Звено в цепи
В конце 2010 года McIntosh Laboratory анонсировала два новых предварительных
стереоусилителя — С48 и С50, несколько разнящихся по цене. Первый, самый доступный
из транзисторных предусилителей в современном модельном ряду McIntosh, стал объектом
рассмотрения настоящего теста. Он отличается от своего собрата деталями разной
степени значимости: отсутствием привычных парных фирменных «окон» с ваттметрами,
пятиполосным эквалайзером вместо восьмиполосного у С50. В сущности, эти две модели
весьма близки друг к другу.
стереоусилителя — С48 и С50, несколько разнящихся по цене. Первый, самый доступный
из транзисторных предусилителей в современном модельном ряду McIntosh, стал объектом
рассмотрения настоящего теста. Он отличается от своего собрата деталями разной
степени значимости: отсутствием привычных парных фирменных «окон» с ваттметрами,
пятиполосным эквалайзером вместо восьмиполосного у С50. В сущности, эти две модели
весьма близки друг к другу.
Промежуточное звено Стандартная идеология построения многоблочных систем, противоположная пуристскому минималистскому подходу, содержит ряд утверждений. Первое — в многоблочной системе на каждый компонент возложены строго своя роль и обслуживание определенного круга задач при воспроизведении музыкальных записей. Второе — благодаря присутствию в цепочке аппаратов с разным характером и подачей (не в смысле электрических параметров, о которых ниже, а именно в смысле индивидуального почерка) строитель такой системы может экспериментировать с «оттенками вкусов», создавая результат по своему желанию или настроению, разбавляя или усиливая итоговый звук связки путем замены одного из устройств. Тут есть масса моментов, связанных с общей прозрачностью, тональной сбалансированностью, усилением атаки и ритмики и пр. Гибкость многокомпонентных систем является ее безусловным плюсом. Минусы тоже имеются; в частности, упомянутые выше разные электрические параметры соединяемых аппаратов не всегда позволяют получить оптимальный результат. Если копнуть поглубже, то суммарный характер системы в очень большой степени зависит не только от индивидуальных вкладов компонентов, но и от степени их совместимости. Для согласования АС и усилителя мощности требуются достаточно высокий демпинг-фактор во всей частотной полосе (не говорим «хороший», потому что о том, насколько он плохой или хороший, мы судим в зависимости от сочетания с конкретной акустикой и от того, что она собой представляет как нагрузка), достаточный запас мощности и «быстродействие», то есть способность быстро отдавать ток в нагрузку. Немаловажно умение работать с нерезистивной нагрузкой. Из перечисленного следует, что аспекты электрического сопротивления на выходе усилителя и суммарного сопротивления усилителя, кабелей и АС разнообразны и важны. Не менее важно согласование сопротивлений во «внутренней системе», между электронными компонентами. Связка из источника, предварительного усилителя и усилителя мощности имеет свои законы для удачного функционирования. Источнику комфортнее «видеть» высокое входное сопротивление предусилителя, а усилитель мощности, подключенный с другой стороны цепочки, лучше работает с максимально низким выходным сопротивлением этого предусилителя. Закон о высоком входном и низком выходном сопротивлении применим и к прочим компонентам. Темой нашего сегодняшнего теста является предварительный усилитель, так что скажем еще немного о роли и специфике этого устройства. Предварительный усилитель в самом общем случае может иметь встроенную секцию фонокорректора, регулятор громкости (обязательный элемент, компенсирует высокий уровень сигнала от источника, способный вызвать повреждение усилителя мощности), регулятор баланса каналов, темброблок, отдельную секцию усилителя для наушников со своим регулятором, и еще можно придумать ряд вещей. Кроме того, предварительный усилитель служит коммутатором сигналов от разных источников (когда их в системе много) и потенциально в состоянии выравнивать уровень этих сигналов на входе до единого значения. Также могут регулироваться чувствительность по входу, индивидуально по каждому входу или с приведением всех к единому уровню, и совершаться прочие манипуляции с проходящим через предварительный усилитель сигналом. Таким образом, будучи средним звеном в цепочке компонентов, предусилитель в общем случае способен очень сильно влиять на сигнал. В то же время в рамках распространенной парадигмы нередко встречается заявление, что «хороший предусилитель — тот, которого не слышно». Иные аудиопуристы даже предпочитают использовать пассивные предварительные усилители — представители класса устройств, содержащих только коммутатор входов на качественных реле и аттенюатор, тоже релейный или, к примеру, трансформаторный. Считается, что уж их-то точно «не слышно», хотя и тут возможны варианты. Откровенно говоря, однозначно отстаивать верность того или иного подхода в аудио все равно что отстаивать свою религию. Это, скорее, вопрос веры. Должен ли предусилитель быть слышимым в системе и влиять на общий результирующий почерк или нет, какой предусилитель лучше, активный или пассивный, — дело вкуса. Как всегда, то или иное решение может оказаться оптимальным и адекватным или, напротив, неподходящим в конкретной системе. Возвращаясь к важному вопросу о согласовании импедансов компонентов, замечу, что активный предусилитель подчиняется правилу о высоком входном и низком выходном сопротивлении, а пассивный не подчиняется. Соответственно, в системах, где усилитель мощности имеет низкую чувствительность по входу, лучше использовать активный предусилитель. Также спорным можно считать вопрос о минимализме самого предусилителя, даже в рамках выбранной концепции активного устройства. Должен ли он иметь темброблок, встроенную секцию фонокорректора и прочие перечисленные выше вещи? Предостаточно производителей, которые выкидывают эти элементы из своих аппаратов, стремясь сделать предусилитель максимально приближенным (во всяком случае, по их заявлениям) к «простому отрезку провода». Опять-таки это, скорее, не вопрос правильности или идеальности решения, поскольку результат слишком сильно зависит от конкретной реализации — не факт, что «не отягощенный лишними частями схем» предварительный усилитель непременно будет желаемо «прямым». Это просто отражение школы, традиций и привычного для данной фирмы подхода к конструированию. Сегодня нам в руки попал предварительный усилитель, который как будто игнорирует всю борьбу идей и из менчивые моды прошлых и последних лет. McIntosh словно заявляет: «Ну вы тут порассуждайте, что идейно хорошо для звука, а что не очень, а мы пока сделаем свой очередной аппарат так, как всегда делали и как считаем нужным это делать». McIntosh Laboratory всегда творила без оглядки на других и строго придерживалась собственных концепций, избранных как принципиальные ценности фирмы. Создаваемые ею интегрированные усилители, предварительные усилители и оконечники (сейчас мы говорим о «транзисторной ветви» аппаратов, поскольку у ламповых своя фирменная история) всегда очень богато оснащены, имеют самый широкий набор опций, обсуждавшихся в предыдущей части обзора, и разветвленную и удобную коммутацию.
