Заводная птица
Времена, когда почти все крупные Hi-Fi производители выпускали и акустику, и электронику, давно прошли. Сужение специализации — неизбежное следствие прогресса и оптимизации затрат, поэтому бескомпромиссная система из компонентов одной марки теперь большая редкость. Что ж, тем приятнее будет познакомиться с исключением из этого правила.
Ayon Audio — австрийская компания, производящая бескомпромиссную аудиотехнику под лозунгом: «Timeless Design — Magic Sound».
CD-проигрыватель Ayon Audio CD-07 в её линейке самая младшая и наименее дорогая модель, но звуковые компромиссы здесь минимальны, сокращения коснулись в основном коммутационных возможностей. Массивный корпус из чернёного алюминия, транспорт Philips CD-Pro 2 с верхней загрузкой (изготовлен по спецзаказу австрийской компанией Stream Unlimited), аккуратнейшая ручная сборка на заводе в Австрии и фрезерованный из металла пульт, — налицо все признаки серьёзного компонента. Компакт-диск фиксируется магнитной шайбой, на которой закреплён чёрный акриловый диск, закрывающий отсек в рабочем положении.
На верхней плоскости сделаны вентиляционные жалюзи — сквозь них видны светящиеся лампы выходных каскадов. Это двойные триоды 5687, которые благодаря высокой линейности часто применяются в качестве драйверов в аудиофильских усилителях, в т.ч. и знаменитом Ongaku от Audio Note. Как следствие — хорошая нагрузочная способность, малые искажения при работе на длинную линию, возможность изящно реализовать балансные выходы XLR, и всё это в классе
А без общей обратной связи. Постоянное анодное напряжение поддерживается стабилизаторами на высоковольтных MOSFET’ах. При включении проигрывателя оно подаётся с задержкой после полного прогрева ламп, что значительно удлиняет срок их жизни. Впрочем, и без этих мер среднестатистический ресурс триодов 5687 — порядка 10 тыс. ч.
Цифровой тракт формата 24/192, построенный на ЦАПах Burr-Brown PCM 1796 (по два чипа на канал), питается от отдельного источника, весь же силовой блок собран на бесшумном трансформаторе с R-сердечником. Как и во всех компонентах Ayon, имеется индикатор фазы сетевого напряжения и отключаемый дисплей.
Проигрыватель можно использовать и в качестве внешнего ЦАПа через вход USB, предусмотрено также непосредственное подключение iPod и iPhone. Цифровой выход только коаксиальный S/PDIF, балансные аналоговые продублированы обычными RCA.
Двухблочные предварительные усилители в классе High End не такая уж и редкость, но Ayon Polaris III имеет одно принципиальное отличие — в нижнем корпусе собран не
линейный источник питания, а полноценный регенератор сетевого напряжения. Принцип его работы в упрощённом виде таков: задающий генератор вырабатывает синус с идеальной формой и стабильной частотой (в нашем случае 60 Гц), который затем усиливается и подаётся на трансформатор, повышающий напряжение до 220 В. Помимо всевозможных помех, проникающих из розетки, такое решение позволяет избавиться и от постоянной составляющей сетевого напряжения. На это неприятное явление, вызывающее гудение силовых трансформаторов, в последнее время всё чаще жалуются владельцы домашних аудиосистем. Насыщение сердечника также заметно ухудшает звучание из-за мощного спектра помех, проникающих в тракт по питанию.
В Polaris III чистое переменное напряжение подаётся на кенотронный выпрямитель, а затем на двойной дроссельный фильтр. Напряжение накала стабилизируется отдельно.
Собственно предварительный усилитель построен на лампах C3M и 6Н30П. Первые представляют собой ВЧ-пентоды с локтальным цоколем (см. фото), которые в 50-х годах выпускались фирмами Philips, Siemens и Telefunken для нужд военной промышленности. Российский двойной триод 6Н30П — тоже военная разработка с повышенной надёжностью и увеличенным сроком службы. Они производятся до сих пор в Саратове и поставляются в основном на экспорт. Идеальная лампа для выходного каскада — с низким внутренним сопротивлением и рекордной для пальчиковой серии нагрузочной способностью. Коротко об особенностях Polaris III: антивибрационное шасси, предельно короткий звуковой тракт, отсутствие обратных связей и повторителей, пассивная коррекция RIAA, повышающий MC-трансформатор, коммутация входов на реле, 24-позиционный регулятор громкости на трансформаторе с переключаемыми отводами (рассогласование каналов не более 0,05 дБ), двойной отключаемый земляной контур, а также комплектующие и припой, отобранные экспертами в ходе прослушиваний.
