Универсальный инструмент. Сетевой CD-ресивер Naim NaimUniti2
В глубине души я всегда подозревал, что настоящие шедевры, в том числе и в области аудиотехники, гораздо чаще выходят из рук одного гения. Да, вероятно, коллектив способен сделать больше, надежнее, стабильнее, понятнее, но вот душу он туда точно не вложит. Интернациональный сейчас музыкальный мир — по крайней мере, с точки зрения популярной музыки — зарождался по большей части в Англии. Оттуда же вышли и наиболее харизматичные производители бытовой звуковоспроизводящей аппаратуры, давно и заслуженно получившие статус культовых. Один из таких, если не самый почитаемый, — Naim Audio.
Джулиан Чарльз Прендергаст Верекер (Julian Charles Prendergast Vereker) родился в Оксфорде 7 мая 1945 г. Имея за плечами весьма знатные военно-политические корни и отца — профессора политической философии в Даремском университете, он вырос на удивление беспокойным, но безусловно талантливым подростком, примером чего служит собственноручно спроектированный и построенный им в возрасте 16 лет автомобиль. Затем была возня с модификацией Mini 850 S, участие в гонках и победы в паре из них, аккурат в судьбоносное для многих «лето любви» — время, когда фактически создавались основы всей нынешней музыкальной индустрии, а заодно, как получается, и звуковоспроизводящей.
В итоге, не имея практически никакого образования, он в 1969 году основывает Naim Audio Visual, а первым ее продуктом становится... светомузыкальная установка мощностью в 30 кВт. Конструктор-самоучка, занимаясь в качестве хобби звукозаписью своих друзей в соседнем пабе, Джулиан зачастую немог различить исполнителей и инструменты на итоговых прослушиваниях. «Подтянув» в течение года матчасть по транзисторной звукоусилительной схемотехнике, он в декабре 1971 года выпускает первый усилитель мощности под маркой Naim — NAP160, а всего два года спустя уже заключает контракт с только что открывшимся Capitol Radio на поставку им активных мониторов Naim NAS. 4 июня считается официальным днем рождения компании, до сих пор расположенной в Солсбери, графство Уилтшир. А звукозапись, и в частности — «придворный» лейбл Naim Records оставались любимым детищем Джулиана вплоть до его смерти 14 января 2000 года. Кстати, в 1995 году Ее Величеством Королевой Елизаветой II Верекер был пожалован в кавалеры Ордена Британской Империи.
В 1974 году Джулиан встречается с Ивором Зигмундом Тифенбрюном (Ivor Sigmund Tiefenbrun), основателем компании Linn. Следующие пару десятков лет можно считать примером удачного симбиоза двух производителей, когда у владельца проигрывателя грампластинок Linn и усилителя Naim была только одна проблема — где взять подходящие по уровню акустические системы. Пути этих компаний весьма предсказуемо разошлись только с наступлением эпохи цифрового звука.
В 1975 году выпускается усилитель мощности NAP250, наиболее известный и, скажем так, базовый продукт компании, ведь на его схемотехнических принципах были основаны все последующие модели, — пока четверть века спустя не появился новый флагман NAP500. В 1991 году выходит первый CD-проигрыватель компании, модель CDS. Появившийся в 2005 году флагман CD555, вероятно, станет «лебединой песней» Naim на поприще воспроизведения физических носителей: слишком уж стремительно развиваются файловые и потоковые проигрыватели.
В феврале 2008 года компания заключила контракт с производителем автомобилей Bentley на поставку им штатных аудиосистем, и в этом же году вышел первый сетевой проигрыватель Naim, модель HDX, а в феврале следующего года на выставке в Бристоле была показана универсальная аудиосистема NaimUniti. Чуть больше года назад произошло объединие Naim с французским производителем акустических систем Focal, а в мае этого года на выставке в Мюнхене была показана система NaimUniti2, которую мы сегодня и протестируем.
