Прямой цифровой усилитель NAD M2. Модель 2009 года по версии журнала The Absolute Sound
Новейший прямой цифровой усилитель M2, принадлежащий к топовой Master-серии компании NAD выиграл награду Product of the Year 2009 (модель 2009 года) авторитетного специализированного журнала The Absolute Sound в категории «Технологический Прорыв».
Награда Product of the Year присуждается самым лучшим из десятков моделей, протестированных журналом The Absolute Sound в 2009 году. Обзор прямого цифрового усилителя NAD M2, опубликованный в декабрьском выпуске The Absolute Sound, был подготовлен одним из самых знаменитых аудио экспертов в мире – легендарным Робертом Харли, автором книг Энциклопедия High-End Audio и Энциклопедия Домашнего кинотеатра.
NAD M2 произвел на Роберта Харли сильнейшее впечатление. Ниже приведен полный перевод его статьи, подготовленной по результатам длительного тестирования этого удивительного аппарата.
Роберт Харли
The Absolute Sound №198 Декабрь 2009
Термин «цифровой усилитель» очень часто используется ошибочно – при описании усилителей с выходными каскадами, работающими в классе D (или импульсном режиме), но в случае с усилителем NAD M2 использование определения «Прямой Цифровой Усилитель» является вполне правомерным. NAD M2 воплощает собой совершенно новую концепцию в построении аудио-видео систем. Он производит прямое преобразование цифровых потоков данных стандартного или высокого разрешения в сигналы, которые непосредственно приводят в движение диффузоры громкоговорителей.
По своему функционалу NAD M2 является «интегральным усилителем», который способен заменить цифроаналоговый преобразователь, предусилитель и усилитель мощности. NAD M2 позволяет исключить из звукового тракта все электронные компоненты, отвечающие за цифроаналоговое преобразование, а также активные контуры предусилителя и усилителя мощности. Он производит прямое преобразование PCM сигнала от цифрового источника в сигнал с широтно-импульсной модуляцией (PWM), который переводит выходные транзисторы во включенное или выключенное состояние. Именно так – никаких цифровых фильтров, ЦАПов, контуров аналогового усиления, никакой аналоговой межблочной коммутации, аналоговой регулировки громкости и предусиления. Преобразование из цифровой в аналоговую форму здесь происходит за счет работы импульсного выходного каскада и его аналогового фильтра. Это обеспечивает настолько прямой путь сигнала, насколько это вообще возможно. (см. врезки для знакомства с техническими деталями.)
Для компании NAD, которая заработала свою репутацию, выпуская достаточно недорогие аппараты, M2 является весьма серьезным отступлением от традиций. Начнем с того, что стоимость NAD M2 составляет $5999 – согласитесь, что это совершенно новый ценовой уровень для «интегрального усилителя» от NAD. Во-вторых, М2 является первым усилителем компании NAD, в котором используется импульсный выходной каскад. До сих пор NAD отвергала использование данной технологии, отдавая предпочтение линейным усилителям, мотивируя это тем, что импульсные каскады не могут обеспечить надлежащего качества звучания. Впрочем, стоит отметить, что выходной каскад NAD M2 существенно отличается от других аппаратов, представленных на рынке (см. врезку). В третьих, NAD считает, что технологии М2 в конце концов могут стать той основой, на которой будут базироваться практически все устройства звукоусиления компании. NAD разработала модель M2 не для того чтобы продемонстрировать функциональные преимущества класса D, а скорее для того, чтобы установить новый стандарт качества для усилителей вообще - вне зависимости от того, какая технология в них используется.
Давайте теперь посмотрим на NAD M2 в работе. Внешний вид аппарата однозначно свидетельствует о его принадлежности к топовой Master-серии – поклонники компании без труда отметят характерные признаки, такие как ряд кнопок выбора источника на передней панели, регулятор громкости и информационный дисплей. Впрочем, взглянув на заднюю панель устройства, нетрудно убедиться, что М2 – это совсем не обычный интегральный усилитель. Здесь расположены пять цифровых входов (два RCA, один AES/EBU, два TosLink, плюс дополнительная «петля» TosLink loop), один несимметричный и один балансный аналоговые входы. На цифровые входы можно подавать сигнал с любой частотой сэмплирования – от 32 до 192 кГц. Аналоговые сигналы, поступающие на входные разъемы М2, преобразуются в цифровую форму.