Принцип «ультракороткий тракт при максимальном качестве компонентов» реализован и в 80-ваттных моноблоках Typhon II (701100 руб./пара). Они весят по 40 кг каждый, но
совсем не выглядят громоздкими благодаря фирменному стилю — корпусу с закругленными гранями и зеркальным цилиндрам на верхней плоскости. Это экраны, под которыми
спрятаны трансформаторы, выходной и два силовых. В усилителях мощности качество питания — главный фактор, определяющий звучание. Именно поэтому в Typhon II трансформаторы раздельные для предварительных и оконечных каскадов, а в фильтрах используются энергозапасающие дроссели. Архитектура моноблока такова: 12AU7 (усилитель напряжения), 2 х 6BQ5 (драйвер) и 4 х 6С33С, параллельно по два баллона в каждом плече двухтактного выходного каскада. Ток каждого триода, работающего в классе А — 100 мА. Он регулируется триммером на задней панели, для контроля служит ностальгический стрелочный прибор в карболитовом корпусе. Параллельное соединение ламп с малым внутренним сопротивлением позволило расширить полосу выходного трансформатора вниз до 10 Гц и до 70 кГц вверх, что для лампового усилителя без общей обратной связи можно считать уникальным результатом.
Усилитель имеет входы XLR с подъёмом «земли» и RCA, а также раздельные акустические клеммы WBT для нагрузки сопротивлением 4 и 8 Ом.
Честно говоря, появление на российском рынке акустики BlackBird стало для меня большим сюрпризом. До сих пор Ayon Audio была известна, прежде всего, своими источниками и усилителями, и вдруг — системы такого уровня. Их принцип действия компания обозначила как IPRCS — «Обратно-Параболическая Система Коррекции Ре-
зонансов». Смысл этой новации в особой конфигурации корпуса, боковые стенки которого вогнуты внутрь и благодаря полированному лаковому покрытию действительно
напоминают параболическое зеркало. Под лаком — натуральный шпон чёрного дерева, очень красивый, коричневый с тёмными прожилками. Изготовить такой корпус непросто
и недёшево, но игра стоит свеч: чем меньше параллельных граней и прямых углов, тем ниже вероятность возникновения стоячих волн и внутренних резонансов.
Вторая особенность «Чёрной птицы» — коаксиальная конструкция СЧ/ВЧ-звена, имеющего, ко всему прочему, рупорное оформ-ление. Вещь довольно рискованная с точки
зрения дисперсии твитера, который и так находится в горловине среднечастотника, а тут ещё и внешний рупор... Но при грамотной реализации проблему можно решить, получив
в качестве бонуса солидный выигрыш в чувствительности. 96 дБ и 8 Ом — классические параметры для золотого века аудио, как раз под ламповое усиление. Но триодные однотактники в пару к BlackBird я бы рекомендовать поостерёгся — 12-дюймовым низкочастотикам, даже с бумажными диффузорами, для настоящего драйва нужен мощный ток
в катушках. Так что либо транзисторы, либо низкоомные лампы типа 6С33С, как в нашем случае.
Поэкспериментировать с двухпроводным подключением здесь не удастся — входных клемм у АС всего две. Что при наличии тщательно согласованного кроссовера скорее плюс, чем минус — любое вмешательство в схему подключения может лишь навредить. Фильтр, кстати, также оптимизирован с точки зрения минимального электромагнитного
взаимодействия элементов, в частности, катушек индуктивности.
Я не случайно так подробно описываю все технические аспекты, ведь именно они и определяют звучание компонентов. Но не всегда это влияние очевидно. Увидев рупорное оформление BlackBird, я ожидал услышать характерную окраску в верхней середине, но даже на известных до боли записях её невозможно было заметить. Сложнейший спектр
большого симфонического оркестра передавался предельно корректно, и все инструменты, даже многочисленные и разнообразные по составу струнные, казались совершенно натуральными. Это, кстати, заслуга и источника: в нашей системе даже младшая модель в линейке Ayon не показала себя слабым звеном. Предельная ясность и прекрасное звуковое разрешение на ВЧ, точная локализация источников с высокими обертонами (тарелки, треугольник) — его заслуга. Впрочем, и мощные ламповые усилители с отчищенным до блеска верхним диапазоном встречаются не так уж часто. Звучанием Typhon II не похож на ламповый усилитель в привычном понимании, но в нём мало что и от транзисторного. Непринуждённость, даже некоторая расслабленность и открытость сочетаются с точностью и безраздельной властью над акустикой. Удар — по-настоящему резкий и сочный, не имитация. Нижний регистр таков, что сразу представляется огромный зал в полном масштабе. Но всё же приходится делать скидку на свойства
помещения, инфрабас слегка «гуляет» из-за отражений от пола и ближней стены.
