ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ РЕЖИССУРА
Принципы построения всех изделий Dynaudio также давно и хорошо известны — собственные головки с алюминиевым проводом в звуковых катушках, предельная простота разделительных фильтров с быстрыми ёмкостями Solen и индуктивностями «на воздухе», тщательный расчёт и ручное изготовление корпусов лучшими датскими мастерами. Как следствие — ровный импеданс во всём диапазоне частот и образцовая АЧХ с широкой диаграммой направленности, что неизменно подтверждается нашими измерениями.
Дизайн C4, старшей модели в линейке Confidence, характерен для элитных изделий Dynaudio. Это высокие и узкие башни, у которых драйверы установлены не на передней панели, а на отдельной платформе. Она изготовлена из вибропоглощающего материала (состав держится в секрете) и имеет форму, оптимальную с точки зрения звуковой аэродинамики. Крепление к корпусу усилено обтекаемыми приливами, охватывающими боковые плоскости.
Симметричное расположение излучателей соответствует принципу DDC (Dynaudio Directivity Control), который в сочетании с кроссоверами первого порядка позволяет по- лучить равномерное и широкое звуковое поле вне зависимости от акустических свойств помещения. Добавлю от себя, что единственное ограничение для этих АС — объём комнаты, который не должен быть слишком маленьким, поскольку от него зависят характер баса и по- строение звуковой сцены.
В центре сборки DDC — пара твитеров Esotar2 с тканевыми куполами диаметром 28 мм. Звуковая катушка, намотанная лёгким алюминиевым проводом, охлаждается ферромагнитной жидкостью. За счёт этого подавляется эффект звуковой компрессии, когда из-за нагрева обмотки её сопротивление растёт, а отдача излучателя, соответственно, падает. Малые нелинейные искажения — следствие мощной магнитной системы из неодимового сплава. Твитеры перекрывают диапазон от 2 до 25 кГц с линейностью, гарантированной в сегменте ±30 град. от акустической оси.
Диффузоры среднечастотных (6 дюймов) и низкочастотных (8 дюймов) головок изготовлены из фирменного композита — пластично- го полимера с добавлением силиката магния. Каждый НЧ-драйвер настроен индивидуально с помощью собственного фазоинвертора, порт которого выведен назад.
Фильтры (первый порядок, крутизна среза 6 дБ/окт.) собраны на усиленных стеклотекстолитовых платах и для устранения микрофонного эффекта заключены в герметичные боксы. В схеме особые резисторы, не дающие компрессии, и конденсаторы с малыми потерями.
При таком построении кроссоверов в biwiring смысла нет, и у всех колонок Dynaudio только две клеммы, зато это настоящие WBT с качественной позолотой.
Версия Signature отличается от стандартного исполнения улучшенной отделкой. В нашем случае это натуральный шпон цвета «Мокко» с зеркальным лаковым покрытием. Выглядят такие АС фантастически красиво, хотя, если смотреть спереди, сверкающая роскошь не слишком бросается в глаза.
Как я уже говорил, тракт для элитных моделей Dynaudio нужно подбирать очень тщательно, поэтому пару слов и о нём.
Характер источника Chord Red Reference MKII (768672 руб.) мы успели изучить в самых разных системах, и его вклад в звучание будет определить несложно. Главная особенность этого аппарата в том, что вместо стандартных чипов (конверторов, цифровых фильтров и т.д.) здесь используются сборки FPGA (Field Programmable Gate Array), состоящие из миллионов логических ячеек. Это своего рода кубики, из которых разработчик может сложить тракт любой конфигурации. Из них, в частности, построен 76-битовый DSP с четырёхкратной передискретизацией и WTA- фильтр 18000-го (!) порядка. На этот шедевр у Роберта Уоттса, главного инженера, ушло более 20 лет. При необходимости FPGA можно перепрограммировать заново, создав аппарат нового поколения. Данные, считанные с диска, закачиваются в промежуточный RAM-буфер, ёмкость которого задаётся слушателем. Это позволяет полностью очистить сигнал от джиттера, накопленного в транспорте, и снизить требования к точности считывания. Хотя последнее преимущество в данном случае не актуально, поскольку в Red Reference установлен изготовленный по спецзаказу механизм Philips CD Pro 2 с верхней загрузкой.