Конструкция
Будучи распакованным, аппарат производит весьма солидное впечатление, в том числе своим весом и поистине монолитным корпусом. Как выяснилось — он таковым и оказался: прямоугольным металлическим замкнутым профилем, куда буквально вдвигаются все «внутренности» на подложке, будучи затем зафиксированы многочисленными болтами в днище. Вероятно, по причине столь плотной компоновки производитель не нашел возможности заглушить этот кожух, который весьма звонко отзывается на простукивания и даже на громкие звуки.
В днище расположен транспортировочный болт CD-привода, который следует выкрутить перед прослушиванием. Впрочем, забыть это сделать будет весьма проблематично, иначе лоток просто-напросто не откроется. Боюсь ошибиться, но фирменный поворотный загрузочный отсек впервые появился на проигрывателе CD2 образца 1995 года и до сих пор пользуется популярностью. Удивляет тот факт, что крепится он фактически в одной точке, ибо штифт зафиксирован только сверху. Как при этом удается избежать его последующего люфта — для меня загадка.
В качестве сетевого проигрывателя используется плата Audivo EMAS SeDMP3, за прием цифрового потока с различных источников и при необходимости — увеличение его разрешения до значения 24 бит/192 кГц отвечают соответственно микросхемы CS8416 и CS8421 от Cirrus Logic; наконец, цифро-аналоговое преобразование осуществляется посредством ЦАПа PCM1793 от Burr-Brown. Блок питания аппарата основан на тороидальном трансформаторе производства компании Noratel, а в выходных каскадах установлено две комплементарные пары биполярных транзисторов Sanken — 2SA1386/2SC3519 (160 В/15 А/130 Вт).
Всё это «вооружение» рассчитано на воспроизведение компакт-дисков, цифрового, потокового и FM-радио, файлов с локальных и сетевых накопителей, а также с устройств компании Apple. В зависимости от формата и способа передачи сигнала, поддерживаются разрешения вплоть до 24 бит/192 кГц. Кроме того, возможно использование аппарата в качестве ЦАПа и/или интегрального усилителя.
Стоит отметить на редкость удобное и интуитивно понятное управление как с передней панели, так и со штатного пульта ДУ. Удивительно, но к инструкции я обратился только для того, чтобы убедиться, что ничего не пропустил. К сожалению, мы не попробовали управление с iPhone, но что-то мне подсказывает, что оно не менее удобно. Изрядно позабавило расположение терминалов для подключения акустических систем с «перепутанными» левым и правым каналом, из-за чего кабели от них к колонкам расходятся не привычным путем, а крест-накрест. С чем связано подобное, типичное для Naim решение — сказать не могу. Может быть, «виной» всему левостороннее островное движение?
Еще один момент — это возможность отключения процесса зарядки Apple-устройства во время его подключения к фронтальному USB- разъему. Казалось бы — мелочь, реализация которой ни отнимет ни времени, ни средств, а польза в лице щадящего режима эксплуатации аккумулятора и улучшения качества звучания очевидна. Отчего же тогда я встречаю эту функцию от силы третий раз в жизни?
Акустические системы — вот, пожалуй, и все, что нужно для счастья обладателю этого замечательного многофункционального устройства. И, подключая их, следует не забыть правильно выставить в меню их статус (большие или маленькие, с сабвуфером или без). Произведен аппарат в Англии.
Прослушивание
Дилемма — разделять или объединять — гораздо старше и компании Naim, и аудиотехники в целом. При всем понимании преимущества раздельной компоновки аудиотракта в принципе, принципы начинают буксовать, когда дело доходит до практики. Потому что в реальности нам хочется всё и сразу, и неважно, в какой области. Не минула чаша сия и приверженцев Hi-Fi-аудио. Признаться, склонен был относиться к подобным явлениям с некоторым предубеждением. Пока мне не попалось несколько аппаратов от весьма уважаемых производителей. И подумалось, что дело не в том, что, — а в том, как и, главное, кто.
Компании Naim не занимать ни биографии, ни харизмы, ни признания почитателей. Ее дизайнеры настолько уверены в себе, что могут десятилетиями не менять фамильные черты аппаратуры, по всей видимости, нацеливаясь на свой определенный сегмент потребительского рынка, вместо того чтобы пытаться угодить всем. Но как бы там ни было, любые теоретические выкладки обретают ценность, только пройдя проверку временем. Что скрывается за именем, опытом, узнаваемым дизайном? Как это звучит?
