны к прогреву. Эти головки не дадут представления о своем объективно большом потенциале без разминки. В холодном состоянии IBX-R2 играли неинтересно, скованно, туго, вместо полноценных музыкальных образов демонстрируя только их скелет, остов. Из-за того что тестирование аудиотехники в нашем журнале, да и вообще в России, проходит в ограниченные сроки, никто из авторов не может написать нечто вроде «через полтора месяца компонент стал звучать существенно лучше, через три — просто великолепно, ну а через полгода…». Однако уже в первые три часа прослушивания костяк стал обретать плоть и начала проявляться красивая звуковая форма — и это, а также представление о векторе позитивных изменений позволило судить об истинном звуковом лице акустики.
Одна из главных, хотя и внешних особенностей модели заключается в том, что некрупные колонки способны на большое и притом очень хорошо оформленное звучание, и подобное несоответствие видимой формы и музыкального содержания чаще всего идет на пользу музыке. Передавая так называемые крупные формы, — в классике это большой симфонический оркестр с хором, солистами, большой орган, — IBX-R2 не мельчат, свободно и экспрессивно преподносят музыкальную размерность. Позитивное впечатление создается благодаря превосходной динамике, отзывчивости (чего, конечно, можно ожидать от АС с «рупорной» чувствительностью 94 дБ), энергичному, плотному нижнему регистру и просторной, сюжетно ясной музыкальной сцене. В отличие от многих других небольших напольников эти колонки — с учетом характера передачи ими музыкальноакустического пространства — стоит размещать на расстоянии не меньше 2,5 м друг от друга и не меньше чем в 3 м от слушателя, а также на значительном удалении от стен и особенно углов комнаты — во избежание акцентирования баса.
Важно заметить, что таланты британской пары не сводятся только к способности демонстрировать масштабное и достаточно качественное звучание — этим, принимая во внимание ее высокий уровень и стоимость, никого не удивишь. В том, как IBXR2 преподносят разные музыкальные программы, угадываются класс, порода, принадлежность к британскому Hi-Fi. А присутствие в создаваемых колонками образах, наряду со светом и тенью, многих градаций светотени и умение высвечивать изыски интонации, колорита и музыкальной сцены указывают на то, что «слухачи» в Ноттингеме проделали серьезную работу по огранке звука.
Несколько менее убедительно IBX-R2 передают камерные формы — звучанию инструментов струнного квартета чуть-чуть не хватало остроты штриха, тонкости линий, а регистры фортепиано освещались немного неравномерно, впрочем, не давая поводов говорить об окрашивании или тональном дисбалансе. Непосредственная экспрессия в этом случае слегка превалировала над формальной точностью.
Нередко в тестах мы указываем, что благодаря тем или иным особенностям звучание компонента воспринимается как ярко индивидуальное, имеющее свое узнаваемое лицо. Этого нельзя сказать о колонках Living Voice IBX-R2, исполнительская манера которых тяготеет к классическому строгому «интернациональному» Hi-Fi.
Весьма возможно, что наиболее впечатляюще почерк этой акустики проявляется при воспроизведении записей сольного вокала, когда можно слышать идущий от сердца пульсирующий поток эмоций, звучит объемный и, кажется, совершенно живой голос.
Источник: АудиоМагазин 5 2012
Постановка голоса
Если же говорить об акустической
«Мы разрабатываем наши продукты, ориентируясь на восприятие музыки искушенными слушателями, и оцениваем свои успехи по способности колонок передавать глубокое и многослойное эмоционально-художественное содержание». Итак, синтез науки и искусства. В области создания аудиотехники, способной отвлечь человека от мыслей, что, слушая музыку дома, он всего лишь потребляет музыкальные консервы, об этом не говорит только ленивый. Впрочем, баланс между наукой и искусством у всех неодинаков, то есть обе части формулы имеют разный вес или, выражаясь математическим языком, разный коэффициент. Бывают, как известно, и крайности — либо сплошь наука, либо одно искусство, а в этом мало хорошего.
Можно предположить, что не всякому производителю по плечу проведение серьезных измерительных процедур, многоступенчатый параметрический контроль, исследования в безэховой камере и т. д., поскольку дорого все это, да и хлопотно. Вот и сочиняют администраторы фирменных сайтов завлекательные пассажи о примате эмоций… Вместе с тем кто из персон аудиобизнеса — от рядовых до великих и даже легендарных — не заявлял (разными словами, конечно) о невозможности «полагаться на одни лишь измерения и спецификации» и кто из нас не признавал, что в этих утверждениях, как ни крути, содержится изрядная доля истины?
Если же говорить об акустической отрасли, то, думается, измерительное оборудование и все прочее необходимо в первую очередь компаниям, которые сами разрабатывают и изготавливают динамики, а таких, как мы знаем, меньшинство, в том числе в области High End. Большинство же строят свои колонки на основе динамиков сторонних, по преимуществу датских, фирм, благо производители всегда приводят подробные параметры стандартных версий своих излучателей и с готовностью откликаются на пожелания заказчика (чтобы тот имел возможность обронить: мол, сделано по нашим спецификациям). Не составит большого труда разработать линейку акустических систем, имея в своем распоряжении параметры Тиля — Смолла, да плюс еще специальные компьютерные программы, которые моментально все рассчитают за пару кликов мышью. Что же касается зыбкой эмоциональной энергии и иных эфемерностей, то тут должны поработать уши, интеллект и сердце, обязаны включиться вдохновение и интуиция. Дабы «поставить голос» компонентам, нужно изрядно потрудиться, а значит, без handmade никак не обойтись. Так что позиция Living Voice лично мне представляется логичной и вполне честной.