Последнее время, уже как дань современности, они еще и способны очень гибко встраиваться в различные мультирумные и многоканальные инсталляции, позволяя делать из них ведущие или ведомые устройства с точки зрения системного дистанционного управления. На все вопросы, заданные выше, McIntosh отвечает утвердительно. В частности, предварительный усилитель C48, как типичный представитель фирменной концепции, не стремится мимикрировать под кусок провода и нимало не стесняется избыточности своей схемы. Он имеет входы для фонокорректора, причем для головок звукоснимателя обоих типов — ММ и МС, с регулируемыми характеристиками. Входное сопротивление для Phono MM равно 47 кОм, емкость изменяется от 50 до 750 пФ, с шагом 50 пФ. Для входа Phono MC допускается выбор значений сопротивления в 25, 50, 100, 200, 500 или 1000 Ом и емкость 100 пФ. Предусилитель имеет независимую секцию усилителя для наушников, которая может функционировать при отключенных выходах на усилитель мощности. Как говорилось во введении (и что традиционно для McIntosh), С48 оснащен пятиполосным эквалайзером, работающим на частотах 30, 125, 500, 2000, 10000 Гц. Это, скажем так, дань прошлому. А в качестве адекватного ответа современности есть встроенный ЦАП (по информации производителя, он сделан на чипе Burr- Brown), действующий с разрешением 32 бит / 192 кГц, четыре цифровых входа (по паре оптических и коаксиальных) и вход USB, работающий в правильном асинхронном режиме. Цифровые входы через меню могут быть перепрограммированы и ассоциированы с другим источником (например, с CD-плеером или с любым из доступных шести входов, для которых по умолчанию предусмотрено аналоговое подключение). Кстати говоря, манипуляции с меню доступны, как это часто бывает, только с передней панели компонента, но не с пульта. Для интеграции С48 в систему домашнего кинотеатра или же в мультирумную инсталляцию имеется непривычно много управляющих входов и выходов, которые McIntosh называет «Power Control» и «Data Ports». Первые отвечают, как несложно догадаться, за дистанционное включение в сеть других аппаратов от С48 или, наоборот, включение предусилителя от других устройств, последние — «дата-порты», предназначенные для передачи управляющих сигналов. Разумеется, есть и сквозной канал для подключения многоканального процессора. С48 обладает вполне типической фирменной внешностью — шасси из блестящей нержавейки, черные бока, толстая стеклянная передняя панель, винтажного вида кнопки управления, похожие на старинные двухпозиционные клавишные переключатели. Синий информационный экран, ярко-зеленые надписи и густо-красная точечная подсветка активных опций завершают картину. Передний отсек с дисплеем и управляющими ручками сделан независимо и изолирован собственным кожухом от основного корпуса в целях полного устранения наводок на сигнальные цепи. Определение «двойное перевернутое шасси» в описании внутренней компоновки означает, что монтажные платы ориентированы «лицом» друг к другу, так, что верхняя перевернута (при открывании аппарата видна только ее тыльная часть, и все детали смотрят вниз и невидимы). Источники питания и цифровая часть собраны на нижней плате, а аналоговые цепи монтируются на верхней, отделенной экраном. Регулятор громкости — 214-шаговый (шаг 0,5 дБ, точность 0,1 дБ). В поддержку С48 мы взяли для теста родной оконечник МС452. Эта новинка фирмы является на текущий момент ее самым мускулистым стереоусилителем мощности, обеспечивая 450 Вт на канал на любой нагрузке, чего за глаза хватило для нашей комнаты в 30 «квадратов» и тестовой акустики.
Вывод :
Удобный в использовании и чрезвычайно богато оснащенный аппарат содержит еще и прилично звучащий встроенный ЦАП (во всяком случае, для компьютерных приложений и подключения по USB). Классический дизайн McIntosh и традиционная комплектация всеми привычными опциями вызовут одобрение поклонников фирмы, которым данная новинка в первую очередь и предназначена. Как обычно, предприняты все меры по сочетаемости с родным оконечником как по части управления, так и в электрическом плане. В «постороннем» окружении С48 может и не продемонстрировать всех преимуществ, хотя исключительная гибкость по части интеграции в различные мультирумные и кинотеатральные системы обязательно придется ко двору. |
Магазин AVCOMFORT.RU >>
Оценить качество звучания и приобрести товар вы можете