Кроме того, по характеру баса ни за что не скажешь, что акустика имеет фазоинверторное оформление. Он слишком быстр и рельефен, да и диаметр порта маловат для
12-дюймового драйвера. Не исключено, что последний работает в закрытой камере, а фазик сглаживает характеристику среднечастотника на стыке с НЧ-полосой. Так или иначе,
реакция у басовика мгновенная, поэтому рок или джаз с чёткой ритм-секцией моментально заводят слушателей.
Что же даёт рупор? Прежде всего, ностальгически комфортную, тёплую и тембрально насыщенную середину. Вокальные партии великолепны, и неважно, слушаете вы коммерческий спид-метал или джазовый дуэт, записанный двумя микрофонами. Второй важный момент: поскольку коаксиальный излучатель означает максимальное приближение к точечному источнику с минимальными временными погрешностями, BlackBird создают по-настоящему трёхмерные звуковые образы. Локализация мнимых источников точна до предела — на тестовой записи с барабаном, перемещающимся справа налево, каждый удар фиксируется в строго определённой точке. Но, как у любой рупорной акустики, такие голограммы возникают в пространстве, ограниченном передним краем звуковой сцены, удалённый же фон прорисовывается довольно крупными мазками.
И наконец, детальность. На аудиофильских записях вы услышите дыхание исполнителей, лёгкие касания щёточек, малейшие послезвучия и плавно затухающие реверберации. Слух, как зум фотообъектива, при желании может выделить из общей картины любые нюансы.
В целом же всё перечисленное выше производит довольно сильное эмоциональное впечатление даже на искушённых слушателей. Через очень короткое время система, как идеальный посредник между музыкой и слушателем, перестаёт обращать на себя внимание. А это, согласитесь, действительно дорогого стоит.
Редакция благодарит сотрудников московского салона AVComfort за помощь в проведении теста.
"Салон Audio Video" март 2011
Ayon Audio — австрийская компания, производящая бескомпромиссную аудиотехнику под лозунгом: «Timeless Design — Magic Sound».
CD-проигрыватель Ayon Audio CD-07 в её линейке самая младшая и наименее дорогая модель, но звуковые компромиссы здесь минимальны, сокращения коснулись в основном коммутационных возможностей. Массивный корпус из чернёного алюминия, транспорт Philips CD-Pro 2 с верхней загрузкой (изготовлен по спецзаказу австрийской компанией Stream Unlimited), аккуратнейшая ручная сборка на заводе в Австрии и фрезерованный из металла пульт, — налицо все признаки серьёзного компонента. Компакт-диск фиксируется магнитной шайбой, на которой закреплён чёрный акриловый диск, закрывающий отсек в рабочем положении.
На верхней плоскости сделаны вентиляционные жалюзи — сквозь них видны светящиеся лампы выходных каскадов. Это двойные триоды 5687, которые благодаря высокой линейности часто применяются в качестве драйверов в аудиофильских усилителях, в т.ч. и знаменитом Ongaku от Audio Note. Как следствие — хорошая нагрузочная способность, малые искажения при работе на длинную линию, возможность изящно реализовать балансные выходы XLR, и всё это в классе
А без общей обратной связи. Постоянное анодное напряжение поддерживается стабилизаторами на высоковольтных MOSFET’ах. При включении проигрывателя оно подаётся с задержкой после полного прогрева ламп, что значительно удлиняет срок их жизни. Впрочем, и без этих мер среднестатистический ресурс триодов 5687 — порядка 10 тыс. ч.
Цифровой тракт формата 24/192, построенный на ЦАПах Burr-Brown PCM 1796 (по два чипа на канал), питается от отдельного источника, весь же силовой блок собран на бесшумном трансформаторе с R-сердечником. Как и во всех компонентах Ayon, имеется индикатор фазы сетевого напряжения и отключаемый дисплей.
Проигрыватель можно использовать и в качестве внешнего ЦАПа через вход USB, предусмотрено также непосредственное подключение iPod и iPhone. Цифровой выход только коаксиальный S/PDIF, балансные аналоговые продублированы обычными RCA.