При подключении аналогового или цифрового источника (CD-транспорта или музыкального сервера) и громкоговорителей (через соответствующие акустические клеммы) NAD M2 выполняет те же функции, что и обыкновенный интегральный усилитель. Выбирать источники и регулировать громкость можно с фронтальной панели аппарата или при помощи пульта ДУ. На дисплей, расположенный на фронтальной панели, выводится информация о частоте сэмплирования входного сигнала и уровне громкости.
Приверженцы аналогового звучания, не признающие компромиссов, могут заметить, что при подаче аналогового сигнала (например, с фонокорректора) М2 производит его преобразование в цифровой PCM. Точно так же любители SACD могут упрекнуть NAD M2 в том, что для воспроизведения он будет конвертировать аналоговый выходной сигнал SACD-плеера в PCM.
NAD M2 имеет ряд особенностей, которые нельзя встретить в традиционных интегральных усилителях. К примеру, войдя в меню, можно выбрать частоту сэмплирования при аналого-цифровом преобразовании (для аналоговых входных сигналов) или же включить функцию апсэмплинга, которая будет конвертировать, например, сигнал с частотой дискретизации 44,1 кГц в 96 кГц. Аналоговые сигналы преобразуются в цифровую форму с частотой дискретизации до 192 кГц и разрядностью 24 бит. Входной уровень сигнала на аналоговых входах может быть понижен на величину до 9 дБ. Настройка «Speaker Compensation» позволяет выбрать одну из пяти предустановок для оптимальной подстройки характеристик воспроизведения верхних октав звукового диапазона в соответствии с импедансом акустических систем. Переключатель абсолютной полярности завершает список функций, доступных из меню усилителя. На задней панели аппарата находится включатель фирменной системы Soft Clipping, которая позволяет ограничить максимальный уровень выходного сигнала для предотвращения возможных звуковых искажений при перегрузке усилителя. Порт RS232 позволяет подключать к усилителю персональный компьютер или специализированную систему управления. Полнофункциональный пульт ДУ позволяет выбирать источники, регулировать громкость, приглушать яркость свечения дисплея, а также управлять CD или DVD проигрывателями NAD.
Вообще, NAD M2 не похож на обычные импульсные усилители; он значительно тяжелее, чем большинство других усилителей класса D. Кроме того, NAD M2 греется хоть и меньше, нежели традиционные усилители класса АВ сравнимой мощности, но все же значительно сильнее чем любой из усилителей класса D из тех, что побывали в моем доме.
Прослушивание
NAD M2 гостил в моем доме около двух месяцев. Я прослушивал его с акустическими системами Wilson Audio Alexandria X-2 Series 2, а также YG Acoustics Kipod Studio. При работе с Kipod M2 был подключен только к верхнему модулю акустических систем, поскольку на нижнюю секцию активного сабвуфера необходимо подавать сигнал линейного уровня. Кроме того, я прослушал М2 с АС Volent Paragon, оснащенными акустическими преобразователями Хейла Air Motion Transformer.
Я сравнивал NAD M2 с моей собственной референсной системой, состоящей из ЦАПа Berkeley Audio Design Alpha, предусилителя Pass Labs XP20 и усилителя мощности класса А Pass Labs XA100.5. Коммутация в этой системе была произведена межблочными кабелями MIT MA-X и акустическими MIT Oracle MA. Особо отмечу, что функционально NAD M2 заменяет собой всю систему Berkeley ЦАП / предусилитель Pass / УМ Pass / MIT, но при этом стоит примерно в десять раз меньше. В качестве цифрового источника для обеих систем служил CD-транспорт Classe Audio CDP-502, подключенный через интерфейс AES/EBU. Кроме того, я тестировал M2 и на цифровых потоках высокого разрешения, источником которых являлся музыкальный сервер, построенный на базе PC компанией Goodwin’s High-End и описанный в 189 выпуске TAS. Врезка – Технология: Не просто очередной импульсный усилитель NAD M2 имеет два основных отличия от других усилителей, использующих импульсные выходные каскады класса D. В традиционном импульсном усилителе аналоговые входные сигналы преобразуются в серии импульсов, которые переводят выходные транзисторы в полностью включенное или полностью выключенное состояние. Амплитуда сигнала «заключена внутри» ширины импульса (см. врезкуШиротно-Импульсная Модуляция). Выходной фильтр сглаживает импульсы, приводя их к форме непрерывной волны. В NAD M2 все происходит по-другому. Цифровые сигналы PCM, поступающие на его вход (с CD-транспорта, сервера или другого источника) все время остаются в цифровом виде и преобразуются при помощи цифрового сигнального процессора DSP в сигналШиротно- Импульсной Модуляции, который управляет выходными транзисторами.