Схемотехника позволяет выбрать частоту дискретизации вплоть до 176 кГц, а также выдать считанные данные на цифровые выходы в стандартах SPDIF, TosLink и EAES/EBU. Аналоговый сигнал снимается либо с гнёзд RCA, либо по балансному интерфейсу XLR.
Предусилитель Chord CPA5000 (642740 руб.) также относится к классу Reference. Отличается пониженным шумом, двойной защитой от радиопомех и возможностью установки чувствительности для каждого из восьми входов. Как позже выяснилось, к этому нужно отнестись более внимательно, поскольку даже малейшая несогласованность по входу тут же скажется на звучании.
И об оконечных усилителях. В этом качестве мы задействовали два моноблока Chord SPM1400E ценой 493040 руб. каждый. В пресс-релизах производителя эта модель именуется не иначе как «Superamp»: масса 18 кг, энерговооружённость блока питания более 380 Дж, на выходе двойные транзисторы MOSFET, способные отдать в нагрузку 2 Ом до 1 кВт мощности. Кроме того, инновационная схемотехника Dynamic Coupling обеспечивает равномерный отбор тока от плюсовой и минусовой шин питания, за счёт чего сохраняется баланс плеч при любом уровне сигнала.
Кстати, мощные усилители и крупногабаритная акустика, как правило, хуже звучат не на большой, а именно на малой громкости, это т.н. проблема первого ватта. Посмотрим, как поведёт себя наша система. Убавляю уровень на предусилителе, оценивая прозрачность звучания и тональный баланс. Вроде ничего не меняется, кроме масштаба звуковой сцены, которая постепенно отдаляется и концентрируется между акустическими системами. Что ж, нужно признать, что фазовая характеристика тракта абсолютно линейна. Правильная динамика, т.е. соотношение между тихими и громкими звуками, сохраняется вплоть до едва слышимых уровней. Верхний диапазон прозрачен, «серебро» в нём не тускнеет. Ощущается небольшая жёсткость в верхней середине, но это явное следствие недостаточного прогрева нового комплекта акустики — чтобы прийти в норму, ей нужно не менее 50 часов непрерывной работы.
Если же говорить о симфонической музыке [1], то связка Chord и Dynaudio хороша как раз мгновенным переходом от piano к мощнейшему forte, причём удар чувствуешь всем телом, словно реально сидишь недалеко от оркестровой ямы. Формирование атмосферы сильно зависит от размера комнаты, поскольку в этом участвуют в основном ранние отражения от стен, пола и потолка. В нашем случае атмосфера казалась слегка упрощённой — С4 в комнате было явно тесновато. Но в стеснённых условиях выяснилось очень полезное свойство акустики: при расстоянии между крайними драйверами более метра звучание воспринималось абсолютно цельным, словно играли супермощные полочные мониторы.
Скрипки — самый трудный инструмент для цифрового тракта — звучали очень красиво и при высочайшей детальности не выказывали ни малейших признаков резкости. Предельно натуральное звучание камерных квартетов, эмоциональность вокальных партий, — всё это очень затягивает в процесс прослушивания. Словно дегустируешь изысканные блюда — вроде и дело делаешь, и удовольствие получаешь.
Верхний диапазон очень характерен для Dynaudio — лёгкий, светлый, без малейшей агрессии. Шёлковые купола не дают жёсткости, хотя и не способны воспроизводить ультразвук, поэтому удар в литавры, например, не заставит вас вздрогнуть, но и не станет резать слух. Детальность у твитеров Esotar 2 просто потрясающая, и при этом ни малейших признаков «грязи» цифрового тракта.
На некоторых треках Radiohead [2] звукорежиссеры превзошли самих себя, закрутив изящные и весьма непростые пространственные эффекты. Акустика зрительно доминирует в комнате прослушивания, но в трёхмерной звуковой сцене её вроде бы и не слышно. Для напольных систем ситуация довольно редкая. Во многом это заслуга комнаты прослушивания — в салоне, где мы проводили тест, она оформлена очень грамотно.
И полная противоположность по замыслу — джазовый стандарт «Гигантские шаги» Колтрейна, архивная запись [4]. Инструменты чётко разложены по каналам, саксофон точно в центре сцены, минимум студийных эффектов, бережная, едва заметная компрессия, предельно естественные реверберации. Атмосферу другой эпохи акустика передаёт не менее деликатно, правильно расставляя акценты и концентрируя внимание на наиболее значимых деталях.