Двухблочные предварительные усилители в классе High End не такая уж и редкость, но Ayon Polaris III имеет одно принципиальное отличие — в нижнем корпусе собран не
линейный источник питания, а полноценный регенератор сетевого напряжения. Принцип его работы в упрощённом виде таков: задающий генератор вырабатывает синус с идеальной формой и стабильной частотой (в нашем случае 60 Гц), который затем усиливается и подаётся на трансформатор, повышающий напряжение до 220 В. Помимо всевозможных помех, проникающих из розетки, такое решение позволяет избавиться и от постоянной составляющей сетевого напряжения. На это неприятное явление, вызывающее гудение силовых трансформаторов, в последнее время всё чаще жалуются владельцы домашних аудиосистем. Насыщение сердечника также заметно ухудшает звучание из-за мощного спектра помех, проникающих в тракт по питанию.
В Polaris III чистое переменное напряжение подаётся на кенотронный выпрямитель, а затем на двойной дроссельный фильтр. Напряжение накала стабилизируется отдельно.
Собственно предварительный усилитель построен на лампах C3M и 6Н30П. Первые представляют собой ВЧ-пентоды с локтальным цоколем (см. фото), которые в 50-х годах выпускались фирмами Philips, Siemens и Telefunken для нужд военной промышленности. Российский двойной триод 6Н30П — тоже военная разработка с повышенной надёжностью и увеличенным сроком службы. Они производятся до сих пор в Саратове и поставляются в основном на экспорт. Идеальная лампа для выходного каскада — с низким внутренним сопротивлением и рекордной для пальчиковой серии нагрузочной способностью. Коротко об особенностях Polaris III: антивибрационное шасси, предельно короткий звуковой тракт, отсутствие обратных связей и повторителей, пассивная коррекция RIAA, повышающий MC-трансформатор, коммутация входов на реле, 24-позиционный регулятор громкости на трансформаторе с переключаемыми отводами (рассогласование каналов не более 0,05 дБ), двойной отключаемый земляной контур, а также комплектующие и припой, отобранные экспертами в ходе прослушиваний.
Принцип «ультракороткий тракт при максимальном качестве компонентов» реализован и в 80-ваттных моноблоках Typhon II (701100 руб./пара). Они весят по 40 кг каждый, но
совсем не выглядят громоздкими благодаря фирменному стилю — корпусу с закругленными гранями и зеркальным цилиндрам на верхней плоскости. Это экраны, под которыми
спрятаны трансформаторы, выходной и два силовых. В усилителях мощности качество питания — главный фактор, определяющий звучание. Именно поэтому в Typhon II трансформаторы раздельные для предварительных и оконечных каскадов, а в фильтрах используются энергозапасающие дроссели. Архитектура моноблока такова: 12AU7 (усилитель напряжения), 2 х 6BQ5 (драйвер) и 4 х 6С33С, параллельно по два баллона в каждом плече двухтактного выходного каскада. Ток каждого триода, работающего в классе А — 100 мА. Он регулируется триммером на задней панели, для контроля служит ностальгический стрелочный прибор в карболитовом корпусе. Параллельное соединение ламп с малым внутренним сопротивлением позволило расширить полосу выходного трансформатора вниз до 10 Гц и до 70 кГц вверх, что для лампового усилителя без общей обратной связи можно считать уникальным результатом.
Усилитель имеет входы XLR с подъёмом «земли» и RCA, а также раздельные акустические клеммы WBT для нагрузки сопротивлением 4 и 8 Ом.
Честно говоря, появление на российском рынке акустики BlackBird стало для меня большим сюрпризом. До сих пор Ayon Audio была известна, прежде всего, своими источниками и усилителями, и вдруг — системы такого уровня. Их принцип действия компания обозначила как IPRCS — «Обратно-Параболическая Система Коррекции Ре-
зонансов». Смысл этой новации в особой конфигурации корпуса, боковые стенки которого вогнуты внутрь и благодаря полированному лаковому покрытию действительно
напоминают параболическое зеркало. Под лаком — натуральный шпон чёрного дерева, очень красивый, коричневый с тёмными прожилками. Изготовить такой корпус непросто
и недёшево, но игра стоит свеч: чем меньше параллельных граней и прямых углов, тем ниже вероятность возникновения стоячих волн и внутренних резонансов.