Заряжаем наш комбайн компакт-диском от EMI Records. Филармонический оркестр Осло под управлением Мариса Янсона (в числе прочего, одного из учеников фон Караяна) исполняет вторую и третью симфонию Артюра Онеггера. Для меня самый интересный и показательный на диске — последний, седьмой трек. Оркестровая пьеса 1923 года под названием «Pacific 231», пронизанная идеей передать пульс и мощь движения самого большого и тяжелого паровоза того времени. Передать музыкальными средствами энергию набирающего скорость состава, не опускаясь при этом в примитивное звукоподражательство. Числа в названии пьесы соответствуют колесной формуле по французской традиции, учитывающей количество не колес, а осей. Спустя несколько десятилетий попытку накинуть музыкальное лассо на дымящую трубу с паровозным свистком предпримут адепты ритм-энд- блюза, Jethro Tull и многие другие, но Онеггер, пожалуй, был первым. Изображая кинематику 300-тонной машины, NaimUniti2 нуждается в собственном «паровом котле» — блоке питания достаточной мощности, для того, чтобы обеспечить расчетный режим выходных каскадов и выдать полноуровневый сигнал в подключенные акустические системы.
Несмотря на «однодиновый» форм-фактор устройства, заявленных 70 Вт оказывается вполне достаточно для того, чтобы «прокачать» напольные АС солидных габаритов. С сохранением внушительной динамики, экспрессии и напора в басу. Бас, будучи быстрым и чистым, не может похвастать плотностью и протяженностью диапазона вниз, все-таки для этого требуются другие мощности, другая энерговооруженность БП, в конце концов — другие размеры корпуса, но он достаточно быстрый и артикулированный. Хотя, с моей точки зрения, наиболее яркая грань NaimUniti2 — это средние частоты. Изумительно «вкусно» выведенные росчерком разработчика. Именно СЧ-диапазон обеспечивает хорошо прорисованную сцену, детальность и разборчивость, теплый характер звучания и способность аппарата воспроизводить музыкальный контент, не вызывая признаков усталости. Возможно, отцы-основатели знают особый секрет, а может быть, дело в изрядной доле накопленного опыта, но при всей аскетичности внешнего вида, «двойка» — на удивление эргономичный компонент. В нем, кажется, продумано всё. От усилия притягивания магнитом поворотного CD-привода — до размера и цвета номера трека на табло, без усилий читающегося с расстояния в несколько метров.
Как мне кажется, по характеру звучания NaimUniti2 очень похож на компоненты Naim, стоящие на уровень выше и принадлежащие к старшим линейкам. Его компромиссность заметна исключительно на больших уровнях громкости при воспроизведении особо сложных музыкальных фрагментов. То есть или на «хардовых» экзерсисах с перегруженными гитарными запилами, или на оркестровых кульминациях с литаврами, пушками и финальным «фейерверком» . Впрочем, и для того, и для другого разумнее изначально подбирать более специализированные компоненты. В остальном «двойка» уверенно справляется с джазовыми композициями, с блюзом и роком.
Особая ненавязчивая манера воспроизведения замечательно подходит для женского вокала, будь это записи Сары Кей или баллады Стиви Никс из-под пера Бэкинхема. Интонационная выразительность отличает этот аппарат от схожих по форм-фактору так же, как «хай- файная» стереосистема отличается от музыкального центра, а весьма правдоподобная передача тембров позволяет воспроизводить на нем аутентичные музыкальные жанры и записи живых инструментов и хоровых коллективов.
«Requiem: Requiem Aeternam» в исполнении мормонского табернакального хора прозвучал очень живо и естественно. Достоверность передачи атмосферы помещения — на высоте. Как и осязаемое чувство воздуха, прозрачности фонограммы. Голоса сливаются в хор, но не сливаются в гулкую кашу. NaimUniti2 демонстрирует нам все качества, присущие полноценной аудиосистеме.