Эта разница может показаться не такой уж важной на первый взгляд, но рассмотрев путь сигнала в обычной цепи, состоящей из цифрового источника и импульсного усилителя, вы, скорее всего, поменяете свое мнение. В вашем CD-проигрывателе данные, считываемые с диска, проходят через цифровой фильтр и преобразуются в аналоговую форму при помощи ЦАП. Токовые импульсы на выходе ЦАП конвертируются в импульсы напряжения при помощи преобразователя тока в напряжение; сигнал проходит через фильтр низкой частоты и затем усиливается или буферизуется в аналоговом выходном каскаде CD-проигрывателя. Этот аналоговый выходной сигнал поступает через межблочные кабели на предусилитель, который имеет свои собственные контуры усиления, регулировки громкости и выходной буферизации. С выхода предусилителя сигнал по межблочным кабелям идет на вход усилителя мощности, который в свою очередь имеет входной каскад, каскад усиления и импульсный выходной каскад. Мы видим, что перед тем как попасть на выходной каскад усилителя мощности сигнал помимо цифроаналогового преобразователя проходит еще шесть или семь контуров активного усиления.
Для того чтобы обратить внимание на принципиальное различие повторим еще раз, что в NAD M2 поток данных в PCM преобразуется цифровым процессором DSP в сигнал с Широтно-Импульсной Модуляцией, управляющий выходными транзисторами. И это все. Здесь нет никаких аналоговых контуров усиления на пути между входом, на который поступают PCM данные, и вашими громкоговорителями. Сигнал в NAD M2 все время остается в цифровой форме пока не достигнет импульсного выходного каскада, который в сочетании с выходным фильтром работает как цифроаналоговый преобразователь. Громкость звучания при этом регулируется в процессоре DSP.
Еще одно отличие между М2 и всеми остальными усилителями, работающими в классе D, заключается в самом импульсном выходном каскаде. NAD сотрудничает с английской командой разработчиков компании Diodes Zetex, занимающейся полупроводниками и разработавшей концепцию новой технологии импульсного усиления. Инженеры NAD работали со специалистами Diodes Zetex более четырех лет для того, чтобы адаптировать базовую идею Diodes Zetex к применению в NAD M2. Diodes Zetex назвала свой усилитель «Усилителем с Прямой Цифровой Обратной Связью» (Direct Digital Feedback Amplifier DDFA). Основная инновационная идея данного усилителя заключается в применении обратной связи по выходному каскаду для снижения искажений. Обратная связь, которая применяется практически во всех линейных усилителях, берет часть выходного сигнала, инвертирует его и посылает обратно на вход. Это позволяет снизить уровень искажений. Однако в случае импульсных усилителей применение обратной связи как правило не имеет смысла из-за задержки той части выходного сигнала, которая посылается на вход. Импульсные каскады для своей работы требуют исключительно точной временной синхронизации. Наносекундная ошибка может привести к тому, что выходной каскад перейдет в закрытое состояние. Инновационная идея Zetex заключается в том, чтобы сравнивать реальный ШИМ сигнал высокого уровня (на выходе транзистора) с референснымШИМ сигналом низкого уровня. Любое различие между реальным и референснымШИМ сигналами указывает на ошибку в напряжении. Реальный ШИМ сигнал может отклоняться от референсного значения за счет шума в источнике питания, падения напряжения, мелких изменений ширины импульсов, допусков транзисторов или вариаций в скорости нарастания импульсов. Все эти потенциальные источники ошибок воздействуют на фон (область, находящуюся под импульсами) и именно для того, чтобы избежать их и производится цифровое кодирование аналоговой амплитуды. Ошибки представляются в виде напряжения, которое оцифровывается на частоте преобразования в 108 мГц, обрабатывается для компенсации последовательных циклов модуляции, а затем подается на фильтр-преобразователь шума, который регулирует форму импульсов на постоянной основе для компенсации ошибок в выходном контуре. В дополнение к уменьшению уровня искажений эта процедура также снижает выходной импеданс усилителя.
