A Legacy of Firsts
В 1962 году появилась на свет MC-головка звукоснимателя DL-103, в различных своих модификациях выпускающаяся и поныне, т.е. почти полвека! Сдается мне, что более легендарный элемент аудиосистемы отыскать вряд ли удастся. Спустя десять лет создается первое в мире 8-канальное устройство цифровой звукозаписи DN-023R с разрешением 13 бит/47 кГц. Следующие две декады были, среди прочего, отмечены, соответственно, первым профессиональным CD-проигрывателем DN-3000F и технологией преобразования уровня квантования Alpha Processing.
Думаю, нет нужды говорить о том, что в каждом из этих случаев речь идет о японской компании Denon, в прошлом году отметившей свое столетие. Неудивительно, что к столь круглой дате решено было приурочить выпуск юбилейной серии аппаратуры под общим индексом A100. Любопытно, что в 1992-1994 гг. компания уже “подытоживала” все свои знания и опыт выпуском бескомпромиссной стереолинейки S1, но если тогда речь шла исключительно о 2-канальной технике, то сейчас серия включает в себя также и кинотеатральные компоненты. Мы решили остановиться на паре, пожалуй, наиболее востребованных аппаратов: SACD-проигрывателе DCD-A100 и интегральном усилителе PMA-A100.
Конструкция
Для начала — общие черты, присущие обоим компонентам. Прежде всего, это массивные корпуса с элементами виброзащиты, в том числе литые металлические ножки и битумные наклейки изнутри на задних стенках. Полированные передние панели украшены “юбилейными” логотипами с цифрой 100. В комплекте поставляются универсальные (и, как следствие, — идентичные для обоих аппаратов) пульты ДУ, сертификаты подлинности с подписью лица, ответственного за сборку и настройку, книги по истории компании и 5-летняя гарантия.
С целью заботы об окружающей среде энергопотребление в режиме ожидания составляет не более 0,3 Вт. И раз уж мы заговорили о питании, то следует отметить, что в обоих аппаратах установлено по паре трансформаторов с Ш-образным сердечником производства японской компании Kaga Components. В проигрывателе один из них отвечает за цифровую и служебную части схемы, а второй — исключительно за аналоговую. В усилителе все еще интересней: пара трансформаторов предназначена, по всей видимости, отнюдь не для реализации режима dual mono, а для параллельного подключения. Наконец, оба компонента сознательно “обделены” элементами балансной схемотехники, а почему именно — читайте далее.
Доступ к внутренностям проигрывателя закрывает массивная крышка из двух металлических листов. Вышеупомянутые трансформаторы расположены на отдельной платформе, тем самым еще раз подтверждая серьезные намерения производителя в деле борьбы с вредоносными вибрациями. Разделены и платы блоков питания цифровой и аналоговой частей. Непосредственно привод с металлическим загрузочным лотком размещен в отдельном, экранированном коробе. Проверка на качество считывания дисков с механически поврежденной поверхностью показала, что он начинает сбиваться при выпадении 2,4 мм дорожки: это достаточно высокий результат.
На плате цифровых входов/выходов был обнаружен процессор ADSP-21367 от Analog Devices и модуль оперативной памяти W9864G2IH-6 от Winbond. Учитывая место их расположения и самое главное — 32-битную архитектуру, можно предположить, что именно они ответственны за реализацию обработки исходного сигнала по технологии Advanced AL32 Processing. Следует отметить, что данная технология не затрагивает DSD-поток. На плате с выходными каскадами установлен 32-битный ЦАП AK4399 от Asahi-Kasei.
Возможна 3-позиционная регулировка яркости дисплея и полное его отключение. В последнем случае можно также отключить и цифровые выходы, такой режим называется Pure Direct и задействуется с передней панели аппарата. Аппарат может воспроизводить также файлы в форматах MP3 и WMA, записанные на диск или твердотельный накопитель, который можно подключить к USB-разъему на передней панели. Для улучшения качества воспроизведения файлов с высокой степенью сжатия предназначена функция Restorer, способная функционировать в одном из трех режимов, в зависимости от качества исходного файла. Но самое интересное, что к этому же разъему штатным кабелем можно подключить iPod и получить с него цифровой сигнал. Что же касается традиционных цифровых входов на задней панели, то они способны принимать сигнал с разрешением до 192 кГц.
О трансформаторах блока питания усилителя я уже упоминал, поэтому сейчас лишь добавлю, что также в нем установлены два конденсатора емкостью по 12 тысяч мкФ. Что же касается сознательного игнорирования ба лансной схемотехники, то, как мне кажется, сделано это, опять же, в угоду звуковым качествам, а именно — минимизации числа активных элементов на пути сигнала. Так, выходные каскады реализованы по двухтактной схеме в классе AB всего с одним сильноточным полевым транзистором в каждом плече. Радиаторы правого и левого каналов разделены физически, а их ребра задемпфированы, непосредственно же транзисторы контактируют с ними через массивные медные пластины.