Вывод
Мне не известно, каким образом компании Naim удалось сделать то, что другим, как правило, не удается, или же удается с оговорками, что это компромисс. Скорей всего, понимание этого не столь важно — а важно осознание того, что отныне есть аппарат, способный заме- нить целую систему без ущерба для конечного результата. Аппарат, который соединил в себе традиции прошлого и технические достижения настоящего. И в чем я абсолютно уверен — так это в том, что за ним будущее.
Джулиан Чарльз Прендергаст Верекер (Julian Charles Prendergast Vereker) родился в Оксфорде 7 мая 1945 г. Имея за плечами весьма знатные военно-политические корни и отца — профессора политической философии в Даремском университете, он вырос на удивление беспокойным, но безусловно талантливым подростком, примером чего служит собственноручно спроектированный и построенный им в возрасте 16 лет автомобиль. Затем была возня с модификацией Mini 850 S, участие в гонках и победы в паре из них, аккурат в судьбоносное для многих «лето любви» — время, когда фактически создавались основы всей нынешней музыкальной индустрии, а заодно, как получается, и звуковоспроизводящей.
В итоге, не имея практически никакого образования, он в 1969 году основывает Naim Audio Visual, а первым ее продуктом становится... светомузыкальная установка мощностью в 30 кВт. Конструктор-самоучка, занимаясь в качестве хобби звукозаписью своих друзей в соседнем пабе, Джулиан зачастую немог различить исполнителей и инструменты на итоговых прослушиваниях. «Подтянув» в течение года матчасть по транзисторной звукоусилительной схемотехнике, он в декабре 1971 года выпускает первый усилитель мощности под маркой Naim — NAP160, а всего два года спустя уже заключает контракт с только что открывшимся Capitol Radio на поставку им активных мониторов Naim NAS. 4 июня считается официальным днем рождения компании, до сих пор расположенной в Солсбери, графство Уилтшир. А звукозапись, и в частности — «придворный» лейбл Naim Records оставались любимым детищем Джулиана вплоть до его смерти 14 января 2000 года. Кстати, в 1995 году Ее Величеством Королевой Елизаветой II Верекер был пожалован в кавалеры Ордена Британской Империи.
В 1974 году Джулиан встречается с Ивором Зигмундом Тифенбрюном (Ivor Sigmund Tiefenbrun), основателем компании Linn. Следующие пару десятков лет можно считать примером удачного симбиоза двух производителей, когда у владельца проигрывателя грампластинок Linn и усилителя Naim была только одна проблема — где взять подходящие по уровню акустические системы. Пути этих компаний весьма предсказуемо разошлись только с наступлением эпохи цифрового звука.
В 1975 году выпускается усилитель мощности NAP250, наиболее известный и, скажем так, базовый продукт компании, ведь на его схемотехнических принципах были основаны все последующие модели, — пока четверть века спустя не появился новый флагман NAP500. В 1991 году выходит первый CD-проигрыватель компании, модель CDS. Появившийся в 2005 году флагман CD555, вероятно, станет «лебединой песней» Naim на поприще воспроизведения физических носителей: слишком уж стремительно развиваются файловые и потоковые проигрыватели.
В феврале 2008 года компания заключила контракт с производителем автомобилей Bentley на поставку им штатных аудиосистем, и в этом же году вышел первый сетевой проигрыватель Naim, модель HDX, а в феврале следующего года на выставке в Бристоле была показана универсальная аудиосистема NaimUniti. Чуть больше года назад произошло объединие Naim с французским производителем акустических систем Focal, а в мае этого года на выставке в Мюнхене была показана система NaimUniti2, которую мы сегодня и протестируем.
Конструкция
Будучи распакованным, аппарат производит весьма солидное впечатление, в том числе своим весом и поистине монолитным корпусом. Как выяснилось — он таковым и оказался: прямоугольным металлическим замкнутым профилем, куда буквально вдвигаются все «внутренности» на подложке, будучи затем зафиксированы многочисленными болтами в днище. Вероятно, по причине столь плотной компоновки производитель не нашел возможности заглушить этот кожух, который весьма звонко отзывается на простукивания и даже на громкие звуки.
