Ни много, ни мало
Компания Micromega была основана в 1987 году во французской столице Даниэлем Шаром. Ее дебютными продуктами (с промежутком в год) стали первые в мире CD-проигрыватель и комбинация CD-транспорт/ЦАП с верхней загрузкой серии CDf1, к которой впоследствии добавилось еще несколько оригинальных источников. В 1994 году на свет появилась серия Concept с upgrade-возможностями, а в 1997 — компактная серия Minium. Ну а 1998 год, хочу напомнить, всего пару лет спустя после официальной премьеры формата DVD был ознаменован созданием DVD-проигрывателя серии Premium. Для небольшой компании это было очень серьезное достижение.
В 2007 году новым владельцем Micromega стал Дидье Хамди, в прошлом — чемпион мира по мотогонкам, а в настоящее время — руководитель строительно-электротехнических компаний Audis S.A.R.L. и Sicom S.A., ответственных, в том числе, и за освещение Эйфелевой башни; Даниэль же занял место главного разработчика. Приобретя нового хозяина, фирма обзавелась также и приставкой к своему привычному названию — HD audio. Интересно, всего лишь Ready или все-таки Full?
Мы уже больше десятка лет не тестировали продукцию этой компании, поэтому решили познакомиться с нынешним флагманским комплектом, состоящим из проигрывателя CD-30, предварительного усилителя PA-20 и усилителя мощности PW-400. Хочется особо отметить, что в наш век глобализации (и неразрывно связанного с ней аутсорсинга) было очень приятно убедиться в том, что вся аппаратура под этой маркой по-прежнему не только разрабатывается, но и производится во Франции.
Конструкция
В проигрывателе (как, впрочем, и в предварительном усилителе) используется фирменный унифицированный блок питания Micromega ACTS. В его состав входят: трансформатор с неразрезным ленточным R-образным сердечником производства компании Arrow Technology Ltd., трансформатор с двумя вторичными обмотками по 9 ВА, фильтрующий дроссель Weisser и банк конденсаторов WIMA. Основная задача данного блока — эффективное подавление сетевых ВЧ-помех, и, в частности, она решается именно благодаря трансформатору с R-образным сердечником, поскольку он, по утверждению производителя, обладает достаточно узкой полосой пропускания, и помехи попросту не проходят через него.
В качестве привода используется модель Sony KHM313. Испытания на качество считывания дисков с механически поврежденной поверхностью показали, что транспорт начинает сбиваться при выпадении 1 мм дорожки. Цифровой сигнал с диска поступает на преобразователь частоты CS8421, где он подвергается весьма нестандартной, 3-кратной передискретизации до значения 132,3 кГц. Подобное значение было выбрано производителем по результатам опытных прослушиваний, оставив “за бортом” четные (двух- и четырехкратные) коэффициенты. С теоретической же позиции, кратный вариант обосновывается им как более удобный с точки зрения необходимости использования единственного генератора синхроимпульсов, в данном случае — с частотой 16,9344 МГц, то есть в 128 раз превышающей полученную после передискретизации. Кроме этого, увеличивается разрядность сигнала, с исходных 16 до 24 бит. Преобразование в аналоговую форму возложено на ЦАП AD1853.
Блок питания предварительного усилителя, как уже упоминалось выше, полностью аналогичен таковому в проигрывателе, а для регулировки громкости используется микросхема CS3310.
В блоке питания усилителя мощности установлен тороидальный трансформатор Nuvotem Talema и 4 конденсатора BC Components от Vishay по 10 тысяч мкФ каждый. Оконечные же каскады построены на второй версии модулей UcD400HG со встроенными стабилизаторами напряжения HxR, производства голландской компании Hypex Electronics. Селекторы входов (XLR или RCA) расположены на днище аппарата.
Проигрыватель и предварительный усилитель снабжены идентичными пультами ДУ, не отличающимися излишней эргономичностью по причине их универсальности. Говоря другими словами — почти полсотни идентичных кнопок для управления практически любой техникой под маркой Micromega не добавляют ясности в процессе поиска единственно нужной в данной момент.
Прослушивание
Исходя из конструктивных особенностей тестируемых аппаратов, рискну высказать предположение, что основная интрига нас ждет “по краям” этого комплекта, то бишь со стороны проигрывателя и усилителя мощности, поскольку в них обоих используются достаточно нетривиальные схемотехнические решения, в то время как предварительный усилитель, не в обиду ему будет сказано, — добротный, но весьма традиционный аппарат.
Собственно говоря, так оно в принципе и оказалось. PA-20 можно с полным на то основанием назвать классическим предварительным усилителем, чья роль сводится к коммутации входных и выходных сигналов, а также к изменению их уровня. На фоне двух оставшихся участников этого комплекта, его вклад в общее звучание был минимален.
