Не разлей вода
В следующем году канадской компании Simaudio исполняется 30 лет — весьма солидный возраст для такого узкоспециализированного производителя. В нынешнем же январе на выставке в Лас-Вегасе была впервые представлена серия MOON 3.3, состоящая из CD-проигрывателя и интегрального усилителя. Эти аппараты пришли на смену в свое время хорошо себя зарекомендовавшим, но в данный момент уже снятым с производства моделям Equinox SE и i-3 SE. Посмотрим, чем смогут порадовать нас новички.
CD-проигрыватель CD3.3x
Начнем с блока питания данного аппарата. Он основан на тороидальном трансформаторе номиналом 25 ВА и банке конденсаторов суммарной емкостью почти 20 тысяч мкФ. В режиме Standby с передней панели отключают ся только транспорт и дисплей, основной же тумблер питания расположен сзади.
Транспортный механизм производства одного из подразделений группы компаний ASA (Гонконг) закреплен на гелевой 4 точечной плавающей подвеске M-Quattro, а сверху дополнительно задемпфирован металлическим листом. Испытания на качество считывания механически поврежденных дисков показали, что транспорт начинает сбиваться, когда выпадение дорожки превышает 0,5 мм. Столь низкий результат, вкупе с данными о самостоятельной разработке привода и ПО для него, позволяют сделать вывод, что, возможно, с целью увеличения длительности работы аппарата была существенно уменьшена мощность излучения считывающей головки и/или отключена функция восстановления утраченных данных путем интерполяции, на этот раз с целью большей “правдивости” воспроизведения.
По утверждению производителя, обработка цифрового сигнала происходит с параметрами 24 бита/1411 кГц, при этом джиттер не превышает 25 пс. Не совсем понимаю, как можно сделать это с помощью стандартного асинхронного преобразователя частоты дискретизации Burr-Brown SRC4392, установленного на плате.
Перевод сигнала в аналоговую форму осуществляется посредством ЦАПа Burr Brown PCM1798. Цифровая и аналоговая части схемы размещены на одной плате, но при этом оснащены независимыми “землями”. Медные токопроводящие дорожки на плате позолочены. Аппарат оснащен цифровым входом, что позволяет использовать его в качестве ЦАПа для других цифровых источников в системе, выдающих сигнал с частотой дискретизации от 32 до 192 кГц.
В завершение несколько слов об эргономике. Основные клавиши управления плеером на передней панели расположены под загрузочным лотком, что создает некоторые трудности при смене дисков. Зато лоток закрывается сам после 3 минут бездействия.
Интегральный усилитель i3.3x
Блок питания усилителя основан на тороидальном трансформаторе номиналом 400 ВА и банке конденсаторов общей емкостью 40 тысяч мкФ. В дополнение к традиционным разъемам на задней панели, имеет дополнительный вход под 3,5-мм разъем на передней, для оперативного подключения, например, портативного проигрывателя. Кроме этого, возможна опциональная установка, в любой комбинации, дополнительной пары входов на разъемах XLR, платы настраиваемого ММ/МС-фонокорректора и ЦАПа.
Для регулировки громкости используется моторизованный потенциометр Alps, а в выходных каскадах установлены в общей сложности четыре комплементарные пары биполярных транзисторов ON, MJL21193 и MJL21194 (16 А/250 В/200 Вт). Первые 5 Вт усилитель работает в режиме класса А, переходя затем в более экономичный А/В.
Общие наблюдения
Прежде всего, следует отметить качественные комплектующие, использованные при производстве данной пары. Кроме уже описанных компонентов, активно используются, например, конденсаторы WIMA, а медные дорожки на платах позолочены. Оба аппарата снабжены идентичными полнофункциональными пультами ДУ, отличающимися аскетичным и, возможно, несколько старомодным дизайном. И проигрыватель, и усилитель собраны в Канаде.
Прослушивание
Хорошо различимые, крупные символы красного цвета на дисплеях аппаратов — одна из характерных черт, которая сразу обращает на себя внимание и способствует оптимистичному настроению перед прослушиванием. Ведь внешность техники и первые впечатления, ею порожденные, — далеко не последний критерий в общей оценке; особенно сильно это осознаешь, когда представляешь себя на месте владельца, который волей или неволей будет ежедневно останавливать взгляд на своей стойке с аппаратурой. Определенно, она должна радовать глаз и вызывать своим видом положительные эмоции. Проигрыватель и усилитель, как уже отмечалось выше, оснащены идентичными пультами ДУ. Для подачи команд проигрывателю, а также переключения входов и регулировки громкости на усилителе достаточно одного из них.