Секция предварительного усилителя отделена от усилителя мощности металлическим экраном. Благодаря имеющимся выходам первого и входам второго их можно задействовать независимо — например, для реализации режима bi-amping либо же использования стереопары в составе ДК. Звуковые настройки сводятся к возможности регулировки баланса, а также НЧ и ВЧ на частотах 100 Гц и 10 кГц в диапазоне ± 8 дБ. Любопытно, что с ростом громкости их влияние ослабевает, а полностью их можно принудительно отключить клавишей Source Direct.
Прослушивание
Звучание тестируемой пары аппаратов можно назвать традиционным для продукции Denon, основные его характеристики — качественность и естественность. Это звук, который вызывает исключительно хорошие эмоции. Никакого радикализма, только проверенные временем достоинства. Приверженность славным традициям подчеркивает и девиз юбилейной серии: “A Legacy of Firsts”. DCD–A100 и PMA–A100 воспроизводят музыку легко и свободно, составляющие частотного спектра натуральны и не нуждаются в корректировке, хотя такая возможность конструктивно предусмотрена. Помимо высокой оценки качества и естественности звучания, хочется подчеркнуть не менее высокую степень достоверности звуковой сцены, создаваемой аппаратами. Подробность, с которой усилитель и проигрыватель представляют музыку, не вызывает утомления. Смещение акустических координат в знакомых фонограммах, которое удалось обнаружить при тестировании, обусловлено не работой аппаратуры, а особенностями самого носителя музыкальной информации.
Проверим, насколько разрешающая способность проигрывателя позволяет выявить различия в различных изданиях знаменитого альбома с брутальным названием “Violator” британского музыкального коллектива Depeche Mode. Сразу замечу, что издания эти не являются ни пересведением, ни различными вариантами ремастеринга. На всех дисках представлена одна и та же цифровая фонограмма 1990 года, а разница заключена в том, в какой стране, на каком заводе и из-под какого пресса выходили данные CD. Голландский релиз (CD 1) и немецкое издание (CD 2) звучат практически идентично, за исключением чуть более глубокой звуковой сцены в отдельных треках германского диска. Эффект задержки — дилей — в композиции “World in My Eyes” (трек 1) на релизе, выпущенном в Соединенных Штатах (CD 3), имеет едва заметное смещение в панораме, а само звучание альбома кажется более воздушным. Японское издание (CD 4) подкупает спектральной уравновешенностью и конкретностью источников звука. В целом, различия на компакт-дисках не затрагивают частотный баланс и касаются звуковых перспектив. Разница, по сути, микроскопична, но точность воспроизведения проигрывателя DCD–A100 и бескомпромиссность усилителя PMA–A100 дают прекрасную возможность для сравнительного анализа.
Что касается издания “Violator” ’а на гибридном SACD (1) — а оно было осуществлено в 2006 году, — то следует отметить особую деликатность, с которой к первоисточнику подошли люди, занимавшиеся ремастированием. Фонограмма, представленная на CD-слое, коренным образом ничем не отличается от фонограмм рассмотренных выше компакт-дисков — ни в пространственных построениях звуковой сцены, ни в пропорциях или объемах звуковых объектов. Изменения коснулись характера звучания: оно стало более раскрепощенным, с сохранением присущей стилю синти-поп отстраненности и прохладности. В разумных пределах появились даже своего рода сочность и насыщенность. В целом же, звучание обрело бо’льшую свежесть, но она лишена нарочитости и искусственности. Звукорежиссер в полной мере проявил хороший вкус и тонкость в понимании материала, над которым он работал. Вдобавок, дорожка в формате Direct Stream Digital предсказуемо представляет больше детальности, больше объема.
Прослушивание файлов с внешних накопителей — таких, как переносной винчестер или iPod — показывает, что аппараты уверенно отображают разницу в звучании между треками с низким и высоким битрейтом и преимущество некомпрессированного формата WAVE. По субъективному ощущению, mp3-файлы, воспроизводимые с iPod’а, обладают большей динамикой, чем идентичные файлы, размещенные на иных подключаемых по USB носителях.
Отдельной похвалы заслуживает работа дизайнеров компании. В оформлении лицевых панелей проигрывателя и усилителя элегантность удачно сочетается со строгостью. Производители подумали и о том, какие тактильные ощущения будут у пользователей, прикасающихся к аппаратуре: материал лицевой панели, переключателей и регуляторов приятен на ощупь. Продумано даже то, с каким легким и одновременно затейливым щелчком срабатывает селектор переключения входов усилителя или как фиксируется положение моторизированного регулятора громкости. Все это, вкупе с прекрасными звуковыми характеристиками SACD-проигрывателя и интегрального усилителя, свидетельствует о стремлении японских специалистов доставить удовольствие обладателям аппаратов, выпущенных к столетнему юбилею компании Denon.
Вывод
SACD-проигрыватель DCD–A100 и интегральный усилитель PMA–A100 обладают качественным, добротным звучанием, хорошо знакомым поклонникам продукции этой марки. Японские конструкторы не предлагают взглянуть на звук по-новому, с каких-то революционных позиций, пропагандируя здоровый консерватизм как результат вековой деятельности на рынке аудиоаппаратуры, — и это правильный, взвешенный подход.
Источник: журнал АудиоМагазин 2 2011