В днище расположен транспортировочный болт CD-привода, который следует выкрутить перед прослушиванием. Впрочем, забыть это сделать будет весьма проблематично, иначе лоток просто-напросто не откроется. Боюсь ошибиться, но фирменный поворотный загрузочный отсек впервые появился на проигрывателе CD2 образца 1995 года и до сих пор пользуется популярностью. Удивляет тот факт, что крепится он фактически в одной точке, ибо штифт зафиксирован только сверху. Как при этом удается избежать его последующего люфта — для меня загадка.
В качестве сетевого проигрывателя используется плата Audivo EMAS SeDMP3, за прием цифрового потока с различных источников и при необходимости — увеличение его разрешения до значения 24 бит/192 кГц отвечают соответственно микросхемы CS8416 и CS8421 от Cirrus Logic; наконец, цифро-аналоговое преобразование осуществляется посредством ЦАПа PCM1793 от Burr-Brown. Блок питания аппарата основан на тороидальном трансформаторе производства компании Noratel, а в выходных каскадах установлено две комплементарные пары биполярных транзисторов Sanken — 2SA1386/2SC3519 (160 В/15 А/130 Вт).
Всё это «вооружение» рассчитано на воспроизведение компакт-дисков, цифрового, потокового и FM-радио, файлов с локальных и сетевых накопителей, а также с устройств компании Apple. В зависимости от формата и способа передачи сигнала, поддерживаются разрешения вплоть до 24 бит/192 кГц. Кроме того, возможно использование аппарата в качестве ЦАПа и/или интегрального усилителя.
Стоит отметить на редкость удобное и интуитивно понятное управление как с передней панели, так и со штатного пульта ДУ. Удивительно, но к инструкции я обратился только для того, чтобы убедиться, что ничего не пропустил. К сожалению, мы не попробовали управление с iPhone, но что-то мне подсказывает, что оно не менее удобно. Изрядно позабавило расположение терминалов для подключения акустических систем с «перепутанными» левым и правым каналом, из-за чего кабели от них к колонкам расходятся не привычным путем, а крест-накрест. С чем связано подобное, типичное для Naim решение — сказать не могу. Может быть, «виной» всему левостороннее островное движение?
Еще один момент — это возможность отключения процесса зарядки Apple-устройства во время его подключения к фронтальному USB- разъему. Казалось бы — мелочь, реализация которой ни отнимет ни времени, ни средств, а польза в лице щадящего режима эксплуатации аккумулятора и улучшения качества звучания очевидна. Отчего же тогда я встречаю эту функцию от силы третий раз в жизни?
Акустические системы — вот, пожалуй, и все, что нужно для счастья обладателю этого замечательного многофункционального устройства. И, подключая их, следует не забыть правильно выставить в меню их статус (большие или маленькие, с сабвуфером или без). Произведен аппарат в Англии.
Прослушивание
Дилемма — разделять или объединять — гораздо старше и компании Naim, и аудиотехники в целом. При всем понимании преимущества раздельной компоновки аудиотракта в принципе, принципы начинают буксовать, когда дело доходит до практики. Потому что в реальности нам хочется всё и сразу, и неважно, в какой области. Не минула чаша сия и приверженцев Hi-Fi-аудио. Признаться, склонен был относиться к подобным явлениям с некоторым предубеждением. Пока мне не попалось несколько аппаратов от весьма уважаемых производителей. И подумалось, что дело не в том, что, — а в том, как и, главное, кто.
Компании Naim не занимать ни биографии, ни харизмы, ни признания почитателей. Ее дизайнеры настолько уверены в себе, что могут десятилетиями не менять фамильные черты аппаратуры, по всей видимости, нацеливаясь на свой определенный сегмент потребительского рынка, вместо того чтобы пытаться угодить всем. Но как бы там ни было, любые теоретические выкладки обретают ценность, только пройдя проверку временем. Что скрывается за именем, опытом, узнаваемым дизайном? Как это звучит?