Анализируя звуковой почерк проигрывателя и усилителя по отдельности, достаточно быстро приходишь к выводу, что они представляют собой хорошо сыгранную пару, в которой аппараты, внешне выдержанные в едином стиле, демонстрируют также и гармоничное сочетание в звуковом плане — где-то уравновешивая, а где-то и компенсируя друг друга. Однако же, сделав предварительные выводы, исследовать особенности каждого оказалось тоже интересно.
CD-проигрыватель немного выдвигает всю звуковую сцену вперед; более заметно такое выдвижение, в сравнении с общей разворачивающейся картиной, может происходить с солирующими инструментами. Это хорошо влияет на разборчивость (как в музыкальных фразах, так и в индивидуально интерпретируемых проигрывателем тембровых красках), причем определенным образом сказывается на глубине сцены и восприятии виртуального объема общего звукового поля, который не всегда представляется постоянным. В частности, рояль, оставаясь без аккомпанемента оркестра, обрисовывает менее масштабное пространство, чем сопровождающие его многочисленные инструменты в противоположном случае. Тем не менее, ощущение достаточно убедительного простора, пытающегося даже “раздвигать” границы, обозначенные местами установки акустических систем (и вширь, и вглубь), не покидает в течение всего времени прослушивания и не так уж существенно зависит от величины состава инструментов, выбранного автором произведения для каждого из отдельных отрывков.
Еще одна из проявившихся особенностей заключена в том, что самые тихие звуки (имеются в виду основные тоны) или обычно едва слышные призвуки, описывающие процесс звукоизвлечения, могут как будто приподниматься в своей громкости, что тоже непосредственно отражается на уже упомянутой разборчивости. Ее в большей степени следует отнести к дифференцированному восприятию различных инструментов, нежели к излишней детальности, например, в быстрых пассажах одного из них. Баланс соотношения “раздельность — слитность” в нашем случае имеет небольшой уклон в сторону последней, и это позволяет цельно воспринимать музыкальное произведение, не препарируя его на составные части, которые в мыслях иной раз бывает затруднительно собрать воедино в компании с аппаратурой, которая не в меру аналитична.
Тональный баланс вполне равномерен, благодаря чему не чувствуется ни преувеличенного “коммерческого” баса, ни выпяченной середины, ни ослепляющего верха. Та же самая равномерность не допускает и заметных провалов. Отсутствие явных перегибов тоновой шкалы — весьма ценное свойство для аудиотехники. Однако охарактеризовать звучание проигрывателя как плавное было бы не очень уместно. Его высокая эмоциональность, обусловленная, в том числе, и некоей резковатой активностью тромбонов и труб и еще “пунктирным” представлением шума тарелок, может порождать ощущение колкости, хотя это не влияет на общую теплоту, ощущаемую при воспроизведении.
Усилитель как будто призван немного “осаживать” иногда не в меру бойкого и эмоционального “коллегу”, обладая спокойным и даже где-то флегматичным звуковым почерком. Он достаточно явно преуспевает в плане тональной нейтральности. А имея достаточный запас мощности, позволяющий адекватно — без напряжения и надрыва — воспроизводить широкие интервалы макродинамики и нисколько не ослаблять уровень громкости в самых высоких и острых ее пиках, усилитель, как оказалось, в состоянии немного сглаживать тембровые шероховатости и способствовать повышению комфортности восприятия. Но это нисколько не является препятствием для того, чтобы музыка могла вызвать ответные яркие ассоциации. Так, роккомпозиции в состоянии демонстрировать не только характерный внешний напор, но и внутреннее напряжение, что особенно заметно на выдвинутых вперед и немного сжатых — очевидно, по традициям жанра, — но захватывающих и волнительных вокальных партиях. Может быть, более спокойная передача эмоций принесла бы большую содержательную многоплановость, но тогда от внимания могло бы уйти необходимое в данном случае ощущение драйва. Совместная работа проигрывателя и усилителя отмечается плотным звучанием, в котором смысловая нагрузка длительностей нот (собственно, и составляющих фразы) превалирует над важностью длительностей пауз. Это звучание представляется для слушателя единым потоком повествования.
Положительные моменты, отмеченные в “парном выступлении”, не уходят от внимания и при испробовании других музыкальных жанров, сохраняя свою актуальность в различных условиях, задаваемых разнообразными записями.
Вывод
CD-проигрыватель и усилитель серии MOON 3.3 являются хорошо согласованной между собой парой компонентов. Это в равной степени относится и к единому дизайну, и к музыкальным способностям. Конечно, компоненты могут быть использованы и по отдельности, чему тоже было уделено внимание (по крайней мере, электрическая совместимость с аппаратурой других марок никаких вопросов не вызывала). Но все-таки определенную индивидуальность, эту фирменную “породу” характера звучания можно осознать в полной мере лишь в совместной работе проигрывателя и усилителя, когда они получают возможность взаимно помогать раскрытию своих талантов.
Источник: журнал АудиоМагазин 5 2009