От Air Partner до Vox Olympian
Английская фирма поднаторела в Hi-Fi — как-никак, она уже двадцать лет уверенно держится на плаву, пользуясь благосклонностью аудиофилов. Год ее рождения — 1992 (выходит, нынешний — юбилейный), а базируется она в Ноттингеме. Столетия тому назад город недолго принадлежал датской короне, но, впрочем, это вряд ли как-то связано с приверженностью работающей здесь аудиокомпании динамикам ScanSpeak.
Первая же модель Living Voice, рупорная Air Partner, имела большой успех — ее звучание до сих пор не истерлось в памяти аудиофилов (сам я ее не слышал). А создатель этой АС инженер Кевин Скотт по-прежнему возглавляет компанию. О склонности Living Voice к сложным рупорным конструкциям (со времен Air Partner) свидетельствует и нынешний лидер модельного ряда Vox Olympian. В 1992 фирма ввела в строй линейку Auditorium, которая и до настоящего времени держится в производственной программе. Имеется в виду, конечно, название — содержание, разумеется, менялось.
Интересно окинуть взглядом весь ассортимент продукции Living Voice, где наряду с колонками вполне традиционной конструкции (семейство Auditorium) представлены довольно экзотические образцы. В 2010 году позицию флагмана каталога заняла Vox Olympian (ее имя — «Божественный глас» — говорит само за себя; надеюсь, состоится визит этой акустики в Россию). Есть здесь и модель Cosmotron, словно выполненная по эскизам отца космонавтики Циолковского или вдохновленная космолетами из фильма «Кин-дза-дза!» (хотя я не думаю, что он транслировался по британскому ТВ). Вообще-то это благородного вида произведение с корпусом из патинированной пушечной бронзы (древние бомбарды пошли на переплавку?), с сияющими хромом зеркальными крыльями и динамиками под съемным решетчатым забралом имеет немного общего с проржавевшей гравицапой из упомянутой киноленты.
С кроссовером на борту
Итак, на «макушке» модельного ряда располагается супер-хай-эндная мультирупорная Vox Olympian. «Сбоку » — шаттл Cosmotron и акустика, изготавливаемая по единичным специальным проектам: не серийные модели в обычном понимании, а, скорее, демонстрация возможностей компании, которая дает понять, что может очень и очень многое за деньги клиента. Наконец, ядро модельного ряда — продукция для «нормальных», простых смертных: серия Auditorium.
В линейке представлены четыре АС. Две верхние предлагаются в версиях IBX (Inboard Crossover) и OBX (Outboard Crossover) — с внутренним и внешним блоком кроссовера, — образуя подразделения внутри серии. Кроссоверы в обоих случаях пассивные. Преимущество внешнего в том, что его элементы ограждены от серьезных механоакустических воздействий, которые всегда испытывает электроника, находящаяся внутри колонок. В то же время встроенный кроссовер ориентирован максимально близко к излучателям, что немаловажно. Living Voice заявляет как о более высоком качестве версий OBX, так и о том, что ей удалось минимизировать негативные стороны IBX.
В настоящей статье рассматривается модель IBX-R2, небольшая (чуть выше 1 м и массой 20 кг) напольная колонка классической конструкции. На передней стенке строгого корпуса в форме прямоугольной призмы расположены три динамика в симметричной конфигурации, авторство которой приписывают Джозефу Д'Апполито: два мидбасовых драйвера смонтированы выше и ниже твитера, который смещен в сторону от образуемой басовиками вертикальной оси. Как известно, эта компоновка вкупе с определенным режимом работы фильтров позволяет сузить излучение в вертикальной плоскости и ориентировать его параллельно горизонту, делая более выгодным соотношение между вредными отражениями от пола и потолка (не потому ли знаменитые оперные театры, например ла Скала и Большой, имеют форму колодца?) и полезными — от стен.
Несколько слов о динамиках. Твитер — весьма недешевый ScanSpeak Revelator. Ему спето уже немало дифирамбов, и я не стану добавлять к мощному хору свой слабый голос. Некоторые специалисты вообще считают его лучшим высокочастотником с текстильным куполом. Два других излучателя — модифицированные ScanSpeak. Есть сведения, что прежде модель комплектовалась мидбасовиками Vifa, однако «производитель оставляет за собой право вносить изменения в конструкцию без уведомления». Низкочастотное акустическое оформление — фазоинвертор (порт сзади). Коммутация — bi-wiring/bi-amping. Динамики защищены съемной сеткой с пластиковыми штифтами (жаль, что компании нередко предпочитают втулки более эстетичному варианту с потайными магнитами).