Стоит отметить, что референсный сигнал в данной схеме должен быть безукоризненным, в противном случае система будет корректировать несуществующие «ошибки». Ширина импульсов должна соблюдаться с точностью в пять пикосекунд – этот уровень качества соответствует минимальному значению джиттера в самых передовых цифроаналоговых преобразователях. В самом деле, M2 можно рассматривать как ЦАП, осуществляющий усиление и оценивать его техническое совершенство, используя те же самые критерии, что и при оценке качества ЦАПов. Например, на -120 дБ ошибка линейности составляет менее 0,1 дБ (что, кстати, является великолепным результатом), уровень полезного разрешения имеет практически нереальную величину в -135дБ.
Топология М2 является логичным следствием того, насколько низким является уровень шума аппарата. В традиционной системе, состоящей из цифрового источника, аналогового предусилителя и аналогового оконечника, любой шум, появляющийся в сигнале перед усилителем, радикально снижает уровень соотношения Сигнал/Шум. Например, если мы подаем сигнал с CD-плеера, обладающего соотношением Сигнал/Шум в 115 дБ сначала на предусилитель с соотношением С/Шв 108 дБ, а затем на усилитель мощности с собственным значением С/Шв 115 дБ (отметим, что мы привели величины, соответствующие самым лучшим образцам перечисленных классов аппаратуры), то суммарное соотношение С/Швсей системы составит всего лишь 84,1 дБ на сигнале мощностью в 1Вт (все величины соотношения сигнал/шум здесь считаются не взвешенными). Шум в сигнале перед усилителем мощности будет усиливаться вне зависимости от того, насколько тихим является сам усилитель мощности. В М2 единственными источниками шума являются цифровой процессор DSP и импульсный выходной каскад, а уровень шума совершенно не зависит от усиления. Именно поэтому соотношение сигнал/шум здесь не ухудшается при низких уровнях громкости. Низкий уровень шума DSP обеспечивается в частности за счет применения 35-битного пути данных. Соотношение сигнал/шум NAD M2 составляет 91 дБ (не взвешенное, на сигнале с мощностью 1 Вт) при любом уровне сигнала. В самом деле, я рискнул выкрутить регулировку громкости М2 до максимума и практически приложил ухо к твитеру своих высокочувствительных колонок Wilson Audio Alexandria X-2 Series 2 (95 дБ 1 Вт/1м), никакого шума я при этом не услышал.
Впрочем, как известно, за все приходится платить. Импульсные усилители требуют применения серьезных выходных фильтров (как правило, состоящих из большой катушки индуктивности и конденсатора) для того, чтобы удалить высокочастотный импульсный шум из выходного сигнала и сгладить форму его волны. Данный фильтр имеет конструкцию, в основе которой лежит концепция сходная с фильтром низкой частоты на выходе цифроаналогового преобразователя. Импульсные усилители также могут генерировать слышимые звуковые искажения - в тех случаях, если питание для их выходных транзисторов не является совершенно чистым. Это происходит потому, что выходные транзисторы могут либо открывать путь от источника питания к громкоговорителям либо закрывать его (в выключенном положении). Любой шум или пульсации в цепи источника питания попадают напрямую на акустические системы. Это значит, что импульсные усилители нуждаются в очень качественных источниках питания. Несмотря на это, многие производители импульсных усилителей экономят на источнике питания, пытаясь сохранить невысокий уровень цены, а также снизить размеры и вес. Я хочу обратить особое внимание, что NAD M2 имеет самый основательный источник питания среди всех импульсных усилителей, которые я когда-либо встречал. В нем используется три независимых блока – по одному для каждого из аудио каналов и один для цепей управления и вспомогательных операций.
Каждый из усилителей в составе М2 монтируется на 15-сантиметровой монтажной плате и оснащается теплоотводом, который крепится к ней снизу. Судя по всему, каждый из каналов имеет две пары выходных транзисторов. Задняя панель аппарата экранирована, вероятно, для предотвращения попадания рассеянного импульсного шума в сигнал после фильтрации. Шасси М2 поделено на два дополнительно экранированных модуля, опять же для защиты от импульсного шума, генерируемого выходным каскадом.
