Акустические системы Audiovector R11 Arrete
Оле Клифот давно вынашивал планы создать референсную акустическую систему исключительно для нужд своей компании. Понятно желание иметь под рукой эталонный компонент, чтобы с его помощью градуировать шкалу качества — в первую очередь качества звучания, но также качества исполнения продуктов в целом. Так появился флагман R11 Arrete. Несмотря на свою недолгую историю, колонки успели завоевать признание как профессионалов и любителей аудио (в прошлом году в Мюнхене они получили приз «Лучший звук»), так и музыкантов и инженеров звукозаписи — музыкальный совет Королевской Датской консерватории по результатам тестов и сравнений решил, что Audiovector R11 Arrete лучше всего подойдут для контроля записей.
Акустические системы Audiovector R11 Arrete
Звук в консерватории
Звук в консерватории
Audiovector не ставила перед собой задачу создать продукт для потребительского рынка, подобно тому как KEF не собиралась выпускать на волю свою Blade. Однако датская компания изменила решение, и акустическая система пошла в серию. Конечно, серия — громко сказано. Audiovector R11 Arrete — модель малотиражная, что понятно с учетом класса и стоимости: во всем мире владельцев этих колонок можно пересчитать по пальцам, и среди них есть один россиянин. Итог тридцатилетнего пути в аудиоиндустрии — такими словами Оле Клифот характеризует флагмана своей компании. Все компромиссы были отринуты: возможности конструкторов ограничивались лишь смелым воображением (которое всячески поощрялось) и законами физики. Конечно, определенные ограничения налагала и принятая общая конструктивная схема, ведь сам принцип многополосной фазоинверторной акустики на основе электродинамических преобразователей в известной мере компромиссен. Время от времени по разным поводам Audiovector напоминает потребителям о концепции индивидуального поэтапного апгрейда IUC (Individual Upgrade Concept). Надо думать, R11 выпадает из нее: пытаться модернизировать, повышать класс по-настоящему бескомпромиссного компонента стоимостью несколько миллионов рублей — все равно что строить избушку на макушке Эвереста. Принципиальная конструкция R11 Arrete — классической трехполосной фазоинверторной акустической системы — мало что сообщает о продукте: суть в уровне воплощения идеи, в деталях и подробностях. Среди использованных здесь материалов упоминаются титан и алюминий. Вместе с тем компания не сообщает, что именно изготовлено из титана, а что из алюминия. На толстой металлической панели, занимающей часть фронтальной панели АС, разместились два объединенных цельной лицевой металлической накладкой твитера Avantgarde (излучатель Хейла, работает с частотами выше 2,8 кГц), два 135-мм НЧ/СЧ-драйвера и два порта фазоинвертора. Задняя массивная полукруглая металлическая решетка мощным забралом закрывает батарею из восьми 110-мм басовых драйверов, которые работают на порт фазоинвертора в нижнем торце колонки; решетка, конечно же, несъемная. По эффективности октет вуферов эквивалентен одному 40-см динамику (каких габаритов акустическое оформление потребовалось для такого «лопуха»?). Басовикам отдана полоса ниже 90 Гц, или, другими словами, только средний и низкий бас. Надо думать, за этим стоит не простое ограничение полномочий, а узкая частотная специализация, конвертирующая малую ширину полосы в отличное качество звучания. Реализованная в мидбасовых и басовых динамиках технология Audiovector LCC (Low Compression Concept) подразумевает наличие у драйверов оптимизированного шасси без воздушных ловушек — шасси снижает компрессию и ранние отражения и позволяет существенно уменьшить |
Я испытываю полное доверие к завидному показателю неравномерности на широчайшем частотном пространстве — шутка ли сказать, ±0,7 дБ на протяжении почти девяти октав! При всей своей немногословности Audiovector слов на ветер не бросает. Вот важнейший фактор, определяющий редкий тональный нейтралитет звучания R11 Arrete!