Каждая колонка комплектуется оригинальной подставкой в виде толстостенной коробки без дна и верха с логотипом Living Voice на металлической пластине. Надо заметить, что поставка этой акустики в разобранном виде вовсе не означает, что ее, по желанию аудиофила или его супруги, можно эксплуатировать без подставок. Основание соединяется с телом АС необычно — при помощи пластичного материала (в комплекте), подобного составу, используемому для крепления листков на информационных стендах, а не посредством гвоздиков. Признаюсь, мне не встречалось что-либо подобное. В нижнюю часть подставки вворачиваются обычные шипы, аналогичные тем, какими оснащаются бюджетные напольники. При нормальной эксплуатации не возникает опасений, что колонка может съехать с подставки; не случится этого и во время особенно активной прокачки воздуха басовиками — «пластилин» держит достаточно цепко, хотя до винтов ему, конечно, далеко. Всегда подразумевается именно нормальная эксплуатация, ведь от ненормальной может пострадать любая АС, даже Vox Olympian.
Стенки акустического оформления изготовлены из плит толщиной 0,75 дюйма на основе древесины твердых пород (hardwood composite) — по резонансным характеристикам этот материал существенно отличается от MDF. Между собой панели соединены «на ус». Колонки покрыты очень декоративно выглядящим шпоном тиса, и выполнено это с редким даже для High End тщанием. Они не просто оклеены листами шпона по принципу «как ни сделай, все равно будет красиво ». В компании подбирали листы так, чтобы на плоскостях образовывался зеркальный текстурный узор. Взгляд задерживается на этих АС дольше, чем обычно на другой акустике.
Голос
Не раз мне и моим коллегам приходилось убеждаться, что по сравнению со многими прочими колонками модели с динамиками ScanSpeak особенно чувствительны к прогреву. Эти головки не дадут представления о своем объективно большом потенциале без разминки. В холодном состоянии IBX-R2 играли неинтересно, скованно, туго, вместо полноценных музыкальных образов демонстрируя только их скелет, остов. Из-за того что тестирование аудиотехники в нашем журнале, да и вообще в России, проходит в ограниченные сроки, никто из авторов не может написать нечто вроде «через полтора месяца компонент стал звучать существенно лучше, через три — просто великолепно, ну а через полгода…». Однако уже в первые три часа прослушивания костяк стал обретать плоть и начала проявляться красивая звуковая форма — и это, а также представление о векторе позитивных изменений позволило судить об истинном звуковом лице акустики.
Одна из главных, хотя и внешних особенностей модели заключается в том, что некрупные колонки способны на большое и притом очень хорошо оформленное звучание, и подобное несоответствие видимой формы и музыкального содержания чаще всего идет на пользу музыке. Передавая так называемые крупные формы, — в классике это большой симфонический оркестр с хором, солистами, большой орган, — IBX-R2 не мельчат, свободно и экспрессивно преподносят музыкальную размерность. Позитивное впечатление создается благодаря превосходной динамике, отзывчивости (чего, конечно, можно ожидать от АС с «рупорной» чувствительностью 94 дБ), энергичному, плотному нижнему регистру и просторной, сюжетно ясной музыкальной сцене. В отличие от многих других небольших напольников эти колонки — с учетом характера передачи ими музыкальноакустического пространства — стоит размещать на расстоянии не меньше 2,5 м друг от друга и не меньше чем в 3 м от слушателя, а также на значительном удалении от стен и особенно углов комнаты — во избежание акцентирования баса.
Важно заметить, что таланты британской пары не сводятся только к способности демонстрировать масштабное и достаточно качественное звучание — этим, принимая во внимание ее высокий уровень и стоимость, никого не удивишь. В том, как IBXR2 преподносят разные музыкальные программы, угадываются класс, порода, принадлежность к британскому Hi-Fi. А присутствие в создаваемых колонками образах, наряду со светом и тенью, многих градаций светотени и умение высвечивать изыски интонации, колорита и музыкальной сцены указывают на то, что «слухачи» в Ноттингеме проделали серьезную работу по огранке звука.
Несколько менее убедительно IBX-R2 передают камерные формы — звучанию инструментов струнного квартета чуть-чуть не хватало остроты штриха, тонкости линий, а регистры фортепиано освещались немного неравномерно, впрочем, не давая поводов говорить об окрашивании или тональном дисбалансе. Непосредственная экспрессия в этом случае слегка превалировала над формальной точностью.
Нередко в тестах мы указываем, что благодаря тем или иным особенностям звучание компонента воспринимается как ярко индивидуальное, имеющее свое узнаваемое лицо. Этого нельзя сказать о колонках Living Voice IBX-R2, исполнительская манера которых тяготеет к классическому строгому «интернациональному» Hi-Fi.
Весьма возможно, что наиболее впечатляюще почерк этой акустики проявляется при воспроизведении записей сольного вокала, когда можно слышать идущий от сердца пульсирующий поток эмоций, звучит объемный и, кажется, совершенно живой голос.
Источник: АудиоМагазин 5 2012
Магазин AVCOMFORT.RU >>
Оценить качество звучания и приобрести товар вы можете