При работе с NAD M2 у меня возникло 2 незначительных проблемы. Во-первых, триггерная защита аппарата срабатывала пару раз даже в отсутствие музыкального сигнала. Выключение и повторное включение питания аппарата позволило перевести защитный контур в исходное состояние. Во-вторых, один раз во время включения М2, я услышал шум из правого канала. Выключение аппарата и его последующее включение решило и эту проблему. Впрочем, это случилось только однажды из нескольких десятков раз, что я включал аппарат.
Постоянные читатели нашего журнала знают, что я не фанат импульсных усилителей. Конечно, они имеют свои достоинства – небольшие размеры, очень малое выделение тепла, малый вес и, конечно же, более чем приемлемое количество Ватт в пересчете на единицу стоимости. Но при прослушивании усилители D-класса оставляют меня равнодушным. Они могут звучать очень динамично, но при этом их звучание очень сильно зависит от акустических систем, коммутационных кабелей и других факторов. Импульсные усилители, которые я слышал (впрочем, сразу оговорюсь, что слышал я не очень много) имели искусственный характер звучания, который вместе с какой-то «известковой» окраской на средних частотах лишает инструменты их естественных тембров.
Но М2 звучит совершенно не похоже на любые другие усилители класса D, которые я когда-нибудь слышал. У него нет абсолютно никаких характерных признаков, по которым можно было бы идентифицировать технологию, положенную в основу его конструкции. Скорее уж M2 отличается от большинства других усилителей тем, что он стремится отразить все достоинства музыкальной фонограммы, причем сделать это максимально достоверно. В отличие от других импульсных усилителей, которые я слышал, звучание M2 отличается очень высокой степенью нейтральности, усилитель практически не добавляет в него ничего от себя. В общем и целом, можно сказать, что NAD M2 склонен скорее к совершению «грехов недеянием», а не «грехов деянием». М2 можно сравнивать по звуку с обычной аудио системой высшего класса с линейным усилением. Это сравнение будет совершенно справедливым по множеству пунктов за одним единственным исключением. Дело в том, что NAD M2 является абсолютно бесшумным, причем, на любом уровне громкости и с любыми акустическими системами – даже с моими Wilson X-2 чувствительностью 95 дБ. Фон музыкального произведения является совершенно и абсолютно черным (данный термин мы используем здесь по аналогии с источниками видеоизображения, чтобы проиллюстрировать полнейшее отсутствие фоновых шумов и огромный динамический контраст) и это качество дает звуковым образам музыкальных инструментов исключительную осязаемость (и пространственную и текстурную). Абсолютная, буквально мертвенная тишина звукового бэкграунда придает образам музыкальных инструментов более резкие очертания и усиливает ощущение трехмерности объектов в звуковом пространстве. Осязаемость звуковых образов также является частичным следствием того, что М2 склонен немного выдвигать звуковую сцену вперед, как бы помещая слушателя в районе пятого ряда концертного зала. Кроме того, М2 склонен слегка подчеркивать область средних частот, что опять же усиливает ощущение присутствия и осязаемость инструментальных и вокальных образов. В целом, это качество усилителя является положительным, хотя некоторые записи с изначально выдвинутой вперед звуковой сценой или с подчеркнутым среднечастотным диапазоном (такие как, например, In Other Words с записи The Teodross Avery Quartet) воспроизводились не идеально. И наоборот, записи с естественным вокалом, такие как, например, выдающаяся ReVisions: Songs of Stevie Wonder by Jen Chapin, воспроизводятся с невероятным уровнем качества, переносящим слушателя в концертный зал и обеспечивающим беспрецедентный уровень вовлеченности слушателя.