[В деле]
Безоговорочно глубокий нижний регистр отменного качества и ничем не ограниченный динамический диапазон, прежде всего в области макродинамики, — те свойства, за которые производители акустических систем всегда просят весьма большие деньги. Оба достоинства есть в арсенале Audiovector R11 Arrete. Сами эти понятия — глубокий бас и неограниченная динамика — подчеркивают в нашем сознании в первую очередь (а для когото и исключительно) количественный аспект: количество герц, децибелов. В данном случае крайне важно сказать и о на редкость незаурядном качестве того и другого. Вряд ли нужно говорить здесь, что комната прослушивания в принципе оказывает очень большое влияние на звуковой результат. Однако в отношении R11 Arrete важность указанного фактора особенно велика. Нечего и думать размещать эти АС, руководствуясь лишь эстетическими (интерьерными) представлениями. И хотя неординарная внешность колонок может подвигнуть на подобное решение, они в таком случае не проявят своих возможностей в полной мере. В идеальном варианте комната должна создаваться специально для аудиосистемы с этой акустикой. С одной стороны, помещение не должно быть очень звонким во избежание избытка и подчеркивания высоких, которые преподносятся парой твитеров Avantgarde с безупречной артикуляцией и гибкостью. C другой стороны, оно не должно быть глухим — не только из обычных соображений (звучание в таком помещении неживое), но и с учетом специфики технологии SEC, то есть комната должна отрабатывать хаотические отражения звука, формируемого соответствующим портом позади твитеров. Речь идет не том, чтобы просто избежать крайностей, а о необходимости тонко балансировать акустическую атмосферу. Разумно будет, во-первых, не нацеливать оси твитеров на слушателя, а развернуть колонки либо в сторону боковых стен (тогда усиливается отраженное боковое поле), либо, напротив, внутрь (следствием чего станет потенциальное увеличение зоны оптимального стереоэффекта и тонального баланса, что критично, имея в виду обычно более острую направленность планарных высокочастотников). Вовторых, в зоне первых отражений желательно предусмотреть поглощающие/ рассеивающие элементы акустической обработки. Гладкие стеклянные поверхности — незанавешенные большие окна, застекленные картины — лучше исключить. Надо помнить также о том, что характер восприятия высоких заметно меняется, когда поднимаешься со стула и голова оказывает ближе к уровню твитеров. В случае создания комнаты специально для R11 Arrete стоит рассмотреть вариант расположения акустики и слушательского места амфитеатром (АС установлены несколько ниже слушателя). Конечно, помещение потребуется очень большое. Во время тестового прослушивания нам удалось добиться безупречно корректной передачи нижнего регистра при воспроизведении разной музыки, однако, поскольку колонки при этом оказались довольно близко, не лучшим образом изображался рисунок музыкальной сцены — панорама членилась и временами утрачивала связность. Важно подчеркнуть, что речь идет не о недостатках громкоговорителей, а о необходимости предусмотреть для этого аудиобриллианта подобающего уровня акустическую оправу.
[От частного к общему]
Обычно во время тестового прослушивания восприятие сначала фокусируется на внешних, общих атрибутах звука — тональном колорите в целом, мелодическом рисунке, агогике и т. д., а позже постепенно соскальзывает вглубь, к более сложно организованным структурам. Флагман Audiovector довольно быстро переводит твое внимание на глубинные слои звучания и нетривиальные смыслы музыки, его звучанию свойственен превосходный колористический и тембровый баланс. Просто оно отличается безупречной тональной организацией… Все сказанное выше должно иллюстрировать то, насколько непросто это «просто». Мне представляется совершенно естественным упомянутое в самом начале обзора решение Королевской Датской консерватории доверить R11 Arrete контроль записей, сделанных в консерваторских залах. Одна знаменитая компания, тоже датская, утверждает, что «датчане не лгут». Как не согласиться сейчас с этим утверждением! Колонки не обманут, им можно доверять, в том числе на самом высоком, консерваторском уровне. Audiovector разрабатывает звуковую истину не на полях акустической экзотики (такие попытки других фирм, к слову, приносят интересные плоды), а на классической конструктивной стезе, которая предполагает сбалансированный объективный и субъективный контроль за звуковым результатом без уклона в одну или другую сторону. R11 Arrete — впечатляющее достижение на этом пути.
Басовикам отдана полоса ниже 90 Гц, то есть только средний и низкий бас. Надо думать, за этим стоит не ограничение полномочий, а узкая частотная специализация, конвертирующая малую ширину полосы в отличное качество звучания. Вывод:
Материал: Артем Аватинян Источник: Журнал АудиоМагазин 3 2012 |
Магазин AVCOMFORT.RU >>
Оценить качество звучания и приобрести товар вы можете