В общем, результат, как всегда у Dynaudio, и узнаваемый, и не слишком предсказуемый.
Источник: журнал журнал "What hi-fi?" | октябрь 2011
Дизайн C4, старшей модели в линейке Confidence, характерен для элитных изделий Dynaudio. Это высокие и узкие башни, у которых драйверы установлены не на передней панели, а на отдельной платформе. Она изготовлена из вибропоглощающего материала (состав держится в секрете) и имеет форму, оптимальную с точки зрения звуковой аэродинамики. Крепление к корпусу усилено обтекаемыми приливами, охватывающими боковые плоскости.
Симметричное расположение излучателей соответствует принципу DDC (Dynaudio Directivity Control), который в сочетании с кроссоверами первого порядка позволяет по- лучить равномерное и широкое звуковое поле вне зависимости от акустических свойств помещения. Добавлю от себя, что единственное ограничение для этих АС — объём комнаты, который не должен быть слишком маленьким, поскольку от него зависят характер баса и по- строение звуковой сцены.
В центре сборки DDC — пара твитеров Esotar2 с тканевыми куполами диаметром 28 мм. Звуковая катушка, намотанная лёгким алюминиевым проводом, охлаждается ферромагнитной жидкостью. За счёт этого подавляется эффект звуковой компрессии, когда из-за нагрева обмотки её сопротивление растёт, а отдача излучателя, соответственно, падает. Малые нелинейные искажения — следствие мощной магнитной системы из неодимового сплава. Твитеры перекрывают диапазон от 2 до 25 кГц с линейностью, гарантированной в сегменте ±30 град. от акустической оси.
Диффузоры среднечастотных (6 дюймов) и низкочастотных (8 дюймов) головок изготовлены из фирменного композита — пластично- го полимера с добавлением силиката магния. Каждый НЧ-драйвер настроен индивидуально с помощью собственного фазоинвертора, порт которого выведен назад.
Фильтры (первый порядок, крутизна среза 6 дБ/окт.) собраны на усиленных стеклотекстолитовых платах и для устранения микрофонного эффекта заключены в герметичные боксы. В схеме особые резисторы, не дающие компрессии, и конденсаторы с малыми потерями.
При таком построении кроссоверов в biwiring смысла нет, и у всех колонок Dynaudio только две клеммы, зато это настоящие WBT с качественной позолотой.
Версия Signature отличается от стандартного исполнения улучшенной отделкой. В нашем случае это натуральный шпон цвета «Мокко» с зеркальным лаковым покрытием. Выглядят такие АС фантастически красиво, хотя, если смотреть спереди, сверкающая роскошь не слишком бросается в глаза.
Как я уже говорил, тракт для элитных моделей Dynaudio нужно подбирать очень тщательно, поэтому пару слов и о нём.
Характер источника Chord Red Reference MKII (768672 руб.) мы успели изучить в самых разных системах, и его вклад в звучание будет определить несложно. Главная особенность этого аппарата в том, что вместо стандартных чипов (конверторов, цифровых фильтров и т.д.) здесь используются сборки FPGA (Field Programmable Gate Array), состоящие из миллионов логических ячеек. Это своего рода кубики, из которых разработчик может сложить тракт любой конфигурации. Из них, в частности, построен 76-битовый DSP с четырёхкратной передискретизацией и WTA- фильтр 18000-го (!) порядка. На этот шедевр у Роберта Уоттса, главного инженера, ушло более 20 лет. При необходимости FPGA можно перепрограммировать заново, создав аппарат нового поколения. Данные, считанные с диска, закачиваются в промежуточный RAM-буфер, ёмкость которого задаётся слушателем. Это позволяет полностью очистить сигнал от джиттера, накопленного в транспорте, и снизить требования к точности считывания. Хотя последнее преимущество в данном случае не актуально, поскольку в Red Reference установлен изготовленный по спецзаказу механизм Philips CD Pro 2 с верхней загрузкой.
Схемотехника позволяет выбрать частоту дискретизации вплоть до 176 кГц, а также выдать считанные данные на цифровые выходы в стандартах SPDIF, TosLink и EAES/EBU. Аналоговый сигнал снимается либо с гнёзд RCA, либо по балансному интерфейсу XLR.
