Transrotor Zet 3/ SME 309
Немецкая компания
Transrotor под бессменным руководством
Йохана Рэке вот уже много лет
занимается производством
проигрывателей виниловых
дисков. За эти годы у компании
нашлось немало поклонников,
и это понятно — широкий модельный ряд, высокое качество
изготовления, неординарный
дизайн и некоторое количество
интересных технических решений,
дополненные достаточно четкими
представлениями разработчиков о собственном «звуковом
почерке», не могут не выделять
эти проигрыватели в ряду прочих
аппаратов. Среди моих знакомых
меломанов-аудиофилов есть
несколько владельцев проигрывателей Transrotor, и тут ситуация
почти такая же, как, например,
с владельцами техники Naim, —
люди совершенствуют имеющиеся аппараты или меняют их на
старшие модели, но не переходят
на проигрыватели других производителей.
Конструкция проигрывателя достаточно проста и понятна, но эта
лаконичность сочетается с запоминающимся дизайном. Хотя тут
сразу стоит заметить — блестящий внешний вид доставит владельцу проигрывателя некоторое количество хлопот: полированные акриловые и металлические поверхности будут
требовать регулярного ухода и чистки. С другой стороны, если уж внешность пришлась по вкусу, то эти хлопоты не станут обременительными. Стол проигрывателя представляет собой «сендвич» из двух пластин
композитного материала на основе акрила, карбона и
прослойки из алюминиевого сплава между ними. Вся
конструкция устанавливается на стойку при помощи
трех опор, их регулировка осуществляется простым
вращением, сами же опоры на концах имеют полусферы, устанавливающиеся на массивные подставки. При
этом подставки можно переворачивать: с одной стороны есть демпфирующие силиконовые кольца, а с другой — нет. Соответственно, можно выбирать тип развязки стола с поверхностью. Конструкция очень удобна, установка и регулировка по уровню стола занимает не более двух минут. Корпус узла подшипника массивный, выполнен из алюминиевого сплава. Втулка
подшипника, изготовленная из бронзы, сочетается со
стальным опорным шариком и стальным валом. Стоит
отметить, что узел подшипника расположен достаточно низко относительно всей конструкции. Сверху устанавливается массивный диск из алюминиевого сплава. Основная масса диска смещена к краю, что положительно сказывается на характеристиках вращения.
Интересная особенность — корпус узла подшипника и
нижняя поверхность диска имеют волнистый профиль
для гашения резонансов. К проигрывателю прилагаются штатный жесткий мат из композитного материала
и клэмп. И вот эти детали, точнее, их реализация, вызывают некоторые нарекания — без клэмпа сцепление
пластинки с матом слабое, и пластинка начинает проскальзывать даже от мягкой чистящей щеточки. Клэмп
решает эту проблему, но далеко не всегда положительно влияет на звук.
База для установки тонарма представляет собой жесткую конструкцию, схожий принцип развязки (через
достаточно тонкие и жесткие опоры между верхней
и нижней поверхностями базы) тонарма и стола нередко встречается среди современных проигрывателей.
Конструкция стола позволяет устанавливать две базы
под тонармы, что, несомненно, расширяет возможности проигрывателя. Привод диска пассиковый, мотор
в массивном металлическом корпусе устанавливается на стол — на площадку, предназначенную для второй базы тонарма, развязка мотора с корпусом проигрывателя проста — эту функцию выполняют обычные силиконовые ножки. В том же случае, когда мотор устанавливается не на столе, а отдельно, нужно использовать дополнительную подставку. Такой способ
установки, конечно, более предпочтителен, т.к. позволяет развязать мотор и стол проигрывателя и при этом
можно подбирать силу натяжения пассика. Также производителем предусмотрены одновременная установка и использование двух моторов. В этом случае понадобится блок питания Konstant M3. Вообще, все проигрыватели Transrotor, с которыми мне так или иначе
приходилось сталкиваться, значительно лучше звучали
при использовании не базового блока питания, а блоков Konstant. Использование двух моторов от опционального блока питания оправдано как с точки зрения
влияния на звук, так и с точки зрения простого удобства — один мотор раскручивает диск несколько медленнее, чем хотелось бы. Хотя если не брать в расчет
скорость выхода на рабочие обороты, то двигатель тихий и стабильный — почувствовать пальцами вибрацию можно, но она минимальна, а стабильность вращения видно по стробоскопу и слышно.
В целом, аппарат очень удобен и прост в настройке — даже если это первый проигрыватель в системе,
на сборку и настройку уйдет совсем немного времени.
Наличие достаточно большого количества опций позволяет постепенно совершенствовать систему и улучшать функционал и звучание.