Заряжаем наш комбайн компакт-диском от EMI Records. Филармонический оркестр Осло под управлением Мариса Янсона (в числе прочего, одного из учеников фон Караяна) исполняет вторую и третью симфонию Артюра Онеггера. Для меня самый интересный и показательный на диске — последний, седьмой трек. Оркестровая пьеса 1923 года под названием «Pacific 231», пронизанная идеей передать пульс и мощь движения самого большого и тяжелого паровоза того времени. Передать музыкальными средствами энергию набирающего скорость состава, не опускаясь при этом в примитивное звукоподражательство. Числа в названии пьесы соответствуют колесной формуле по французской традиции, учитывающей количество не колес, а осей. Спустя несколько десятилетий попытку накинуть музыкальное лассо на дымящую трубу с паровозным свистком предпримут адепты ритм-энд- блюза, Jethro Tull и многие другие, но Онеггер, пожалуй, был первым. Изображая кинематику 300-тонной машины, NaimUniti2 нуждается в собственном «паровом котле» — блоке питания достаточной мощности, для того, чтобы обеспечить расчетный режим выходных каскадов и выдать полноуровневый сигнал в подключенные акустические системы.
Несмотря на «однодиновый» форм-фактор устройства, заявленных 70 Вт оказывается вполне достаточно для того, чтобы «прокачать» напольные АС солидных габаритов. С сохранением внушительной динамики, экспрессии и напора в басу. Бас, будучи быстрым и чистым, не может похвастать плотностью и протяженностью диапазона вниз, все-таки для этого требуются другие мощности, другая энерговооруженность БП, в конце концов — другие размеры корпуса, но он достаточно быстрый и артикулированный. Хотя, с моей точки зрения, наиболее яркая грань NaimUniti2 — это средние частоты. Изумительно «вкусно» выведенные росчерком разработчика. Именно СЧ-диапазон обеспечивает хорошо прорисованную сцену, детальность и разборчивость, теплый характер звучания и способность аппарата воспроизводить музыкальный контент, не вызывая признаков усталости. Возможно, отцы-основатели знают особый секрет, а может быть, дело в изрядной доле накопленного опыта, но при всей аскетичности внешнего вида, «двойка» — на удивление эргономичный компонент. В нем, кажется, продумано всё. От усилия притягивания магнитом поворотного CD-привода — до размера и цвета номера трека на табло, без усилий читающегося с расстояния в несколько метров.
Как мне кажется, по характеру звучания NaimUniti2 очень похож на компоненты Naim, стоящие на уровень выше и принадлежащие к старшим линейкам. Его компромиссность заметна исключительно на больших уровнях громкости при воспроизведении особо сложных музыкальных фрагментов. То есть или на «хардовых» экзерсисах с перегруженными гитарными запилами, или на оркестровых кульминациях с литаврами, пушками и финальным «фейерверком» . Впрочем, и для того, и для другого разумнее изначально подбирать более специализированные компоненты. В остальном «двойка» уверенно справляется с джазовыми композициями, с блюзом и роком.
Особая ненавязчивая манера воспроизведения замечательно подходит для женского вокала, будь это записи Сары Кей или баллады Стиви Никс из-под пера Бэкинхема. Интонационная выразительность отличает этот аппарат от схожих по форм-фактору так же, как «хай- файная» стереосистема отличается от музыкального центра, а весьма правдоподобная передача тембров позволяет воспроизводить на нем аутентичные музыкальные жанры и записи живых инструментов и хоровых коллективов.
«Requiem: Requiem Aeternam» в исполнении мормонского табернакального хора прозвучал очень живо и естественно. Достоверность передачи атмосферы помещения — на высоте. Как и осязаемое чувство воздуха, прозрачности фонограммы. Голоса сливаются в хор, но не сливаются в гулкую кашу. NaimUniti2 демонстрирует нам все качества, присущие полноценной аудиосистеме.
Вывод
Мне не известно, каким образом компании Naim удалось сделать то, что другим, как правило, не удается, или же удается с оговорками, что это компромисс. Скорей всего, понимание этого не столь важно — а важно осознание того, что отныне есть аппарат, способный заме- нить целую систему без ущерба для конечного результата. Аппарат, который соединил в себе традиции прошлого и технические достижения настоящего. И в чем я абсолютно уверен — так это в том, что за ним будущее.
Источник: он-лайн издание prohighend.ru, Максим Семейкин
Магазин AVCOMFORT.RU >>
Оценить качество звучания и приобрести товар вы можете