Вторая особенность «Чёрной птицы» — коаксиальная конструкция СЧ/ВЧ-звена, имеющего, ко всему прочему, рупорное оформ-ление. Вещь довольно рискованная с точки
зрения дисперсии твитера, который и так находится в горловине среднечастотника, а тут ещё и внешний рупор... Но при грамотной реализации проблему можно решить, получив
в качестве бонуса солидный выигрыш в чувствительности. 96 дБ и 8 Ом — классические параметры для золотого века аудио, как раз под ламповое усиление. Но триодные однотактники в пару к BlackBird я бы рекомендовать поостерёгся — 12-дюймовым низкочастотикам, даже с бумажными диффузорами, для настоящего драйва нужен мощный ток
в катушках. Так что либо транзисторы, либо низкоомные лампы типа 6С33С, как в нашем случае.
Поэкспериментировать с двухпроводным подключением здесь не удастся — входных клемм у АС всего две. Что при наличии тщательно согласованного кроссовера скорее плюс, чем минус — любое вмешательство в схему подключения может лишь навредить. Фильтр, кстати, также оптимизирован с точки зрения минимального электромагнитного
взаимодействия элементов, в частности, катушек индуктивности.
Я не случайно так подробно описываю все технические аспекты, ведь именно они и определяют звучание компонентов. Но не всегда это влияние очевидно. Увидев рупорное оформление BlackBird, я ожидал услышать характерную окраску в верхней середине, но даже на известных до боли записях её невозможно было заметить. Сложнейший спектр
большого симфонического оркестра передавался предельно корректно, и все инструменты, даже многочисленные и разнообразные по составу струнные, казались совершенно натуральными. Это, кстати, заслуга и источника: в нашей системе даже младшая модель в линейке Ayon не показала себя слабым звеном. Предельная ясность и прекрасное звуковое разрешение на ВЧ, точная локализация источников с высокими обертонами (тарелки, треугольник) — его заслуга. Впрочем, и мощные ламповые усилители с отчищенным до блеска верхним диапазоном встречаются не так уж часто. Звучанием Typhon II не похож на ламповый усилитель в привычном понимании, но в нём мало что и от транзисторного. Непринуждённость, даже некоторая расслабленность и открытость сочетаются с точностью и безраздельной властью над акустикой. Удар — по-настоящему резкий и сочный, не имитация. Нижний регистр таков, что сразу представляется огромный зал в полном масштабе. Но всё же приходится делать скидку на свойства
помещения, инфрабас слегка «гуляет» из-за отражений от пола и ближней стены.
Кроме того, по характеру баса ни за что не скажешь, что акустика имеет фазоинверторное оформление. Он слишком быстр и рельефен, да и диаметр порта маловат для
12-дюймового драйвера. Не исключено, что последний работает в закрытой камере, а фазик сглаживает характеристику среднечастотника на стыке с НЧ-полосой. Так или иначе,
реакция у басовика мгновенная, поэтому рок или джаз с чёткой ритм-секцией моментально заводят слушателей.
Что же даёт рупор? Прежде всего, ностальгически комфортную, тёплую и тембрально насыщенную середину. Вокальные партии великолепны, и неважно, слушаете вы коммерческий спид-метал или джазовый дуэт, записанный двумя микрофонами. Второй важный момент: поскольку коаксиальный излучатель означает максимальное приближение к точечному источнику с минимальными временными погрешностями, BlackBird создают по-настоящему трёхмерные звуковые образы. Локализация мнимых источников точна до предела — на тестовой записи с барабаном, перемещающимся справа налево, каждый удар фиксируется в строго определённой точке. Но, как у любой рупорной акустики, такие голограммы возникают в пространстве, ограниченном передним краем звуковой сцены, удалённый же фон прорисовывается довольно крупными мазками.
И наконец, детальность. На аудиофильских записях вы услышите дыхание исполнителей, лёгкие касания щёточек, малейшие послезвучия и плавно затухающие реверберации. Слух, как зум фотообъектива, при желании может выделить из общей картины любые нюансы.
В целом же всё перечисленное выше производит довольно сильное эмоциональное впечатление даже на искушённых слушателей. Через очень короткое время система, как идеальный посредник между музыкой и слушателем, перестаёт обращать на себя внимание. А это, согласитесь, действительно дорогого стоит.
Редакция благодарит сотрудников московского салона AVComfort за помощь в проведении теста.
"Салон Audio Video" март 2011
Магазин AVCOMFORT.RU >>
Оценить качество звучания и приобрести товар вы можете