Для описания качества воспроизведения баса хочется использовать одно единственное слово – «великолепно». Если Вам хочется подробностей – пожалуйста: бас у NAD M2 – глубокий, богатый, теплый, мощный и мускулистый. Самая нижняя часть басового диапазона – очень богата спектральными звуковыми составляющими, отличается высочайшей плотностью, но в то же время очень детальна и прекрасно артикулирована. Нижний бас NAD M2 – очень быстрый и динамичный. Вообще, хочется отметить, что на меня произвела самое приятное впечатление комбинация полновесности и скорости воспроизведения баса, которой обладает NAD M2. Он одинаково успешно справляется с передачей как электронного, так и акустического баса. К примеру, мне очень понравилась виртуозная запись Стэнли Кларка с альбома The Rite of Strings, где он играет вместе с Аль ДиМиолой и Жаном-Люком Понти. Басовые партии фортепиано передаются также великолепно – им прекрасно подходят такие качества M2, как мощный и глубокий, но в то же время очень скоростной и динамичный бас. NAD M2 обеспечивает точнейшую передачу всех нюансов музыкального произведения. Обладая впечатляющими энергетическими резервами, он очень жестко контролирует вуферы громкоговорителей. Артикуляция на мидбасе – необыкновенно высока; я смог без труда услышать переходные акустические модуляции, вызванные щипком акустической басовой струны, трансформирующиеся в насыщенное резонирующее звучание корпуса музыкального инструмента.
Врезка: Предшественник M2
NAD M2 не является самым первым импульсным усилителем, осуществляющим преобразование PCM в PWM (Импульсно-Кодовой Модуляции вШиротно-Импульсную Модуляцию). В данном случае пальма первенства принадлежит модели TacT Millennium, обзор которого я делал еще в далеком 1999 году. Впрочем, топология M2 – это не просто более современная версия TacT Millennium. В M2 используется совершенно новый импульсный выходной каскад, который принципиально отличается от Millennium. Помимо этого, регулировка громкости в TacT Millennium производилась за счет изменения напряжения в цепях блока питания, обеспечивающих энергией импульсные выходные транзисторы. NAD M2 имеет цифровую регулировку громкости при помощи того же самого процессора DSP, в котором происходит преобразование сигнала из PCM в PWM.
В тех случаях, когда аудио аппарат обладает уровнем качества, существенно превосходящим уровень аппаратов аналогичного ценового уровня, мы стараемся производить оценку, выбирая в качестве уровня отсчета тот уровень, который соответствует самым сильным качествам данного аппарата. Другими словами, в таких случаях аппарат сам поднимает планку качества и ужесточает для себя критерии оценки. Именно такая ситуация и произошла с усилителем NAD M2, качество звучания которого соответствует аппаратуре гораздо более высокого ценового уровня. Итак, производя очень критичное тестирование и будучи максимально требовательным к качеству воспроизведения NAD M2, я отметил чуть заметную жесткость в диапазоне верхней середины, которая проявляется в легком подчеркивании некоторых инструментов, например, верхней части диапазона трубы. Эта особенность звучания является характерной практически для всех усилителей данного ценового уровня, но в M2 она все же проявляется чуть иначе, чем в других аппаратах. В то время как в большинстве усилителей эта особенность звучания является весьма назойливой, присутствуя в очень широкой полосе частот, NAD M2 имеет частотную окраску в относительно узком диапазоне. Именно поэтому я замечал эту окраску далеко не всегда, а только в тех ситуациях, когда именно в указанном узком диапазоне частот была сосредоточена значительная звуковая энергия. Отмечу, что эта легкая звуковая окраска не особенно беспокоила меня во время длительного прослушивания M2, но становилась достаточно заметной при непосредственном сравнении с моей референсной комбинацией из цифроаналогового преобразователя и усилителя мощности (которая стоит почти в 10 раз дороже). NAD M2 не обладал такой же тембральной плавностью и теплотой на средних частотах как моя референсная система. Несмотря на это, в целом звук NAD M2 можно назвать очень легким, плавным и комфортным.
Высокие частоты NAD M2 обладают легкостью и высочайшей детальностью. В то же время самая верхняя звуковая октава была все же не такой открытой, протяженной и прозрачной, как на моей референсной системе. При воспроизведении джазового CD, записанного мной самостоятельно (Confirmation в исполнении Квартета Чиза Харриса), тарелки Харриса звучали чуть менее энергично. Точно так же в звучании флюгельгорна Конте Кандоли присутствовало чуть больше полированного золота, чем в реальной жизни. Надо сказать, что если аудио компонент отклоняется от нейтральности, то лучше, чтобы это отклонение носило характер смягчения тембров, нежели их подчеркивания. Хочу повторить, что, войдя в меню аппарата, вы можете подстроить тональный баланс усилителя в соответствии с параметрами вашей системы.