Вернемся к началу, т. е. к источнику. Единственное замечание эргономического характера — это толщина лотка для компакт-диска. Я вовсе не хочу ставить ему в вину его потенциальную хрупкость (надеюсь, что давно прошли те времена, когда открытый лоток могли принять за аналогичный автомобильному подстаканник), но ему явно не хватает “глубины”. Даже я, за достаточно продолжительный промежуток времени общения с ним, умудрился пару раз не совсем ровно положить диск и заклинить привод при его закрытии. С другой стороны, если мы говорим в первую очередь об аудиотехнике, то ведь от проигрывателя грампластинок вообще никто и никогда не ждал интуитивно понятного алгоритма работы. Так что вернемся к качеству звучания.
В первую очередь, замечаешь редко сейчас встречающийся и от этого еще более ценный баланс разрешения и слитности звучания — скорее, даже его деликатности, но при этом без намека на отсутствие живости. Излишне детальное звучание порой упрекают за аналитичность, граничащую с назойливостью, в то же время под звучанием неутомительным политкорректные обозреватели зачастую подразумевают что-то скомканное и невразумительное. В данном же случае информационные и эмоциональные элементы звучания составляют старательно выверенную и практически оптимальную пропорцию, что называется — ни добавить, ни убавить.
Еще одно очевидное достоинство данного проигрывателя — это проработка НЧ-диапазона. Простой протяженностью его в область инфранизких частот сегодня сложно кого-либо удивить, но вот его рельефность в нашем конкретном случае вызывает уважение: столько подробностей в первых двух-трех октавах встретишь не часто.
Думаю, что одной из заслуг качественного блока питания стала очень достойная микродинамика, ведь при низком уровне собственных шумов аппарата ничто не мешает слушателю смаковать мельчайшие нюансы музыкального произведения. Возможно, по этой же причине мы наблюдаем и высокое тембральное соответствие как вокальных партий, так и акустических музыкальных инструментов.
Подводя промежуточный итог: звучание этого источника живое и открытое, но при этом совершенно неутомительное, говоря банально — по-хорошему аналоговое. Кто знает, быть может, все дело в магической 3-кратной передискретизации, хотя, на мой взгляд, целочисленность этой операции имеет существенно большее значение, нежели величина ее кратности.
PW-400 так и подмывает назвать “сильным, но легким”: шутка ли — 800 Вт выходной мощности при весе всего-навсего 13 кг. Вот они, плоды прогресса, глядишь — скоро и iPod начнут снабжать не только разъемом для наушников, но и клеммами для подключения АС. Но начнем традиционно с эргономики: нетипично для данного класса усиления, аппарат весьма сильно греется, так что ставить его в плохо вентилируемое пространство — например, в закрытую TV-тумбу — я бы не рискнул.
Что же касается его основного предназначения, т. е. качества звучания, то в первую очередь обращаешь внимание на предельно чистый верхний регистр, лишенный даже намека на сибилянты. Зачастую усилители данного типа упрекают за излишнюю сухость звучания, но в данном случае она полностью отсутствует, и единственное, на что можно было бы обратить внимание, — это, возможно, чуть меньшее изящество в проработке мелких деталей, в свою очередь присущее как уже упомянутому проигрывателю, так и контрольному усилителю.
С учетом столь внушительного блока питания, низкого выходного сопротивления и высокой выходной мощности, было бы странно не увидеть в данном случае предельно четкого контроля усилителем практически любых акустических систем, в том числе и представляющих собой сложную реактивную нагрузку за счет разделительных фильтров высокого порядка с большим числом элементов. Тем не менее, хорошо известный факт невозможности работы ШИМ-усилителей с частотами, предельно близкими к постоянному току, обуславливает знакомое специалистам чуть суховатое звучание в самом низу звукового диапазона. Впрочем, к чести производителя следует признать, что из всех слышанных нами ключевых усилителей, в данном аппарате этот эффект был заметен практически в наименьшей степени.
Вывод
Не готов утверждать, что этот французский производитель создавал все протестированные сегодня компоненты в расчете на их совместное использование, но несомненно одно: данный комплект доставил нам множество приятных минут именно в своем совокупном качестве. Минималистичное изящество формы удачно подкрепляется в нем высокотехнологичным содержанием, за которым, тем не менее, явно видна музыкальная составляющая. И пусть кому-то мой отчет покажется излишне лаконичным (как, впрочем, и внешность этих аппаратов) — но давно известно, что хвалить гораздо сложнее, нежели ругать.
Источник: журнал АудиоМагазин 6 2009