Интеллектуальное искусство - интегральный усилитель Chord CPM2800
Вообще-то, CPM2800 не просто усилитель, а современное универсальное устройство с развитой архитектурой. В дополнение к импульсным источникам питания (тоже ведь не совсем аналоговая схемотехника), которые неизменно использовались во всех компонентах Chord Electronics, британские инженеры перевели на цифру значительную часть тракта и добавили коммуникационные функции, без которых в наше время уже не обойтись.
Чтобы при таком расширении функционала не выйти за бескомпромиссные рамки High End Audio, разработчикам пришлось внедрить несколько нестандартных решений. Предварительная секция представляет собой вполне самостоятельный узел, для которого в паспорте даже приводятся отдельные спецификации. При работе с аналоговых входов — а их пять, в т.ч. один балансный XLR — сигнал подаётся непосредственно на широкополосные усилители напряжения. Главная же особенность CPM 2800 в том, что он может работать и с цифровыми источниками через интерфейсы BNC (коаксиал), TosLink (оптика) и USB. Последний предназначен для получения аудиофайлов с твердотельных накопителей или компьютера, в этом случае усилитель определяется операционной системой как внешнее аудиоустройство. Соответственно, входная часть разветвляется на аналоговую и цифровую, причём последняя построена не на отдельных чипах, а на интегральной сборке FPGA (field programmable gate array devices). По сути, это набор огромного количества логических ячеек, из которых, словно из элементов пазла, разработчик может составить схему любой конфигурации. Благодаря тому, что все его части — от декодера SPDIF до фирменного ЦАПа пятого поколения — собраны на одном кристалле, удаётся избежать длинных сигнальных проводников и тем самым снизить уровень взаимных помех и джиттера.
Если присмотреться к фото CPM 2800, сзади можно заметить две антенны. Они относятся к трансмиттеру Bluetooth, который предназначен для связи и воспроизведения звуковых файлов с любых устройств, поддерживающих беспроводной протокол A2DP, в т.ч. и портативных плееров Apple. Качество звучания не хуже CD Audio в квартирных условиях гарантируется на расстоянии до 30 метров.
Оконечные усилители отличаются высокой мощностью (2 х 170 Вт RMS на 4-омной нагрузке) и широким диапазоном частот (0,8 Гц — 77 кГц). Они получают питание от фирменного импульсного преобразователя с очень низким выходным сопротивлением. Напомню, что в отличие от традиционных такие источники не имеют сетевого трансформатора, в котором и возникают «просадки» напряжения при увеличении потребляемого тока. Из-за этого страдает динамика воспроизведения, да и мощность, потребляемая от сети, используется нерационально. Единственная проблема импульсных источников — повышенный уровень ВЧ-помех, но с ними инженеры компании давно научились бороться. В CPM 2800 преобразователь работает на очень высокой частоте, и весь блок надёжно экранирован, так что у помех шансы прорваться в звуковой тракт минимальны.
Дизайн в стиле Science Art и компоновка аппарата типичны для Chord и потому безошибочно узнаваемы. Лаконичность лицевой панели подчёркивается сложным рельефом боковых частей и полированной поверхностью вертикальных опор. Наряду с чёрной отделкой возможна и облегчённая серебристая. Пульт ДУ стандартный пластиковый, с кнопками для других компонентов.
В качестве источника нам предложили CD-проигрыватель Audio Revo CDP1 (154200 руб.) итальянской фирмы Norma. Она не слишком популярна у нас в России, хотя на европейском рынке её изделия, в частности усилители, появились в 1987 году. Модель Revo CDP1 по нынешним меркам может показаться несколько консервативной — её тракт построен на 24-битовых ЦАПах PCM1704 и цифровом фильтре DF1706, но именно этот набор ценится аудиофилами за детальность и нейтральность звучания. Аналоговые каскады выполнены на дискретных транзисторах, питаются от отдельного источника и имеют полосу пропускания до 2 МГц. Источник питания содержит тороидальный трансформатор и 13 независимых стабилизаторов из отборных деталей.