NAD M2 имеет достаточно детальное звучание, хотя самые мельчайшие структурные детали передаются не настолько подробно как на моей референсной системе. M2 передает практически всю звуковую информацию, но самые мельчайшие нюансы, позволяющие судить о механизмах создания звуковой записи, остаются за пределами его внимания. Например, в композиции Sorceress с альбома Return to Forever Romantic Warrior (современный ремастеринг The Anthology CD) есть пассаж, в котором Ленни Вайт накладывает замысловатую вязь перкуссии на литаврах на ударную линию барабанов. Моя референсная система более успешно передала характер литавр, воспроизводя их звук именно как звук инструментов, по которым наносится удар, а не просто как кратковременное звучание этих инструментов.
M2 обладает уникальной способностью распутывать сложнейшие мелодические линии. Очень многие усилители из данной ценовой категории не позволят вам услышать более тихие инструментальные линии на фоне более громких. В то же время именно эта особенность является решающей для правильной передачи замысла композитора или исполнителя. Для того чтобы охарактеризовать звук M2 необходимо подобрать самые характерные антонимы к таким словам как «размытый», «переполненный» или «запутанный». M2 имеет высочайшее разрешение и передает все, даже самые мельчайшие детали воспроизводимой музыки. Более того, он делает это очень органично и естественно, без малейшего налета аналитичности в звучании. Частично за счет этого качества, a частично в результате исключительно высокого динамического контраста и способности передавать мельчайшие оттенки, музыка в исполнении M2 всегда оставалась очень энергичной и жизнерадостной. Во время прослушивания записанного мной самостоятельно диска Confirmation, о котором я уже упоминал прежде, M2 продемонстрировал высочайшую ритмическую когерентность и настолько высокую естественность воспроизведения, что она буквально повергла меня в трепет и приковала все мое внимание к воспроизводимой музыке. Очень интересным является то, что данное качество проявилось в первую очередь на таком музыкальном направлении как бибоп. Соло Фредди Хаббарда из его знаменитой композиции «Birdlike» было исключительно легким, воздушным и в соответствии с названием буквально «парило» по комнате прослушивания.
Наконец, необходимо сказать, что аналогово-цифровой преобразователь M2 (сигнал на который подавался с фонокорректора Aesthetix Rhea Signature) имеет очень высокое качество, но, все же, не абсолютно прозрачен. Он чуть-чуть затеняет разрешение на самых низких уровнях и слегка ужесточает тембры.
Врезка: Широтно-Импульсная Модуляция
Давайте разберемся, как серия импульсов позволяет представить волнообразные музыкальные сигналы? На самом деле все происходит точно так же как и в случае Прямого Потока Данных (Direct Stream Digital) – формата кодирования, который лежит в основе SACD, который извлекает музыкальный сигнал из цифрового битстрима. На самом делеШиротно-Импульсная Модуляция (PWM) и Цифровой Поток Данных (DSD) концептуально идентичны.
На Рис.1 показано соотношение между цифровым потоком DSD и формой аналоговой волны, которую данный поток представляет. Поток цифровых данных является серией импульсов с различной длиной, при этом в длине импульса закодирована информация об амплитуде аналогового сигнала. Последовательность импульсов, которая генерируется при алгоритме кодирования DSD, выглядит практически «аналогово». Именно так, вы можете посмотреть на последовательность импульсов и получить полное представление о том, как будет выглядеть аналоговая форма волны. Битстрим и аналоговый сигнал в данном случае настолько близки, что в теории DSD сигнал может быть преобразован в аналоговую форму при помощи одного единственного конденсатора (на практике DSDаналоговое преобразование оказывается более сложным). Бит-рейт DSD, который используется в формате SACD, составляет 2,8224 мегабит в секунду. Рис.1: Широтно-Импульсная Модуляция представляет аналоговую форму волны при помощи серии импульсов различной ширины.
В импульсном усилителе выходные транзисторы переводятся в положение «полностью включен» или «полностью выключен» при помощи ШИМ-сигнала. Амплитуда аналогового сигнала кодируется как «область под импульсами»; более длинные импульсы (более длинные периоды включенного состояния выходных транзисторов) представляют аналоговые сигналы с большей амплитудой. В этом импульсные усилители не похожи на обычные линейные усилители, в которых выходные транзисторы все время находятся в токопроводящем состоянии.