Звучание
Начал с пластинки John Coltrane «A Love Supreme» —
звучание динамичное, но несколько жесткое и утомляющее. На ударных медь слышна, скорее, как удар,
нежели как медь. Бас более простой и плоский, чем
должен быть, при этом с динамикой никаких проблем нет. На записи The Vinny Golia Quintet «The Gift
of Fury» — общий почерк тот же, но резкость звучания еще более заметна. При этом получается несколько странное сочетание — динамики предостаточно,
а детальности и воздуха в звуке меньше, чем хотелось
бы. Первое и самое простое — снимаю клэмп — звук
становится чуть воздушнее и детальнее. Замечу, что
при дальнейшем прослушивании клэмп я не использовал. Пробую перенастроить головку — лучший звук
получается на нижней границе рекомендованной прижимной силы в 2,0 грамма (при рекомендованном
диапазоне 2,0–2,5 грамма). Вторую сторону «A Love
Supreme» уже можно слушать, бас стал более объемным, но грубоватая подача ВЧ и нехватка детальности остались, просто в меньшей мере. Слушая пластинку David Gilmour «On An Island», заметил нехватку привычного воздуха и разрешения. Эта часть прослушивания подтвердила мои первоначальные предположения о том, что головка Benz-Micro MC-20E2
окажется слабым звеном в данном тракте. Т.к. у нас
в наличии имелась еще головка Clearaudio Stradavari
V2, было решено установить и ее. Установка, настройка, прогрев — и картина звука разительно меняется
в лучшую сторону. Альбом Гилмора звучит и детально, и динамично, при этом в звуке есть тот характерный «дышащий» воздух, который так хочется услышать. Пластинка Fleetwood Mac «Then Play On» играет так динамично и задорно, что хочется прослушать
сторону до конца и перейти на вторую. Roger Taylor's
«Fun In Space» — очень хорошо! Прослушиваю сторону, замечаю что притопываю ногой и настроения явно
улучшилось… На пластинке Oscar Peterson & Joe Pass
«Porgy & Bess» слышно и практически видно каждую
ноту. Следующий альбом — Eva Cassidy «Songbird» —
вот на этой записи, если проигрыватель приукрашивает звук, результат может оказаться «слишком сладким», но ничего предосудительного: окраска есть, но
незначительная. На альбоме Queen «Made In Heaven»
с характерной для него синтетикой в звучании тракт
показывает себя вполне достойно. Конечно, из цифрового звука аналоговый сделать нельзя, но слушается приятно и увлекательно. Для того, чтобы понять способность раскрывать малейшие детали музыки и пределы по динамике, ставлю сначала Count Basie
& his orchestra «The best of Basie», а потом Claudio
Monteverdi «Vesperae Mariae Virginis». Звучание «скоростного» большого джазового оркестра отыграть
не проще, чем звучание оркестра симфонического,
а большой хор — вообще, критическое испытание для
тракта. С джазовым оркестром проигрыватель справляется хорошо, только на некоторых фрагментах, особенно на духовых инструментах, чуть-чуть не хватает натуральности тембров, но не хватает самую-самую
малость. С другой стороны, подача классической музыки весьма дружелюбна и аккуратна — удовольствие от прослушивания обеспечено. Напоследок решил поставить Stan Getz and The Oscar Peterson Trio
и Wes Montgomery — Road Song. Заметил, что головка Clearaudio Stradavari не лучшим образом подходит
для старых пластинок, как моно, так и стерео, а также для пластинок в состоянии ниже чем EX. Зато на
записи Монтгомери система хорошо справилась со
специфически записанным гипертрофированным
«ухающим» басом.
Эксперименты и размышления
Закончив основное прослушивание и уяснив способности и жанровые пристрастия проигрывателя, я
решил с ним немного поэкспериментировать. Заменил штатный мат на пробковый Thorens, перенастроил тонарм, поставил достаточно легкий керамический клэмп Entre и поменял кабель от тонарма на
AudioCraft. С этими изменениями звучание ничего не
потеряло, но стало чуть более «телесным» и осязаемым, да и пользоваться проигрывателем с пробковым
матом стало заметно удобнее, а Entre — один из немногих клэмпов, минимально влияющих на звук. Возможно также, с данным проигрывателем имеет смысл
использовать легкие цанговые клэмпы. С проводом
все достаточно понятно и известно — штатный кабель
Van Den Hul, идущий в комплекте к тонарму SME
309, обладает достаточно резким звуком, особенно на
высоких частотах, но, по сути, его задача — использоваться до тех пор, пока владелец подбирает другой
кабель, оптимально подходящий к его системе.
Как показал тест, использовать бюджетные модели
головок с этим проигрывателем смысла нет — они
окажутся слабым звеном в системе. Если говорить
о головках Benz-Micro, то я бы не стал в данном случае рассматривать модели младше, чем Benz-Micro
Glider.
Резюме
Проигрыватель оказался весьма дружелюбным в плане настройки и эксплуатации и жанрово почти «всеядным». Данная сборка (впрочем, как и те проигрыватели Transrotor, которые мне встречались ранее)
больше тяготеет к рок-музыке, нежели к музыке
классической. Легкая окраска звука компенсируется
слитной, живой подачей и отсутствием холодного
синтетического звучания, которым грешат многие
современные проигрыватели винила. Возможность
выбора комплектующих и установки двух тонармов
позволяют без проблем построить виниловый источник с желаемым звучанием.
Источник: журнал Stereo&Video январь 2011