Акустика Dynaudio Confidence C2 (483000 руб. пара), наоборот, нам хорошо известна. Эти солидные 40-килограммовые напольники впервые были представлены на выставке «High End Society 2002» во Франкфурте. Они имеют двухполосную конфигурацию с четырьмя симметрично расположенными излучателями — парой твитеров Esotar 2 с тканевыми куполами в центре и парой 6,5-дюймовых мидбасов с полипропиленовыми диффузорами. Кроссоверы спроектированы таким образом, чтобы получить максимально ровный импеданс во всём диапазоне частот и, как следствие, линейную фазовую характеристику. Корпус изготавливается вручную лучшими датскими краснодеревщиками. Два момента, которые нужно учитывать при интеграции C2 в систему — отнюдь не рекордная чувствительность (87 дБ) и колоссальный аппетит на входной ток. Подобрать усилитель к акустике Dynaudio всегда непросто. Но в нашем случае это плюс — чем сложнее нагрузка, тем серьёзнее испытание.
Начинаем с симфонической музыки Tutti!, записанной на CD с максимально возможным динамическим диапазоном [1]. Что сразу поражает в связке Chord и Dynaudio, так это мгновенный переход от piano к мощнейшему crescendo, которое буквально обрушивается на слушателя. Столь естественные динамические контрасты вызывают прямые ассоциации с живым исполнением. Правда, на самых громких фрагментах инструменты собираются в две группы в непосредственной близости от колонок, а середина сцены кажется пустоватой. Атмосфера зала слегка упрощена, из-за чего его реальные размеры не всегда можно представить правильно. Вероятно, из-за того, что при предельно быстром и информативном басовом регистре инфранизкие составляющие почти не чувствовались, хотя в этом плане у Confidence C2 нет ни малейших ограничений. Пожалуй, пока это все поводы для критики, к чему-либо другому придраться было невозможно. Скрипки, вопреки опасениям, не выказывали ни малейших признаков визгливости, что часто бывает при цифровом усилении, даже наоборот — при высочайшей детальности вся струнная группа звучала очень красиво, как в таких случаях говорят, «с канифолью». Середина вообще очень хороша, она буквально бархатная, насыщена тембральными нюансами, причём это богатство передаётся на любой громкости. Верхний диапазон лёгкий, чистый и совсем не назойливый — удар по тарелкам не режет уши, треугольник слышен отчётливо, хотя и не пытается выделиться на фоне других инструментов. По этому поводу, конечно, стоит спеть дифирамб твитерам Esotar 2, но и усилитель не сплоховал, ни в коей мере не проявив своей цифровой природы. Ещё бы стоило отметить точную передачу ритмического рисунка довольно сложных музыкальных произведений, что добавляет им изящества и гармонии.
На камерных жанрах звуковая сцена оказалась просто великолепной. Представьте: Стив Тайрелл [2] стоит точно в центре, слева от него рояль, а аккомпанирующий состав заполняет собой весь задний план. Да и само исполнение показалось мне на редкость изящным и артистичным — странно, что раньше не уделял этому диску должного внимания. Контрабас прописан так, что слышны даже малейшие вибрации струны, а сам щипок передаётся в виде упругого удара по барабанным перепонкам. Но снова вынужден констатировать, что вибрации в самом нижнем регистре скорее угадываются, чем реально ощущаются.
Неоднократно писал о том, что правильно составленный тракт способствует расширению музыкального кругозора в сторону жанров, ранее казавшихся слишком сложными для восприятия. На диске Кшиштофа Пендерецкого [3] есть несколько треков, в т.ч. и «Sicut locutus est», который я часто при прослушивании пропускаю — уж больно он негармоничный. В данном же случае даже столь авангардная интерпретация старинной мессы показалась если не мелодичной, то, по крайней мере, более понятной и вполне приемлемой для слуха, и я даже затруднюсь сказать почему. Возможно, это заслуга таких качеств, как мощь, динамика, высокое разрешение и благоприятный расклад гармоник — а они так редко сочетаются в одной системе...
Источник: журнал Салон Audio Video май 2011