На выходеШИМ каскада мы получаем серии импульсов высокого уровня, которые должны быть сглажены и преобразованы в форму непрерывной волны. В каждом усилителе с импульсным выходным каскадом применяется очень серьезный фильтр (катушка индуктивности и конденсатор) между выходными транзисторами и входными терминалами акустических систем. Применение фильтра необходимо как для сглаживания сигнала, так и для устранения импульсного шума.
В усилительном модуле Diode Zetex частота квантования импульсов составляет 108 Мгц. Эта частота определяет количество дискретных значений ширины импульсов, доступное для представления формы волны аудиосигнала. Это количество равно 128, что на первый взгляд кажется недостаточным для кодирования сложного музыкального сигнала. Но это только на первый взгляд, ведь даже на 20 КГц внутри одного периода волны доступно множество модуляционных циклов.
Заключение
С учетом стоимости NAD M2, которая в десять раз ниже стоимости моей референсной системы (все компоненты которой имеют высочайший уровень), можно с уверенностью утверждать, что M2 является исключительно привлекательным аппаратом с точки зрения музыкальности. Читатели данного материала наверняка заметили, что в целом я бы отдал предпочтение своей референсной системе – ее звучание понравилось мне несколько больше, но вовсе не настолько, как можно было бы ожидать исходя из разницы в цене. Обычно я не провожу сравнительных тестирований, противопоставляя друг другу продукты за $6000 и более чем за $50000, но исключительно высокое качество M2 позволило мне в этот раз провести именно такое сравнение. Помимо этого, NAD M2 воплощает в себе совершенно новый подход к конструкции усилителя, процедуре цифроаналогового преобразования и самому принципу построения аудио системы. А раз так, то я ставил перед собой задачу оценить звучание M2 не только в сравнении с обычными усилителем и ЦАПом, но проверить, как новая технология, положенная в основу M2, соответствует неким абсолютным, базисным критериям. (Вы можете увидеть эту оценку, прочитав раздел данной статьи, где показано, что M2 немного проигрывает референсной системе. Я включил данное наблюдение в свою статью вовсе не для того, чтобы принизить замечательные достижения, которых добивается M2, а именно для того, чтобы дать вам максимальное представление о новой технологии).
Рассматривая же M2 в качестве альтернативы обычному усилителю за $3500 и обычному ЦАПу за $2500, можно однозначно утверждать, что инженерам NAD удалось добиться небывалого успеха. Я никогда не слышал, более того, я не мог даже представить себе комбинацию усилителя и ЦАПа с близкой ценой, которые хотя бы приблизились к качеству воспроизведения M2. Более того, M2 объединяет в одном устройстве возможность декодирования аудио высокого разрешения, способность выбора источников и других функций управления, которыми обладает предусилитель, 250 Вт усиления – и все это при потрясающей эргономике. Я предвижу, что M2 или его потомки, будут очень широко применяться в системах, состоящих из трех компонентов: музыкального сервера, продукта, концептуально похожего на M2 и акустических систем.
M2 – это самый настоящий триумф компании NAD. Одним из самых важных обстоятельств является то, что этот усилитель указывает нам новое направление в котором будет происходить конструкторское развитие усиливающей аппаратуры и изменение системной архитектуры. Уже сейчас я готов предсказать, что в будущем аудиофилы будут вспоминать NAD M2, как прародителя нового поколения аудио устройств.
Спецификации
Долговременная выходная мощность: 2х250Вт (8 Ом); 2х250Вт (4 Ом); 2х300Вт (2 Ом)
Динамическая мощность IHF: 300Вт (8 Ом); 450Вт (4 Ом); 600Вт (2 Ом)
Пиковый выходной ток: >60A
Соотношение сигнал/шум: >120дБ (A-взвешенное, уровень сигнала 200Вт)
Цифровые входы: S/PDIF на RCA (x2), AES/EBU (x1), TosLink optical (x2) и TosLink in/out loop
Поддержка частот сэмплирования: 32КГц–192КГц до 24 бит
Аналоговые входы: Несимметричный RCA, балансный XLR
АЦП: Полностью балансный, 192КГц/24-бит
Размеры: 42,8 x 13,1 x 44,7 см.
Вес: 20 Кг.
Источник: www.tria.ru