Предусилитель Chord CPA5000 (642740 руб.) также относится к классу Reference. Отличается пониженным шумом, двойной защитой от радиопомех и возможностью установки чувствительности для каждого из восьми входов. Как позже выяснилось, к этому нужно отнестись более внимательно, поскольку даже малейшая несогласованность по входу тут же скажется на звучании.
И об оконечных усилителях. В этом качестве мы задействовали два моноблока Chord SPM1400E ценой 493040 руб. каждый. В пресс-релизах производителя эта модель именуется не иначе как «Superamp»: масса 18 кг, энерговооружённость блока питания более 380 Дж, на выходе двойные транзисторы MOSFET, способные отдать в нагрузку 2 Ом до 1 кВт мощности. Кроме того, инновационная схемотехника Dynamic Coupling обеспечивает равномерный отбор тока от плюсовой и минусовой шин питания, за счёт чего сохраняется баланс плеч при любом уровне сигнала.
Кстати, мощные усилители и крупногабаритная акустика, как правило, хуже звучат не на большой, а именно на малой громкости, это т.н. проблема первого ватта. Посмотрим, как поведёт себя наша система. Убавляю уровень на предусилителе, оценивая прозрачность звучания и тональный баланс. Вроде ничего не меняется, кроме масштаба звуковой сцены, которая постепенно отдаляется и концентрируется между акустическими системами. Что ж, нужно признать, что фазовая характеристика тракта абсолютно линейна. Правильная динамика, т.е. соотношение между тихими и громкими звуками, сохраняется вплоть до едва слышимых уровней. Верхний диапазон прозрачен, «серебро» в нём не тускнеет. Ощущается небольшая жёсткость в верхней середине, но это явное следствие недостаточного прогрева нового комплекта акустики — чтобы прийти в норму, ей нужно не менее 50 часов непрерывной работы.
Если же говорить о симфонической музыке [1], то связка Chord и Dynaudio хороша как раз мгновенным переходом от piano к мощнейшему forte, причём удар чувствуешь всем телом, словно реально сидишь недалеко от оркестровой ямы. Формирование атмосферы сильно зависит от размера комнаты, поскольку в этом участвуют в основном ранние отражения от стен, пола и потолка. В нашем случае атмосфера казалась слегка упрощённой — С4 в комнате было явно тесновато. Но в стеснённых условиях выяснилось очень полезное свойство акустики: при расстоянии между крайними драйверами более метра звучание воспринималось абсолютно цельным, словно играли супермощные полочные мониторы.
Скрипки — самый трудный инструмент для цифрового тракта — звучали очень красиво и при высочайшей детальности не выказывали ни малейших признаков резкости. Предельно натуральное звучание камерных квартетов, эмоциональность вокальных партий, — всё это очень затягивает в процесс прослушивания. Словно дегустируешь изысканные блюда — вроде и дело делаешь, и удовольствие получаешь.
Верхний диапазон очень характерен для Dynaudio — лёгкий, светлый, без малейшей агрессии. Шёлковые купола не дают жёсткости, хотя и не способны воспроизводить ультразвук, поэтому удар в литавры, например, не заставит вас вздрогнуть, но и не станет резать слух. Детальность у твитеров Esotar 2 просто потрясающая, и при этом ни малейших признаков «грязи» цифрового тракта.
На некоторых треках Radiohead [2] звукорежиссеры превзошли самих себя, закрутив изящные и весьма непростые пространственные эффекты. Акустика зрительно доминирует в комнате прослушивания, но в трёхмерной звуковой сцене её вроде бы и не слышно. Для напольных систем ситуация довольно редкая. Во многом это заслуга комнаты прослушивания — в салоне, где мы проводили тест, она оформлена очень грамотно.
И полная противоположность по замыслу — джазовый стандарт «Гигантские шаги» Колтрейна, архивная запись [4]. Инструменты чётко разложены по каналам, саксофон точно в центре сцены, минимум студийных эффектов, бережная, едва заметная компрессия, предельно естественные реверберации. Атмосферу другой эпохи акустика передаёт не менее деликатно, правильно расставляя акценты и концентрируя внимание на наиболее значимых деталях.
В общем, результат, как всегда у Dynaudio, и узнаваемый, и не слишком предсказуемый.
Источник: журнал журнал "What hi-fi?" | октябрь 2011
Магазин AVCOMFORT.RU >>
Оценить качество звучания и приобрести товар вы можете